Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

{div width:385|float:left}{module 11_Theodoric_mausoleum}{/div}Обе эти по­ло­ви­ны пош­ли раз­ны­ми пу­тя­ми – и обе па­ли. Есть прос­тор и для ана­ли­за, и для срав­не­ний, и для реф­лек­сий.

Два пу­ти – и оба при­ве­ли к по­ра­же­нию. Та часть, ко­то­рая па­ла рань­ше, прак­ти­чес­ки воз­ро­ди­лась в ви­де пос­ле­ду­ю­щей ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции, а та, ко­то­рая сто­я­ла еще ты­ся­чу лет, уш­ла в ис­то­ри­чес­кую па­мять. Пос­коль­ку все же рос­сийс­кий Тре­тий Рим – это не воз­рож­де­ние Вто­ро­го, Вос­точ­но­го, а соз­да­ние сов­сем но­во­го.

Му­суль­ма­нс­кий Стам­бул в ка­ком-то смыс­ле (но в ка­ком-то) ку­да боль­ше мож­но счи­тать про­дол­жа­те­лем Ви­зан­тии, чем Моск­ву, став­шую цент­ром и ос­но­вой во мно­гом во­об­ще дру­го­го ми­ра.

Па­де­ние Ви­зан­тии и все проб­ле­мы так и не под­няв­шей­ся еще из глу­би­ны па­де­ния 90-х го­дов Рос­сии – в чем-то да­ют по­вод для со­пос­тав­ле­ний. Но все же – это очень раз­ные сю­же­ты. Ре­ми­нис­цен­ции на те­му то­го, как мог­ла пасть та­кая слав­ная ви­зан­тийс­кая ци­ви­ли­за­ция, за­ве­до­мо за­ту­ше­вы­ва­ют тот прос­той факт, что все ее су­ще­ст­во­ва­ние есть ис­то­рия ее па­де­ния.

Готы Теодориха дали Риму передышку. Они вообще во многом видели себя
«стражами империи». Сложись все немного по-другому – кто знает, может быть,
Италия не пришла бы в упадок, а Западная Римская империя просуществовала бы
не меньше Восточной.

Выс­шая точ­ка ее мо­гу­ще­ст­ва – это шес­той век, прав­ле­ние Юс­ти­ни­а­на, ког­да ему уда­лось не толь­ко зак­ре­пить внут­рен­нее по­ло­же­ние дер­жа­вы, но и вер­нуть ей мно­гие зем­ли преж­ней Римс­кой им­пе­рии, зах­ва­чен­ные вар­ва­ра­ми.

Но этот век – это собствен­но еще не Ви­зан­тия, это – Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия. За­тем опять шаг за ша­гом у нее на­ча­ли от­би­рать ее вла­де­ния. Лан­го­бар­ды отоб­ра­ли ра­зо­рен­ную вой­ной Ита­лию, ара­бы – Ближ­ний Вос­ток и Аф­ри­ку.

Вот здесь и на­ча­лась ис­то­рия собствен­но Ви­зан­тии. Ес­ли Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия – это бо­ров­ша­я­ся за свое вос­ста­нов­ле­ние Римс­кая им­пе­рия – и бо­ров­ша­я­ся впол­не дос­той­но, хо­тя иног­да и с об­щим не­га­тив­ным ре­зуль­та­том, – то Ви­зан­тия – это об­во­ро­ван­ная Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия. Она уже – во­об­ще не Римс­кая, а ско­рее Гре­чес­кая им­пе­рия. Но гре­ки в свое вре­мя по­то­му и ус­ту­пи­ли пер­ве­н­ство Ри­му в ос­но­ван­ном ими ми­ре, что не бы­ли го­то­вы сох­ра­нять нас­ле­дие сво­е­го ге­ро­и­чес­ко­го пе­ри­о­да, удер­жать за­во­е­ва­ния Алек­са­нд­ра Ма­ке­до­нс­ко­го. И для то­го, что­бы нас­ле­до­вать его мо­гу­ще­ст­во, пот­ре­бо­вал­ся Юлий Це­зарь.

Об­ла­го­ро­жен­ный эл­ли­нис­ти­чес­кой куль­ту­рой, Рим век за ве­ком рас­ши­рял свои гра­ни­цы. Ви­зан­тия, опи­рав­ша­я­ся на эл­ли­нис­ти­чес­кое нас­ле­дие в со­е­ди­не­нии с хрис­ти­а­н­ством, век за ве­ком те­ря­ла свои тер­ри­то­рии.

И За­пад­ная, и Вос­точ­ная Римс­кие им­пе­рии при­сяг­ну­ли хрис­ти­а­н­ству. За­пад пал, Вос­ток ты­ся­чу лет про­ти­вос­то­ял па­де­нию.

В чем бы­ло раз­ли­чие? Во мно­гом. Но в боль­шой сте­пе­ни в том, что Конс­тан­ти­но­поль опи­рал­ся на зо­ну раз­ви­то­го позд­не­го эл­ли­низ­ма. И ког­да бо­лее мо­ло­дые на­ро­ды на­ча­ли от­би­рать у не­го эту зо­ну, уже они чер­па­ли из нее свою си­лу. Что та­кое ха­ли­фат? Взбод­рен­ный энер­ги­ей мо­ло­до­го арабс­ко­го эт­но­са мир эл­ли­низ­ма.

Ког­да ис­сяк­ли си­лы Ви­зан­тии в ее про­ти­вос­то­я­нии собствен­но­му упад­ку? Ког­да она ут­ра­ти­ла эл­ли­нис­ти­чес­кие тер­ри­то­рии и эл­ли­нис­ти­чес­кое нас­ле­дие.

Ког­да пос­ле уда­ров ара­бов Ви­зан­тии уда­лось воз­ро­дить­ся и вер­нуть се­бе Ближ­ний Вос­ток? Ког­да к влас­ти приш­ли предс­та­ви­те­ли клас­си­чес­ких зон эл­ли­нис­ти­чес­ко­го нас­ле­дия – сна­ча­ла Исав­рийс­кая, а по­том Ма­ке­до­нс­кая ди­нас­тии. Ког­да на­чал­ся но­вый упа­док? Во вре­ме­на сна­ча­ла Ком­ни­нов, а по­том Па­ле­о­ло­гов – то есть во вре­ме­на прав­ле­ния арис­ток­ра­тии цент­раль­ных гре­чес­ких зон.

Есть при оп­ре­де­лен­ном наст­рое мыс­ли из­ве­ст­ный соб­лазн объ­яс­нить то, что сох­ра­нял Конс­тан­ти­но­поль из сво­их ус­пе­хов, со­е­ди­не­ни­ем Римс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти и Хрис­ти­а­нс­кой церк­ви.

В ос­нов­ном этот соб­лазн опи­ра­ет­ся в луч­шем слу­чае на опыт Юс­ти­ни­а­на. Хо­тя то­же с оп­ре­де­лен­ны­ми воп­ро­са­ми. Но ве­ли­чие Юс­ти­ни­а­на тра­ти­лось уже его нас­лед­ни­ка­ми. Ког­да в 717–718 го­дах ара­бы в тре­тий раз оса­ди­ли Конс­тан­ти­но­поль, его спа­се­ние мож­но, ко­неч­но, при­пи­сать мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Но, ско­рее все­го, оно все-та­ки бы­ло свя­за­но с бол­га­рс­ки­ми войс­ка­ми, при­шед­ши­ми на по­мощь сво­е­му со­юз­ни­ку. В этот пе­ри­од во­об­ще имен­но сла­вя­не спа­са­ли им­пе­рию и да­ли ей нес­коль­ко лиш­них ве­ков жиз­ни.

В V–VI ве­ках Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия выс­то­я­ла и ок­реп­ла не столь­ко за счет ис­то­вой ве­ры, сколь­ко за счет то­го, что имен­но на Вос­то­ке бы­ла сос­ре­до­то­че­на мас­са еще сво­бод­ных кресть­ян, став­ших ос­но­вой ар­мии Юс­ти­ни­а­на. Точ­но так же в VII–VIII ве­ках ра­нее пот­ре­пав­шие им­пе­рию сла­вя­не, прор­вав обо­ро­ни­тель­ные ру­бе­жи, за­се­ли­ли Бал­ка­ны и по­пол­ни­ли сво­бод­ное кресть­я­нс­кое на­се­ле­ние, а сле­до­ва­тель­но – ос­но­ву ее но­вой ар­мии.

Лев III Исавр и его пре­ем­ни­ки обес­пе­чи­ли бе­зо­пас­ность им­пе­рии. Но при этом всту­пи­ли с Цер­ковью в поч­ти сто­лет­ний конф­ликт, ког­да они по­ня­ли ее бес­по­лез­ность для де­ла за­щи­ты стра­ны. Ес­ли в тот мо­мент в Ви­зан­тии Пра­вос­лав­ная цер­ковь в чем-ли­бо и сыг­ра­ла роль, то, по­жа­луй, в том, что, с од­ной сто­ро­ны, ста­ла при­бе­жи­щем арис­ток­ра­ти­чес­кой оп­по­зи­ции силь­ной им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти, а с дру­гой – сво­им не­по­ни­ма­ни­ем наст­ро­е­ний на­ро­да выз­ва­ла мас­со­вое дви­же­ние пав­ли­ки­ан, пот­ряс­шее вновь ос­но­вы го­су­да­р­ствен­нос­ти.

Пос­лед­ний слав­ный пе­ри­од расц­ве­та Ви­зан­тии – это Ма­ке­до­нс­кая ди­нас­тия (от се­ре­ди­ны IX ве­ка до се­ре­ди­ны XI ве­ка), то есть при­мер­но до рас­ко­ла За­пад­ной и Вос­точ­ной церк­вей. Но эта ле­бе­ди­ная пес­ня им­пе­рии ос­но­вы­ва­лась не на пре­о­до­ле­нии конф­лик­та меж­ду ико­но­бор­ца­ми и ико­но­по­чи­та­те­ля­ми, а ско­рее на ка­пи­ту­ля­ции Церк­ви пе­ред светс­кой властью.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS