Печать

Хроника начала войны против Церкви
Исраэль Шамир

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 290

Исраэль Шамир – исатель, журналист, общественный деятель, прихожанин Иерусалимской православной церкви (Яффа–Москва)

Дев­ки и ма­ги

Ну, за­бе­жа­ли мо­ло­дые дев­ки в цер­ковь. Ну, по­пе­ли-поп­ля­са­ли – ка­кой тут урон? Тем бо­лее в кар­на­валь­ное вре­мя, ког­да это да­же при­ве­т­ству­ет­ся, как учил Бах­тин. Ущип­нуть их за кру­тые бо­ка и от­пус­тить по­доб­ру-поз­до­ро­ву, по­со­ве­то­вал пре­муд­рый о. Ку­ра­ев. Бы­ла в его сло­вах своя прав­да. Ес­ли бы мож­но бы­ло не за­ме­тить этой вы­ход­ки, то луч­ше бы­ло бы так и пос­ту­пить и ос­та­вить раз­бор­ку со свя­то­тат­ца­ми не­бес­ной ра­ти, ко­то­рая мо­жет с ни­ми спра­вить­ся пок­ру­че на­ше­го. Но не за­ме­тить нель­зя бы­ло – та­кое уж мес­то выб­ра­ли. Не в ма­лень­кой заб­ро­шен­ной церк­ви на Во­ло­год­чи­не, а в глав­ном мос­ко­вс­ком со­бо­ре уст­ро­и­ли чер­ную мес­су – не для то­го, что­бы их пот­ре­па­ли по щеч­ке и от­пус­ти­ли. И не поз­во­ли­ли бы они от­пус­тить се­бя со щип­ком – ру­ку бы отор­ва­ли.

Ошиб­кой бу­дет счи­тать их обор­зев­шей ли­ми­той, по­на­е­хав­ши­ми не­до­уч­ка­ми, пре­тен­ду­ю­щи­ми на мес­то в сто­лич­ном ис­ку­с­стве, тад­жи­кс­ки­ми двор­ни­ка­ми на Пар­на­се, как счи­та­ет с мос­ко­вс­ким вы­со­ко­ме­ри­ем Плу­цер-Сар­но, сам ко­щун­ник не­ма­лый. Ко­щу­н­ствен­ная вы­лаз­ка че­ты­рех де­вок в хра­ме Хрис­та Спа­си­те­ля бы­ла ма­ги­чес­ким ри­ту­а­лом, про­вер­кой, жи­ва ли еще Рус­ская цер­ковь и не угас­ла ли ве­ра, по­пыт­кой оск­вер­нить свя­ты­ню. В доб­рое ста­рое вре­мя их мог­ли бы сжечь на кост­ре на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки, пе­пел спих­нуть вниз по те­че­нию, и мес­то кост­ра по­сы­пать солью. Са­мо­суд луч­ше все­го ре­ша­ет та­кие проб­ле­мы. Свя­то­тат­цам му­чить­ся не­дол­го, рас­хо­дов на крюч­кот­во­ров и тюрь­мы не на­до, и дру­гим не­по­вад­но. Но в на­ши дни, ког­да при­хо­дит­ся действо­вать по за­ко­ну, на­до за­ка­тать этим дев­кам по мак­си­му­му, что­бы дру­гим не­по­вад­но бы­ло.

Так пос­ту­пи­ли бы на­ши му­суль­ма­нс­кие братья, ко­то­рые на по­доб­ные шу­точ­ки от­ве­ча­ют серь­ез­ной ре­во­лю­ци­ей, да и за воль­но­дум­ный твит­тер за­да­ют ко­щун­ни­ку по пол­ной прог­рам­ме. Да и в са­мом ру­ко­по­жат­ном на све­те ев­рейс­ком го­су­да­р­стве да­ют за по­доб­ные шту­ки серь­ез­ные сро­ки. Так, Авиг­дор Эс­кин от­тя­нул два го­да за иг­ры со сви­ной го­ло­вой. А ведь то­же мог бы наз­вать свое свя­то­та­т­ство «пер­фор­ман­сом», как Илья По­но­ма­рев объ­я­вил с тал­му­ди­чес­кой из­во­рот­ли­востью свои по­си­дел­ки в фон­та­не на Стра­ст­ном буль­ва­ре «за­тя­нув­шей­ся и бес­сроч­ной встре­чей с де­пу­та­том». А о свя­ты­не Хо­ло­кос­та и по­дав­но не­че­го го­во­рить – за по­ся­га­тель­ство на нее да­ют на пол­ную ка­туш­ку. За шу­точ­ку – де­сять лет в Гер­ма­нии, два го­да во Фран­ции, три го­да в Ис­па­нии. И ник­то не воз­ра­жа­ет. Не­уж­то рус­ским не до­ро­же Цер­ковь Хрис­то­ва, чем ев­ро­пей­цам – па­мять ев­ре­ев?

Но обой­дет­ся уче­ни­цам ма­гов, вста­ли зас­туп­ни­ки и зас­туп­ни­цы, тре­бу­ют от­пус­тить их во имя ис­ку­с­ства. Да, на­вер­ное, и от­пус­тят с сим­во­ли­чес­ким штра­фом. Вот уже зас­ту­пи­лась за них Жан­на д’Арк про­те­ст­но­го дви­же­ния – ма­де­му­а­зель Соб­чак – в бе­се­де с о. Чап­ли­ным на сай­те «Ком­со­мол­ки». Вот это нас­то­я­щая тал­му­ди­ст­ка! Спо­соб­на лю­бой за­кон обой­ти, как ее по­кой­ный па­па­ша. Нет, что­бы пря­мо ска­зать – мол, не­на­ви­жу Цер­ковь и хрис­ти­а­нс­кую ве­ру. Вмес­то это­го – ссыл­ки на гу­ма­низм. Хрис­ти­а­не долж­ны про­щать, а по­э­то­му пусть прос­тят де­вок. Ска­жем ей: нель­зя про­щать тех, ко­то­рые не про­сят про­ще­ния.

Даль­ше – боль­ше. Не важ­ны пред­ме­ты ма­те­ри­аль­ные, а важ­на че­ло­ве­чес­кая жизнь, про­по­ве­до­ва­ла она. От­ве­тим ей: ес­ли не важ­ны пред­ме­ты ма­те­ри­аль­ные, ес­ли не в церк­вах ве­ра, а в серд­цах, то по­че­му так ак­тив­но ее спод­виж­ни­ки ста­ра­ют­ся оск­вер­нить церк­ви и ико­ны, по­че­му не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся ху­лой в серд­це сво­ем?

Еще бы­ли жа­ло­бы у Соб­чак. Ви­ди­те ли, ког­да она ле­та­ет на част­ных са­мо­ле­тах сво­их ха­ха­лей из сво­е­го род­но­го Вну­ко­ва-3, то и де­ло ее взгляд ос­ко­рб­ля­ет зре­ли­ще по­пов в ря­сах. Толь­ко оли­гар­хам с со­дер­жан­ка­ми мож­но ле­тать из Вну­ко­ва-3, а свя­щен­ни­ки пу­щай пеш­ком бре­дут – али на мо­ло­дой ос­ли­це едут. Это еще, мо­жет, и ста­нет­ся на ра­дость гос­по­же Соб­чак, ес­ли Про­хо­ров, не ро­вен час, ста­нет пре­зи­ден­том, но по­ка Бог ми­ло­вал.

Твер­до сто­ял о. Чап­лин и хо­ро­шо ей от­ве­чал, но на­до бы­ло по­же­ст­че. Не хва­та­ло там про­то­по­па Ав­ва­ку­ма, ко­то­рый бы мод­ной те­ле­ве­ду­щей вы­во­лоч­ку за­дал и до по­ка­я­ния до­вел. Ев­рейс­кое пас­халь­ное ска­за­ние со­ве­ту­ет «при­ту­пить зу­бы дерз­ким» – в этом слу­чае ев­рейс­кая тра­ди­ция хо­ро­шо до­пол­ня­ет пра­вос­лав­ную. Ху­же дру­гое – ког­да ев­рейс­кая тра­ди­ция за­ни­ма­ет мес­то пра­вос­лав­ной, как буд­то, не дай Бог, уже приш­ли вре­ме­на ан­тих­рис­та – он же ев­рейс­кий Ма­ши­ах. Вот, нап­ри­мер, в этом го­ду вся Русь празд­но­ва­ла Пу­рим и от­ри­ца­ла свя­тое воск­ре­сенье – и это не в кар­на­валь­ную мас­ле­ни­цу, а в Ве­ли­кий пост, ког­да из-за 8 мар­та воск­ре­сенье свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы прев­ра­ти­ли в буд­нич­ный день. На­вер­ное, что­бы лю­ди в цер­ковь не пош­ли.


 

В ми­ре ма­гии нет слу­чай­ных ве­щей. От­ку­да взя­лась эта чу­до­вищ­ная ан­тих­рис­ти­а­нс­кая мысль – от­ме­нить воск­ре­сенье? Хо­чет­ся лю­дям отп­ра­зд­но­вать Пу­рим – лад­но. Хо­тя он и стал язы­чес­ким празд­ни­ком ев­рейс­ко­го на­ци­о­на­лиз­ма, хрис­ти­а­нам мож­но есть идо­ло­же­рт­вен­ное, как учил свя­той апос­тол Па­вел. В кон­це кон­цов, пе­ре­не­си­те – ра­зо­во, в этом го­ду – вы­ду­ман­ный женс­кий день на 9 мар­та, толь­ко воск­ре­сенья Гос­под­не­го не тро­гай­те!

На пер­вый взгляд это ре­ше­ние мо­жет по­ка­зать­ся вы­пе­чен­ным в той же мед­ве­де­вс­кой пе­кар­не, что и бе­зум­ная от­ме­на зим­не­го вре­ме­ни. Но за этим кро­ет­ся глу­бо­кая и враж­деб­ная Церк­ви ма­ги­чес­кая стра­та­ге­ма. Ведь воск­ре­сенье – это суб­бо­та Хрис­ти­а­нс­кой церк­ви. К воск­ре­сенью от­но­сят­ся все за­по­ве­ди суб­бот­ние. При­чем к каж­до­му воск­ре­сенью, а тем па­че к воск­ре­сенью свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы в раз­гар Ве­ли­ко­го пос­та. И пос­ле всех раз­го­во­ров о па­гу­бе боль­ше­ви­ков, поль­зе дес­та­ли­ни­за­ции и свя­тос­ти уби­ен­ных Ро­ма­но­вых – на­те. Да­же боль­ше­ви­ки вер­ну­лись к соб­лю­де­нию воск­ре­се­ний пос­ле ко­рот­кой ду­рос­ти с шес­тид­нев­ка­ми, а эти – не пос­тес­ня­лись по­хе­рить свя­той день. Вот где Цер­ковь долж­на бы­ла ска­зать: «Не прой­дет!» И жаль, что она это­го не сде­ла­ла.

Цер­ковь: пе­ре­дыш­ка за­кон­чи­лась

Но Цер­ковь сде­ла­ла дру­гое. При­пер­тая к сте­не, она не пош­ла на пок­лон к сво­им ху­ли­те­лям и про­тив­ни­кам из ли­бе­раль­ных СМИ, но об­ра­ти­лась нап­ря­мую к на­ро­ду и вы­ве­ла его на ули­цу – сов­сем в сти­ле за­но­во во­шед­ших в мо­ду пос­ле поч­ти двад­ца­ти­лет­не­го пе­ре­ры­ва мос­ко­вс­ких ми­тин­гов. Это был вер­ный шаг, по­ка­зав­ший, что Цер­ковь не отор­ва­на от на­ро­да и его жиз­ни. Мо­лит­вен­ное сто­я­ние – цер­ков­ный ва­ри­ант ми­тин­га – зат­ми­ло Бо­лот­ную и про­де­мо­н­стри­ро­ва­ло ог­ром­ный по­тен­ци­ал Церк­ви. Так – пос­ле нес­коль­ких не­дель про­мед­ле­ния – Цер­ковь при­ня­ла на­вя­зан­ный ей бой.

На­па­де­ние ли­бе­ра­лов на Рус­скую цер­ковь бы­ло вне­зап­ным, как вы­сад­ка мар­си­ан в «Вой­не ми­ров», и так же хо­ро­шо под­го­тов­лен­ным. Те­перь мы ви­дим, что пляс­ки Pussy Riot ока­за­лись не спон­тан­ным ху­до­же­ст­вен­ным ак­том, но тща­тель­но спла­ни­ро­ван­ной про­во­ка­ци­ей, а са­ми дев­ки – спец­на­зом иде­о­ло­ги­чес­кой вой­ны. Они сде­ла­ли пер­вый выст­рел, соз­дав­ший ка­зус бел­ли, и вой­на бы­ла раз­вя­за­на. На Цер­ковь на­е­ха­ли по всем фрон­там.

Нет смыс­ла раз­би­рать по от­дель­нос­ти все по­во­ды для на­ез­дов – ча­сы, квар­ти­ры, бла­го­дат­ный огонь. Ес­ли на те­бя хо­тят на­е­хать – по­вод най­дут. Ио­анн Крес­ти­тель хле­ба не ел, ви­на не пил; го­во­ри­ли: в нем бес. При­шел Хрис­тос: ел и пил; го­во­ри­ли: он лю­бит вы­пить и за­ку­сить с греш­ни­ка­ми.

Это был не на­езд, но на­ча­ло вой­ны про­тив Церк­ви. Вой­на не бы­ла обус­лов­ле­на ошиб­ка­ми рус­ских пас­ты­рей. Ес­ли пат­ри­арх Ки­рилл был бы кро­ток, как го­лубь, и мудр, как змий, вмес­то ча­сов оп­ре­де­лял вре­мя по солн­цу, а жил бы в пе­ще­ре на скло­не Во­робь­е­вых гор, ре­зуль­тат был бы тот же. Рус­ской церк­ви еще по­вез­ло – она по­лу­чи­ла двад­ца­ти­лет­нюю пе­ре­дыш­ку, что­бы на­рас­тить мус­ку­лы и ук­ре­пить те­ло. Эти двад­цать лет про­чие хрис­ти­а­нс­кие Церк­ви с тру­дом сдер­жи­ва­ли на­тиск про­тив­ни­ка. Да ка­кое сдер­жи­ва­ли – в бес­по­ряд­ке отс­ту­па­ли!

Глав­ный удар при­шел­ся на са­мую силь­ную цер­ковь За­па­да – на ка­то­ли­ков. Они ежед­нев­но вы­дер­жи­ва­ли кри­ти­ку па­пы за то, что он не ос­та­но­вил Гит­ле­ра. Свя­щен­ни­ков за­пи­са­ли хо­ром в пе­до­фи­лы, Цер­ковь дол­би­ли за от­каз вен­чать ге­ев, сно­си­ли рож­де­ст­ве­нс­кие вер­те­пы и пов­се­ме­ст­но выс­тав­ля­ли рас­пя­тия из школ – от Ка­ли­фор­нии до Ита­лии. Дос­та­лось и про­тес­тан­там – в Анг­лии уволь­ня­ют с ра­бо­ты за но­ше­ние на­тель­но­го крес­та, а в Аме­ри­ке сни­ма­ют хрис­ти­а­нс­кую сим­во­ли­ку, хо­тя ев­рейс­кая ме­но­ра го­рит вов­сю. В Шве­ции и по­дав­но по­са­ди­ли свя­щен­ни­ка, ко­то­рый от­ва­жил­ся про­ци­ти­ро­вать Биб­лию с ам­во­на.

Толь­ко Рос­сия жи­ла в за­ча­ро­ван­ном ми­ре – на ули­цах ви­се­ли рас­тяж­ки, позд­рав­ляв­шие на­род с Пас­хой и Рож­де­ст­вом, рус­ские де­вуш­ки отк­ры­то но­си­ли крест на сво­их строй­ных ше­ях и бе­лых гру­дях, в шко­лах на­ча­ли пре­по­да­вать За­кон Бо­жий. Ког­да я рас­ска­зы­вал об этом сво­им за­пад­ным друзь­ям, они грыз­ли ног­ти от за­вис­ти. Ка­за­лось, что в Рос­сии ис­то­рия пош­ла сно­ва по аль­тер­на­тив­но­му пу­ти.

Сей­час эта аль­тер­на­тив­ность кон­чи­лась. До­ро­гие свя­щен­нос­лу­жи­те­ли, доб­ро по­жа­ло­вать об­рат­но в ис­то­рию. Рос­сию жест­ко выст­ра­и­ва­ют по об­щей мат­ри­це, а там, кро­ме ВТО, зна­чит­ся и борь­ба с Цер­ковью. На­ез­ды в Моск­ве – не вре­мен­ное вза­и­мо­не­по­ни­ма­ние, но вой­на, кон­ца ко­то­рой не вид­но.

У рус­ских цер­ков­нос­лу­жи­те­лей сло­жи­лось не­вер­ное по­ни­ма­ние ис­то­рии – им ка­за­лось, что го­не­ния на Цер­ковь бы­ли за­те­я­ны боль­ше­ви­ка­ми, а бур­жуи-то Цер­ковь лю­би­ли. Это, увы, не так. Сов­ре­мен­ное об­ще­ст­во, сло­жив­ше­еся на За­па­де, враж­ду­ет с Цер­ковью уже дав­но. Во вре­ме­на Ве­ли­кой фран­цу­зс­кой ре­во­лю­ции свя­щен­ни­ков и мо­на­хов то­пи­ли гроздь­я­ми или мо­ри­ли го­ло­дом в трю­мах «пла­ву­чих бас­ти­лий». Но и по­том ста­ло не­нам­но­го луч­ше – в 1879 го­ду во Фран­ции свя­щен­ни­кам и мо­на­хам зап­ре­ти­ли пре­по­да­ва­ние в шко­лах, мо­нас­ты­ри бы­ли ра­зог­на­ны, ка­то­ли­чес­кие шко­лы зап­ре­ще­ны – в то вре­мя как ев­рейс­кие и про­тес­та­н­тские про­дол­жа­ли действо­вать. Ка­то­ли­кам прег­ра­ди­ли путь на выс­шие ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные долж­нос­ти – их мес­та за­ня­ли ев­реи и про­тес­тан­ты. А в на­ча­ле XX ве­ка все церк­ви Фран­ции бы­ли ог­раб­ле­ны так, как и Троц­ко­му не сни­лось. Фран­цу­зс­кие ан­ти­ка­то­ли­чес­кие за­ко­ны то­го вре­ме­ни бы­ли жест­че ком­му­нис­ти­чес­ких.

Со­ве­тс­кая власть не при­ду­ма­ла ни­че­го но­во­го – в Треть­ей рес­пуб­ли­ке по­дой­ти к при­час­тию на Пас­ху бы­ло опас­нее, чем при Ста­ли­не. Это га­ран­ти­ро­ва­ло уволь­не­ние или, по край­ней ме­ре, ко­нец слу­жеб­ной карь­е­ры. Сто­ит пе­ре­чи­тать Че­хо­ва, что­бы уви­деть, что и Свя­тая Русь шла по то­му же пу­ти, нес­мот­ря на отс­та­ва­ние.

Не­на­висть к Церк­ви впол­не по­нят­на – в ми­ре зо­ло­то­го тель­ца Цер­ковь го­ни­ма хо­тя бы по­то­му, что она ут­ве­рж­да­ет цен­нос­ти, от­лич­ные от на­ко­пи­тель­ства и пот­реб­ле­ния, и за­щи­ща­ет «ма­лых сих». А еще и по­то­му, что со­бор­ность – ее ос­но­ва, а бо­га­т­ство – вов­се не ме­ри­ло че­ло­ве­чес­ко­го дос­то­и­н­ства. Впи­сать­ся в ка­пи­та­лизм смог­ли лишь те ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые, как иу­деи и каль­ви­нис­ты, от­ка­за­лись от этих прин­ци­пов и ста­ли по­чи­тать бо­га­т­ство как зас­лу­жен­ную наг­ра­ду дос­той­ным.

«Ес­ли ты та­кой ум­ный, то по­че­му ты та­кой бед­ный?» – это не­хит­рая ло­ги­ка но­вых-ста­рых вра­гов Церк­ви, пок­лон­ни­ков зо­ло­то­го тель­ца. Их убо­гая пси­хо­ло­гия сфор­ми­ро­ва­на книж­ка­ми Айн Рэнд, не­ког­да про­жи­вав­шей в Пе­тер­бур­ге, а за­тем став­шей ус­пеш­ной аме­ри­ка­нс­кой пи­са­тель­ни­цей. Рэнд ут­ве­рж­да­ла культ рын­ка, осуж­да­ла по­мощь близ­ким, воз­но­си­ла си­лу и бо­га­т­ство. Ее пос­лед­ним апос­то­лом стал Алан Гринс­пен, поч­ти 20 лет возг­лав­ляв­ший аме­ри­ка­нс­кую Фе­де­раль­ную ре­зе­рв­ную сис­те­му. Нас­тав­ле­ни­ям Рэнд сле­до­ва­ли и Гай­дар с Чу­бай­сом.

Труд­но верб­лю­ду про­тис­нуть­ся сквозь иголь­ное уш­ко, но для Гос­по­да нет ни­че­го не­воз­мож­но­го. По­э­то­му Цер­ковь не при­ем­лет как пре­воз­но­ше­ния бо­га­тых, так и их пол­но­го от­вер­же­ния. Каж­дый мо­жет спас­тись – и бо­га­тый, и бед­ный. Но для пок­лон­ни­ков ма­мо­ны бо­га­тый уже спа­сен, а бед­ный уже прок­лят. Для них по­чи­та­ние Бо­га – смерт­ный грех. В их ан­ти­цер­ков­ной по­зи­ции есть и прос­той ма­те­ри­аль­ный смысл – они не­на­ви­дят все не­де­неж­ные свя­зи меж­ду людь­ми, не­на­ви­дят людс­кую со­ли­дар­ность, по­то­му что со­ли­дар­ность и свя­зи ме­ша­ют им пить на­шу кровь. Как ко­мар впрыс­ки­ва­ет раз­жи­жа­ю­щий кровь эн­зим, так и они раз­жи­жа­ют об­ще­ст­во.


 

По­э­то­му ны­неш­нее нас­туп­ле­ние на Цер­ковь не долж­но нас удив­лять. Мы мо­жем не­до­у­ме­вать: по­че­му толь­ко сей­час? По­че­му мир­ные 20 лет вы­па­ли на до­лю Рус­ской церк­ви? На это есть от­вет. 20 лет на­зад Цер­ковь бы­ла сла­ба, а ком­му­нис­ти­чес­кий дух был си­лен. Пок­лон­ни­ки ма­мо­ны не­на­ви­де­ли ком­му­низм еще силь­нее, чем Цер­ковь, и по­э­то­му охот­но под­дер­жа­ли тех цер­ков­ни­ков, ко­то­рые выс­ту­па­ли про­тив ком­му­низ­ма. А ког­да про ком­му­низм уже все за­бы­ли, нас­та­ла оче­редь Церк­ви, ко­то­рая ста­ла слиш­ком силь­ной, на их взгляд.

Враж­да ком­му­нис­тов и Церк­ви бы­ла данью эпо­хе – в те вре­ме­на с ре­ли­ги­ей враж­до­ва­ли пов­сю­ду, от Мек­си­ки до Тур­ции. Та эпо­ха окон­чи­лась – те­перь Рус­ская цер­ковь мо­жет до­го­во­рить­ся и с ком­му­нис­та­ми. Ведь рус­ский ком­му­низм – это се­ку­ля­ри­зи­ро­ван­ное пра­вос­ла­вие. И хва­тит ху­лить со­ве­тс­кую власть, ко­то­рая по от­но­ше­нию к Церк­ви бы­ла не ху­же дру­гих сов­ре­мен­ных ей ре­жи­мов.

А воль­но­дум­цев, под­дер­жав­ших ли­бе­раль­но-ка­пи­та­лис­ти­чес­кий на­езд, мне иск­рен­не жаль. Сей­час они мо­гут хва­лить ли­хих дев­чо­нок Pussy Riot и ху­лить пат­ри­ар­ха. Это ко­миль­фо. За это не по­ка­ра­ют. Но по ме­ре вы­тес­не­ния Рус­ской церк­ви из об­ще­ст­вен­но­го прост­ра­н­ства ее мес­то не ста­нет пус­то­вать. Так, в За­пад­ной Ев­ро­пе ог­ра­ни­че­ния Ка­то­ли­чес­кой церк­ви не при­ве­ли к рас­ши­ре­нию сво­бод. Толь­ко зап­ре­ты ста­ли ины­ми. Культ Хо­ло­кос­та бу­дет по­же­ст­че, чем пра­вос­ла­вие, при­чем да­же в го­ды сво­ей мо­но­по­лии.

Поп­ро­буй­те уст­ро­ить вне­зап­ный панк-кон­церт в од­ном из хра­мов Хо­ло­кос­та – а они име­ют­ся во всех круп­ных го­ро­дах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Нес­коль­ки­ми ме­ся­ца­ми пред­ва­ри­тель­но­го зак­лю­че­ния не от­де­ла­е­тесь. Поп­ро­буй­те за­ме­тить до­ро­гие ча­сы на ру­ке од­но­го из жре­цов Хо­ло­кос­та – по­том пе­няй­те на се­бя. За та­кие ве­щи са­жа­ют в тюрь­му. Так за шу­точ­ку, об­ро­нен­ную де­сять лет на­зад, бри­та­нс­кий ис­то­рик Дэ­вид Ир­винг про­си­дел пол­то­ра го­да в австрийс­кой тюрь­ме. За эпа­таж­ное за­ме­ча­ние не­мец­кий юрист Хорст Ма­лер по­лу­чил 12 лет, хо­тя ему и за семь­де­сят.

И не прос­то са­жа­ют в тюрь­му. Пос­ле это­го мож­но пос­та­вить крест на карь­е­ре, на спо­кой­ной се­мей­ной жиз­ни. Зат­ра­вят, де­тей из шко­лы вы­го­нят, ес­ли не от­ни­мут. Же­на уй­дет. Пе­ред до­мом бу­дет сто­ять пи­кет. Про­из­ве­дут в на­цис­ты-гит­ле­ров­цы-ан­ти­се­ми­ты, и на этом нас­та­нет ко­нец ва­ше­му воль­но­ду­м­ству.

Та­кое мрач­ное бу­ду­щее, воз­мож­но, суж­де­но и Рос­сии. Нес­лу­чай­но од­нов­ре­мен­но с на­ез­дом на Цер­ковь на­ча­лось ук­реп­ле­ние аль­тер­на­тив­ной церк­ви Хо­ло­кос­та. «Ми­нис­те­р­ство об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки офи­ци­аль­но вклю­чи­ло те­му Хо­ло­кос­та в обя­за­тель­ную учеб­ную прог­рам­му сред­них школ, – пи­шет жур­на­лист Иван Гла­ди­лин. – Уже под­го­тов­ле­ны учеб­ные ма­те­ри­а­лы и вы­де­ле­но не­об­хо­ди­мое учеб­ное вре­мя – 72 ча­са – для ус­во­е­ния кур­са “Уро­ки по те­ме Хо­ло­кос­та. Путь к то­ле­ра­нт­нос­ти”, а 10 воп­ро­сов по Хо­ло­кос­ту вклю­че­ны в прог­рам­му еди­но­го го­сэк­за­ме­на. Ака­де­ми­ей по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и про­фес­си­о­наль­ной пе­ре­под­го­тов­ки ра­бот­ни­ков об­ра­зо­ва­ния сов­ме­ст­но с “Цент­ром Хо­ло­кос­та” в Моск­ве уже раз­ра­бо­та­на прог­рам­ма для ру­ко­во­ди­те­лей сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и учи­те­лей об­ще­ст­воз­на­ния. Так что с 1 сен­тяб­ря се­го го­да, од­нов­ре­мен­но с пред­ме­том “Ос­но­вы ре­ли­ги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки”, все рос­сийс­кие школь­ни­ки бу­дут обя­за­ны изу­чать и ис­то­рию ев­рейс­кой Ка­та­ст­ро­фы».

Сколь­ко воз­му­ща­лись воль­но­дум­цы, ког­да вво­ди­ли пре­по­да­ва­ние ос­нов пра­вос­ла­вия. А ос­но­вы Хо­ло­кос­та вве­ли – ник­то и не пик­нул. Воль­но­ду­м­ство как вет­ром сду­ло.

Офи­ци­аль­но раз­ре­шен­ное воль­но­ду­м­ство – это ско­рее приз­нак пе­ре­га­зов­ки, сме­ны пе­ре­да­чи в сис­те­ме уп­рав­ле­ния. В 1990 го­ду рос­си­я­не под ру­ко­во­д­ством хо­зя­ев дис­кур­са воз­му­ща­лись при­ви­ле­ги­я­ми це­кис­тов, а в 1992-м уже вос­хи­ща­лись бо­га­т­ством оли­гар­хов. В 2012-м они под дуд­ку все тех же лю­дей воз­му­ща­ют­ся то­та­ли­тар­ностью Церк­ви. А в 2014-м, на­до ду­мать, скло­нят гор­дые выи пе­ред ужа­сом Хо­ло­кос­та. К то­му вре­ме­ни и ба­за НА­ТО в Уль­я­но­вс­ке опе­рит­ся и смо­жет обес­пе­чи­вать на­деж­ную за­щи­ту при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го мень­ши­н­ства от про­из­во­ла аг­рес­сив­но-пос­луш­но­го боль­ши­н­ства.

Иу­дейс­кий дух про­дол­жа­ет бо­роть­ся с пра­вос­ла­ви­ем, как и ты­ся­чу лет на­зад, в эпо­ху «Сло­ва о За­ко­не и Бла­го­да­ти». Он пре­воз­но­сит бо­га­тых и силь­ных, от­ка­зы­ва­ет боль­ши­н­ству в пра­ве ре­шать свою судь­бу. А по­то­му сто­ит ли под­да­вать­ся ис­ку­ше­нию воль­но­ду­м­ства, за ко­то­рым ма­я­чит но­вая жест­кая и то­та­ли­тар­ная дик­та­ту­ра?

Ведь с Цер­ковью, как с ар­ми­ей. Кто не хо­чет кор­мить свою, тот бу­дет кор­мить чу­жую. Оп­ции «не кор­мить» не пре­ду­смот­ре­но. Об этом сто­ит за­ду­мать­ся и рус­ским воль­но­дум­цам, и пра­вос­лав­ным ве­ру­ю­щим.

По­лет «Зо­ло­то­го пе­туш­ка»

Ис­то­рия с «Зо­ло­тым пе­туш­ком» – на­езд на Цер­ковь и ве­ру, но сов­сем с дру­гой сто­ро­ны. Ано­ним­ная груп­па це­ни­те­лей ис­ку­с­ства пот­ре­бо­ва­ла снять эту пос­та­нов­ку Ки­рил­ла Се­реб­рен­ни­ко­ва со сце­ны Боль­шо­го те­ат­ра, рас­це­нив ее «ко­щу­н­ствен­ной по от­но­ше­нию к пра­вос­лав­ной ве­ре». Это яв­но не­а­дек­ват­ное тре­бо­ва­ние подх­ва­ти­ли и про­фес­си­о­наль­ные кли­ку­ши, за­го­во­рив­шие о «те­ат­ре в ка­выч­ках» и «культ-по­мо­ях» и срав­нив­шие Боль­шой – гор­дость Рос­сии – с дев­ка­ми из Pussy Riot.

Но ку­да вер­нее срав­нить с эти­ми дев­ка­ми са­мих ано­ним­ных жа­лоб­щи­ков, по­то­му что имен­но они, а не те­атр – вра­ги Церк­ви и пра­вос­ла­вия. Лад­но, не вра­ги – ус­луж­ли­вые ду­ра­ки, ко­то­рые опас­нее вра­га. Про­во­ка­ци­он­ная жа­ло­ба ано­ни­мов не за­щи­тит Цер­ковь, а по­се­ет раз­до­ры меж­ду людь­ми ис­ку­с­ства и пра­вос­лав­ным ми­ром, выс­та­вит пра­вос­лав­ных ту­пы­ми мра­ко­бе­са­ми. Ес­ли дать во­лю па­ра­нойе, то за этим об­ра­ще­ни­ем мож­но по­чу­в­ство­вать то­го же кук­ло­во­да, что и за пляс­ка­ми в хра­ме Хрис­та Спа­си­те­ля. Да, Цер­ковь под уда­ром, на нее нас­ту­па­ют, и ей при­хо­дит­ся обо­ро­нять­ся. Но не от Боль­шо­го те­ат­ра!

«Зо­ло­той пе­ту­шок» Се­реб­рен­ни­ко­ва – один из луч­ших сов­ре­мен­ных спек­так­лей на ми­ро­вой сце­не. Ес­ли вы хо­ди­те в опе­ру, что­бы вздрем­нуть в удоб­ном крес­ле и вы­пить шам­па­нс­ко­го в ант­рак­те, – не хо­ди­те на «Пе­туш­ка», он не даст вам ус­нуть. Его темп, цве­та, вы­дум­ка го­во­рят о том, что мерт­ве­чи­на изг­на­на из Боль­шо­го. Сей­час ту­да приш­ла жизнь.

Мне нра­ви­лась пос­та­нов­ка и «Рус­ла­на и Люд­ми­лы» Дмит­рия Чер­ня­ко­ва. Те, ко­то­рые кри­ча­ли: «По­зор!» – и по­ки­да­ли зал, ду­ма­ли, что они приш­ли в му­зей, где им по­ка­жут то, что уже ви­де­ли их де­ды. Кри­тик «Форб­са» наз­вал «Рус­ла­на и Люд­ми­лу» шо­ко­вой те­ра­пи­ей для на­ше­го не­пос­вя­щен­но­го зри­те­ля. «Пе­ту­шок» Се­реб­рен­ни­ко­ва про­дол­жа­ет курс те­ра­пии. Но он яр­че, ко­ро­че, ком­па­кт­нее и силь­нее бь­ет по нер­вам.

Он объ­яс­ня­ет афо­ризм Анд­рея Си­ня­вс­ко­го, по­че­му рус­ские муж­чи­ны пред­по­чи­та­ют бе­лую ма­гию вод­ки чер­ной ма­гии жен­щин. «Пе­ту­шок» – не про по­ли­ти­ку и не про Цер­ковь. Его те­ма эк­зис­тен­ци­аль­на – как сек­са­пил сок­ру­ша­ет сол­да­та. Царь До­дон – ста­рый во­я­ка, он ок­ру­жен дру­ги­ми ста­ры­ми (и не очень) во­и­на­ми, вся жизнь его прош­ла в по­хо­дах и бит­вах. Он ока­зал­ся не го­тов к вы­зо­ву Ше­ма­ха­нс­кой ца­ри­цы. Ник­то не мо­жет про­ти­вос­то­ять ей – сы­новья ца­ря уби­ва­ют друг дру­га, ле­тят го­ло­вы дру­зей и од­но­пол­чан. Что ска­зать про та­кую ца­ри­цу? Этой pussy не ну­жен riot, ее вла­ды­че­ст­во аб­со­лют­но и ве­дет к смер­ти. Ее Эрос – си­амс­кий близ­нец Та­на­то­са.


 

Стиль «Пе­туш­ка» – под­лин­ный ге­рой спек­так­ля. Это Боль­шой стиль но­вой Ве­ли­кой эпо­хи, на­чав­шей­ся где-то в 2000 го­ду. Этот ве­ли­че­ст­вен­ный стиль чувству­ет­ся во мно­гих сов­ре­мен­ных про­из­ве­де­ни­ях – и в «Бо­ри­се Го­ду­но­ве» Вла­ди­ми­ра Мир­зо­е­ва, и в вы­чур­ной ар­хи­тек­ту­ре руб­ле­вс­ких особ­ня­ков. Се­реб­рен­ни­ков – мас­тер по­доб­но­го сти­ля, он его тво­рец и вы­ра­зи­тель. Ко­му-то этот стиль мо­жет по­ка­зать­ся гру­бым, его но­си­те­ли – да­ле­ки­ми от иде­а­ла рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, но то же са­мое мож­но ска­зать и о дру­гих Боль­ших сти­лях.

Не­у­же­ли ба­рон Ос­ман и дру­гие ту­зы Вто­рой фран­цу­зс­кой им­пе­рии бы­ли дос­той­нее биз­нес­ме­нов Пя­той рус­ской им­пе­рии? Не­у­же­ли мень­ше кра­ли фран­цу­зс­кие пар­ла­мен­та­рии при прок­лад­ке Па­на­мс­ко­го ка­на­ла, чем рус­ские – при пост­рой­ке но­во­го Со­чи? Не­у­же­ли мар­ша­лы На­по­ле­о­на и Ста­ли­на бы­ли изящ­нее пу­ти­нс­ких си­ло­ви­ков? В Боль­шом сти­ле и не мо­жет быть утон­чен­нос­ти, она при­хо­дит с де­ка­дан­сом.

Сей­час мно­гие по­ли­ти­ки, эко­но­мис­ты, иде­о­ло­ги спо­рят о мес­те пу­ти­нс­кой Рос­сии в ми­ре и в рос­сийс­кой ис­то­рии. Но ху­дож­ни­ки – та­кие, как Се­реб­рен­ни­ков и Чер­ня­ков, – от­ве­ча­ют на этот воп­рос сво­и­ми де­ла­ми. Не­дос­тат­ков в се­год­няш­ней Рос­сии не боль­ше, чем в Рос­сии Алек­са­нд­ра III и Фран­ции На­по­ле­о­на III, чем в Аме­ри­ке 1920-х го­дов, но и ве­ли­чия и раз­ма­ха – не мень­ше. Все на­и­луч­шее в ис­ку­с­стве се­год­няш­ней Рос­сии про­ни­за­но по­ни­ма­ни­ем та­ко­го ве­ли­чия – и про­из­ве­де­ния Со­ро­ки­на, и му­зы­ка Де­сят­ни­ко­ва, и твор­че­ст­во Боль­шо­го, это­го флаг­ма­на Боль­шо­го сти­ля.

Про­пасть про­лег­ла меж­ду ис­ку­с­ством и «ис­ку­с­ством», ис­ку­с­ством Боль­шо­го те­ат­ра и «ис­ку­с­ством» груп­пы «Вой­на», pussy-де­вок, эпа­та­жем гель­ма­нс­ких выс­та­вок. Об «ис­ку­с­стве» мо­гут су­дить все ко­му не лень. Что­бы по­нять сло­во из трех букв на под­ня­том пи­те­рс­ком мос­ту, ака­де­мий кон­чать не на­до. Оно рас­счи­та­но на на­и­мень­ший об­щий зна­ме­на­тель. Ни­че­го, кро­ме эпа­та­жа, в нем нет. Нас­то­я­щее ис­ку­с­ство – а «Зо­ло­той пе­ту­шок» имен­но к не­му и от­но­сит­ся – сов­сем дру­гое де­ло. Тут нуж­но су­дить Юпи­те­ру, а не бы­ку.

Это­го не по­ня­ли бли­зо­ру­кие ано­ним­ные жа­лоб­щи­ки. «Су­ди, мой друг, не вы­ше са­по­га», – со­ве­то­вал ху­дож­ник. Не за­боть­тесь о чес­ти Церк­ви, усер­д­ству­ю­щие дур­ни, ее не ос­кор­бит под­лин­ное ис­ку­с­ство. А вот ва­ши пре­тен­зии спо­соб­ны ее опо­ро­чить и от­то­лк­нуть иду­щих к ней. Воз­мож­но, мы еще уви­дим ве­ли­кие рус­ские ре­ли­ги­оз­ные мис­те­рии, пос­тав­лен­ные Се­реб­ре­ни­ко­вым и Чер­ня­ко­вым на сце­не Боль­шо­го. Но для это­го нуж­на пол­ная сво­бо­да твор­че­ст­ва.

Пра­вос­ла­вие – как и ге­не­раль­ная ли­ния пар­тии – прод­ви­га­ет­ся в пос­то­ян­ной борь­бе меж­ду дву­мя ук­ло­на­ми. Вче­ра это был «ле­вый ук­лон», про­фа­ни­ру­ю­щий сак­раль­ное прост­ра­н­ство. Се­год­ня нас­та­ло вре­мя уда­рить по «пра­во­му ук­ло­ну», втор­га­ю­ще­му­ся с мо­нас­ты­рс­кой мер­кой в сво­бод­ный мир ис­ку­с­ства.

Соб­чачьи мил­ли­о­ны

Не го­во­ри­те мне, что дер­жать день­ги на­лич­кой – не прес­туп­ле­ние. Мил­ли­о­ны дол­ла­ров, ев­ро и про­чей ва­лю­ты чер­ным на­лом, най­ден­ные при обыс­ке в до­ме у Ксю­ши Соб­чак, долж­ны бы­ли шо­ки­ро­вать об­ще­ст­во и в осо­бен­нос­ти ту его часть, для ко­то­рой La Soubtschaque бы­ла эта­ло­ном и мо­делью по­ве­де­ния. Чест­ные лю­ди не хра­нят чест­но на­жи­тые день­ги на­лич­кой под мат­ра­сом. Это де­ла­ют нар­ко­ди­ле­ры, во­ры, прос­ти­тут­ки, по­соб­ни­ки тер­ро­рис­тов, неп­ла­тель­щи­ки на­ло­гов. Та­кое ко­ли­че­ст­во на­ла уже са­мо по се­бе кри­ми­наль­но в боль­ши­н­стве «ци­ви­ли­зо­ван­ных» стран пос­ле при­ня­тия за­ко­нов про­тив от­мы­ва­ния де­нег в 2001 го­ду.

Ес­ли Соб­чак не ока­жет­ся под су­дом и след­стви­ем – зна­чит, у нас в стра­не действу­ют два раз­ных за­ко­на. Один для всех, а дру­гой – для крест­ни­цы Пу­ти­на. Пер­вое серь­ез­ное ис­пы­та­ние для но­во­го-ста­ро­го пре­зи­ден­та Рос­сии – это при­ме­нить за­кон по всей его стро­гос­ти по от­но­ше­нию к по­доз­ре­ва­е­мой, да­же ес­ли это его крест­ни­ца. Он дол­го ее пок­ры­вал и за­щи­щал, но его долг по от­но­ше­нию к стра­не дол­жен по­бе­дить се­мей­ные чувства. Сле­ду­ет не­мед­лен­но об­на­ро­до­вать и на­ло­го­вую дек­ла­ра­цию Соб­чак – на­род име­ет пра­во знать всю под­но­гот­ную тех, ко­то­рые ве­дут его на бар­ри­ка­ды.

В кру­гах мос­ко­вс­ко­го бо­мон­да ее ста­ли звать «Ксю­ша Об­щак», на­ме­кая, что на­хо­див­ший­ся в ее рас­по­ря­же­нии нал шел на нуж­ды оран­же­вой фрон­ды. Мы не зна­ем, так ли это. Доч­ка по­кой­но­го мэ­ра Ле­ни­нг­ра­да-Пе­тер­бур­га, ко­то­рый при­ва­ти­зи­ро­вал по­ло­ви­ну го­ро­да не без ин­те­ре­са для се­бя и спас­ся от тюрь­мы толь­ко бла­го­да­ря бегству за гра­ни­цу, на­вер­ня­ка мо­жет и са­ма фи­нан­си­ро­вать ре­во­лю­ции, хо­тя нав­ряд ли ста­нет. Она вы­рос­ла в кри­ми­наль­ной груп­пи­ров­ке, ко­то­рая де­ла­ла рос­сийс­кую по­ли­ти­ку ко­роб­ка­ми из-под ксе­рок­са, пол­ны­ми дол­ла­ров.

Друзья Ксю­ши и она са­ма тал­ды­чат по всем ка­на­лам, что ни­ка­ко­го на­ру­ше­ния за­ко­на не бы­ло. Мол, где хо­чет, там и хра­нит свои баб­ки, хоть в сор­ти­ре, как Ни­ка­нор Ива­но­вич Бо­сой у Бул­га­ко­ва. Но воп­рос о за­кон­нос­ти или не­за­кон­нос­ти хра­не­ния на­лич­ки в осо­бо круп­ных раз­ме­рах во­об­ще не дол­жен нас за­ни­мать. Вспом­ним ев­рейс­кий анек­дот о жен­щи­не, при­нес­шей се­лед­ку к рав­ви­ну и спро­сив­шей, ко­шер­ная ли она. «Ко­шер­ная, но во­ня­ет», – от­ве­тил рав­вин. Мы не зна­ем, ко­шер­ные ли эти день­ги, но они смер­дят.

Об­ще­ст­вен­ный де­я­тель не мо­жет ук­ры­вать­ся за фра­зой: «Я не на­ру­шал за­кон». Юри­ди­чес­кие до­во­ды ос­тавь­те ла­воч­ни­кам в их раз­бор­ках с дру­ги­ми ла­воч­ни­ка­ми. Нам, об­ще­ст­ву, они не нуж­ны, мы су­дим не по за­ко­ну, а по со­вес­ти. Нам, об­ще­ст­ву, важ­но знать, кто и по­че­му фи­нан­си­ру­ет об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля, чьи ин­те­ре­сы он обя­зал­ся отс­та­и­вать. По­э­то­му в Анг­лии прес­са и об­ще­ст­во так жи­во об­суж­да­ют го­но­ра­ры быв­ше­го премь­е­ра То­ни Блэ­ра и сто­и­мость особ­ня­ка, при­об­ре­тен­но­го быв­шим ми­ни­ст­ром Ман­дель­со­ном. По­э­то­му в США каж­дая не­уч­тен­ная ко­пей­ка на сче­ту об­ще­ст­вен­но­го ли­де­ра ста­но­вит­ся га­зет­ным за­го­лов­ком. Да и в Рос­сии – как вос­ста­ло на­род­ное мне­ние пос­ле из­ве­ст­но­го те­ле­по­ка­за, хо­тя впол­не за­кон­ны­ми бы­ли уте­хи про­ку­ро­ра в бань­ке с дев­ка­ми.

Вспом­ним, как сов­сем не­дав­но рос­сийс­кая об­ще­ст­вен­ность и ме­диа бу­ше­ва­ли по по­во­ду ча­сов пат­ри­ар­ха, и мам­зель Соб­чак при­ня­ла в этой охо­те на ведьм ак­тив­ней­шее учас­тие. По­че­му-то тог­да ее не ин­те­ре­со­вал воп­рос за­кон­нос­ти. Она не на­ме­ка­ла на то, что пат­ри­арх Ки­рилл сре­зал кот­лы с ру­ки ее бойф­рен­да. Са­мо за­кон­ное (!) вла­де­ние до­ро­ги­ми ча­са­ми уже ста­ло мощ­ным ин­фор­ма­ци­он­ным по­во­дом для на­ез­да на Цер­ковь. И как сей­час все пе­ре­ме­ни­лось. Иметь мил­ли­о­ны кэ­шем – это за­кон­но. А ча­си­ки пат­ри­ар­ха – не­за­кон­но? Нас­тав­ни­ца мо­ло­де­жи име­ет пра­во на мил­ли­о­ны в кар­ма­не, а рус­ский пат­ри­арх да­ре­ные ча­си­ки на­деть не смей?

Тре­вож­ным предс­тав­ля­ет­ся мне мол­ча­ние рос­сийс­кой прес­сы. Она – «жел­тая, про­даж­ная, жад­ная до сен­са­ций» – мол­чит в тря­поч­ку. В лю­бой стра­не та­кие ре­зуль­та­ты обыс­ка у круп­но­го об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля ста­ли бы ар­шин­ны­ми за­го­лов­ка­ми на пер­вых по­ло­сах. Это – сен­са­ция. Но рос­сийс­кие СМИ скром­но мол­чат или раз­ме­ща­ют этот ма­те­ри­ал на внут­рен­них по­ло­сах. Пос­вя­тив­шие сот­ни стра­ниц ча­сам пат­ри­ар­ха га­зе­ты не за­ме­ти­ли де­нег Ксю­ши или да­ли ее вер­сию со­бы­тий – с упо­ром на за­кон­ность.

Ксю­ша, ко­неч­но, не пат­ри­арх, она все­го лишь епис­коп в руб­ле­вс­кой Церк­ви По­каз­но­го Пот­реб­ле­ния. Ав­тор ру­ко­во­д­ства для юных рус­ских дев, как про­дать­ся на Руб­лев­ку, то есть сво­е­го ро­да ду­хов­ный пас­тырь. По­че­му же прес­са мол­чит? Не­у­же­ли ре­дак­то­ры га­зет нас­толь­ко ли­ше­ны ню­ха и чутья? Нет, на­вер­ное, они прос­то не мо­гут пой­ти про­тив во­ли сво­их хо­зя­ев.


 

Воз­мож­но, не­ко­то­рые хо­зя­е­ва СМИ счи­та­ют, что за Ксю­шей сто­ят та­кие серь­ез­ные си­лы, что с ни­ми луч­ше не свя­зы­вать­ся. Она са­ма не раз на­ме­ка­ла на свои свя­зи во вре­мя мел­ких бабь­их раз­бо­рок. Но не иск­лю­че­но и дру­гое объ­яс­не­ние. Дис­курс в на­шем ми­ре аб­со­лют­но под­ко­нт­ро­лен. Нес­мот­ря на Ин­тер­нет и про­чие оп­ции как бы сво­бод­но­го вы­бо­ра, по­ве­ст­ку дня и ва­ри­ан­ты от­ве­тов жест­ко дик­ту­ет од­на груп­па лю­дей – хо­зя­е­ва дис­кур­са. Они оп­ре­де­ля­ют, кто ко­го уби­ва­ет в Си­рии, кто за­кон­но изб­ран, а кто – дик­та­тор. Они оп­ре­де­ля­ют, по­че­му ги­бель аф­га­нс­кой свадь­бы под уда­ром аме­ри­ка­нс­ко­го бес­пи­лот­ни­ка или смерть сот­ни па­лес­ти­нс­ких школь­ни­ков под дож­дем из­ра­ильс­ко­го на­пал­ма – это не со­бы­тие, а вот пять че­ло­век в пи­ке­те у След­ствен­но­го ко­ми­те­та – уже со­бы­тие. Они – пря­мо или кос­вен­но – вла­де­ют и мно­ги­ми рос­сийс­ки­ми СМИ. Они пос­та­но­ви­ли, что ча­сы пат­ри­ар­ха – со­бы­тие, а мил­ли­о­ны Ксю­ши – не со­бы­тие. Я с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­шусь к об­ще­ст­вен­но­му дви­же­нию про­тес­та, воз­ник­ше­му в Рос­сии в де­каб­ре прош­ло­го го­да. Но нас­та­ло вре­мя и са­мим про­тес­ту­ю­щим прот­рез­веть и изг­нать из сво­ей сре­ды лю­дей с мил­ли­о­на­ми чер­ным на­лом по кон­вер­там. Не толь­ко по­то­му, что они по­зо­рят дви­же­ние, но и по­то­му, что они ве­дут его не ту­да и не в его ин­те­ре­сах.

Встать, суд идет

На­до­ел и оп­ро­ти­вел мерз­кий суд Лин­ча, уст­ро­ен­ный ру­ко­по­жат­ны­ми над судь­ей Ха­мов­ни­чес­ко­го су­да Ма­ри­ной Сы­ро­вой. Чем они от­ли­ча­ют­ся от бан­ды Цап­ка? Тот же стиль за­пу­ги­ва­ния судьи и то же мерз­кое го­го­та­ние в от­вет на стро­гую фра­зу: «Встать, суд идет».

Сни­маю шля­пу пе­ред судь­ей – она прош­ла че­рез тя­же­лей­шее ис­пы­та­ние, под­вер­га­лась пос­то­ян­но­му неп­ра­во­во­му дав­ле­нию. Сто­рон­ни­ки об­ви­ня­е­мых и не­ко­то­рые СМИ гру­бо на­ру­ша­ли прин­цип sub judice, ог­ра­ни­чи­ва­ю­щий пуб­лич­ное об­суж­де­ние де­ла, рас­смат­ри­ва­е­мо­го в су­де. За­щит­ни­ки на­роч­но за­тя­ги­ва­ли про­цесс, отк­ла­ды­ва­ли, пе­ре­но­си­ли, на­де­ясь, что нер­вы судьи не вы­дер­жат. Они уг­ро­жа­ли ей прес­ле­до­ва­ни­ем ФБР и ЦРУ, вклю­че­ни­ем в «спи­сок Маг­ни­тс­ко­го» и дру­ги­ми реп­рес­си­я­ми. Это ни­чуть не луч­ше уг­ро­зы со сто­ро­ны бан­ди­тов в ад­рес судьи и его семьи, и с этим нель­зя ми­рить­ся. Рос­сийс­кая про­ку­ра­ту­ра долж­на бо­лее ре­ши­тель­но за­щи­щать пра­во су­дей сво­бод­но вер­шить суд, без уг­роз и дав­ле­ния.

Но Ма­ри­на Сы­ро­ва спра­ви­лась. Она вер­но ква­ли­фи­ци­ро­ва­ла ху­ли­га­нс­кую вы­ход­ку в хра­ме Хрис­та Спа­си­те­ля как hate crime, то есть прес­туп­ле­ние на поч­ве не­на­вис­ти, по­то­му что ху­ли­ган­ка­ми, как они са­ми приз­на­лись на су­де, дви­га­ла не­на­висть к пра­вос­лав­ным и же­ла­ние их ос­кор­бить. С этим мод­ным в на­ши дни ви­дом прес­туп­ле­ний стал­ки­ва­ют­ся и в Ев­ро­пе, и в Аме­ри­ке; и там серь­ез­но на­ка­зы­ва­ют за ху­ли­га­нс­кие ак­ты (ри­со­ва­ние свас­тик и т.п.).

При­го­вор рос­сийс­ко­го су­да ока­зал­ся схо­ден с ре­зуль­та­та­ми по­доб­ных про­цес­сов по hate crime за гра­ни­цей. Так, упо­мя­ну­тый вы­ше Авиг­дор Эс­кин по­лу­чил те же два го­да за ана­ло­гич­ное прес­туп­ле­ние. Во Фран­ции и Гер­ма­нии да­ют два го­да за пер­вое, без прош­лых су­ди­мос­тей, ко­щу­н­ствен­ное выс­ка­зы­ва­ние о Хо­ло­кос­те, так­же от­но­ся это к hate crime. Ха­мов­ни­чес­кий суд по­ка­зал, что рус­ские до­ро­жат Бо­гом и Цер­ковью не мень­ше, чем нем­цы и фран­цу­зы – па­мятью об Ос­вен­ци­ме. Он до­ка­зал, что ми­ро­вой опыт борь­бы с hate crime мож­но и нуж­но ис­поль­зо­вать в Рос­сии. Са­ма идея вер­ная, нес­мот­ря на то, что на За­па­де этот вид прес­туп­ле­ний при­ва­ти­зи­ро­ван ев­ре­я­ми и му­же­лож­ца­ми.

К это­му же ви­ду прес­туп­ле­ний от­но­сит­ся и воз­буж­да­ю­щая не­на­висть к кав­каз­цам лис­тов­ка На­валь­но­го (в ней ут­ве­рж­да­ет­ся, что кав­каз­цы пла­тят мень­ше за го­ря­чую во­ду, чем рус­ские). И пол­ные не­на­вис­ти к пра­вос­лав­ным свя­щен­ни­кам сло­ва Шен­де­ро­ви­ча и при­зы­вы про­тив му­суль­ман на «Эхе Моск­вы». Судья Сы­ро­ва по­ка­за­ла, что за­ко­ны в Рос­сии есть – на­до толь­ко энер­гич­нее их ис­пол­нять.

Те­перь на­до за­щи­тить судью. Во всех стра­нах ми­ра есть спе­ци­аль­ные за­ко­ны, поз­во­ля­ю­щие вы­но­сить быст­рые и стро­гие при­го­во­ры в ад­рес тех, ко­то­рые по­зо­рят суд. На суд кле­ве­тать нель­зя. Ес­ли че­ло­век вы­ра­жа­ет свое не­у­ва­же­ние к су­ду, его сле­ду­ет на­ка­зать так, что­бы дру­гим бы­ло не­по­вад­но.

В Из­ра­и­ле ник­то бы не пос­мел так вы­ра­жать­ся в ад­рес су­да и су­дей. Не пос­мел бы, по­то­му что за это пла­тят боль­шие штра­фы и про­во­дят дол­гие ме­ся­цы в тюрь­ме. Не все ре­ше­ния су­дей и там встре­ча­ют­ся с вос­тор­гом. Нап­ри­мер, не­дав­но из­ра­ильс­кий суд при­го­во­рил к 45 дням зак­лю­че­ния снай­пе­ра за хлад­нок­ров­ное убий­ство двух па­лес­ти­нс­ких де­ву­шек, шед­ших под бе­лым фла­гом. Но ник­то не пос­мел об­ви­нить су­дей в прист­ра­ст­нос­ти, или действии по указ­ке, или в ко­ры­ст­ной за­ин­те­ре­со­ван­нос­ти. По­то­му что за­щи­та су­да не­об­хо­ди­ма для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния об­ще­ст­ва.

Об­ще­ст­во долж­но за­щи­тить судью от вне­су­деб­ной расп­ра­вы и под­дер­жать за­кон­ный при­го­вор. Нель­зя до­пус­кать, что­бы за­кон­ное ре­ше­ние рос­сийс­ко­го су­да на­зы­ва­ли «расп­ра­вой по за­ко­нам инк­ви­зи­ции» («Но­вая га­зе­та»), го­во­ри­ли, что «при­го­вор на­пи­сан кос­но­я­зыч­ным язы­ком под­во­рот­ни в ло­ги­ке пи­кей­ных жи­ле­тов, си­дя­щих на ла­воч­ке у подъ­ез­да» (Анд­рей Ко­лес­ни­ков), что при­го­вор «не­за­кон­ный и прес­туп­ный» (Ма­рат Гель­ман). Го­во­ри­те, но не за­го­ва­ри­вай­тесь, гос­по­да ру­ко­по­жат­ные. По­то­му что без ува­же­ния к за­ко­ну и судь­ям об­ще­ст­во ока­жет­ся в сос­то­я­нии граж­да­нс­кой вой­ны, а в этой вой­не вы ока­же­тесь по­беж­ден­ны­ми.

А еще – по­то­му что на­род не на ва­шей сто­ро­не. Вы это зна­е­те, и по­э­то­му сно­ва за­тя­ну­ли ста­рую мант­ру вре­мен Ель­ци­на об «аг­рес­сив­но-пос­луш­ном боль­ши­н­стве». «Ком­мер­сантъ» за­го­во­рил о «кон­сер­ва­тив­ном боль­ши­н­стве, ко­то­рое жи­вет в ми­ре штам­по­ван­ных па­рад­ных цен­нос­тей». Зна­чит, те, ко­то­рые от­вер­га­ют за­кон­ный при­го­вор су­да, взя­ли курс на лик­ви­да­цию рос­сийс­кой де­мок­ра­тии, на мя­теж и дик­та­ту­ру, на но­вый 1991 или 1993 год. Но се­год­ня Рос­си­ей пра­вит не аме­ри­ка­нс­кий по­сол из Спа­со-Ха­у­са. И речь идет уже не о по­ло­же­нии Церк­ви в об­ще­ст­ве – но о за­щи­те де­мок­ра­тии. Ес­ли им сой­дет с рук шель­мо­ва­ние су­да, в Моск­ве сно­ва за­го­во­рят тан­ки.

Цер­ковь тут ни при чем. Про­тив­ни­ки Церк­ви тре­бо­ва­ли от нее про­я­вить ми­ло­сер­дие и все прос­тить. Но об­ра­ще­ния к Церк­ви бы­ли ни к се­лу ни к го­ро­ду. Да­же ес­ли бы пат­ри­арх Ки­рилл лич­но явил­ся в суд и поп­ро­сил бы прос­тить и от­пус­тить ху­ли­га­нок, для су­да его мне­ние зна­чи­ло бы ров­но то же, что и мне­ние Ма­ра­та Гель­ма­на. Светс­кий суд – а дру­го­го су­да у нас нет – ка­ра­ет прес­туп­ле­ния да­же в том слу­чае, ес­ли Цер­ковь, или дру­гая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция, или по­тер­пев­шие про­сят прос­тить прес­туп­ни­ка. Так, в слу­чае из­на­си­ло­ва­ния по­тер­пев­шая мо­жет прос­тить на­силь­ни­ка, но это не зак­ры­ва­ет уго­лов­ное де­ло.

Ни при чем тут и пре­зи­дент Пу­тин, хо­тя прес­туп­ни­цы ста­ра­лись предс­та­вить свои действия как фор­му по­ли­ти­чес­ко­го про­тес­та. Они де­мо­ни­зи­ру­ют рос­сийс­ко­го пре­зи­ден­та. (То­ло­кон­ни­ко­ва: «Пу­тин – ли­цо все­го пло­хо­го, зло­го, амо­раль­но­го, что есть в сов­ре­мен­ной рос­сийс­кой не­до­по­ли­ти­ке».) Но не за это они по­лу­чи­ли срок. По­доб­ные за­яв­ле­ния де­ла­ют каж­дод­нев­но сот­ни жур­на­лис­тов, си­дель­цы «Жан-Жа­ка» и ак­ти­вис­ты Бо­лот­ной, и ни­ко­го за это не су­дят. Да и са­ми ху­ли­ган­ки клей­ми­ли Пу­ти­на на Крас­ной пло­ща­ди – и ни­как не пост­ра­да­ли.

Пу­тин и Цер­ковь ни при чем, но борь­ба с Пу­ти­ным и Цер­ковью не окон­чит­ся этим при­го­во­ром. В Хель­син­ки по­ли­ция за­дер­жа­ла не­на­ви­ст­ни­ков, со­би­рав­ших­ся об­лить пра­вос­лав­ный храм мо­чой, в Ки­е­ве был спи­лен ог­ром­ный де­ре­вян­ный пок­лон­ный крест идей­ны­ми со­рат­ни­ца­ми Pussy Riot. На­вер­ня­ка мы еще мно­го ус­лы­шим об этом де­ле, по­то­му что след­ствие не смог­ло вы­я­вить и изо­ли­ро­вать под­лин­ных ор­га­ни­за­то­ров прес­туп­ле­ния. Они, не­сом­нен­но, бу­дут действо­вать по ле­ка­лам де­ла Дрей­фу­са, ко­то­рое тя­ну­лось бо­лее де­ся­ти лет и при­ве­ло к вы­тес­не­нию Ка­то­ли­чес­кой церк­ви из об­ще­ст­вен­ной жиз­ни Фран­ции и к тор­же­ст­ву но­вой круп­ной фи­нан­со­вой бур­жу­а­зии.

И все же хо­ро­шо, что рос­сийс­кое пра­во­су­дие не прог­ну­лось. Не по­мог­ли зак­ли­на­ния Ма­дон­ны, воз­му­ще­ния На­валь­но­го, ок­ри­ки из Ва­ши­нг­то­на и Брюс­се­ля. Воз­мож­но, этот при­го­вор на­у­чит ува­же­нию не толь­ко к Церк­ви, но и к су­ду. То­му, что­бы сло­ва «Встать, суд идет» не встре­ча­лись сме­хом со скамьи под­су­ди­мых.