Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса. 1887
В постцивилизации заложена гибель всех известных исторических образований,
логический конец истории. Как бы ни были страшны классические войны,
последний беспрецедентный конфликт цивилизаций, завершающее столкновение
традиции и антрополатрии еще впереди.
Итак, в истории наличествуют не только три составляющих традиционной цивилизации (религия, культура и государство), но и три нетрадиционных идеологии, последовательно их пародирующие, – это либеральная демократия, племенизм и социализм. Эти идеологии можно объединить под именем антрополатрии (человекопоклонничество, греч.) – имеющей беспрецедентный характер революции, создающей новую отрицательную духовность, которая ведет к обожествлению человека.
При этом антрополатрийная вера не только не достигает собственных идеалов, но, напротив, подводит к утрате личностью собственной человечности: в замкнутом кругу либеральная демократия – социализм – племенизм индивидуум становится духовно несвободным существом, которое воспринимает традицию как рудимент «устаревшего» общества. В случае же выхода из этого круга он априори становится изгоем, новым «варваром».
Обманчивость антрополатрийного идеала заключается в том, что на смену либеральной демократии грядет третий такт последнего периода развития – цезаризм: обещая земной рай, антрополатрия приносит диктаторскую, вовсе не либеральную власть. Это предуготовлено всем бытием либерально-демократических обществ: искусственное «развинчивание гаек» неминуемо влечет за собой пародию на самодержавие.
Это постцивилизация, третий – последний – вид обществ: как простые структуры допотопного мира характеризовали период простоты нашей истории, а цивилизации – его расцвет, так третий вид – единая антрополатрийная постцивилизация – призван стать олицетворением периода мирового распада.
В ней заложена гибель всех известных исторических образований, логический конец истории. Как бы ни были страшны классические войны, последний беспрецедентный конфликт цивилизаций, завершающее столкновение традиции и антрополатрии еще впереди.
Пропасть между традицией и антрополатрией непреодолима, как расстояние от праведного Лазаря до богача из евангельской притчи. Наследие основателей цивилизационного подхода, да и просто здравая мысль говорят о том, что если Россия желает – нет, не возврата, не мифического «возрождения», но сохранения и приумножения традиции, то ей нужно соблюсти одно, но весьма сложное правило: как можно ближе к идеалу расцвета второй половины XV – первой половины XVII веков и как можно дальше от антрополатрии. Нельзя забывать о многочисленных «измах», столетиями тревоживших и рвавших на части русскую цивилизацию, невозможно не учитывать опыт либерализма, племенизма, социализма, но изучая, надо понимать, что их выбор далек от традиции.