Воскресенье, 08 Декабря, 2019
   
(10 голоса, среднее 4.60 из 5)

 


Лукас Ван Валькенборх. Вавилонская башня. 1595

Согласно христианской традиции России и Европы множественность цивилизаций –
множественность, образовавшаяся после вавилонского столпотворения, –
является удерживающим фактором: разность цивилизаций предохраняет мир
от губительной для исторического развития унификации.

Кро­ме то­го, для тра­ди­ци­о­на­лис­та важ­нее восх­ва­лить хо­ро­шее, чем пок­ри­ти­ко­вать пло­хое. Он боль­ше апо­ло­гет, чем кри­тик, ищет по­во­ды для вос­пе­ва­ния Рос­сии, а не для ее (или ее со­се­дей) кри­ти­ки, рав­ным об­ра­зом он стре­мит­ся об­рес­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков, а не кри­ти­ков, дру­зей, а не вра­гов. Тра­ди­ци­о­на­лист всег­да ува­жа­ет мне­ние, от­лич­ное от его собствен­но­го, и це­нит уме­ние ар­гу­мен­ти­ро­вать та­кой иной взгляд. Он не при­ем­лет ко­вер­ка­ние рус­ско­го язы­ка, не­ло­гич­ность ре­чи и уход от от­ве­та («по­лит­кор­ре­кт­ность» и «то­ле­ра­нт­ность»).

Тра­ди­ци­о­на­лист всей сво­ей жизнью приз­ван по­ка­зать лож­ную сущ­ность та­ких яв­ле­ний, как ли­бе­раль­ная де­мок­ра­тия, пле­ме­низм, ра­сизм, ко­ло­ни­а­лизм, ру­со­фо­бия, на­цизм, со­ци­а­лизм, ком­му­низм, гло­ба­лизм, эку­ме­низм, дар­ви­низм и иже с ни­ми. Сов­ре­мен­ная ми­ро­вая ре­во­лю­ция ря­дит­ся в пест­рые и, как ей ка­жет­ся, раз­но­об­раз­ные одеж­ды, мас­ки­руя свою сущ­ность мно­ги­ми тер­ми­на­ми и иде­о­ло­ги­я­ми, пос­ле­до­ва­те­ли ко­то­рых ча­ще все­го не на­хо­дят об­ще­го язы­ка друг с дру­гом. Не на­хо­дят до тех пор, по­ка речь не за­хо­дит о тра­ди­ции как об­щем вра­ге всех этих нап­рав­ле­ний. Ибо в све­те тра­ди­ции лю­бой трез­во­мыс­ля­щий че­ло­век сра­зу ви­дит нич­тож­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и па­губ­ность всех этих иде­о­ло­гий, они бук­валь­но ист­ле­ва­ют на гла­зах, нес­мот­ря на тон­ны книж­ной ма­ку­ла­ту­ры, те­ра­бай­ты вир­ту­аль­но­го по­то­ка, про­из­ве­ден­ные ими на ос­тан­ках мил­ли­о­нов лю­дей, ими же за­губ­лен­ных.

При­во­ди­мые ут­ве­рж­де­ния ос­но­вы­ва­ют­ся как на ре­ли­ги­оз­ных текс­тах, так и на на­уч­ных тру­дах – Свя­щен­ном Пи­са­нии и нас­ле­дии ос­но­ва­те­лей ци­ви­ли­за­ци­он­но­го под­хо­да – Конс­тан­ти­на Ле­онть­е­ва, Ни­ко­лая Да­ни­ле­вс­ко­го, Ос­валь­да Шпенг­ле­ра и Ар­ноль­да Тойн­би.

Ци­ви­ли­за­ци­он­ный под­ход и хрис­ти­а­нс­кая ис­то­ри­о­со­фия го­во­рят нам о том, что де­ле­ние ис­то­ри­чес­ко­го про­цес­са на «древ­ний», «сред­ний» и «но­вый» пе­ри­о­ды со­вер­шен­но не­це­ле­со­об­раз­но. Этот вы­вод про­ис­те­ка­ет из от­су­т­ствия ка­кой-ли­бо конк­рет­но-ис­то­ри­чес­кой ре­а­лии, ко­то­рая мог­ла бы но­сить име­но­ва­ние «че­ло­ве­че­ст­во». Вне су­гу­бо бо­гос­ло­вс­кой мыс­ли та­кое по­ня­тие яв­ля­ет­ся не бо­лее чем про­ек­ци­ей ев­ро­по­це­нт­рич­но­го соз­на­ния на со­во­куп­ность ис­то­ри­чес­ко­го бы­тия. Точ­но так же и по­ня­тие «Вос­ток» не предс­тав­ля­ет со­бой че­го-ли­бо ре­аль­но­го, но яв­ля­ет­ся все­го лишь со­во­куп­ностью все­го то­го, что нель­зя вклю­чить в по­ня­тие «За­пад», яв­ля­ю­ще­еся си­но­ни­мом ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции. Рос­сия же не при­над­ле­жит ни к ре­аль­ным ци­ви­ли­за­ци­ям Ви­зан­тии и Ев­ро­пы, ни к умоз­ри­тель­ным фан­то­мам «Вос­то­ка» и «сла­вя­н­ства» и яв­ля­ет­ся са­мос­то­я­тель­ным ис­то­ри­чес­ким ти­пом – рус­ской ци­ви­ли­за­ци­ей.

Ци­ви­ли­за­ция есть выс­шая ка­те­го­рия ис­то­ри­чес­ко­го про­цес­са.

Лю­бая ци­ви­ли­за­ция сос­то­ит из трех час­тей (ре­ли­гии, куль­ту­ры и го­су­да­р­ства) и пос­ле­до­ва­тель­но про­хо­дит че­рез три ста­дии ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия (пер­вич­ной прос­то­ты, цве­ту­щей слож­нос­ти и вто­рич­но­го сме­си­тель­но­го уп­ро­ще­ния).

При­ве­ден­ные предс­тав­ле­ния ос­но­ва­те­лей ци­ви­ли­за­ци­он­но­го под­хо­да ор­га­нич­ны для хрис­ти­а­нс­кой тра­ди­ции Рос­сии и Ев­ро­пы. Сог­лас­но ей мно­же­ст­вен­ность ци­ви­ли­за­ций – мно­же­ст­вен­ность, об­ра­зо­вав­ша­я­ся пос­ле ва­ви­ло­нс­ко­го стол­пот­во­ре­ния, – яв­ля­ет­ся удер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром: раз­ность ци­ви­ли­за­ций пре­дох­ра­ня­ет мир от гу­би­тель­ной для ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия уни­фи­ка­ции.

Ле­онть­ев и Шпенг­лер на­зы­ва­ли чет­кий срок жиз­ни ци­ви­ли­за­ции – до 1200 лет. Лю­бая ци­ви­ли­за­ция ог­ра­ни­че­на во вре­ме­ни.

Коль ско­ро ис­сле­до­ва­тель опе­ри­ру­ет предс­тав­ле­ни­ем не о ми­фи­чес­кой «все­мир­ной ци­ви­ли­за­ции», а о мно­же­ст­вен­нос­ти ис­то­ри­чес­ких ми­ров, впол­не за­ко­но­мер­но об­ра­ще­ние к сос­тав­ле­нию спис­ка ци­ви­ли­за­ций, ког­да-ли­бо имев­ших мес­то в ис­то­рии. Пер­вым его сос­та­вил Да­ни­ле­вс­кий, ко­то­рый нас­чи­тал в ис­то­рии пят­над­цать ис­то­ри­чес­ких ти­пов. Это Еги­пет, Ки­тай, Ас­си­рия, Ва­ви­лон и Фи­ни­кия – как час­ти од­ной ци­ви­ли­за­ции, Хал­дея (древ­не­се­ми­тс­кий тип), Ин­дия, Иран, Ев­рейс­кий тип (объ­е­ди­ня­ю­щий в се­бе Из­ра­иль и Иу­дею), Гре­ция, Рим, Ара­вийс­кий тип (но­во­се­ми­тс­кий), Мек­си­ка, Пе­ру и Ев­ро­па (гер­ма­но-ро­ма­нс­кий тип). Кро­ме то­го, мыс­ли­тель пи­сал о «сла­вя­нс­кой ци­ви­ли­за­ции».



Комментарии  

 
0 #3 Наталья 17.01.2013 13:26
Конечный вывод автора можно было бы изложить намного проще: спасение России, как возврат к христианству, Православию, которое является исторической основой Руси-России вообще, и изначально. Причем, к именно русскому христианству, к той базовой ее форме, которая сумела выжить в годы гонений и лишений. Об этом хорошо сказал Патриарх Кирилл 7 янв. 2013 г. (на вечерней проповеди), место "мы знаем когда произойдет Крнец Света").
 
 
0 #2 Наталья 17.01.2013 09:49
Недавно читала автора XIX в. Николая Троицкого ("Престол сатаны" в Пергаме. Спб., 1903). Там даны размышления автора о величии и падении трона Зевса в Пергаме (сведения вскоре после раскопок Бона в XIX в.). Как христианский автор он видел в Зевсе языческий символ, даже обращает внимание на то, что возле трона Зевсе были скульптуры грифонов и даже сирийских быков с лицами людей. Но мне кажется, что греческая античная цивилизация вовсе не идет в связке с Древним Римом. На мой взгляд, греческая античная цивилизация была "от Бога" (хотя это и было "детство человечества"), а разрушил ее именно Рим (тип цивилизации примитивной силы и материального лукавства одновременно). Поэтому война богов с гигантами на Пергамском фризе и оказалась в виде "осколков" той цивилизации.
 
 
0 #1 Наталья 17.01.2013 09:09
Согласна с автором, что "Россия...является самостоятельным историческим типом - Русской Цивилизацией". Но не согласна с делением государства и времен его развития. Что касается времени, то см. "Третья книга Ездры", Гл.7 (о времени цивилизаций, данное Богом). С точки зрения нашего века, века Христа, только Бог может определять типы цивилизаций человека. И тут явно видны 3 типа: 1) первобытная цивилизация (Царство примитивной силы), 2) материальная цивилизация (Царство Лукавого) 3) духовная цивилизация (Царство Духа Святого). Ясно, что человек был создан Богом для высшей цели, а человеческая цивилизация должна стремиться к Высоте Духа. Все три типа цивилизации присутствуют на Земле одновременно для того, чтобы опираться на что-то в своем движении. Но в целом, статья очень интересная, даны имена, которые изучали эту проблему цивилизаций, спасибо (я не знала их).
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1546 гостей онлайн