Среда, 26 Июля, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

«Красный проект» и образ будущего
Михаил Хазин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 286

Сергей Ервандович Кургинян – политолог, общественный и политический деятель, театральный режиссер и лидер движения «Суть Времени»

На протяжении многих лет в круг интересов Сергея Кургиняна входит проблема развития. Анализируя ход общественного развития и его возможные перспективы в монографии «Исав и Иаков» (2009), опираясь на систему координат, описываемую в категориях «Модерн», «Пост­модерн», «Контрмодерн», мыслитель пришел к определенным выводам и прогнозам относительно причинно-следственных связей и перспектив социальной динамики в стране и в мире. В 2011 году Сергей Кургинян начал цикл интернет-передач «Суть времени», где подробно анализировал причины распада СССР и искал методы восстановления страны и смыслов, живших в сердцах людей. Объединившиеся вокруг этой передачи единомышленники образовали интернет-сообщество. Сегодня «Суть времени» – всероссийское общественное движение, к лету 2012 года насчитывающее свыше двенадцати тысяч человек по всей стране. Значительный по объему аналитический материал, накопленный группой Сергея Куриняна за многие годы, не может быть даже бегло описан в краткой публикации. Выделяя из всего спектра тем и направлений интересующие нас вопросы образа будущего, приводим здесь фрагменты заключительной главы Манифеста движения «Суть времени», озаглавленного «После капитализма».

При­няв ка­пи­та­лизм, а зна­чит, и Мо­дерн, Рос­сия от­рек­лась от се­бя. Те­перь ей на­до от­речь­ся от сво­е­го от­ре­че­ния. То есть от Мо­дер­на и ка­пи­та­лиз­ма. Со­от­ве­т­ствен­но, она долж­на об­рес­ти но­вую жизнь уже по ту сто­ро­ну ка­пи­та­лиз­ма.

Это не вку­сов­щи­на, не во­люн­та­ризм, не ма­ни­лов­щи­на, не уто­пи­чес­кие меч­та­ния. Это – един­ствен­ный шанс Рос­сии и че­ло­ве­че­ст­ва. Ес­ли, ко­неч­но, че­ло­ве­че­ст­во не хо­чет пог­ру­зить­ся в пу­чи­ну контр- и пост­мо­дер­ни­с­тских игр.

Пер­вый про­ект – аго­ни­зи­ру­ю­щий Мо­дерн…

Вто­рой и тре­тий про­ек­ты – Пост­мо­дерн и Контрмо­дерн, зло­ве­щая суть ко­то­рых уси­ли­ва­ет­ся соз­да­ни­ем пост- и контрмо­дер­ни­с­тской ми­роп­ро­е­кт­ной кон­фи­гу­ра­ции.

Ес­ли Рос­сия не мо­жет и не долж­на най­ти се­бя во всем этом, ей ну­жен Чет­вер­тый про­ект.

В ос­но­ве это­го про­ек­та – аль­тер­на­тив­ная па­ра­диг­ма раз­ви­тия, ко­то­рая про­не­се­на Рос­си­ей че­рез ве­ка и ко­то­рая в ус­ло­ви­ях аго­нии Мо­дер­на од­на лишь толь­ко и мо­жет спас­ти идею раз­ви­тия. А зна­чит, че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­во.

Пря­мые пов­то­ры ма­лоп­ро­дук­тив­ны с ис­то­ри­чес­кой точ­ки зре­ния. И все же не сос­тав­ля­ет тру­да уви­деть, что ком­му­низм – ос­ме­ян­ный и обол­ган­ный – не слу­чай­ная глу­пость, за­не­сен­ная чу­жа­ка­ми на поп­ран­ную рос­сийс­кую поч­ву. Он-то как раз глу­бо­ко соз­ву­чен рус­ской судь­бе. Он от­ве­ча­ет выс­ше­му прин­ци­пу этой судь­бы, ка­ко­вым, ко­неч­но же, яв­ля­ет­ся имен­но аль­тер­на­тив­ная па­ра­диг­ма раз­ви­тия.

Рос­сия от­рек­лась от ком­му­низ­ма очень не вов­ре­мя.

Рос­сия при­сяг­ну­ла ка­пи­та­лиз­му очень не вов­ре­мя.

Что ж, да­же в са­мых страш­ных ошиб­ках есть ка­кой-то нам иног­да до кон­ца не ви­ди­мый ис­то­ри­чес­кий смысл. За­чем-то это про­и­зош­ло. За­чем же? Не за­тем ли, что­бы Рос­сия, ис­пив горь­кую ча­шу и ока­зав­шись над безд­ной, осоз­на­ла глу­би­ну все­го то­го, от че­го от­рек­лась ког­да-то? И смог­ла най­ти в се­бе си­лы… нет, не для пря­мо­го возв­ра­та в прош­лое. А для глу­бо­чай­ше­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния это­го прош­ло­го.

Нам и ми­ру ну­жен сей­час не ре­мейк на крас­ную те­му. Нам ну­жен Чет­вер­тый про­ект, ко­то­рый воб­рал бы в се­бя все луч­шее из рас­топ­тан­но­го со­ве­тс­ко­го прош­ло­го. Ко­то­рый од­нов­ре­мен­но с этим учел бы не­кую, лишь сей­час про­яв­лен­ную про­и­зо­шед­шей тра­ге­ди­ей, ве­ли­кую и за­га­доч­ную тра­ди­цию. Не для то­го ли про­и­зош­ла тра­ге­дия, что­бы тра­ди­ция бы­ла про­яв­ле­на до кон­ца?

Чет­вер­тый про­ект, воб­рав в се­бя все луч­шее от ком­му­низ­ма, ко­то­рый Рос­сия ис­то­ри­чес­ки пе­ре­жи­ла, воск­ре­сит все то, что ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм не до­де­лал, не до­ос­мыс­лил, отб­ро­сил.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм отб­ро­сил ме­та­фи­зи­ку, выс­ший прин­цип светс­ко­го уте­ше­ния. Мы вос­ста­но­вим этот прин­цип в сво­их пра­вах.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм отб­ро­сил не­об­хо­ди­мость бо­роть­ся за но­во­го че­ло­ве­ка и но­вый гу­ма­низм. Мы вер­нем это в но­вый про­ект и но­вую жизнь.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм со­вер­шил он­то­ло­ги­чес­кую и од­нов­ре­мен­но пси­хо­ло­ги­чес­кую ошиб­ку. Он не су­мел по­бед­но, ра­ди­каль­но про­ти­во­пос­та­вить прин­цип жиз­нен­ной пол­но­цен­нос­ти (то­го, что Эрих Фромм наз­вал сло­вом «быть») – прин­ци­пу от­чуж­ден­нос­ти (наз­ван­но­му Фром­мом сло­вом «иметь»). Мы исп­ра­вим эту ошиб­ку.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 539 гостей онлайн