Среда, 26 Апреля, 2017
   
(10 голоса, среднее 4.60 из 5)


Николай Рерих. Русская Пасха. 1924

Система координат русской цивилизации
Максим Емельянов-Лукьянчиков

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 52

Максим Александрович Емельянов-Лукьянчиков –историк, журналист, путешественник, кандидат исторических наук, специалист по русской истории и истории цивилизаций Тропической Африки, автор книги «Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, А.Д. Тойнби», автор и ведущий исторической программы «Акценты» на Радио «Радонеж» (2007–2010), постоянный автор программ «Час истины» и «Киноистория» на Первом историческом канале «365 дней ТВ» (2009–2012), участник программ, посвященных путешествиям и русской истории на Народном радио», телеканалах «Культура», РЕН ТВ, «7 ТВ», организатор и участник путешествий по России и Африке

В наш век ин­фор­ма­ции и мни­мой сво­бо­ды вы­бо­ра меж­ду раз­лич­ны­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми, куль­тур­ны­ми и го­су­да­р­ствен­ны­ми иде­а­ла­ми обыч­ный че­ло­век те­ря­ет­ся и то­нет в этом по­то­ке ли­бо хва­та­ет­ся за бли­жай­шую коч­ку, за ко­то­рой не ви­дит под­лин­но­го мо­но­ли­та тра­ди­ции.

За семь ты­сяч лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­чес­ких об­ществ офор­ми­лось под­лин­ное мно­го­об­ра­зие ми­ра, сос­то­я­ще­го из са­мо­быт­ных ци­ви­ли­за­ций, у каж­дой из ко­то­рых бы­ли своя ве­ра, своя куль­ту­ра, своя го­су­да­р­ствен­ность. Нес­мот­ря на раз­но­об­ра­зие ис­то­ри­чес­ких ти­пов, каж­дый конк­рет­ный че­ло­век был твор­цом и при­над­леж­ностью конк­рет­ной тра­ди­ции и не те­рял­ся в по­ис­ках смыс­ла жиз­ни, ибо с детства на­у­чал­ся то­му, что есть хо­ро­шо, а что есть пло­хо.

Но на­чи­ная с XV ве­ка на За­па­де, а нес­коль­ко позд­нее и по все­му ми­ру (в Рос­сии – со вто­рой по­ло­ви­не XVII ве­ка) стал на­би­рать си­лу про­цесс раз­ло­же­ния тра­ди­ци­он­ных цен­нос­тей. К на­ча­лу XXI сто­ле­тия этот про­цесс нас­толь­ко рель­еф­но офор­мил­ся, что поз­во­ля­ет го­во­рить о том, что мы име­ем де­ло с из­ме­ной тра­ди­ции, ее унич­то­же­ни­ем, рав­но как и на­вя­зы­ва­ни­ем все­му ми­ру цен­нос­тей су­гу­бо не­га­тив­но­го свой­ства, ко­то­рые не толь­ко про­тив­ны хрис­ти­а­н­ству (и лю­бой тра­ди­ци­он­ной ре­ли­гии), но и пря­мо об­ма­ны­ва­ют сво­их адеп­тов.

Под ло­зун­гом «сво­бо­ды» мы идем к но­во­му рабству. Строя «на­ци­о­наль­ные го­су­да­р­ства», мы вы­ра­щи­ва­ем дик­та­ту­ру мень­ши­н­ства. Взыс­куя «хле­ба», мы по­лу­ча­ем но­вое не­ра­ве­н­ство со стро­гим расп­ре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных благ. Кра­си­вые оберт­ки ли­бе­ра­лиз­ма, пле­ме­низ­ма, со­ци­а­лиз­ма и гло­баль­но­го об­ще­ст­ва прев­ра­ща­ют мир в про­ти­во­по­лож­ность все­му то­му, что бы­ло свя­то, до­ро­го и род­но на­шим пра­щу­рам на про­тя­же­нии всей ис­то­рии ми­ра.

Вся на­деж­да на пос­лед­них при­вер­жен­цев тра­ди­ции – то есть тра­ди­ци­о­на­лис­тов.

Что же та­кое – этот тра­ди­ци­о­на­лист?

Сов­ре­мен­ный тра­ди­ци­о­на­лист ра­ту­ет за мно­го­об­ра­зие ци­ви­ли­за­ций, их ре­ли­гий, куль­тур и го­су­дарств. Коль ско­ро он жи­тель рус­ской ци­ви­ли­за­ции, он – пра­вос­лав­ный хрис­ти­а­нин, предс­та­ви­тель тра­ди­ци­он­ной рус­ской куль­ту­ры и апо­ло­гет тра­ди­ци­он­ной рус­ской го­су­да­р­ствен­нос­ти.

Тра­ди­ци­о­на­лист по­ни­ма­ет, что Рос­сия не яв­ля­ет­ся ни Ев­ро­пой, ни Ази­ей, ни Ев­ра­зи­ей, ни про­дол­же­ни­ем Ви­зан­тии, ни ми­фи­чес­кой «сла­вя­нс­кой ци­ви­ли­за­ци­ей». Рос­сия – это Рос­сия, са­мо­дос­та­точ­ная рус­ская ци­ви­ли­за­ция.

Он рас­смат­ри­ва­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния Рос­сии с Ев­ро­пой и всем ми­ром с по­зи­ций рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го иде­а­ла и с по­зи­ций ис­то­ри­чес­кой ре­аль­нос­ти. Иде­ал и ре­аль­ность – ве­щи да­ле­ко не иден­тич­ные, в на­и­боль­шей сте­пе­ни они сов­па­ли во вто­рой по­ло­ви­не XV – пер­вой по­ло­ви­не XVII ве­ков, в эпо­ху, ко­то­рая для вся­ко­го тра­ди­ци­он­но мыс­ля­ще­го че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся вре­ме­нем на­и­боль­ше­го расц­ве­та Рос­сии. Тем не ме­нее тра­ди­ци­о­на­лист зна­ет и лю­бит все пе­ри­о­ды рус­ской ис­то­рии – мно­го прек­рас­но­го бы­ло и в Ки­евс­кой Ру­си, и в удель­ной Ру­си, и в им­пе­рс­кий и со­ве­тс­кий пе­ри­о­ды.

Тра­ди­ци­о­на­лист – ни ли­бе­рал и ни кон­сер­ва­тор, ни кос­мо­по­лит и ни фун­да­мен­та­лист, ни ре­а­лист и ни иде­а­лист, ни оп­ти­мист и ни пес­си­мист. Все это – вто­рич­ные, од­но­бо­кие, позд­ние де­ле­ния. У ис­то­рии всег­да два ко­ле­са. Но это не зна­чит, что он за­ни­ма­ет­ся синк­ре­тиз­мом, пы­та­ясь спла­вить в еди­ный ко­тел раз­ные уче­ния. Нет, он опи­ра­ет­ся на тра­ди­цию, ко­то­рая рас­по­ло­же­на по ту сто­ро­ну всех по­доб­ных «из­мов».



Комментарии  

 
0 #3 Наталья 17.01.2013 13:26
Конечный вывод автора можно было бы изложить намного проще: спасение России, как возврат к христианству, Православию, которое является исторической основой Руси-России вообще, и изначально. Причем, к именно русскому христианству, к той базовой ее форме, которая сумела выжить в годы гонений и лишений. Об этом хорошо сказал Патриарх Кирилл 7 янв. 2013 г. (на вечерней проповеди), место "мы знаем когда произойдет Крнец Света").
Цитировать
 
 
0 #2 Наталья 17.01.2013 09:49
Недавно читала автора XIX в. Николая Троицкого ("Престол сатаны" в Пергаме. Спб., 1903). Там даны размышления автора о величии и падении трона Зевса в Пергаме (сведения вскоре после раскопок Бона в XIX в.). Как христианский автор он видел в Зевсе языческий символ, даже обращает внимание на то, что возле трона Зевсе были скульптуры грифонов и даже сирийских быков с лицами людей. Но мне кажется, что греческая античная цивилизация вовсе не идет в связке с Древним Римом. На мой взгляд, греческая античная цивилизация была "от Бога" (хотя это и было "детство человечества"), а разрушил ее именно Рим (тип цивилизации примитивной силы и материального лукавства одновременно). Поэтому война богов с гигантами на Пергамском фризе и оказалась в виде "осколков" той цивилизации.
Цитировать
 
 
0 #1 Наталья 17.01.2013 09:09
Согласна с автором, что "Россия...является самостоятельным историческим типом - Русской Цивилизацией". Но не согласна с делением государства и времен его развития. Что касается времени, то см. "Третья книга Ездры", Гл.7 (о времени цивилизаций, данное Богом). С точки зрения нашего века, века Христа, только Бог может определять типы цивилизаций человека. И тут явно видны 3 типа: 1) первобытная цивилизация (Царство примитивной силы), 2) материальная цивилизация (Царство Лукавого) 3) духовная цивилизация (Царство Духа Святого). Ясно, что человек был создан Богом для высшей цели, а человеческая цивилизация должна стремиться к Высоте Духа. Все три типа цивилизации присутствуют на Земле одновременно для того, чтобы опираться на что-то в своем движении. Но в целом, статья очень интересная, даны имена, которые изучали эту проблему цивилизаций, спасибо (я не знала их).
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 835 гостей онлайн