Николай Рерих. Русская Пасха. 1924
Система координат русской цивилизации
Максим Емельянов-Лукьянчиков
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 52
Максим Александрович Емельянов-Лукьянчиков –историк, журналист, путешественник, кандидат исторических наук, специалист по русской истории и истории цивилизаций Тропической Африки, автор книги «Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, А.Д. Тойнби», автор и ведущий исторической программы «Акценты» на Радио «Радонеж» (2007–2010), постоянный автор программ «Час истины» и «Киноистория» на Первом историческом канале «365 дней ТВ» (2009–2012), участник программ, посвященных путешествиям и русской истории на Народном радио», телеканалах «Культура», РЕН ТВ, «7 ТВ», организатор и участник путешествий по России и Африке
В наш век информации и мнимой свободы выбора между различными религиозными, культурными и государственными идеалами обычный человек теряется и тонет в этом потоке либо хватается за ближайшую кочку, за которой не видит подлинного монолита традиции.
За семь тысяч лет существования человеческих обществ оформилось подлинное многообразие мира, состоящего из самобытных цивилизаций, у каждой из которых были своя вера, своя культура, своя государственность. Несмотря на разнообразие исторических типов, каждый конкретный человек был творцом и принадлежностью конкретной традиции и не терялся в поисках смысла жизни, ибо с детства научался тому, что есть хорошо, а что есть плохо.
Но начиная с XV века на Западе, а несколько позднее и по всему миру (в России – со второй половине XVII века) стал набирать силу процесс разложения традиционных ценностей. К началу XXI столетия этот процесс настолько рельефно оформился, что позволяет говорить о том, что мы имеем дело с изменой традиции, ее уничтожением, равно как и навязыванием всему миру ценностей сугубо негативного свойства, которые не только противны христианству (и любой традиционной религии), но и прямо обманывают своих адептов.
Под лозунгом «свободы» мы идем к новому рабству. Строя «национальные государства», мы выращиваем диктатуру меньшинства. Взыскуя «хлеба», мы получаем новое неравенство со строгим распределение материальных благ. Красивые обертки либерализма, племенизма, социализма и глобального общества превращают мир в противоположность всему тому, что было свято, дорого и родно нашим пращурам на протяжении всей истории мира.
Вся надежда на последних приверженцев традиции – то есть традиционалистов.
Что же такое – этот традиционалист?
Современный традиционалист ратует за многообразие цивилизаций, их религий, культур и государств. Коль скоро он житель русской цивилизации, он – православный христианин, представитель традиционной русской культуры и апологет традиционной русской государственности.
Традиционалист понимает, что Россия не является ни Европой, ни Азией, ни Евразией, ни продолжением Византии, ни мифической «славянской цивилизацией». Россия – это Россия, самодостаточная русская цивилизация.
Он рассматривает взаимоотношения России с Европой и всем миром с позиций русского национального идеала и с позиций исторической реальности. Идеал и реальность – вещи далеко не идентичные, в наибольшей степени они совпали во второй половине XV – первой половине XVII веков, в эпоху, которая для всякого традиционно мыслящего человека является временем наибольшего расцвета России. Тем не менее традиционалист знает и любит все периоды русской истории – много прекрасного было и в Киевской Руси, и в удельной Руси, и в имперский и советский периоды.
Традиционалист – ни либерал и ни консерватор, ни космополит и ни фундаменталист, ни реалист и ни идеалист, ни оптимист и ни пессимист. Все это – вторичные, однобокие, поздние деления. У истории всегда два колеса. Но это не значит, что он занимается синкретизмом, пытаясь сплавить в единый котел разные учения. Нет, он опирается на традицию, которая расположена по ту сторону всех подобных «измов».