Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Из от­но­си­тель­но объ­ек­тив­ных пре­и­му­ществ у нас се­год­ня есть ед­ва ли не од­но-един­ствен­ное – на­ли­чие неф­ти, га­за и кое-ка­ких дру­гих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в по­ка еще собствен­ных нед­рах. К это­му мож­но до­ба­вить хо­тя и из­ряд­но пот­ре­пан­ную, раз­во­ро­ван­ную и расч­ле­нен­ную, но все еще функ­ци­о­ни­ру­ю­щую энер­ге­ти­чес­кую сис­те­му стра­ны. Не луч­шим об­ра­зом, но действу­ют транс­по­рт­ная сис­те­ма, здра­во­ох­ра­не­ние, связь и те­ле­ком­му­ни­ка­ции. В ко­ма­тоз­ном сос­то­я­нии – но не мерт­ва – сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния. Су­ще­ст­ву­ют во­ору­жен­ные си­лы, по инер­ции все еще про­из­во­дя­щие пси­хо­ло­ги­чес­кое воз­дей­ствие на ок­ру­жа­ю­щий мир. По­тен­ци­аль­ным пре­и­му­ще­ст­вом яв­ля­ет­ся опыт ус­пеш­но­го раз­ви­тия в со­ве­тс­кий пе­ри­од и по­ка еще не пол­ное заб­ве­ние оно­го. К важ­ней­шим фак­то­рам раз­ви­тия сле­ду­ет от­нес­ти лю­бовь к Ро­ди­не, пат­ри­о­тизм – как бы ма­ло его ни ос­та­ва­лось в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии и под­соз­на­нии. Ког­да этот фак­тор ис­чез­нет пол­ностью, воп­рос о раз­ви­тии не­ко­му бу­дет да­же пос­та­вить, не го­во­ря уже о ка­ких-ли­бо действи­ях в этом нап­рав­ле­нии.

В об­щем, по су­се­кам поск­ре­бя, на «Ко­ло­бок раз­ви­тия» наск­рес­ти еще мож­но. Толь­ко на­ше­му Ко­лоб­ку не­за­чем не­из­ве­ст­но ку­да стре­мить­ся от Де­душ­ки и Ба­буш­ки, а глав­ное – он не дол­жен быть та­ким на­ив­ным, не­за­щи­щен­ным и глу­пым, как ска­зоч­ный. Про­иг­рыш Ко­лоб­ка Ли­се – это ин­тел­лек­ту­аль­ный про­иг­рыш: не по­нял, с кем де­ло име­ет. И Рос­сия про­иг­ра­ла и про­дол­жа­ет про­иг­ры­вать преж­де все­го ин­тел­лек­ту­аль­ные сра­же­ния.

Паттерн организации в России существенно поврежден и вряд ли способен к надлежащему функционированию. Система находится в переходном периоде: предыдущая структура разрушена, новая лишь складывается, причем в ошибочных попытках копирования чужого.

«Стра­на меч­та­те­лей, стра­на уче­ных» прев­ра­ти­лась в стра­ну ох­ран­ни­ков, мел­ких ла­воч­ни­ков и офис­но­го планк­то­на. Об­ще­ст­во от­ка­за­лось от иде­а­лов во­об­ще. Не сме­ни­ло один иде­ал на дру­гой, как это про­и­зош­ло пос­ле 1917 го­да, а прос­то выб­ро­си­ло все смыс­лы. Что бы­ло сде­лать очень лег­ко, пос­коль­ку об­ще­ст­во позд­не­го со­ци­а­лиз­ма офор­ми­ло свое смыс­ло­вое со­дер­жа­ние в обес­смыс­лен­ные про­па­ган­ди­с­тские ло­зун­ги и вло­жи­ло их в не­ав­то­ри­тет­ные ус­та. По­пыт­ка транс­ли­ро­вать смыс­лы в мас­сы в фор­ме светс­кой и к то­му же бо­го­бор­чес­кой ока­за­лась не­у­дач­ной. Смыс­лы об­ще­ст­ва на­деж­но пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние в ре­ли­ги­оз­ной фор­ме.

Соз­да­ет­ся ощу­ще­ние, что в те­пе­реш­нем рос­сийс­ком со­ци­у­ме во­об­ще нет ни смыс­лов об­ще­ст­ва, ни его но­си­те­лей. Вмес­то смыс­лов те­перь кол­ба­са: вот те­бе еда без оче­ре­ди, и не ду­май ни о ка­ком ком­му­низ­ме, стра­на твоя на­зы­ва­лась не СССР, а ГУ­Лаг, и жрать там тво­им от­цам и де­дам бы­ло не­че­го – кто не сто­ял в оче­ре­ди, тот си­дел в тюрь­ме, те­перь на, жри. Чав­канье за­ме­ни­ло пес­ню. Вмес­то об­ре­те­ния смыс­лов об­ре­те­ние собствен­нос­ти, воз­ве­ден­ной в ранг свя­щен­но­го.

***

Раз­ви­тие в при­ро­де без че­ло­ве­ка осу­ще­с­твля­ет­ся ме­то­дом проб и оши­бок, ре­зуль­тат зак­реп­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­ным от­бо­ром. Че­ло­век же мо­жет действо­вать осоз­нан­но, при­дер­жи­ва­ясь не­ко­то­ро­го пла­на, стре­мясь к бо­лее или ме­нее яс­ным ре­зуль­та­там. Жи­вая при­ро­да без че­ло­ве­ка – а в ис­то­рии Зем­ли бы­ло и та­кое – са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся сис­те­ма. Че­ло­век, на­де­лен­ный соз­на­ни­ем и сво­бо­дой во­ли, сам дол­жен при­ду­мать и от­ла­дить ре­гу­ля­тор­ные ме­ха­низ­мы. Воп­рос о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­нос­ти дос­ти­же­ния всей пол­но­ты це­лей в слож­ных не­ли­ней­ных сис­те­мах, к ко­то­рым от­но­сят­ся людс­кие со­об­ще­ст­ва, нет­ри­ви­а­лен. Де­ло в том, что мы не мо­жем ни пред­ви­деть, ни тем бо­лее про­ек­ти­ро­вать эмер­ге­нт­ные свой­ства. Кое-ка­кие оп­рав­дан­ные ожи­да­ния воз­мож­ны, но не бо­лее то­го. Этим, в част­нос­ти, оп­ре­де­ля­ет­ся слож­ность вся­кой ис­то­ри­чес­кой пре­ем­ствен­нос­ти. Ре­аль­ный мир сос­то­ит как из спро­ек­ти­ро­ван­ных и соз­дан­ных че­ло­ве­ком эле­мен­тов, яв­ля­ю­щих­ся ос­но­вой ста­биль­нос­ти, хра­ни­те­ля­ми кон­сер­ва­тиз­ма, так и из свойств и ка­честв, воз­ник­ших не­о­жи­дан­но, слу­жа­щих фак­то­ра­ми об­нов­ле­ния, твор­че­ст­ва, про­щу­пы­ва­ния перс­пек­тив. Че­ло­век осоз­на­ет эти но­вые воз­ник­шие не по его во­ле ка­че­ст­ва и воз­мож­нос­ти и ис­поль­зу­ет их в сво­ей де­я­тель­нос­ти. Но в лю­бом слу­чае воз­мож­ность раз­ви­тия обу­слов­ле­на де­я­тель­ностью лю­дей, на­де­лен­ных сво­бо­дой во­ли. Все по­пыт­ки вы­нес­ти ме­ха­низ­мы раз­ви­тия со­ци­аль­ных сис­тем за пре­де­лы че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти суть про­яв­ле­ния со­ци­аль­ной сла­бос­ти и тру­сос­ти, ме­ха­нис­ти­чес­ко­го де­тер­ми­низ­ма и фа­та­лиз­ма. Близ­ко к это­му и чрез­мер­ное ув­ле­че­ние все­воз­мож­ны­ми цик­ла­ми раз­ви­тия – при пол­ном от­су­т­ствии пе­ри­о­ди­чес­кой цик­лич­нос­ти и воз­мож­нос­ти прак­ти­чес­ки по­лез­но­го предс­ка­за­ния со­бы­тий. Упо­ва­ние на по­доб­ные цик­лы – это вы­нос при­чин раз­ви­тия за пре­де­лы це­ле­нап­рав­лен­ной де­я­тель­нос­ти. Так на­зы­ва­е­мые цик­лы – не есть цик­лы, то есть пе­ри­о­ди­чес­кие яв­ле­ния. Это не бо­лее чем фраг­мен­ты не­ких ди­на­ми­чес­ких из­ме­не­ний, при опи­са­нии ко­то­рых ус­мат­ри­ва­ет­ся при­чин­но-след­ствен­ная связь на оп­ре­де­лен­ном ог­ра­ни­чен­ном от­рез­ке вре­ме­ни – связь меж­ду тех­ни­чес­ким, тех­но­ло­ги­чес­ким и т.п. раз­ви­ти­ем и осо­бен­нос­тя­ми об­ще­ст­вен­но­го жиз­не­у­ст­рой­ства. Это впол­не по­лез­ная ана­ли­ти­ка, яв­ле­нию да­но наз­ва­ние «тех­но­ло­ги­чес­кий ук­лад» и выс­ка­за­но не­о­че­вид­ное пред­по­ло­же­ние, что всле­д­ствие не­ос­та­но­ви­мо­го «на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са» про­и­зой­дут и но­вые сме­ны ук­ла­дов. Воз­мож­но, и так, од­на­ко в лю­бом слу­чае – толь­ко де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, а не упо­ва­ние на цик­лы и про­мы­сел Бо­жий мо­жет вы­вес­ти стра­ну и на­род на путь раз­ви­тия.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS