Воскресенье, 15 Декабря, 2019
   
(10 голоса, среднее 4.60 из 5)

 


Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса. 1887

В постцивилизации заложена гибель всех известных исторических образований,
логический конец истории. Как бы ни были страшны классические войны,
последний беспрецедентный конфликт цивилизаций, завершающее столкновение
традиции и антрополатрии еще впереди.

Итак, в ис­то­рии на­ли­че­ст­ву­ют не толь­ко три сос­тав­ля­ю­щих тра­ди­ци­он­ной ци­ви­ли­за­ции (ре­ли­гия, куль­ту­ра и го­су­да­р­ство), но и три нет­ра­ди­ци­он­ных иде­о­ло­гии, пос­ле­до­ва­тель­но их па­ро­ди­ру­ю­щие, – это ли­бе­раль­ная де­мок­ра­тия, пле­ме­низм и со­ци­а­лизм. Эти иде­о­ло­гии мож­но объ­е­ди­нить под име­нем ант­ро­по­лат­рии (че­ло­ве­ко­пок­лон­ни­че­ст­во, греч.) – име­ю­щей бесп­ре­це­де­нт­ный ха­рак­тер ре­во­лю­ции, соз­да­ю­щей но­вую от­ри­ца­тель­ную ду­хов­ность, ко­то­рая ве­дет к обо­же­с­твле­нию че­ло­ве­ка.

При этом ант­ро­по­лат­рий­ная ве­ра не толь­ко не дос­ти­га­ет собствен­ных иде­а­лов, но, нап­ро­тив, под­во­дит к ут­ра­те лич­ностью собствен­ной че­ло­веч­нос­ти: в замк­ну­том кру­гу ли­бе­раль­ная де­мок­ра­тия – со­ци­а­лизм – пле­ме­низм ин­ди­ви­ду­ум ста­но­вит­ся ду­хов­но нес­во­бод­ным су­ще­ст­вом, ко­то­рое восп­ри­ни­ма­ет тра­ди­цию как ру­ди­мент «ус­та­рев­ше­го» об­ще­ст­ва. В слу­чае же вы­хо­да из это­го кру­га он ап­ри­о­ри ста­но­вит­ся из­го­ем, но­вым «вар­ва­ром».

Об­ман­чи­вость ант­ро­по­лат­рий­но­го иде­а­ла зак­лю­ча­ет­ся в том, что на сме­ну ли­бе­раль­ной де­мок­ра­тии гря­дет тре­тий такт пос­лед­не­го пе­ри­о­да раз­ви­тия – це­за­ризм: обе­щая зем­ной рай, ант­ро­по­лат­рия при­но­сит дик­та­то­рс­кую, вов­се не ли­бе­раль­ную власть. Это пре­ду­го­тов­ле­но всем бы­ти­ем ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­ких об­ществ: ис­ку­с­ствен­ное «раз­вин­чи­ва­ние га­ек» не­ми­ну­е­мо вле­чет за со­бой па­ро­дию на са­мо­дер­жа­вие.

Это пост­ци­ви­ли­за­ция, тре­тий – пос­лед­ний – вид об­ществ: как прос­тые струк­ту­ры до­по­топ­но­го ми­ра ха­рак­те­ри­зо­ва­ли пе­ри­од прос­то­ты на­шей ис­то­рии, а ци­ви­ли­за­ции – его расц­вет, так тре­тий вид – еди­ная ант­ро­по­лат­рий­ная пост­ци­ви­ли­за­ция – приз­ван стать оли­цет­во­ре­ни­ем пе­ри­о­да ми­ро­во­го рас­па­да.

В ней за­ло­же­на ги­бель всех из­ве­ст­ных ис­то­ри­чес­ких об­ра­зо­ва­ний, ло­ги­чес­кий ко­нец ис­то­рии. Как бы ни бы­ли страш­ны клас­си­чес­кие вой­ны, пос­лед­ний бесп­ре­це­де­нт­ный конф­ликт ци­ви­ли­за­ций, за­вер­ша­ю­щее столк­но­ве­ние тра­ди­ции и ант­ро­по­лат­рии еще впе­ре­ди.

Про­пасть меж­ду тра­ди­ци­ей и ант­ро­по­лат­ри­ей неп­ре­о­до­ли­ма, как рас­сто­я­ние от пра­вед­но­го Ла­за­ря до бо­га­ча из еван­гельс­кой прит­чи. Нас­ле­дие ос­но­ва­те­лей ци­ви­ли­за­ци­он­но­го под­хо­да, да и прос­то здра­вая мысль го­во­рят о том, что ес­ли Рос­сия же­ла­ет – нет, не возв­ра­та, не ми­фи­чес­ко­го «воз­рож­де­ния», но сох­ра­не­ния и при­ум­но­же­ния тра­ди­ции, то ей нуж­но соб­люс­ти од­но, но весь­ма слож­ное пра­ви­ло: как мож­но бли­же к иде­а­лу расц­ве­та вто­рой по­ло­ви­ны XV – пер­вой по­ло­ви­ны XVII ве­ков и как мож­но даль­ше от ант­ро­по­лат­рии. Нель­зя за­бы­вать о мно­го­чис­лен­ных «из­мах», сто­ле­ти­я­ми тре­во­жив­ших и рвав­ших на час­ти рус­скую ци­ви­ли­за­цию, не­воз­мож­но не учи­ты­вать опыт ли­бе­ра­лиз­ма, пле­ме­низ­ма, со­ци­а­лиз­ма, но изу­чая, на­до по­ни­мать, что их вы­бор да­лек от тра­ди­ции.

Тра­ди­ция или ант­ро­по­лат­рия – этот вы­бор ре­ша­ет все.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com


Комментарии  

 
0 #3 Наталья 17.01.2013 13:26
Конечный вывод автора можно было бы изложить намного проще: спасение России, как возврат к христианству, Православию, которое является исторической основой Руси-России вообще, и изначально. Причем, к именно русскому христианству, к той базовой ее форме, которая сумела выжить в годы гонений и лишений. Об этом хорошо сказал Патриарх Кирилл 7 янв. 2013 г. (на вечерней проповеди), место "мы знаем когда произойдет Крнец Света").
 
 
0 #2 Наталья 17.01.2013 09:49
Недавно читала автора XIX в. Николая Троицкого ("Престол сатаны" в Пергаме. Спб., 1903). Там даны размышления автора о величии и падении трона Зевса в Пергаме (сведения вскоре после раскопок Бона в XIX в.). Как христианский автор он видел в Зевсе языческий символ, даже обращает внимание на то, что возле трона Зевсе были скульптуры грифонов и даже сирийских быков с лицами людей. Но мне кажется, что греческая античная цивилизация вовсе не идет в связке с Древним Римом. На мой взгляд, греческая античная цивилизация была "от Бога" (хотя это и было "детство человечества"), а разрушил ее именно Рим (тип цивилизации примитивной силы и материального лукавства одновременно). Поэтому война богов с гигантами на Пергамском фризе и оказалась в виде "осколков" той цивилизации.
 
 
0 #1 Наталья 17.01.2013 09:09
Согласна с автором, что "Россия...является самостоятельным историческим типом - Русской Цивилизацией". Но не согласна с делением государства и времен его развития. Что касается времени, то см. "Третья книга Ездры", Гл.7 (о времени цивилизаций, данное Богом). С точки зрения нашего века, века Христа, только Бог может определять типы цивилизаций человека. И тут явно видны 3 типа: 1) первобытная цивилизация (Царство примитивной силы), 2) материальная цивилизация (Царство Лукавого) 3) духовная цивилизация (Царство Духа Святого). Ясно, что человек был создан Богом для высшей цели, а человеческая цивилизация должна стремиться к Высоте Духа. Все три типа цивилизации присутствуют на Земле одновременно для того, чтобы опираться на что-то в своем движении. Но в целом, статья очень интересная, даны имена, которые изучали эту проблему цивилизаций, спасибо (я не знала их).
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1454 гостей онлайн