Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Осо­бое мес­то

{div width:385|float:left}{module 3_JohnVIII}{/div}Уди­ви­тель­на ин­тен­сив­ность ду­хов­ной жиз­ни Вто­ро­го Ри­ма: ба­за­ры и аре­ны, прев­ра­щен­ные в мес­та бур­ных дис­кус­сий, где об­суж­да­лись не толь­ко но­вос­ти пов­сед­нев­ной прак­ти­ки, но с не мень­шей стра­ст­ностью – дог­ма­ти­ка и те­о­ло­гу­ме­ны про­пи­сы­ва­е­мой в зем­ной ле­то­пи­си хрис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции.

Са­мо дог­ма­ти­чес­кое и цер­ков­ное зда­ние хрис­ти­а­н­ства обуст­ра­и­ва­лось на со­зы­ва­е­мых им­пе­ра­то­ра­ми Все­ле­нс­ких и по­ме­ст­ных со­бо­рах в хо­де борь­бы с ере­ся­ми за пра­вос­лав­ное еди­но­мыс­лие. При­чем с ере­ся­ми, по­рою прес­ле­ду­е­мы­ми как го­су­да­р­ствен­ное прес­туп­ле­ние, а по­рою – предс­тав­ляв­ши­ми го­су­да­р­ствен­ную по­ли­ти­ку. Мно­го­об­ра­зие ду­хов­но­го твор­че­ст­ва до­пол­ня­лось не­о­быч­ной для сво­е­го вре­ме­ни и обс­то­я­тельств со­ци­аль­ной мо­биль­ностью, ког­да пе­ле­на ро­до­ви­тых кла­нов, пос­тав­ляв­ших кан­ди­да­тов на им­пе­ра­то­рс­кий прес­тол, про­ры­ва­лась вы­ход­ца­ми из со­ци­аль­ных ни­зов: ке­са­ря­ми ста­но­ви­лись сол­дат-на­ем­ник, быв­ший кресть­я­нин, тор­го­вец-ме­ня­ла…

По­ли­ти­чес­кая жизнь Ви­зан­тии, нес­мот­ря на дек­ла­ра­цию сим­фо­нии им­пе­рс­ких и цер­ков­ных влас­тей, под­час пря­мо оп­ре­де­ля­ет­ся как «аб­со­лют­ная власть, ог­ра­ни­чен­ная ле­галь­ным пра­вом на ре­во­лю­цию» (Жиль­бер Даг­рон), то есть она от­час­ти унас­ле­до­ва­ла чер­ты той спе­ци­фи­чес­кой ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая сло­жи­лось еще во вре­ме­на прин­ци­па­та и бы­ла оха­рак­те­ри­зо­ва­на Те­о­до­ром Мом­мзе­ном как «пер­ма­не­нт­ная ре­во­лю­ция».

Римское наследие, сохраненное и преображенное в христианской Византии,
влияло на облик совокупной европейской цивилизации, изменяло ее.

Од­на­ко на из­ле­те им­пе­рии ре­фор­ми­ру­ет­ся проч­те­ние хрис­ти­а­нс­ко­го по­ли­ти­чес­ко­го текс­та – как об­ще­жи­тия, со­об­ще­ст­ва, со­бор­но­го те­ла. Ми­ро­во­з­зре­ние это с прив­ку­сом хи­ли­аз­ма и обер­то­на­ми «апо­ка­лип­си­са Исайи» уво­дит от под­виж­нос­ти «пер­ма­не­нт­ной ре­во­лю­ции» к по­кою «от­ми­ра­ния го­су­да­р­ства», пре­об­ра­жа­е­мо­го в «семью на­ро­да/на­ро­дов» (па­си­фи­ка­ция по об­раз­цу «на зем­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние»).

Тут воз­ни­ка­ет ве­ро­ят­ность (а по су­ти, смер­тель­ная опас­ность) для хрис­ти­а­нс­кой куль­ту­ры сме­ше­ния ка­те­го­рий «веч­ность» и «безв­ре­менье». Ина­че го­во­ря, ис­кус прос­то­душ­но­го или лу­ка­во­го сбли­же­ния с «ази­а­тс­ким» (дес­по­ти­чес­ким) иде­а­лом не­под­виж­нос­ти, обус­лов­лен­ным глав­ным об­ра­зом бо­язнью пе­ре­мен, то есть со­ци­аль­ным эс­ка­пиз­мом. А это уже ра­ди­каль­но от­ли­ча­ет дан­ное синх­ро­нис­тич­ное ми­ро­во­з­зре­ние от хрис­ти­а­нс­ко­го взгля­да на пре­вос­хо­д­ство веч­нос­ти над вре­ме­нем как ис­пол­не­ние его пол­но­ты («вре­ме­ни боль­ше не бу­дет»). В том чис­ле в ре­зуль­та­те че­ло­ве­чес­ких уси­лий, оп­ре­де­ля­е­мых как ис­то­рия (пре­о­до­ле­ние и раз­де­ле­ние).

Но ощу­ти­мо так­же рас­хож­де­ние с за­пад­но­ев­ро­пейс­ким по­ли­ти­чес­ким ми­ро­во­з­зре­ни­ем, фор­ми­ро­вав­шим­ся в хо­де го­ро­дс­ких ре­во­лю­ций и воп­ло­тив­шим­ся за­тем в фор­му­лу на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства как прост­ра­н­ства «неп­ре­рыв­но­го пле­бис­ци­та». А еще с вос­пос­ле­до­вав­шей сме­ной восп­ри­я­тия/стра­те­гии част­ной ду­хов­ной жиз­ни как лич­ной мис­те­рии (лест­ви­цы) на ин­тен­сив­ные уси­лия по ве­ри­фи­ка­ции ста­ту­са спа­се­ния (пре­доп­ре­де­ле­ния) в ка­те­го­ри­ях ус­пе­ха, при­чем ча­ще по­ни­ма­е­мо­го как ус­пех жи­тейс­кий.

Со­ци­о­куль­тур­ная ди­на­ми­ка Вто­ро­го Ри­ма, ка­жет­ся, прер­ва­лась на­ка­ну­не воз­мож­но­го сис­тем­но­го пре­об­ра­же­ния: в пред­ра­с­свет­ной дым­ке чу­ди­лись не­ви­ди­мые ми­ру, но улав­ли­ва­е­мые внут­рен­ним оком кон­ту­ры ино­го со­об­ще­ст­ва. «Воз­рож­де­ние Па­ле­о­ло­гов» соп­ро­вож­да­лось расц­ве­том кон­цеп­ту­аль­но­го твор­че­ст­ва, чре­ва­тым бо­гос­ло­вс­ким ос­мыс­ле­ни­ем не толь­ко си­нер­гии, но и ее куль­тур­ных след­ствий, предв­ку­ше­ни­ем транс­фор­ма­ции, ес­ли не транс­му­та­ции, ре­ли­ги­оз­ных и по­ли­ти­чес­ких инс­ти­ту­ций. Про­цесс, на­до ска­зать, в чем-то синх­рон­ный за­пад­но­ев­ро­пейс­ко­му тран­зи­ту, но от­лич­ный по внут­рен­ним ос­но­ва­ни­ям.

Тра­ге­дия вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции, воз­мож­но, бы­ла пре­доп­ре­де­ле­на из­на­чаль­ной слож­ностью, не­ли­ней­ностью изб­ран­ной куль­тур­ной тра­ек­то­рии, па­ра­док­сом, за­ло­жен­ным в ее по­ли­ти­чес­кое те­ло и свя­зан­ным с им­пе­ра­ти­вом ос­мыс­ле­ния в пра­вос­лав­ном со­ци­аль­ном текс­те инс­ти­ту­та им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ико­но­ми­чес­кой, по су­ти, иде­ей плот­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния зем­но­го царства и гор­ней общ­нос­ти, пре­бы­ва­ю­щей в ис­ка­жен­ных гре­хом зем­ных пре­де­лах.

Иде­ал сим­фо­нии влас­тей пред­по­ла­га­ет жерт­вен­ное (под­виж­ни­чес­кое) нап­ря­же­ние влас­ти­те­лей, прак­ти­ку каж­дод­нев­но­го пре­о­до­ле­ния конф­лик­та страс­тей. Ина­че го­во­ря, си­ту­а­цию пер­ма­не­нт­но отод­ви­га­е­мо­го кри­зи­са, тран­сгрес­сии, чре­ва­той в мо­мент той или иной сла­бос­ти мол­ни­е­нос­ным раз­ви­ти­ем ка­та­ст­ро­фы… Из это­го ис­точ­ни­ка, кста­ти, про­ис­те­ка­ет чин вен­ча­ния на царство как ук­реп­ля­ю­ще­го сак­раль­но­го действия с эле­мен­та­ми осо­бо­го та­ин­ства – увен­чан­но­го мо­на(р)шест­ва, фик­си­ру­ю­ще­го жерт­вен­ный под­виг от­ка­за от обыч­ной зем­ной жиз­ни, де­я­тель­но­го «бы­тия для дру­гих»: сво­е­го ро­да нез­ри­мо­го бе­ло­го му­че­ни­че­ст­ва в ми­ру и «в са­мом сво­ем ес­те­ст­ве». В от­ли­чие, ска­жем, от инт­ро­ни­за­ции или тем бо­лее рес­пуб­ли­ка­нс­кой ина­у­гу­ра­ции – ри­ту­а­ла при­не­се­ния при­ся­ги сень­о­ру (на­ро­ду), то есть вер­сии ом­ма­жа.

В об­щем же и це­лом, римс­кое нас­ле­дие, сох­ра­нен­ное и пре­об­ра­жен­ное в хрис­ти­а­нс­кой Ви­зан­тии, вли­я­ло на об­лик со­во­куп­ной ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции, из­ме­ня­ло ее. Про­буж­дая, к при­ме­ру, виб­ра­ции Ре­нес­сан­са, од­ним из ис­точ­ни­ков ко­е­го был по­ток идей и лю­дей, ма­ну­ск­рип­тов и про­из­ве­де­ний ис­ку­с­ства, ис­хо­див­ший из Но­во­го Ри­ма, осо­бен­но пос­ле зах­ва­та его крес­то­нос­ца­ми в на­ча­ле XIII ве­ка. А спе­ци­фи­чес­кое нас­ле­дие римс­кой ци­ви­ли­за­ции – рес­пуб­ли­ка­нс­кое за­ко­но­да­тель­ство, свод римс­ко­го пра­ва, транс­ли­ро­ван­ный в су­мя­ти­цу ев­ро­пейс­кой го­ро­дс­кой ре­во­лю­ции (в ви­де ди­гест Юс­ти­ни­а­на), – су­дя по все­му, от­час­ти воз­дей­ство­вал на взгля­ды и действия, при­вед­шие к ге­не­зи­су рес­пуб­ли­ка­нс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти Но­во­го вре­ме­ни на­чи­ная с ре­во­лю­ции Со­е­ди­нен­ных про­вин­ций.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS