Воскресенье, 23 Сентября, 2018
   
(10 голоса, среднее 4.60 из 5)


Николай Рерих. Русская Пасха. 1924

Система координат русской цивилизации
Максим Емельянов-Лукьянчиков

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 52

Максим Александрович Емельянов-Лукьянчиков –историк, журналист, путешественник, кандидат исторических наук, специалист по русской истории и истории цивилизаций Тропической Африки, автор книги «Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, А.Д. Тойнби», автор и ведущий исторической программы «Акценты» на Радио «Радонеж» (2007–2010), постоянный автор программ «Час истины» и «Киноистория» на Первом историческом канале «365 дней ТВ» (2009–2012), участник программ, посвященных путешествиям и русской истории на Народном радио», телеканалах «Культура», РЕН ТВ, «7 ТВ», организатор и участник путешествий по России и Африке

В наш век ин­фор­ма­ции и мни­мой сво­бо­ды вы­бо­ра меж­ду раз­лич­ны­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми, куль­тур­ны­ми и го­су­да­р­ствен­ны­ми иде­а­ла­ми обыч­ный че­ло­век те­ря­ет­ся и то­нет в этом по­то­ке ли­бо хва­та­ет­ся за бли­жай­шую коч­ку, за ко­то­рой не ви­дит под­лин­но­го мо­но­ли­та тра­ди­ции.

За семь ты­сяч лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­чес­ких об­ществ офор­ми­лось под­лин­ное мно­го­об­ра­зие ми­ра, сос­то­я­ще­го из са­мо­быт­ных ци­ви­ли­за­ций, у каж­дой из ко­то­рых бы­ли своя ве­ра, своя куль­ту­ра, своя го­су­да­р­ствен­ность. Нес­мот­ря на раз­но­об­ра­зие ис­то­ри­чес­ких ти­пов, каж­дый конк­рет­ный че­ло­век был твор­цом и при­над­леж­ностью конк­рет­ной тра­ди­ции и не те­рял­ся в по­ис­ках смыс­ла жиз­ни, ибо с детства на­у­чал­ся то­му, что есть хо­ро­шо, а что есть пло­хо.

Но на­чи­ная с XV ве­ка на За­па­де, а нес­коль­ко позд­нее и по все­му ми­ру (в Рос­сии – со вто­рой по­ло­ви­не XVII ве­ка) стал на­би­рать си­лу про­цесс раз­ло­же­ния тра­ди­ци­он­ных цен­нос­тей. К на­ча­лу XXI сто­ле­тия этот про­цесс нас­толь­ко рель­еф­но офор­мил­ся, что поз­во­ля­ет го­во­рить о том, что мы име­ем де­ло с из­ме­ной тра­ди­ции, ее унич­то­же­ни­ем, рав­но как и на­вя­зы­ва­ни­ем все­му ми­ру цен­нос­тей су­гу­бо не­га­тив­но­го свой­ства, ко­то­рые не толь­ко про­тив­ны хрис­ти­а­н­ству (и лю­бой тра­ди­ци­он­ной ре­ли­гии), но и пря­мо об­ма­ны­ва­ют сво­их адеп­тов.

Под ло­зун­гом «сво­бо­ды» мы идем к но­во­му рабству. Строя «на­ци­о­наль­ные го­су­да­р­ства», мы вы­ра­щи­ва­ем дик­та­ту­ру мень­ши­н­ства. Взыс­куя «хле­ба», мы по­лу­ча­ем но­вое не­ра­ве­н­ство со стро­гим расп­ре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных благ. Кра­си­вые оберт­ки ли­бе­ра­лиз­ма, пле­ме­низ­ма, со­ци­а­лиз­ма и гло­баль­но­го об­ще­ст­ва прев­ра­ща­ют мир в про­ти­во­по­лож­ность все­му то­му, что бы­ло свя­то, до­ро­го и род­но на­шим пра­щу­рам на про­тя­же­нии всей ис­то­рии ми­ра.

Вся на­деж­да на пос­лед­них при­вер­жен­цев тра­ди­ции – то есть тра­ди­ци­о­на­лис­тов.

Что же та­кое – этот тра­ди­ци­о­на­лист?

Сов­ре­мен­ный тра­ди­ци­о­на­лист ра­ту­ет за мно­го­об­ра­зие ци­ви­ли­за­ций, их ре­ли­гий, куль­тур и го­су­дарств. Коль ско­ро он жи­тель рус­ской ци­ви­ли­за­ции, он – пра­вос­лав­ный хрис­ти­а­нин, предс­та­ви­тель тра­ди­ци­он­ной рус­ской куль­ту­ры и апо­ло­гет тра­ди­ци­он­ной рус­ской го­су­да­р­ствен­нос­ти.

Тра­ди­ци­о­на­лист по­ни­ма­ет, что Рос­сия не яв­ля­ет­ся ни Ев­ро­пой, ни Ази­ей, ни Ев­ра­зи­ей, ни про­дол­же­ни­ем Ви­зан­тии, ни ми­фи­чес­кой «сла­вя­нс­кой ци­ви­ли­за­ци­ей». Рос­сия – это Рос­сия, са­мо­дос­та­точ­ная рус­ская ци­ви­ли­за­ция.

Он рас­смат­ри­ва­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния Рос­сии с Ев­ро­пой и всем ми­ром с по­зи­ций рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го иде­а­ла и с по­зи­ций ис­то­ри­чес­кой ре­аль­нос­ти. Иде­ал и ре­аль­ность – ве­щи да­ле­ко не иден­тич­ные, в на­и­боль­шей сте­пе­ни они сов­па­ли во вто­рой по­ло­ви­не XV – пер­вой по­ло­ви­не XVII ве­ков, в эпо­ху, ко­то­рая для вся­ко­го тра­ди­ци­он­но мыс­ля­ще­го че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся вре­ме­нем на­и­боль­ше­го расц­ве­та Рос­сии. Тем не ме­нее тра­ди­ци­о­на­лист зна­ет и лю­бит все пе­ри­о­ды рус­ской ис­то­рии – мно­го прек­рас­но­го бы­ло и в Ки­евс­кой Ру­си, и в удель­ной Ру­си, и в им­пе­рс­кий и со­ве­тс­кий пе­ри­о­ды.

Тра­ди­ци­о­на­лист – ни ли­бе­рал и ни кон­сер­ва­тор, ни кос­мо­по­лит и ни фун­да­мен­та­лист, ни ре­а­лист и ни иде­а­лист, ни оп­ти­мист и ни пес­си­мист. Все это – вто­рич­ные, од­но­бо­кие, позд­ние де­ле­ния. У ис­то­рии всег­да два ко­ле­са. Но это не зна­чит, что он за­ни­ма­ет­ся синк­ре­тиз­мом, пы­та­ясь спла­вить в еди­ный ко­тел раз­ные уче­ния. Нет, он опи­ра­ет­ся на тра­ди­цию, ко­то­рая рас­по­ло­же­на по ту сто­ро­ну всех по­доб­ных «из­мов».



Комментарии  

 
0 #3 Наталья 17.01.2013 13:26
Конечный вывод автора можно было бы изложить намного проще: спасение России, как возврат к христианству, Православию, которое является исторической основой Руси-России вообще, и изначально. Причем, к именно русскому христианству, к той базовой ее форме, которая сумела выжить в годы гонений и лишений. Об этом хорошо сказал Патриарх Кирилл 7 янв. 2013 г. (на вечерней проповеди), место "мы знаем когда произойдет Крнец Света").
 
 
0 #2 Наталья 17.01.2013 09:49
Недавно читала автора XIX в. Николая Троицкого ("Престол сатаны" в Пергаме. Спб., 1903). Там даны размышления автора о величии и падении трона Зевса в Пергаме (сведения вскоре после раскопок Бона в XIX в.). Как христианский автор он видел в Зевсе языческий символ, даже обращает внимание на то, что возле трона Зевсе были скульптуры грифонов и даже сирийских быков с лицами людей. Но мне кажется, что греческая античная цивилизация вовсе не идет в связке с Древним Римом. На мой взгляд, греческая античная цивилизация была "от Бога" (хотя это и было "детство человечества"), а разрушил ее именно Рим (тип цивилизации примитивной силы и материального лукавства одновременно). Поэтому война богов с гигантами на Пергамском фризе и оказалась в виде "осколков" той цивилизации.
 
 
0 #1 Наталья 17.01.2013 09:09
Согласна с автором, что "Россия...является самостоятельным историческим типом - Русской Цивилизацией". Но не согласна с делением государства и времен его развития. Что касается времени, то см. "Третья книга Ездры", Гл.7 (о времени цивилизаций, данное Богом). С точки зрения нашего века, века Христа, только Бог может определять типы цивилизаций человека. И тут явно видны 3 типа: 1) первобытная цивилизация (Царство примитивной силы), 2) материальная цивилизация (Царство Лукавого) 3) духовная цивилизация (Царство Духа Святого). Ясно, что человек был создан Богом для высшей цели, а человеческая цивилизация должна стремиться к Высоте Духа. Все три типа цивилизации присутствуют на Земле одновременно для того, чтобы опираться на что-то в своем движении. Но в целом, статья очень интересная, даны имена, которые изучали эту проблему цивилизаций, спасибо (я не знала их).
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 835 гостей онлайн