Лукас Ван Валькенборх. Вавилонская башня. 1595
Согласно христианской традиции России и Европы множественность цивилизаций –
множественность, образовавшаяся после вавилонского столпотворения, –
является удерживающим фактором: разность цивилизаций предохраняет мир
от губительной для исторического развития унификации.
Кроме того, для традиционалиста важнее восхвалить хорошее, чем покритиковать плохое. Он больше апологет, чем критик, ищет поводы для воспевания России, а не для ее (или ее соседей) критики, равным образом он стремится обрести единомышленников, а не критиков, друзей, а не врагов. Традиционалист всегда уважает мнение, отличное от его собственного, и ценит умение аргументировать такой иной взгляд. Он не приемлет коверкание русского языка, нелогичность речи и уход от ответа («политкорректность» и «толерантность»).
Традиционалист всей своей жизнью призван показать ложную сущность таких явлений, как либеральная демократия, племенизм, расизм, колониализм, русофобия, нацизм, социализм, коммунизм, глобализм, экуменизм, дарвинизм и иже с ними. Современная мировая революция рядится в пестрые и, как ей кажется, разнообразные одежды, маскируя свою сущность многими терминами и идеологиями, последователи которых чаще всего не находят общего языка друг с другом. Не находят до тех пор, пока речь не заходит о традиции как общем враге всех этих направлений. Ибо в свете традиции любой трезвомыслящий человек сразу видит ничтожность, противоречивость и пагубность всех этих идеологий, они буквально истлевают на глазах, несмотря на тонны книжной макулатуры, терабайты виртуального потока, произведенные ими на останках миллионов людей, ими же загубленных.
Приводимые утверждения основываются как на религиозных текстах, так и на научных трудах – Священном Писании и наследии основателей цивилизационного подхода – Константина Леонтьева, Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби.
Цивилизационный подход и христианская историософия говорят нам о том, что деление исторического процесса на «древний», «средний» и «новый» периоды совершенно нецелесообразно. Этот вывод проистекает из отсутствия какой-либо конкретно-исторической реалии, которая могла бы носить именование «человечество». Вне сугубо богословской мысли такое понятие является не более чем проекцией европоцентричного сознания на совокупность исторического бытия. Точно так же и понятие «Восток» не представляет собой чего-либо реального, но является всего лишь совокупностью всего того, что нельзя включить в понятие «Запад», являющееся синонимом европейской цивилизации. Россия же не принадлежит ни к реальным цивилизациям Византии и Европы, ни к умозрительным фантомам «Востока» и «славянства» и является самостоятельным историческим типом – русской цивилизацией.
Цивилизация есть высшая категория исторического процесса.
Любая цивилизация состоит из трех частей (религии, культуры и государства) и последовательно проходит через три стадии исторического развития (первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения).
Приведенные представления основателей цивилизационного подхода органичны для христианской традиции России и Европы. Согласно ей множественность цивилизаций – множественность, образовавшаяся после вавилонского столпотворения, – является удерживающим фактором: разность цивилизаций предохраняет мир от губительной для исторического развития унификации.
Леонтьев и Шпенглер называли четкий срок жизни цивилизации – до 1200 лет. Любая цивилизация ограничена во времени.
Коль скоро исследователь оперирует представлением не о мифической «всемирной цивилизации», а о множественности исторических миров, вполне закономерно обращение к составлению списка цивилизаций, когда-либо имевших место в истории. Первым его составил Данилевский, который насчитал в истории пятнадцать исторических типов. Это Египет, Китай, Ассирия, Вавилон и Финикия – как части одной цивилизации, Халдея (древнесемитский тип), Индия, Иран, Еврейский тип (объединяющий в себе Израиль и Иудею), Греция, Рим, Аравийский тип (новосемитский), Мексика, Перу и Европа (германо-романский тип). Кроме того, мыслитель писал о «славянской цивилизации».