Печать

Византизм: стилизация или фактор идентичности?
Илья Бражников

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 84

Илья Леонидович Бражников – доктор филологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета, публицист, автор книг «Мифопоэтика поступка: Ситуация ответа в художественном тексте» и «Русская литература XIX–XX веков: Историософский текст»

Ви­зан­тизм как по­ли­ти­чес­кая ка­те­го­рия

По­ня­тие «ви­зан­тизм» се­год­ня все ча­ще ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­ст­ве по­ли­ти­чес­ко­го ар­гу­мен­та. При этом за пос­лед­ние нес­коль­ко лет оно за­мет­но му­ти­ро­ва­ло. О ви­зан­тиз­ме в по­ли­ти­ке го­во­рят то в свя­зи с кор­руп­ци­ей, то в свя­зи с хит­ро­ум­ной, не­дос­туп­ной для пос­ти­же­ния прос­ты­ми смерт­ны­ми «эти­кой» выс­ше­го чи­нов­ни­че­ст­ва. Ви­зан­тизм час­то выс­ту­па­ет в сов­ре­мен­ном пуб­ли­цис­ти­чес­ком кон­те­кс­те си­но­ни­мом дво­е­ду­шия, ази­ат­чи­ны.

В цер­ков­ной жиз­ни си­но­ни­ма­ми и воп­ло­ще­ни­я­ми ви­зан­тиз­ма в пос­лед­ние го­ды ста­но­вят­ся то двус­мыс­лен­ные («дип­ло­ма­тич­ные») выс­ка­зы­ва­ния и ша­ги ие­рар­хов, а то и прос­то их до­ро­гие об­ла­че­ния, осо­бо тор­же­ст­вен­ные, бо­га­то ук­ра­шен­ные служ­бы. В свя­зи с этим до­во­дит­ся слы­шать о том, что «пат­ри­ар­хи ис­по­кон ве­ков в предс­та­ви­тельс­ких слу­ча­ях бы­ли в зо­ло­те и при всем па­ра­де» и что «это аб­со­лют­но нор­маль­но для ви­зан­тийс­ко­го хрис­ти­а­н­ства» (Сер­гей Кор­нев). Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что мы уже (или всег­да) жи­вем при ви­зан­тиз­ме и «это аб­со­лют­но нор­маль­но».

Византизм становится своего рода неофициальной идеологией, неким внутренним,
метафизическим измерением церковно-государственной жизни России. Это может
вызывать раздражение у либерально настроенной публики или, напротив,
вдохновлять консерваторов. Однако как первые, так и вторые верят
в существование «византийского подтекста», порождающего самые разные
ассоциации – от «тоталитаризма» до «симфонии властей».

Но да­же для Конс­тан­ти­на Ле­онть­е­ва, рус­ско­го фи­ло­со­фа и го­су­да­р­ствен­но­го де­я­те­ля, ав­то­ра кон­цеп­ции ви­зан­тиз­ма, пос­лед­ний был от­нюдь не нор­мой, а ско­рее иде­а­лом, к ко­то­ро­му сле­до­ва­ло стре­мить­ся Рос­сийс­кой им­пе­рии – стра­не, не­сом­нен­но, го­раз­до бо­лее близ­кой тра­ди­ци­ям Ви­зан­тии, не­же­ли Рос­сийс­кая Фе­де­ра­ция, где лю­бое про­яв­ле­ние ви­зан­тиз­ма всег­да бу­дет на­хо­дить­ся в во­пи­ю­щем про­ти­во­ре­чии с Конс­ти­ту­ци­ей. Ведь ви­зан­тизм пред­по­ла­га­ет го­су­да­р­ствен­ный ре­ли­ги­оз­ный культ и пра­вос­лав­ное ве­ро­ис­по­ве­да­ние как ре­ша­ю­щий фак­тор иден­тич­нос­ти. Ни то­го ни дру­го­го не мо­жет быть в светс­ком де­мок­ра­ти­чес­ком го­су­да­р­стве, в ка­че­ст­ве ко­то­ро­го РФ по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся в сво­ей офи­ци­аль­ной по­ли­ти­ке. Ви­зан­тизм тем са­мым ста­но­вит­ся сво­е­го ро­да не­о­фи­ци­аль­ной иде­о­ло­ги­ей, не­ким внут­рен­ним, ме­та­фи­зи­чес­ким из­ме­ре­ни­ем цер­ков­но-го­су­да­р­ствен­ной жиз­ни Рос­сии. Это мо­жет вы­зы­вать разд­ра­же­ние у ли­бе­раль­но наст­ро­ен­ной пуб­ли­ки или, нап­ро­тив, вдох­нов­лять кон­сер­ва­то­ров. Од­на­ко как пер­вые, так и вто­рые бе­зус­лов­но ве­рят в су­ще­ст­во­ва­ние «ви­зан­тийс­ко­го под­те­кс­та», ко­то­рый, как лю­бая ми­фо­ло­ге­ма, име­ет весь­ма расп­лыв­ча­тые очер­та­ния и по­рож­да­ет са­мые раз­ные ас­со­ци­а­ции – от «то­та­ли­та­риз­ма» до «сим­фо­нии влас­тей».  Ви­зан­тизм пе­рес­та­ет быть ме­та­фо­рой и ана­ло­ги­ей и ста­но­вит­ся ре­аль­ностью. В этой си­ту­а­ции воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость чет­ко оп­ре­де­лить, что же та­кое ви­зан­тизм, да­бы не ока­зать­ся внут­ри этой ме­та­фо­ры и не кор­мить ее жи­вой ис­то­ри­чес­кой плотью.


 

{div width:385|float:left}{module 2_Paulos}{/div}Ле­онть­ев дал на­и­бо­лее стро­гое и за­кон­чен­ное оп­ре­де­ле­ние ви­зан­тиз­ма: «Ви­зан­тизм в го­су­да­р­стве зна­чит са­мо­дер­жа­вие. В ре­ли­гии он зна­чит хрис­ти­а­н­ство с оп­ре­де­лен­ны­ми чер­та­ми, от­ли­ча­ю­щи­ми его от за­пад­ных церк­вей, от ере­сей и рас­ко­лов». Из этих двух прин­ци­пов (са­мо­дер­жа­вие – «креп­кая, сос­ре­до­то­чен­ная мо­нар­хи­чес­кая го­су­да­р­ствен­ность» – и «ре­аль­но-мис­ти­чес­кое, стро­го-цер­ков­ное и мо­на­шес­кое хрис­ти­а­н­ство ви­зан­тийс­ко­го ти­па») вы­те­кал и тре­тий прин­цип рус­ско­го ви­зан­тиз­ма – на­ци­о­наль­ное сво­е­об­ра­зие («кра­со­та жиз­ни в са­мо­быт­ных на­ци­о­наль­ных фор­мах»). Толь­ко при со­че­та­нии этих трех фак­то­ров мож­но го­во­рить о ви­зан­тиз­ме.

Клю­че­вой воп­рос при та­ком – «стро­гом» – по­ни­ма­нии ви­зан­тиз­ма: в ка­кой ме­ре эта тра­ди­ция мо­жет быть ак­ту­аль­на се­год­ня? К при­ме­ру, воз­мо­жен ли ви­зан­тизм без са­мо­дер­жа­вия, в ус­ло­ви­ях де­мок­ра­тии и «сво­бод­но­го» рын­ка? В то же вре­мя нас­коль­ко силь­но и вли­я­тель­но в нас­то­я­щее вре­мя мо­на­шес­кое хрис­ти­а­н­ство? Ка­кую роль в рос­сийс­кой по­ли­ти­ке и куль­ту­ре иг­ра­ет сей­час пра­вос­лав­ная мис­ти­ка? На­ко­нец, нас­коль­ко ре­аль­но удер­жа­ние «кра­со­ты жиз­ни в са­мо­быт­ных на­ци­о­наль­ных фор­мах» в ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­зи­ру­ю­ще­го­ся ми­ра?

В пер­вом приб­ли­же­нии на все эти воп­ро­сы не­из­бе­жен от­ри­ца­тель­ный от­вет. Власть в Рос­сии не­са­мо­дер­жав­на, вли­я­ние мис­ти­чес­ки наст­ро­ен­но­го мо­на­ше­ст­ва – не то что на боль­шую по­ли­ти­ку, а да­же на цер­ков­ную жизнь – нич­тож­но, де­мог­ра­фи­чес­кая си­ту­а­ция та­ко­ва, что под воп­ро­сом са­мо су­ще­ст­во­ва­ние на­ции: сна­ча­ла сох­ра­нить бы са­мо ко­рен­ное на­се­ле­ние, а по­том уже за­ду­мы­вать­ся о кра­со­те его жиз­ни и са­мо­быт­нос­ти!

Византийское обоснование автократии восходит к христианской концепции
удерживающего, сформулированной во Втором послании апостола Павла
к общине города Салоники. Это апостольское послание, как известно,
является одним из ключей ко всей христианской эсхатологии, поскольку
вводит ее фундаментальные категории и определения – отступление,
антихрист, тайна беззакония и собственно удерживающий.

Тем не ме­нее ви­зан­тизм как про­ект по-преж­не­му воз­мо­жен в се­год­няш­ней Рос­сии, в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях. Но для то­го что­бы очер­тить кон­ту­ры это­го про­ек­та, не­об­хо­ди­мо ос­ве­тить не­ко­то­рые те­о­ре­ти­чес­кие проб­ле­мы.

Са­мо­дер­жа­вие как удер­жа­ние: ис­то­ри­чес­кая
мор­фо­ло­гия по­ня­тия «ка­те­хон»

Са­мо­дер­жа­вие – это, ес­ли пе­ре­вес­ти на сов­ре­мен­ный по­ли­то­ло­ги­чес­кий жар­гон, ре­аль­ный су­ве­ре­ни­тет. Это власть, не нуж­да­ю­ща­я­ся в до­пол­ни­тель­ной ле­ги­ти­ма­ции в ви­де пле­бис­ци­та, вы­бо­ров, меж­ду­на­род­но­го приз­на­ния и т.д. Са­мо­дер­жа­вие – пе­ре­вод гре­чес­ко­го сло­ва «ав­ток­ра­тия». Ви­зан­тийс­кое обос­но­ва­ние ав­ток­ра­тии вос­хо­дит к хрис­ти­а­нс­кой кон­цеп­ции удер­жи­ва­ю­ще­го, сфор­му­ли­ро­ван­ной во Вто­ром пос­ла­нии апос­то­ла Пав­ла к об­щи­не го­ро­да Са­ло­ни­ки. Это апос­тольс­кое пос­ла­ние, как из­ве­ст­но, яв­ля­ет­ся од­ним из клю­чей ко всей хрис­ти­а­нс­кой эс­ха­то­ло­гии, пос­коль­ку вво­дит ее фун­да­мен­таль­ные ка­те­го­рии и оп­ре­де­ле­ния – отс­туп­ле­ние (апос­та­сия), ан­тих­рист («че­ло­век гре­ха, сын по­ги­бе­ли»), тай­на без­за­ко­ния и собствен­но удер­жи­ва­ю­щий: «Да не обольс­тит вас ник­то ни­как: ибо день тот не при­дет, до­ко­ле не при­дет преж­де отс­туп­ле­ние и не отк­ро­ет­ся че­ло­век гре­ха, сын по­ги­бе­ли. <…> И ны­не вы зна­е­те, что не до­пус­ка­ет отк­рыть­ся ему в свое вре­мя. Ибо тай­на без­за­ко­ния уже в действии, толь­ко не со­вер­шит­ся до тех пор, по­ка не бу­дет взят от сре­ды удер­жи­ва­ю­щий те­перь» (2 Сол. 2: 3, 6–7).

Ви­зан­тийс­кая тра­ди­ция прак­ти­чес­ки с са­мо­го на­ча­ла свя­зы­ва­ла по­ня­тие об удер­жи­ва­ю­щем с Римс­кой им­пе­ри­ей и лич­но с фи­гу­рой им­пе­ра­то­ра. Как из­ве­ст­но, Ио­анн Зла­то­уст в сво­ем тол­ко­ва­нии на Пос­ла­ние пи­шет бук­валь­но: «Ког­да прек­ра­тит­ся су­ще­ст­во­ва­ние Римс­ко­го го­су­да­р­ства, тог­да он (ан­тих­рист) при­дет. И спра­вед­ли­во. По­то­му что до тех пор, по­ка бу­дут бо­ять­ся это­го го­су­да­р­ства, ник­то ско­ро не под­чи­нит­ся; но пос­ле то­го, как оно бу­дет раз­ру­ше­но, вод­во­рит­ся без­на­ча­лие, и он (ан­тих­рист) бу­дет стре­мить­ся по­хи­тить всю – и че­ло­ве­чес­кую, и Бо­жес­кую – власть».

Это и есть ви­зан­тийс­кое обос­но­ва­ние са­мо­дер­жа­вия: са­мо­дер­жец тот, ко­то­рый удер­жи­ва­ет весь мир от анар­хии и при­хо­да ан­тих­рис­та. В IV ве­ке, по­ми­мо Ио­ан­на Зла­то­ус­та, об удер­жи­ва­ю­щем царстве пи­са­ли та­кие ав­то­ри­тет­ные от­цы и учи­те­ля, как Ев­се­вий Ке­са­рийс­кий, пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин и др. У Козь­мы Ин­ди­коп­ло­ва (VI век) Ви­зан­тийс­кая им­пе­рия (но­вый Рим) по­ни­ма­ет­ся как «слу­га Хрис­то­ва стро­е­ния», пос­коль­ку в ее пре­де­лах про­и­зош­ло воп­ло­ще­ние Сло­ва и про­те­ка­ла зем­ная жизнь Спа­си­те­ля. Так счи­та­ли не толь­ко вос­точ­ные бо­гос­ло­вы, ко­то­рых мож­но за­по­доз­рить в ан­га­жи­ро­ван­нос­ти, но и за­пад­ные – как, нап­ри­мер, Се­ду­лий Скот Млад­ший (VIII век).

Од­на­ко пос­ле Ве­ли­кой схиз­мы 1054 го­да един­ство по­ни­ма­ния хрис­ти­а­на­ми удер­жи­ва­ю­ще­го царства ут­ра­чи­ва­ет­ся. Приб­ли­зи­тель­но с XII ве­ка схо­лас­ти­ки на­чи­на­ют тол­ко­вать Римс­кую им­пе­рию в ду­хов­ном смыс­ле, то есть от­но­сить про­ро­че­ст­во апос­то­ла Пав­ла об удер­жи­ва­ю­щем к Римс­ко-ка­то­ли­чес­кой церк­ви. Впер­вые та­кую трак­тов­ку мож­но встре­тить у Гу­го Сен-Вик­то­рс­ко­го, в окон­ча­тель­ных фор­му­ли­ров­ках на­хо­дим ее у Фо­мы Ак­ви­на­та, ко­то­рый ут­ве­рж­да­ет, что «удер­жи­ва­ю­щее есть Римс­кое царство, но не са­мо по се­бе, а как про­дол­жа­ю­щее су­ще­ст­во­вать в Римс­кой церк­ви, пе­ре­ме­нив­ше­еся из вре­мен­но­го в ду­хов­ное».


 

Царство как ут­ро­ба Бо­го­ро­ди­цы и рус­ский Царь-Хрис­тос

{div width:385|float:left}{module 3_Martorana_Roger_II}{/div}Ви­зан­тизм не тер­пит по­доб­ных инос­ка­за­ний. Царство мо­жет быть толь­ко царством, оно не толь­ко ду­хов­но, но и впол­не конк­рет­но, ви­ди­мо, бук­валь­но. По­э­то­му пос­ле па­де­ния Конс­тан­ти­но­по­ля воз­ни­ка­ет идея Треть­е­го Ри­ма – Моск­вы как пря­мо­го про­дол­же­ния Римс­кой им­пе­рии. Оп­ро­вер­гая предс­ка­за­ние ка­то­ли­чес­ко­го мис­ти­ка Ни­ко­лая Ла­ти­ня­ни­на, предс­ка­зы­вав­ше­го но­вый все­мир­ный по­топ и ко­нец све­та в 1524 го­ду, инок пско­вс­ко­го Спа­со-Еле­а­за­ро­вс­ко­го мо­нас­ты­ря Фи­ло­фей и соз­дал кон­цеп­цию Треть­е­го Ри­ма, де­за­ву­и­ро­вав про­зе­ли­тс­кий ка­то­ли­чес­кий апо­ка­лип­тизм пра­вос­лав­ной эс­ха­то­ло­ги­чес­кой перс­пек­ти­вой, в ко­то­рой «царство на­ше­го го­су­да­ря» отож­де­с­твля­ет­ся с «Ро­мейс­ким царством», то есть пос­лед­ним хрис­ти­а­нс­ким царством – не­раз­ру­ши­мым, пос­коль­ку сам «Гос­подь в римс­кую власть на­пи­са­ся».

Эта мысль, вос­хо­дя­щая к Козь­ме Ин­ди­коп­ло­ву («яко се прь­вое на­пи­са­ние бысть при Ав­гус­те ке­са­ри, внег­да Хрис­тос ро­ди­ся и в Римьс­кую зем­лю и царь­ство съ­из­во­ли на­пи­са­ти­ся»), очень тон­ка и неп­ри­выч­на для сов­ре­мен­но­го «прос­ве­щен­но­го» соз­на­ния. Для сред­не­ве­ко­во­го же че­ло­ве­ка оче­вид­но, что, ес­ли Гос­подь Бог воп­ло­тил­ся в пре­де­лах Римс­кой дер­жа­вы и был вне­сен в спис­ки на­се­ле­ния во вре­мя пе­ре­пи­си, о чем со­об­ща­ет Еван­ге­лие от Лу­ки (Лк. 2: 1–3), то эта дер­жа­ва (власть, по­ни­ма­е­мая во всех смыс­лах, – как тер­ри­то­рия, вла­де­ние и как прав­ле­ние, гос­по­д­ство, мощь) веч­на и не­раз­ру­ши­ма. Ведь Бо­га нель­зя «вы­пи­сать» из кни­ги, в ко­то­рую Он уже раз сам «на­пи­сал­ся», бу­ду­чи впи­сан во власть римс­ко­го ке­са­ря. Бог пре­бу­дет те­перь в этой влас­ти во ве­ки ве­ков. Воз­но­сясь к прес­то­лу От­ца, он обе­ща­ет пос­лать Уте­ши­те­ля, Ду­ха ис­ти­ны, ко­то­рый Цер­ковью тра­ди­ци­он­но трак­ту­ет­ся как Дух Свя­той, что и поз­во­лит са­мой влас­ти стать удер­жи­ва­ю­щей, ведь имен­но в этой влас­ти от­ны­не бу­дет пре­бы­вать Дух Бо­жий. И са­ма власть, вмес­тив­шая в се­бя Бо­га, ста­но­вит­ся по­доб­на ма­те­ри­нс­кой ут­ро­бе, вы­но­сив­шей Хрис­та.

Византийская традиция практически с самого начала связывала понятие
об удерживающем с Римской империей и лично с фигурой императора.
Однако приблизительно с XII века схоластики начинают толковать
Римскую империю в духовном смысле, то есть относить пророчество
апостола Павла об удерживающем к Римско-католической церкви.

Мож­но пред­по­ло­жить, что этот пункт стал од­ним из пер­вых в даль­ней­шем рас­хож­де­нии Гре­чес­кой и Римс­кой церк­вей, пос­коль­ку пос­лед­ней им­пе­рс­кие смыс­лы хрис­ти­а­н­ства ос­та­ва­лись чуж­ды­ми. Здесь же и узел по­ле­ми­ки Фи­ло­фея с ка­то­ли­циз­мом. Ка­то­ли­ки учат, что Хрис­тос не при­нял че­ло­ве­чес­кой пло­ти, «но з го­то­вую не­бес­ною пло­тию, яко тру­бою, де­вичьс­кою ут­ро­бою про­шед, ни­же ду­ша че­ло­вечьс­киа при­ат, но вмес­то ду­ша Духъ свя­тый в нем пре­бы­ва­ет», – от­ме­чал инок Фи­ло­фей. А из это­го бо­гос­ло­вс­ко­го те­зи­са с не­об­хо­ди­мостью сле­до­ва­ло, что «пад­ша­го Ада­ма и всех от не­го рож­ден­ных че­ло­векъ плоть не обо­жи­ся».

Итак, ес­ли Хрис­тос во­ис­ти­ну воп­ло­тил­ся, то есть при­нял че­ло­ве­чес­кую плоть от ма­те­ри­нс­кой ут­ро­бы, то плоть при­об­ре­ла бо­же­ст­вен­ность, она пре­об­ра­же­на. И, веч­но пре­бы­вая в пре­де­лах им­пе­рии, как в ма­те­ри­нс­кой ут­ро­бе, Хрис­тос пре­об­ра­жа­ет и плоть го­су­да­р­ствен­ную. Хрис­тос как бы «за­дер­жал­ся» во пло­ти, а не про­шел сквозь нее. Ка­то­ли­чес­кое же предс­тав­ле­ние о про­хож­де­нии Хрис­та как бы сквозь плоть, «яко тру­бою», по мет­ко­му срав­не­нию Фи­ло­фея, без «за­де­рж­ки» по­рож­да­ет да­лее «ан­ге­лич­ность», «ду­хов­ность», «не­бес­ность», «ура­низм» – как в об­ще­ст­вен­ных инс­ти­ту­тах, так и в от­дель­ных ин­ди­ви­дах. Плоть по­ни­ма­ет­ся как вре­мен­ная, стре­мит­ся стать ду­хов­ной, ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ру­ет­ся. Не мо­жет быть у ка­то­ли­ков «нед­ви­жи­мо­го царства», пос­коль­ку Хрис­тос в нем не «за­дер­жал­ся». Он вы­шел в не­бо, «яко тру­бою», и, как бы ни тя­ну­лись к Не­му шпи­ли го­ти­чес­ких хра­мов, дос­тать Его они не мо­гут: «Где бу­ду Я, ту­да вы не мо­же­те прий­ти» (Ин. 7: 34). От­сю­да эта не­из­быв­ная тос­ка по не­до­воп­ло­щен­но­му не­бес­но­му, эта скорбь ка­то­ли­че­ст­ва, эта лю­бовь к страс­тям Хрис­то­вым, по­то­му что имен­но в страс­тях Хрис­тос в пос­лед­ний раз предс­та­ет для ка­то­ли­ков в воп­ло­щен­ном, че­ло­ве­чес­ком об­ра­зе. «Се, Че­ло­век!» (Ин. 19: 5) Та­кое по­ни­ма­ние в ко­неч­ном ито­ге при­во­дит к пре­дель­но ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­но­му, пси­хо­ло­ги­зи­ро­ван­но­му об­ра­зу че­ло­ве­ка в Но­вое вре­мя.

Ин­те­рес­но и край­не важ­но для сов­ре­мен­но­го рос­сийс­ко­го по­ли­ти­чес­ко­го кон­те­кс­та, что Фи­ло­фей да­вал обос­но­ва­ние го­су­да­р­ствен­но­го един­ства пра­вос­лав­ных и му­суль­ман, ко­то­рые, по­ко­рив Вто­рой Рим, не раз­ру­ши­ли Ро­мейс­ко­го царства, пос­коль­ку в нем «ве­ры не пов­ре­ди­ша». Пра­виль­ная ве­ра, та­ким об­ра­зом, по Фи­ло­фею, и есть «римс­кая власть». Царство прос­ти­ра­ет­ся пов­сю­ду, где ве­ра пра­вос­лав­на.

Это и есть суть ви­зан­тиз­ма, где ве­ра и власть свя­за­ны не­раз­рыв­но. В та­ком по­ни­ма­нии ви­зан­тизм рез­ко от­ли­ча­ет­ся от дру­гих ре­ли­ги­оз­но-иде­о­ло­ги­чес­ких сис­тем – преж­де все­го от ка­то­ли­че­ст­ва и иу­дей­ства.


 


Папа Римский Бенедикт XVI благословляет паломников, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане. 1 мая 2011

Борьба за нравственность, за духовно-нравственные ценности, в которой
заметную роль играет церковное руководство, – это другой – католический –
вариант понимания удержания и удерживающего. Этот тренд призван
фиксироваться на первом лице церковной иерархии как представителе
канувшей в Лету, ставшей чисто «духовной» Римской империи.

Ка­те­хон и кон­цеп­ция пра­во­во­го го­су­да­р­ства

К со­жа­ле­нию, та­кое пра­вос­лав­ное по­ни­ма­ние царства бы­ло ут­ра­че­но – это ста­ло дос­та­точ­но оче­вид­но к кон­цу XIX ве­ка. Ви­зан­тизм к это­му вре­ме­ни прев­ра­тил­ся в не­дос­ти­жи­мый иде­ал. Рус­ская цер­ковь и го­су­да­р­ствен­ность ос­мыс­ли­ва­лись в на­уч­ных и ду­хов­ных шко­лах под силь­ным вли­я­ни­ем про­тес­та­н­тской те­о­ло­гии.

При­ве­дем один дос­та­точ­но ти­пич­ный при­мер. Та­ла­нт­ли­вый ис­то­рик и бо­гос­лов ру­бе­жа ве­ков, свя­щен­ник Дмит­рий Гла­го­лев в сво­ей ма­гис­те­рс­кой дис­сер­та­ции «Вто­рое Ве­ли­кое пу­те­ше­ст­вие свя­то­го апос­то­ла Пав­ла с про­по­ведью Еван­ге­лия» ка­сал­ся про­ро­че­ст­ва об ан­тих­рис­те в пос­ла­нии Со­лу­ня­нам. Он сто­ял на по­зи­ци­ях сво­е­го вре­ме­ни, опи­ра­ясь на мне­ния не­мец­ких уче­ных Гоф­ма­на, Обер­ле­на и Лю­тар­да. Пос­лед­ний го­во­рил о «нрав­ствен­ном пра­во­вом по­ряд­ке» как на­и­бо­лее твер­дом в хрис­ти­а­нс­ком об­ще­ст­вен­ном уст­ро­е­нии. «За­ме­ча­тель­но, – ком­мен­ти­ро­вал бла­го­на­ме­рен­ный свя­щен­ник, – что те эпо­хи, ког­да су­ще­ст­вен­но на­ру­шал­ся об­ще­ст­вен­ный по­ря­док, оп­ре­де­ля­е­мый иде­ей спра­вед­ли­вос­ти, Свя­щен­ное Пи­са­ние рас­смат­ри­ва­ет как про­об­раз са­мых пос­лед­них вре­мен». В трак­тов­ке ан­тих­рис­та ав­тор ссы­лал­ся опять-та­ки на про­тес­та­н­тско­го бо­гос­ло­ва Гер­ма­на Ольс­га­у­зе­на: хо­тя лю­бой из но­си­те­лей римс­кой влас­ти мог быть рас­смат­ри­ва­ем как ан­тих­рист (Не­рон, Ка­ли­гу­ла), он все рав­но бу­дет удер­жи­ва­ю­щим «по сво­е­му долж­но­ст­но­му по­ло­же­нию». Та­ким об­ра­зом, вы­хо­ди­ло, что под ка­те­хо­ном мог по­ни­мать­ся и «по­ря­док об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, обус­лов­лен­ный си­лою за­ко­нов, обес­пе­чи­ва­ю­щих пра­ва каж­дой лич­нос­ти», и выс­ший но­си­тель и вы­ра­зи­тель об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка – им­пе­ра­тор или нес­коль­ко лиц – пра­ви­тель­ство («ли­цо, так ска­зать, со­би­ра­тель­ное»). Ра­нее это был римс­кий им­пе­ра­тор, по­том бу­дет еще кто-ни­будь, по­э­то­му к по­ня­тию удер­жи­ва­ю­ще­го до­бав­ле­но мес­то­и­ме­ние, пе­ре­во­ди­мое с гре­чес­ко­го как «ны­не». Та­кая су­гу­бо про­тес­та­н­тская точ­ка зре­ния и ве­ла к пря­мо­му и пол­но­му отож­де­с­твле­нию су­ще­ст­ву­ю­ще­го по­ряд­ка, со все­ми его несп­ра­вед­ли­вос­тя­ми и не­дос­тат­ка­ми, с хрис­ти­а­н­ством, и, сле­до­ва­тель­но, ре­во­лю­ци­о­не­ры, про­тес­то­вав­шие про­тив это­го по­ряд­ка, мог­ли рас­смат­ри­вать­ся иск­лю­чи­тель­но как си­ла «ан­тих­рис­ти­а­нс­кая». Но в то же вре­мя в соз­на­нии ин­тел­ли­ген­ции они же мог­ли выг­ля­деть и как свя­тые, пос­коль­ку ге­ро­и­чес­ки и жерт­вен­но бо­ро­лись за возв­ра­ще­ние со­ци­аль­но­му строю хрис­ти­а­нс­ко­го из­ме­ре­ния.

Неч­то по­доб­ное про­ис­хо­дит и в на­ши дни. Ны­неш­ние кон­сер­ва­то­ры оп­рав­ды­ва­ют су­ще­ст­ву­ю­щий ре­жим влас­ти толь­ко за то, что это ре­жим, то есть не­кий по­ря­док, ко­то­ро­му про­ти­вос­то­ит «ан­тих­рист» анар­хии и без­за­ко­ния («бо­ло­то», «бе­ло­лен­точ­ни­ки»). Со­от­ве­т­ствен­но оли­цет­во­ре­ние это­го по­ряд­ка – пер­вое ли­цо го­су­да­р­ства и его «ко­ман­да» – это и есть «ка­те­хон». В та­кой трак­тов­ке меж­ду по­ли­ти­чес­ким ре­жи­мом РФ и са­мо­дер­жа­ви­ем нет раз­ли­чий. Для оп­по­зи­ции же на­ру­ше­ние властью ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном про­це­дур и прав лич­нос­ти яв­ля­ет­ся приз­на­ком ее не­ле­ги­тим­нос­ти. Од­на­ко ес­ли за­кон­ность бу­дет соб­лю­де­на и пра­ва лич­нос­ти не ста­нут на­ру­шать­ся, оп­по­зи­ция удов­лет­во­рит­ся. Яс­но, что в ос­но­ве обо­их предс­тав­ле­ний на­хо­дит­ся про­тес­та­н­тская кон­цеп­ция удер­жи­ва­ю­ще­го пра­во­во­го го­су­да­р­ства.

В то же вре­мя борь­ба за нрав­ствен­ность, за ду­хов­но-нрав­ствен­ные цен­нос­ти, в ко­то­рой за­мет­ную роль иг­ра­ет цер­ков­ное ру­ко­во­д­ство, – это дру­гой – ка­то­ли­чес­кий – ва­ри­ант по­ни­ма­ния удер­жа­ния и удер­жи­ва­ю­ще­го. Этот тренд приз­ван фик­си­ро­вать­ся на пер­вом ли­це цер­ков­ной ие­рар­хии как предс­та­ви­те­ле ка­нув­шей в Ле­ту, став­шей чис­то «ду­хов­ной» Римс­кой им­пе­рии. За­ме­тим, что и в пер­вом, и во вто­ром ва­ри­ан­тах Римс­кой им­пе­рии боль­ше нет, ее ре­аль­ность не приз­на­ет­ся, ее за­ме­ни­ли пол­ностью кон­цеп­ты «пра­во­во­го го­су­да­р­ства» и абстра­кт­ной «ду­хов­нос­ти». По­э­то­му все это стро­го про­ти­во­по­лож­но нас­то­я­ще­му ви­зан­тиз­му.

Ибо ви­зан­тизм ис­хо­дит из то­го, что Римс­кая им­пе­рия не мо­жет ис­чез­нуть, она есть, пос­коль­ку в ее под­дан­ных чис­лит­ся Сам Гос­подь Ии­сус Хрис­тос. Удер­жа­ние – не ду­хов­но-нрав­ствен­ная пре­ро­га­ти­ва и тем бо­лее не де­ло пра­ви­тель­ства и чи­нов­ни­ков, это во­об­ще не че­ло­ве­чес­кая ра­бо­та. Удер­жи­ва­ю­щее есть то, что в дан­ный мо­мент яв­ля­ет­ся Хрис­том. Это Царство, не­пос­ре­д­ствен­но удер­жи­ва­е­мое Бо­гом-Хрис­том, впи­сан­ным в не­го при рож­де­нии. Сле­ду­ет при этом иметь в ви­ду, что за­дол­го до Рож­де­ст­ва Хрис­то­ва у эл­ли­нов сло­во «ка­те­хон» од­ноз­нач­но ас­со­ци­иро­ва­лось с мис­те­ри­я­ми в честь бо­га Ди­о­ни­са. «Ка­те­хес­тай ек те­он» – вид экс­та­за в ор­ги­ях Ди­о­ни­са, все­об­щая одер­жи­мость бо­гом. Слу­жи­те­ли Ди­о­ни­са на­зы­ва­лись одер­жи­мы­ми. Бо­го­одер­жи­мость – «ка­то­хэ», от­сю­да про­ис­хо­дит и сло­во «ка­те­хон» – удер­жи­ва­ю­щий, или бо­го­одер­жи­мый. Что­бы удер­жи­вать, не­об­хо­ди­мо быть бо­го­одер­жи­мым.

Та­ким об­ра­зом, ка­те­хон – бо­го­одер­жи­мое царство, ко­то­рое не мо­жет ис­чез­нуть в ис­то­рии. Это царство, в ко­то­ром все пре­об­ра­жа­ют­ся и воск­ре­са­ют, пос­коль­ку все одер­жи­мы Бо­гом. По­э­то­му по­ня­тие ка­те­хо­на мо­жет быть расп­ро­ст­ра­не­но как на бо­го­одер­жи­мо­го им­пе­ра­то­ра, так и на бо­го­одер­жи­мый на­род (на­род-бо­го­но­сец, по Дос­то­е­вс­ко­му). Та­ким об­ра­зом, са­мо­дер­жа­вие есть бо­го­одер­жи­мость.


 


Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901–1905

В отсутствие императора функция катехона полностью ложится на плечи
богоодержимого народа. И если переходить к предпочтительной для византизма
форме правления, то эта форма менее всего должна быть имитационной,
это должна быть реальная прямая демократия, конгломерат самоуправляющихся
общин. Россия вновь станет удерживающей либо при восстановлении реального
самодержавия византийского типа, либо если широкие слои общества станут
богоодержимыми.

Сов­ре­мен­ное по­ни­ма­ние ка­те­хо­на

Ка­ким мо­жет быть мо­дер­ни­за­ци­он­ный про­ект рус­ской го­су­да­р­ствен­нос­ти, что­бы она вновь ста­ла удер­жи­ва­ю­щей се­год­ня?

В от­су­т­ствие им­пе­ра­то­ра функ­ция ка­те­хо­на пол­ностью ло­жит­ся на пле­чи бо­го­одер­жи­мо­го на­ро­да. И ес­ли пе­ре­хо­дить к пред­поч­ти­тель­ной для ви­зан­тиз­ма фор­ме прав­ле­ния, то эта фор­ма ме­нее все­го долж­на быть ими­та­ци­он­ной, это долж­на быть ре­аль­ная пря­мая де­мок­ра­тия, конг­ло­ме­рат са­мо­уп­рав­ля­ю­щих­ся об­щин. Рос­сия вновь ста­нет удер­жи­ва­ю­щей ли­бо при вос­ста­нов­ле­нии ре­аль­но­го са­мо­дер­жа­вия ви­зан­тийс­ко­го ти­па, ли­бо ес­ли ши­ро­кие слои об­ще­ст­ва ста­нут бо­го­одер­жи­мы­ми и на ис­то­ри­чес­кой аре­не по­я­вит­ся «са­мо­дер­жав­ный на­род Хрис­та», по вы­ра­же­нию ге­не­ра­ла Ми­ха­и­ла Ди­те­рих­са. Эта мысль бы­ла близ­ка мно­гим в на­ча­ле XX ве­ка, в том чис­ле и рус­ско­му по­э­ту-фу­ту­рис­ту Ве­ли­ми­ру Хлеб­ни­ко­ву, пи­сав­ше­му:

Сво­бо­да при­хо­дит на­гая,
Бро­сая на серд­це цве­ты,
И мы, с нею в но­гу ша­гая,
Бе­се­ду­ем с не­бом на «ты».
Мы, во­и­ны, стро­го уда­рим
Ру­кой по су­ро­вым щи­там:
Да бу­дет на­род го­су­да­рем
Всег­да, нав­сег­да, здесь и там!
Пусть де­вы спо­ют у окон­ца,
Меж пе­сен о древ­нем по­хо­де,
О вер­но­под­дан­ном Солн­ца –
Са­мо­дер­жав­ном на­ро­де.

Что это зна­чит – быть бо­го­одер­жи­мым? Мо­жет сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что име­ет­ся в ви­ду что-то не­оп­ре­де­лен­но-ужа­са­ю­щее. От­нюдь нет. Бо­га не сле­ду­ет во­об­ра­жать как бесп­лот­ную абстрак­цию, пос­коль­ку Он дав­но воп­ло­тил­ся, то есть во­шел в плоть и кровь че­ло­ве­ка рус­ской зем­ли, слил­ся с при­род­ным ланд­шаф­том рус­ской рав­ни­ны. Он отп­рав­ля­ет рус­ско­го че­ло­ве­ка по­ко­рять кос­мос, раск­ры­ва­ет ему тай­ны Все­лен­ной. Но глав­ным приз­на­ком бо­го­одер­жи­мос­ти яв­ля­ет­ся лю­бовь. Лю­бовь к ближ­ним и даль­ним, ко все­му жи­во­му на зем­ле, к че­ло­ве­чес­кой ис­то­рии, ко­то­рая долж­на быть про­дол­же­на. Вер­ным приз­на­ком бо­го­одер­жи­мос­ти пра­ви­те­ля слу­жит его лю­бовь к собствен­но­му на­ро­ду, ко­то­рая от­нюдь не пред­по­ла­га­ет ли­бе­ра­лиз­ма: лю­бовь мо­жет быть и стро­гой, вос­пи­ты­ва­ю­щей, и на­ка­зы­ва­ю­щей.

Вер­ным приз­на­ком бо­го­одер­жи­мос­ти об­ще­ст­ва ста­нет пре­о­до­ле­ние той лю­до­е­дс­кой сис­те­мы от­но­ше­ний, ко­то­рая сло­жи­лась на се­год­няш­ний день меж­ду че­ло­ве­ком и че­ло­ве­ком, а так­же меж­ду людь­ми и кор­по­ра­ци­я­ми, людь­ми и чи­нов­ни­ка­ми. Эти от­но­ше­ния по­рож­де­ны по­пыт­кой ре­а­ли­за­ции на рус­ско-ви­зан­тийс­кой поч­ве про­тес­та­н­тской идеи пра­во­во­го го­су­да­р­ства.  По­ра бы уже приз­нать, что пра­во­вые ме­ха­низ­мы (ве­ро­ят­но, эф­фек­тив­ные в за­пад­ных стра­нах) от­нюдь не сдер­жи­ва­ют рус­ских лю­дей и ве­дут к ни­ги­лиз­му и бесп­ре­де­лу, рав­но как и про­па­ган­да «ду­хов­но-нрав­ствен­ных цен­нос­тей» вов­се не со­дей­ству­ет об­ла­го­ра­жи­ва­нию нра­вов и ук­реп­ле­нию ав­то­ри­те­та Церк­ви. Ле­онть­ев пи­сал: «Го­су­да­р­ство долж­но быть пест­ро, слож­но, креп­ко, сос­лов­но и с ос­то­рож­ностью под­виж­но, во­об­ще су­ро­во, иног­да и до сви­ре­пос­ти; Цер­ковь долж­на быть не­за­ви­си­мее ны­неш­ней, ие­рар­хия долж­на быть сме­лее, власт­нее, сос­ре­до­то­чен­нее; быт дол­жен быть по­э­ти­чен, раз­но­об­ра­зен в на­ци­о­наль­ном, обо­соб­лен­ном от За­па­да един­стве; за­ко­ны, прин­ци­пы влас­ти долж­ны быть стро­же, лю­ди долж­ны ста­рать­ся быть лич­но доб­рее – од­но урав­но­ве­сить дру­гое». Та­ким об­ра­зом, креп­кое го­су­да­р­ство, стро­го ас­ке­тич­ное, не­за­ви­си­мое ду­хо­ве­н­ство и спло­чен­ное чет­ки­ми ис­то­ри­чес­ки­ми за­да­ча­ми и лич­ной доб­ро­той об­ще­ст­во – та­ко­во рус­ско-ви­зан­тийс­кое по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка, те­ла, ми­ра, зем­ли, кос­мо­са, ис­то­рии в про­ти­во­по­лож­ность не­ви­зан­тийс­ко­му хрис­ти­а­н­ству и дру­гим об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ким мо­де­лям.

Сов­ре­мен­ный псев­до­ви­зан­тизм, восп­ро­из­во­дя­щий лишь не­кое по­до­бие им­пе­рс­ко­го сти­ля, не опи­ра­ю­щий­ся на ан­ти­ла­ти­н­ство и от­лич­ное от про­тес­та­н­тской идеи пра­во­во­го го­су­да­р­ства по­ни­ма­ние царства и на­ро­да в ка­те­хо­ни­чес­кой перс­пек­ти­ве, на аль­те­рг­ло­ба­лизм, си­му­ля­ти­вен и про­ти­во­по­ка­зан рос­сийс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти и рус­ско­му об­ще­ст­ву. Ви­зан­тизм не мо­жет сво­дить­ся к соб­лю­де­нию стро­гос­ти цер­ков­но­го и го­су­да­р­ствен­но­го ри­ту­а­ла. Ес­ли ви­зан­тийс­кий миф не нас­ле­ду­ет­ся в сво­ей пол­но­те, то восп­ро­из­ве­де­ние ви­зан­тийс­ко­го сти­ля в го­су­да­р­ствен­ной и цер­ков­ной жиз­ни бу­дет вы­зы­вать у рус­ско­го на­ро­да ес­те­ст­вен­ное от­тор­же­ние.