Николай Неврев. Опричники. Ранее 1904
За спадом, который начинается в момент надлома цивилизации (в России это
опричнина, а затем и Смутное время), следует оживление, совпадающее
с основанием империи. Акценты с внутренних процессов переносятся
на внешние (включая культурное, военное и хозяйственное завоевания).
Таким образом, как «антиславянская» часть наследия Леонтьева призвана продемонстрировать самобытность России, точно так же, писал он, и всякая защита русского цивилизационного идеала, служение ему «есть в моих глазах служение моему же идеалу, моему греко-россиянству, моему “византизму”».
Возвращаясь к перечню цивилизаций, отметим, что через полвека после Леонтьева Шпенглер составил свой список, в который внес двенадцать цивилизаций – египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, античную (она же «аполлоническая», или «греко-римская»), арабскую (позднее – «магическая», или «византийско-арабская»), западную («фаустовскую»), майянскую, персидскую, хеттскую, кечуанскую (инкскую) и русскую («сибирско-русскую»). Последняя, в отличие от остальных, мыслилась им скорее как цивилизация будущего.
Наиболее плодотворно над составлением списка цивилизаций поработал Тойнби. В его первоначальный состав входили Византия («православно-христианская» цивилизация, расположенная в Юго-Восточной Европе и России), исламская цивилизация (сосредоточенная – по диагонали – через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены), Индия, дальневосточная цивилизация, а также две многосоставные цивилизации. В первую ученый включил монофизитов Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, несторианских христиан Курдистана и Малабара, а также евреев и парсов. Во вторую – Тибет, Монголию, Цейлон, Бирму, Таиланд и джайнов Индии.
Некоторые из названных цивилизаций включают в себя целый ряд миров, на сомнительных основаниях внесенных в составные типы. Неудивительно, что впоследствии английский историк как минимум дважды видоизменял список. Вначале он вырос до девятнадцати, а затем – до двадцати одной цивилизации. Сюда вошли египетский, андский, китайский, минойский, шумерский, майянский, сирийский, индский, хеттский, эллинский, западный, православный в России, дальневосточный в Корее и Японии, православный основной в Византии, дальневосточный основной, иранский, арабский, индуистский, мексиканский, юкатанский и вавилонский исторические типы. При этом историк не исключал, что примитивных обществ значительно больше, приводя в качестве примера исследования западных антропологов Хобгауза, Уэлера и Гинзберга, которые в 1915 году, даже ограничив себя только теми обществами, сведения о которых достоверны, составили список порядка 650 таких обществ. Однако, писал Тойнби, «сравнивать цивилизацию с примитивным обществом – это все равно что сравнивать слона с кроликом. Жизнь примитивных обществ, подобно жизни кроликов, часто завершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при их встрече с цивилизациями». Поэтому при сравнении цивилизаций с примитивными обществами первых оказывается несопоставимо меньше. Ученый делал вывод, что «более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций – около десяти». И хотя впоследствии Тойнби вновь расширил свой список – до тридцати семи цивилизаций, – его исследования позволяют сделать вывод, что историю перед вечностью представляет ограниченное число исторических типов – от десяти до двадцати. Это согласуется с мнениями Данилевского, Леонтьева и Шпенглера. Таким образом, динамика, характеризующая составление перечня цивилизаций, показала, что хотя основатели цивилизационного подхода, жившие в XIX веке, и не имели еще многих знаний (скажем, о цивилизациях Мезоамерики), тем не менее они верно определили состав перечня цивилизаций, что было доказано исследованиями Тойнби, труды которого на порядок более фундированы в источниковедческом плане.
Что касается современного состояния списка, то он также несильно отличается от первоначального. Например, европейские ученые насчитывают либо шестнадцать доказанных и восемь вероятных исторических типов (Керолл Куигли), либо порядка двенадцати (Филипп Бэгби), девяти (Фернан Бродель) или семи (Золт Ростовани). Мэтью Мелко также подмечает двенадцать цивилизаций. Среди них семь ушедших – месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (то есть греко-римскую), византийскую, центральноамериканскую и андскую. И пять живых – китайскую, японскую, индийскую, исламскую и западную.
На мой взгляд, в современном мире можно говорить о следующих живых цивилизациях – русской, западной (включая Северную и Южную Америку, ЮАР, Японию, Австралию), китайской, индийской. В Азии и Африке сохранились видоизмененные остатки нескольких некогда великих цивилизаций – на территории современных Ирана, Эфиопии, Мали, Нигерии, Уганды, Зимбабве и других стран.
Обратимся к основным закономерностям развития цивилизаций.