Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

В Византии с конца XIII века образовались две партии. Одна призывала опираться
в первую очередь на свои внутренние силы, безусловно верить в них, развивать
колоссальный потенциал своей страны. Другая партия – прозападная,
представители которой, указывая на несомненный факт того, что Европа
развивается все более успешно, стали громче и громче заявлять, что Византия
исторически исчерпала себя как политическое, культурное и религиозное явление.

***

В Ви­зан­тии с кон­ца XIII ве­ка об­ра­зо­ва­лись две пар­тии. Од­на при­зы­ва­ла опи­рать­ся в пер­вую оче­редь на свои внут­рен­ние си­лы, бе­зус­лов­но ве­рить в них, раз­ви­вать ко­лос­саль­ный по­тен­ци­ал сво­ей стра­ны. За­пад­но­ев­ро­пейс­кий опыт они бы­ли го­то­вы восп­ри­ни­мать из­би­ра­тель­но, пос­ле серь­ез­ной про­вер­ки вре­ме­нем и лишь в тех слу­ча­ях, ког­да пе­ре­ме­ны не бу­дут ка­сать­ся фун­да­мен­таль­ных ос­нов ве­ры и го­су­да­р­ствен­ной по­ли­ти­ки. Дру­гая пар­тия – про­за­пад­ная, предс­та­ви­те­ли ко­то­рой, ука­зы­вая на не­сом­нен­ный факт то­го, что Ев­ро­па раз­ви­ва­ет­ся все бо­лее ус­пеш­но, ста­ли гром­че и гром­че за­яв­лять, что Ви­зан­тия ис­то­ри­чес­ки ис­чер­па­ла се­бя как по­ли­ти­чес­кое, куль­тур­ное и ре­ли­ги­оз­ное яв­ле­ние, и тре­бо­ва­ли ко­рен­ной пе­ре­ст­рой­ки всех инс­ти­ту­тов го­су­да­р­ства по об­раз­цу за­пад­но­ев­ро­пейс­ких стран.

Предс­та­ви­те­ли про­за­пад­ной пар­тии, тай­но – а ча­ще и отк­ры­то – под­дер­жи­ва­е­мые ев­ро­пейс­ки­ми пра­ви­тель­ства­ми, одер­жа­ли бе­зус­лов­ную по­бе­ду над им­пе­рс­ки­ми тра­ди­ци­о­на­лис­та­ми. Под их ру­ко­во­д­ством в стра­не был осу­ще­с­твлен ряд важ­ней­ших ре­форм, вклю­чая эко­но­ми­чес­кую, во­ен­ную, по­ли­ти­чес­кую и, на­ко­нец, иде­о­ло­ги­чес­кую и ре­ли­ги­оз­ную. Все эти ре­фор­мы за­вер­ши­лись пол­ным кра­хом и при­ве­ли к та­ким ду­хов­ным и ма­те­ри­аль­ным раз­ру­ше­ни­ям в им­пе­рии, что она ос­та­лась со­вер­ше­но без­за­щит­ной пе­ред на­по­ром войск сво­е­го вос­точ­но­го со­се­да – Ос­ма­нс­ко­го сул­та­на­та.

В пер­вую оче­редь за­пад­ная пар­тия на­ча­ла пе­рес­мотр оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, куль­ту­ры и ве­ры сво­ей стра­ны. Но вмес­то здо­ро­вой кри­ти­ки они пред­ло­жи­ли об­ще­ст­ву па­губ­ное са­мо­у­ни­чи­же­ние. Все за­пад­ное пре­воз­но­си­лось, свое пре­зи­ра­лось. Ви­зан­тийс­кая ис­то­рия ис­ка­жа­лась, ве­ра и тра­ди­ции ос­ме­и­ва­лись, ар­мия под­вер­га­лась уни­же­нию. Из Ви­зан­тии ста­ли соз­да­вать не­ко­е­го все­мир­но­го монстра.

Бо­га­тая ви­зан­тийс­кая мо­ло­дежь те­перь уже не учи­лась в сво­ей стра­не, а уез­жа­ла учить­ся за гра­ни­цу. Луч­шие умы ви­зан­тийс­кой на­у­ки эмиг­ри­ро­ва­ли на За­пад: го­су­да­р­ство пе­рес­та­ло уде­лять им долж­ное вни­ма­ние.

***

Вы­го­ды, по­лу­чен­ные ви­зан­тий­ца­ми от этой сда­чи иде­о­ло­ги­чес­ких по­зи­ций, ока­за­лись ми­зер­ны­ми. Рас­че­ты за­пад­ни­чес­кой пар­тии не толь­ко не оп­рав­да­лись – они рух­ну­ли.

***

Ви­зан­тий­цы долж­ны бы­ли за­ру­бить на но­су, что За­па­ду нуж­но толь­ко пол­ное и бе­зус­лов­ное ре­ли­ги­оз­ное и по­ли­ти­чес­кое под­чи­не­ние. Не­пог­ре­ши­мым для ви­зан­тий­цев дол­жен был стать не толь­ко па­па, но сам За­пад. Дру­гой страш­ней­шей по­те­рей от пре­да­тель­ства ве­ры ста­ла ут­ра­та до­ве­рия на­ро­да к влас­ти. Ви­зан­тий­цы бы­ли пот­ря­се­ны пре­да­тель­ством их выс­шей цен­нос­ти – пра­вос­ла­вия. Они уви­де­ли, что и с глав­ным в жиз­ни – ис­ти­на­ми ве­ры, – ока­зы­ва­ет­ся, мож­но иг­рать. Смысл су­ще­ст­во­ва­ния ви­зан­тий­цев был по­те­рян. Это бы­ло пос­лед­нее и глав­ное, что раз­ру­ши­ло стра­ну. И хо­тя да­ле­ко не все при­ня­ли унию, но дух на­ро­да был слом­лен. На мес­то преж­ней жаж­ды жиз­ни и энер­гич­ной ре­ши­мос­ти к действию приш­ла ужа­са­ю­щая об­ще­на­род­ная апа­тия и ус­та­лость. На­род пе­рес­тал хо­теть жить.

***

Кри­зис го­су­да­р­ствен­ной иде­о­ло­гии при­вел к то­таль­но­му пес­си­миз­му. В об­ще­ст­ве ца­ри­ли ду­хов­но-нрав­ствен­ный упа­док, не­ве­рие, ув­ле­че­ние аст­ро­ло­ги­ей и са­мые ди­кие су­е­ве­рия. Ал­ко­го­лизм стал нас­то­я­щим би­чом для мужс­ко­го на­се­ле­ния. По­я­вил­ся бо­лез­нен­ный ин­те­рес к дав­но за­бы­тым мис­те­ри­ям древ­них гре­ков. Ув­ле­чен­ная не­о­я­зы­че­ст­вом ин­тел­ли­ген­ция соз­на­тель­но и ци­нич­но раз­ру­ша­ла в на­ро­де ос­но­вы хрис­ти­а­нс­кой ве­ры.

***

Мсти­тель­ная не­на­висть За­па­да к Ви­зан­тии и к ее пре­ем­ни­кам, со­вер­шен­но не­объ­яс­ни­мая да­же для них са­мих, на ка­ком-то глу­бо­чай­шем ге­не­ти­чес­ком уров­не, как это ни па­ра­док­саль­но, про­дол­жа­ет­ся до сих пор. Без по­ни­ма­ния это­го по­ра­зи­тель­но­го, но не­сом­нен­но­го фак­та мы рис­ку­ем мно­го­го не по­нять не толь­ко в дав­но ми­нув­шей ис­то­рии, но и в ис­то­рии XX и да­же XXI ве­ка.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS