Понедельник, 24 Июля, 2017
   
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

«Красный проект» и образ будущего
Михаил Хазин

Михаил Хазин анализирует проблемы современной экономики и финансово-экономического кризиса, выходя за рамки «экономикс». Эксперт усматривает проблемы и факторы развития в социальной и философской сферах, в политической истории страны. Предлагаем вашему вниманию фрагменты рассуждений Михаила Хазина об особенностях социально-экономического развития России/СССР и возможных перспективах.

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 284

Михаил Леонидович Хазин – экономист, публицист, теле- и радиоведущий, руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН»

«Крас­ный гло­баль­ный про­ект» – это идея, по­я­вив­ша­я­ся в XVIII ве­ке и нап­рав­лен­ная на то, что­бы со­е­ди­нить в се­бе биб­лейс­кую сис­те­му цен­нос­тей (то есть вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ную с воз­ник­но­ве­ни­ем Ре­фор­ма­ции и Ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го гло­баль­но­го про­ек­та сис­те­му цен­нос­тей) с иде­ей на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са, ко­то­рая с XVI–XVII ве­ков раз­ви­ва­лась с ис­поль­зо­ва­ни­ем ссуд­но­го про­цен­та.

Пос­коль­ку ссуд­ный про­цент в биб­лейс­кой сис­те­ме цен­нос­тей зап­ре­щен, сде­лать это бы­ло мож­но толь­ко од­ним спо­со­бом – зап­ре­тить част­ное ис­поль­зо­ва­ние при­бы­ли от это­го про­цен­та, то есть об­ра­тить его на об­ще­ст­вен­ную поль­зу. Имен­но это и бы­ло сде­ла­но в рам­ках ре­а­ли­за­ции «Крас­но­го про­ек­та» в СССР и дру­гих со­ци­а­лис­ти­чес­ких стра­нах. Од­на­ко вна­ча­ле «Крас­ный про­ект» про­шел по­лу­то­ра­ве­ко­вую «се­те­вую» ста­дию. И в этот пе­ри­од в рам­ках раз­ви­тия его идей по­я­ви­лось ко­лос­саль­ное ко­ли­че­ст­во раз­ных лю­дей, ко­то­рые пред­ла­га­ли что-то свое и но­вое. Кто-то счи­тал, что раз речь идет о борь­бе с ре­ли­ги­ей (а на са­мом де­ле – с аль­тер­на­тив­ны­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми гло­баль­ны­ми про­ек­та­ми), то мож­но вклю­чать в сис­те­му идей отк­ро­вен­ный са­та­низм, кто-то на­пи­рал на на­ци­о­наль­ные чер­ты и так да­лее. Адеп­ты раз­ви­ва­ю­ще­го­ся «За­пад­но­го про­ек­та» ак­тив­но пы­та­лись его ис­поль­зо­вать в сво­ей борь­бе с Ка­пи­та­лис­ти­чес­ким и ре­ли­ги­оз­ны­ми про­ек­та­ми и так да­лее. Во­об­ще, как и вся­кое но­вое нап­рав­ле­ние, в XIX ве­ке кто толь­ко ту­да ни на­бе­жал, не го­во­ря уже о пер­со­на­жах, в за­да­чи ко­то­рых вхо­ди­ло раз­ру­ше­ние са­мой мо­де­ли «Крас­но­го про­ек­та» на день­ги про­ек­тов аль­тер­на­тив­ных. Тут мож­но вспом­нить весь кор­пус ми­фов об СССР, ко­то­рый был со­чи­нен на За­па­де, впро­чем, это бы­ло уже нес­коль­ко поз­же.

***

Собствен­но на­уч­ную те­о­рию «Крас­но­го про­ек­та» со­чи­нил Маркс и его пос­ле­до­ва­те­ли. <…> От­ме­тим, тем не ме­нее, серь­ез­ную ошиб­ку Марк­са, ко­то­рая, ско­рее все­го, бы­ла свя­за­на с его лич­ным от­но­ше­ни­ем к ре­ли­гии. Он пол­ностью вы­ки­нул из кор­пу­са обос­но­ва­ния «Крас­но­го про­ек­та» мис­ти­чес­кую ком­по­нен­ту – и это ста­ло, быть мо­жет, са­мой серь­ез­ной его ошиб­кой. От­ме­тим, что, су­дя по все­му, Ста­лин по­нял эту ошиб­ку и по­пы­тал­ся ее исп­ра­вить, од­на­ко яв­но не ус­пел, а при­шед­ший ему на сме­ну Хру­щев, ко­то­рый был, по боль­шо­му сче­ту, дог­ма­тик, нес­по­соб­ный к слож­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной ра­бо­те, эту ли­нию в го­су­да­р­ствен­ной по­ли­ти­ке не толь­ко не под­дер­жал, но и жест­ко ее об­ру­бил.

Не иск­лю­че­но, что свя­за­но это с тем, что все гло­баль­ные про­ек­ты прин­ци­пи­аль­но враж­деб­ны друг дру­гу (что ес­те­ст­вен­но, на то они и гло­баль­ные), и в этом смыс­ле «Крас­ный про­ект» враж­до­вал и с «За­пад­ным», и с Ис­ла­мс­ким, и с Пра­вос­лав­ным, и с Ка­то­ли­чес­ким. Но для двух про­ек­тов – «За­пад­но­го» и Пра­вос­лав­но­го – эта враж­да ста­ла ос­но­вой для раз­ра­бот­ки серь­ез­ной иде­о­ло­ги­чес­кой ба­зы <…> прак­ти­чес­ки всю се­ре­ди­ну ХХ ве­ка эти два про­ек­та бо­ро­лись за пер­ве­н­ство в ми­ре, а Пра­вос­лав­ный был серь­ез­ным кон­ку­рен­том по­то­му, что Рос­сийс­кая им­пе­рия бы­ла для не­го ба­зо­вой стра­ной на про­тя­же­нии нес­коль­ких ве­ков.

От­ме­тим при этом, что ра­бо­ту «Крас­но­го про­ек­та» по борь­бе с про­ек­том Пра­вос­лав­ным силь­но об­лег­чил Петр I, ко­то­рый от­ме­нил пат­ри­ар­хию, а вмес­то это­го сде­лал чис­то им­пе­рс­кую конструк­цию <…> Си­но­да – граж­да­нс­ко­го уч­реж­де­ния, нап­рав­лен­но­го на то, что­бы конт­ро­ли­ро­вать и нап­рав­лять умо­на­ст­ро­е­ния в об­ще­ст­ве. Как след­ствие, за 200 лет ра­бо­ты это­го уч­реж­де­ния от­но­ше­ние к Пра­вос­лав­ной церк­ви в рус­ском об­ще­ст­ве силь­но ухуд­ши­лось – что силь­но об­лег­чи­ло ра­бо­ту по ее де­мон­та­жу пос­ле 1917 го­да (при­чем зна­чи­тель­ная часть этой ра­бо­ты бы­ла сде­ла­на в пе­ри­од с фев­ра­ля по ок­тябрь 1917 го­да).

По­бе­да Ве­ли­кой Ок­тябрьс­кой со­ци­а­лис­ти­чес­кой ре­во­лю­ции в но­яб­ре (ок­тяб­ре) 1917 го­да пос­та­ви­ла пе­ред адеп­та­ми «Крас­но­го про­ек­та» мно­же­ст­во за­дач. <…> В это вре­мя ре­шал­ся прин­ци­пи­аль­ный воп­рос: ид­ти ли вой­ной на весь мир (ли­ния, отс­та­и­ва­е­мая Ко­мин­тер­ном) или же стро­ить «Крас­ный про­ект» в од­ной стра­не. За пер­вое нап­рав­ле­ние бы­ло то, что в то вре­мя шла от­ча­ян­ная вой­на меж­ду Ка­пи­та­лис­ти­чес­ким и «За­пад­ным» про­ек­та­ми, по­беж­дал в ней про­ект «За­пад­ный», ко­то­рый, ско­рее все­го, до­воль­но мно­го сил и средств вло­жил в то, что­бы в эли­те «Крас­но­го про­ек­та» бы­ло мно­го скры­тых его адеп­тов. Идея тут сос­то­я­ла в том, что­бы за счет энер­гии масс «Крас­но­го про­ек­та» раз­ру­шить го­су­да­р­ства, ко­то­рые ог­ра­ни­чи­ва­ли ка­пи­тал (то есть ос­но­ву про­ек­та «За­пад­но­го», в пер­вую оче­редь – нас­ле­д­ствен­ные мо­нар­хии Ев­ро­пы).

Дру­гая ли­ния пред­по­ла­га­ла соз­да­ние «ба­зо­вой» стра­ны, то есть пе­ре­вод «Крас­но­го про­ек­та» в ие­рар­хи­чес­кую ста­дию. Эта ли­ния по­бе­ди­ла, но в про­цес­се приш­лось пе­ре­жить еще од­ну – прак­ти­чес­ки вто­рую – граж­да­нс­кую, вой­ну, пос­коль­ку «ко­мин­тер­но­вс­кая» эли­та, осо­бен­но та ее часть, ко­то­рая бы­ла свя­за­на с эли­та­ми за­ру­беж­ны­ми, ак­тив­но соп­ро­тив­ля­лась лю­бой по­пыт­ке ог­ра­ни­чить внеш­нюю экс­пан­сию.

От­ме­тим, что на тот мо­мент со­ве­тс­кие эли­ты чет­ко по­ни­ма­ли, что гло­баль­ные про­ек­ты не­сов­мес­ти­мы в прин­ци­пе и по этой при­чи­не ни­ка­ко­го сколь­ко-ни­будь дол­гос­роч­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния меж­ду ни­ми быть не мо­жет. И ис­хо­ди­ли из это­го по­ни­ма­ния в сво­ем дол­гос­роч­ном пла­ни­ро­ва­нии. Но пос­ле смер­ти Ста­ли­на си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Впро­чем, вна­ча­ле нуж­но от­ме­тить, что эко­но­ми­чес­кой ба­зой для пост­ро­е­ния ба­зо­вой стра­ны для «Крас­но­го гло­баль­но­го про­ек­та» Ста­лин выб­рал пост­ро­е­ние собствен­ной тех­но­ло­ги­чес­кой зо­ны и пос­ле­до­ва­тель­но про­во­дил со­от­ве­т­ству­ю­щую по­ли­ти­ку, ко­то­рая да­ла серь­ез­ные по­зи­тив­ные ре­зуль­та­ты. При этом он не соз­да­вал «эли­ту», как, нап­ри­мер, это сде­лал Ки­тай, а «та­щил» вверх все со­ве­тс­кое об­ще­ст­во (кста­ти, имен­но по этой при­чи­не на пер­вом эта­пе рост уров­ня жиз­ни был не очень вы­со­ким).



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 821 гостей онлайн