Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

И все-та­ки унич­то­жить по­ли­ти­чес­кое бы­ва­ет труд­но, оно по-раз­но­му про­ры­ва­ет­ся на по­ве­рх­ность, ка­за­лось бы, де­по­ли­ти­зи­ро­ван­ных си­ту­а­ций. У по­ли­цейс­ко­го го­су­да­р­ства есть своя – в об­щем неб­ла­гоп­ри­ят­ная – ди­на­ми­ка, но по­ми­мо то­го, по­дав­ле­ние по­ли­ти­чес­ко­го не мо­жет не ока­зать­ся лишь час­тич­но и лишь вре­мен­но ус­пеш­ным.

Имен­но под этим уг­лом зре­ния мы и долж­ны оце­ни­вать то, что про­ис­хо­дит у нас сей­час. Мы мо­жем ска­зать, что пре­об­ла­да­ние враж­деб­нос­ти над со­ли­дар­ностью – од­но из са­мых тре­вож­ных яв­ле­ний пос­лед­не­го вре­ме­ни. Речь идет сов­сем не о том, что граж­да­нс­кой со­ли­дар­нос­ти боль­ше не су­ще­ст­ву­ет. Она есть, она раз­ви­ва­ет­ся, ее вре­ме­на­ми ста­но­вит­ся боль­ше. Од­на­ко пос­лед­ние го­ды, а в осо­бен­нос­ти ме­ся­цы по­ка­за­ли су­ще­ст­вен­ное сок­ра­ще­ние со­ли­дар­нос­ти как рас­по­ла­га­е­мо­го го­су­да­р­ством ре­сур­са и при­ра­ще­ние за её счёт враж­деб­нос­ти опас­ных по ин­тен­сив­нос­ти сте­пе­ней. Прос­тое воз­ра­же­ние – ес­ли кто-то воз­на­ме­рит­ся ос­по­рить эти ут­ве­рж­де­ния – сос­то­я­ло бы в том, что при­ме­ров про­ти­во­по­лож­но­го свой­ства всё-та­ки боль­ше, что го­су­да­р­ство по-преж­не­му проч­но, его ле­ги­тим­ность не­ос­по­ри­ма и мо­би­ли­за­ци­он­ный ре­сурс не умень­шил­ся. В том-то и бе­да сов­ре­мен­ных дис­кус­сий: все до­во­ды та­ко­го ро­да пе­рес­та­ли быть дис­кус­си­он­ны­ми до­во­да­ми, ко­то­рые мож­но ос­по­рить, поп­ра­вить, при­нять час­тич­ную пра­во­ту оп­по­нен­та и выс­та­вить на сле­ду­ю­щем эта­пе бо­лее про­ду­ман­ный ар­гу­мент. Спо­ры ста­ли частью по­ли­ти­чес­ко­го про­цес­са, и убе­ди­тель­ность до­во­да для сто­рон­ни­ков оп­ре­де­лен­ной по­зи­ции оз­на­ча­ет лишь го­тов­ность иден­ти­фи­ци­ро­вать се­бя с той груп­пой, для ко­то­рой эта по­зи­ция убе­ди­тель­на. Для про­тив­ни­ков тот же са­мый до­вод ка­жет­ся не­у­бе­ди­тель­ным, и они столь же ан­га­жи­ро­ва­ны и неп­рек­лон­ны. Не­оп­ре­де­лив­ших­ся, ко­то­рых еще при­хо­дит­ся за­во­е­вы­вать со­дер­жа­тель­ны­ми со­об­ра­же­ни­я­ми, ста­но­вит­ся всё мень­ше, и воп­рос о том, воз­мож­на ли еще, го­во­ря сло­ва­ми Кар­ла Ман­гей­ма, «сво­бод­но па­ря­щая ин­тел­ли­ген­ция», сам уже яв­ля­ет­ся по­ли­ти­чес­ким воп­ро­сом.

Отсутствие солидарности, разноголосица мнений по самым важным вопросам, неэффективность управления и многое другое позволяют всякий раз сказать: да где же здесь государство? Но вспомним глубокое и проницательное суждение Карла Шмитта: нормальное состояние не доказывает ничего, исключительное положение доказывает всё.

И всё-та­ки риск­нём еще раз на­пом­нить: лож­но са­мо предс­тав­ле­ние го­су­да­р­ства как ве­щи, как ма­ши­ны, ко­то­рая, гру­бо го­во­ря, ли­бо едет, ли­бо нет, ли­бо едет еле-еле и вот-вот сло­ма­ет­ся. Го­су­да­р­ство – не вещь, а спо­соб ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­ных со­бы­тий. Это зна­чит, что при­ме­ры и конт­рпри­ме­ры мо­гут быть оди­на­ко­во дос­то­вер­ны­ми, что лишь ко­ли­че­ст­вен­ный пе­ре­вес со­бы­тий од­но­го ро­да над со­бы­ти­я­ми дру­го­го ро­да мо­жет иметь смысл для об­щей ха­рак­те­рис­ти­ки си­ту­а­ции и что в де­ле подс­чё­та со­бы­тий все рав­но не бу­дет еди­но­ду­шия. Оце­ни­вая лю­бой при­мер, не за­бу­дем, что всег­да есть иное, не впи­сы­ва­ю­ще­еся в об­щее предс­тав­ле­ние о си­ту­а­ции, но всё рав­но важ­ное, тре­бу­ю­щее вни­ма­ния. Так, нап­ри­мер, при ва­лют­ной мо­но­по­лии бы­ва­ет ва­лют­ная спе­ку­ля­ция, при гос­по­д­стве иде­о­ло­гии – дис­си­де­н­т­ство, при са­мом эф­фек­тив­ном по­ли­цейс­ком конт­ро­ле – прес­туп­ность и по­ли­ти­чес­кие дви­же­ния. Нас­коль­ко силь­ны эти по­ли­ти­чес­кие дви­же­ния, нас­коль­ко уда­ет­ся дер­жать их под конт­ро­лем – вот это и есть пред­мет спо­ров, но нель­зя сом­не­вать­ся ни в том, что конт­роль си­лен, ни в том, что прин­ци­пи­аль­но про­ти­во­по­лож­ная ему по­ли­ти­за­ция на­рас­та­ет.

Ожив­ле­ние по­ли­ти­чес­кой жиз­ни в Рос­сии вряд ли прек­ра­тит­ся в обоз­ри­мом бу­ду­щем. Это име­ет серь­ез­ные пос­ле­д­ствия. Выс­во­бож­де­ние по­ли­ти­чес­ко­го ос­тав­ля­ет срав­ни­тель­но ма­ло мес­та для ин­ди­ви­ду­аль­но­го ре­ше­ния. Впер­вые за нес­коль­ко лет у нас по­яв­ля­ют­ся имен­но пуб­лич­ные по­ли­ти­чес­кие груп­пы, го­то­вые к эк­зис­тен­ци­аль­но­му про­ти­вос­то­я­нию. Еще не столь враж­деб­ны их действия, ещё нет не то что приз­на­ков, но и пред­чу­в­ствия граж­да­нс­кой вой­ны. Но уже есть дис­курс не­на­вис­ти, ри­то­ри­ка «друг/­враг». По­ли­ти­чес­кое раз­ме­же­ва­ние – и это ещё од­на важ­ная осо­бен­ность, о ко­то­рой сле­ду­ет пом­нить, – мо­жет раз­вить­ся из лю­бой про­ти­во­по­лож­нос­ти – ре­ли­ги­оз­ной, эко­но­ми­чес­кой и да­же эс­те­ти­чес­кой. По­во­ды для раз­ме­же­ва­ния мо­гут быть лю­бой при­ро­ды. Но при этом са­мо раз­ме­же­ва­ние дос­ти­га­ет та­кой сте­пе­ни ин­тен­сив­нос­ти, что оп­по­нен­ты или кон­ку­рен­ты ста­но­вят­ся имен­но вра­га­ми и под уг­лом зре­ния смер­тель­ной, эк­зис­тен­ци­аль­ной враж­ды ви­дят всё ос­таль­ное. Враж­да при­об­ре­та­ет собствен­ную ди­на­ми­ку, по­ли­ти­чес­кое под­ми­на­ет под се­бя всё и вы­са­сы­ва­ет всю энер­гию из дру­гих об­лас­тей жиз­ни. Тог­да го­су­да­р­ству гро­зит граж­да­нс­кая вой­на и рас­пад, ес­ли толь­ко не бу­дет но­вой кон­со­ли­да­ции, ес­ли не по­я­вит­ся но­вое един­ство «по­ли­ти­чес­ко­го на­ро­да», про­ти­вос­то­я­ще­го дру­гим на­ро­дам как вра­гам, но ис­ко­ре­нив­ше­го враж­ду внут­ри се­бя. maltamodel.com

На­до по­ни­мать, что этот путь – один из воз­мож­ных, не­за­ви­си­мо от то­го, нра­вит­ся он нам или нет. Но этот путь – край­ний, экстре­маль­ный. Есть мно­го при­чин, в си­лу ко­то­рых это выс­шее нап­ря­же­ние по­ли­ти­чес­ко­го един­ства не мо­жет быть дол­гим, а са­мо един­ство – ли­шен­ным внут­рен­них по­ли­ти­чес­ких раз­ли­че­ний и про­ти­во­ре­чий. Тем не ме­нее, пов­то­рю, это – пре­дель­ный слу­чай, ког­да по­ли­ти­чес­кое как бы вы­жи­га­ет са­мо се­бя из­нут­ри. Не­об­хо­ди­мо, од­на­ко, рас­смат­ри­вать и дру­гие слу­чаи. Ка­за­лось бы, са­мое ес­те­ст­вен­ное – взять за об­ра­зец стра­ны с нор­маль­ной по­ли­ти­чес­кой жизнью, где ле­ги­тим­ная власть, со­пер­ни­че­ст­во пар­тий, ус­той­чи­вый бю­рок­ра­ти­чес­кий ап­па­рат, обес­пе­чи­ва­ю­щий тех­ни­чес­кую на­дёж­ность ис­пол­не­ния мно­гих функ­ций го­су­да­р­ства при сме­не влас­ти, и т.п. Но что да­ёт нам ори­ен­та­ция на так по­ня­тый об­ра­зец, да­же ес­ли пре­неб­речь раз­ли­чи­я­ми меж­ду стра­на­ми и их по­ли­ти­чес­ки­ми сис­те­ма­ми? Уже до­воль­но дав­но – и впол­не ре­зон­но – Клод Ле­фор го­во­рил о том, что по­ли­ти­чес­кое об­на­ру­жи­ва­ет­ся не в том, что мы на­зы­ва­ем по­ли­ти­чес­кой де­я­тель­ностью, но в «двой­ном дви­же­нии», бла­го­да­ря ко­то­ро­му спо­соб «уч­реж­де­ния об­ще­ст­ва» и ста­но­вит­ся яв­ным, и скры­ва­ет­ся. Ес­ли пе­ре­фор­му­ли­ро­вать его сло­ва в бо­лее об­щем ви­де, мож­но ска­зать, что нас ин­те­ре­су­ет прин­цип чле­не­ния и оформ­ле­ния тех участ­ни­ков по­ли­ти­чес­ко­го, ко­то­рые так или ина­че от­но­сят­ся к од­но­му и то­му же со­ци­аль­но­му един­ству. Имен­но внут­ри это­го един­ства име­ют зна­че­ние их нап­ря­жен­ные вза­им­ные от­но­ше­ния. Имен­но здесь де­ло до­хо­дит или не до­хо­дит до под­лин­ной по­ли­ти­чес­кой враж­ды, имен­но здесь то, что ле­жит на по­ве­рх­нос­ти, мо­жет с рав­ным ус­пе­хом ока­зать­ся и отк­ры­ва­ю­щим, и скры­ва­ю­щим суть де­ла.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS