Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Нес­коль­ко лет на­зад по­ли­ти­чес­кая жизнь в на­шей стра­не ка­за­лась на­дёж­но за­ми­рён­ной. В ней не бы­ло по­ли­ти­чес­ко­го в стро­гом смыс­ле сло­ва, и то, что по­ли­ти­ка у нас бы­ла ре­ду­ци­ро­ва­на до прид­вор­ных и ка­би­нет­ных инт­риг, а на по­ве­рх­нос­ти ви­ди­мым об­ра­зом до­пус­ка­лись в ос­нов­ном лишь ими­та­ции по­ли­ти­чес­ко­го, ис­ку­па­лось иде­ей хо­ро­шо упо­ря­до­чен­но­го, на­дёж­но­го, поч­ти де­и­де­о­ло­ги­зи­ро­ван­но­го прав­ле­ния и уп­рав­ле­ния. В ис­то­рии та­кие го­су­да­р­ства встре­ча­лись не­од­нок­рат­но, к ним, с не­ко­то­ры­ми на­тяж­ка­ми, под­хо­дит изоб­ре­тён­ный в XVIII ве­ке тер­мин «по­ли­цейс­кое го­су­да­р­ство», по­ни­ма­е­мое не толь­ко как го­су­да­р­ство уг­роз и реп­рес­сий, но бо­лее ши­ро­ко – как «со­ци­аль­но-по­ли­цейс­кое го­су­да­р­ство об­ще­го бла­га». Оно со­ци­аль­ное – по­то­му что сох­ра­ня­ет ряд важ­ней­ших обя­за­тельств по рас­ши­рен­но­му (в срав­не­нии с ли­бе­раль­ным го­су­да­р­ством) обес­пе­че­нию жиз­не­де­я­тель­нос­ти на­се­ле­ния (со­ци­аль­ные га­ран­тии). Но как по­ли­цейс­кое го­су­да­р­ство оно не до­пус­ка­ет внутрь се­бя по­ли­ти­ку. Где есть по­ли­ция, там нет по­ли­ти­ки, го­во­рил Карл Шмитт, точ­нее, по­ли­ти­ка вы­во­дит­ся за гра­ни­цы го­су­да­р­ства, ста­но­вит­ся по­ли­ти­кой поч­ти иск­лю­чи­тель­но внеш­ней. Есть выс­шие по­ли­ти­чес­кие ор­га­ны, по­ли­ти­чес­кие ре­ше­ния, по­ли­ти­чес­кие инт­ри­ги и ка­би­нет­ная борь­ба. Но пуб­лич­но-по­ли­ти­чес­ко­го поч­ти нет – или оно но­сит ими­та­ци­он­ный ха­рак­тер. По­ли­ция яв­ля­ет­ся не прос­то ох­ра­ной от прес­туп­ле­ний, но все­об­щим спо­со­бом уп­рав­ле­ния, упо­ря­до­чи­ва­ния, расп­ре­де­ле­ния благ, со­об­раз­ных по­зи­ци­ям раз­ных групп на­се­ле­ния. По­ли­цейс­кое уп­рав­ле­ние ис­хо­дит из то­го, что как бы слож­но ни бы­ло уст­ро­е­но об­ще­ст­во, его мож­но на­уч­но изу­чить, оп­ре­де­лить ос­нов­ные це­ли и за­да­чи по изв­ле­че­нию поль­зы из его эко­но­ми­ки (час­то сырь­е­вой), оп­ре­де­лить спе­ци­фи­ку де­я­тель­нос­ти и функ­ции от­дель­ных групп на­се­ле­ния. И по­за­бо­тить­ся о том, что­бы все бы­ли, в ко­неч­ном сче­те, га­ран­ти­ро­ва­ны от бес­по­ряд­ка. Ра­зу­ме­ет­ся, это – толь­ко в те­о­рии, в идее. Са­мо уст­рой­ство по­ли­ции та­ко­во, что она лег­ко прев­ра­ща­ет­ся в свою про­ти­во­по­лож­ность.

Образ крепости, твердыни – вот что присутствует во множестве рассуждений о русской современности. Крепость – то, что занимает свое, исключительное, как сказал бы Георг Зиммель, место в пространстве. Но эстетика крепости не только не позволяет обдумать характер современной силы, но и поставить вопрос о том, что же именно сохраняем мы как своё место в пространстве.

При­ве­дем нес­коль­ко при­ме­ров. Сов­ре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли ис­то­рии клас­си­чес­ко­го по­ли­цейс­ко­го го­су­да­р­ства во Фран­ции (за­ду­ман­но­го, как сви­де­тель­ству­ет ещё зна­ме­ни­тая «Эн­цик­ло­пе­дия» Дид­ро и Д’Алам­бе­ра, для счастья всех под­дан­ных) охот­но ци­ти­ру­ют ми­ни­ст­ра по­ли­ции, го­во­рив­ше­го не­за­дол­го до ре­во­лю­ции 1789 го­да, что вез­де, где со­би­ра­ют­ся трое, од­ним бу­дет его ос­ве­до­ми­тель. Проц­ве­та­ла прак­ти­ка то­таль­ной слеж­ки и бес­суд­ных расп­рав, в то вре­мя как па­ри­жс­кую по­ли­цию вос­тор­жен­ные пу­те­ше­ст­вен­ни­ки на­зы­ва­ли од­ним из чу­дес све­та. По­ли­ти­чес­кую ка­та­ст­ро­фу она, как мы зна­ем, пре­до­тв­ра­тить не по­мог­ла, а по­ли­цейс­кие ме­ры в тог­даш­ней эко­но­ми­ке то­же по­ка­за­ли свою бо­лее чем ог­ра­ни­чен­ную эф­фек­тив­ность, и от них то­же приш­лось от­ка­зать­ся.

Ис­то­рия по­ли­ции в Рос­сии – от­дель­ная ин­те­рес­ная те­ма. На­чи­на­ет­ся она – в стро­гом смыс­ле – с по­пы­ток сна­ча­ла Пет­ра I, а за­тем Ека­те­ри­ны II пе­ре­нять ев­ро­пейс­кие, то есть фран­цу­зс­кую и не­мец­кую, кон­цеп­ции по­ли­ции, но кон­ча­ет­ся всё тем, что рус­ское по­ли­цейс­кое го­су­да­р­ство ста­но­вит­ся не столь­ко об­раз­цом спра­вед­ли­вос­ти и по­ряд­ка, сколь­ко сим­во­лом не­ог­ра­ни­чен­но­го про­из­во­ла. В рус­ской по­ли­ти­чес­кой на­у­ке на­ча­ла XX ве­ка го­во­рят, что есть не толь­ко по­ли­ция бе­зо­пас­нос­ти, но и по­ли­ция бла­го­сос­то­я­ния, и трак­ту­ют по­ли­цию как на­уч­но обос­но­ван­ное уп­рав­ле­ние – все это в пе­ри­од меж­ду дву­мя ре­во­лю­ци­я­ми, выг­ля­дя­щи­ми нас­меш­кой ис­то­рии над иде­я­ми на­уч­но­го по­ли­цейс­ко­го уп­рав­ле­ния со­ци­аль­ной жизнью. Впро­чем, иног­да все обо­ра­чи­ва­ет­ся к луч­ше­му. Ис­то­ри­ки аме­ри­ка­нс­кой по­ли­ции ут­ве­рж­да­ют, что в XX ве­ке по­ли­цейс­кое вме­ша­тель­ство в эко­но­ми­ку и со­ци­аль­ную жизнь во вре­ме­на Но­во­го кур­са пре­зи­ден­та Франк­ли­на Руз­вель­та от­час­ти на­по­ми­на­ет уст­рой­ство то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов имен­но со­че­та­ни­ем реп­рес­сив­нос­ти, со­ци­аль­ных про­ек­тов и го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния эко­но­ми­кой. Но­вый курс при­ня­то счи­тать эф­фек­тив­ным, но что нам да­ет это со­об­ще­ние вмес­те со все­ми ос­таль­ны­ми?

При­ве­ден­ные при­ме­ры ил­лю­ст­ри­ру­ют од­ну важ­ную осо­бен­ность по­ли­ции – ее ра­ди­каль­но ан­тип­ро­цес­су­аль­ный ха­рак­тер. По­ли­цейс­кое уп­рав­ле­ние, по­ли­цейс­кая за­бо­та о жиз­ни и здо­ровье граж­дан, по­ли­цейс­кие реп­рес­сии и по­ли­цейс­кое пре­дуп­реж­де­ние прес­туп­нос­ти уст­ро­е­ны та­ким об­ра­зом, что с тру­дом функ­ци­о­ни­ру­ют во вре­мен­ных го­ри­зон­тах, за­да­ва­е­мых про­це­ду­ра­ми. Где есть про­це­ду­ры, пра­во­вые ре­гу­ля­ции от­дель­ных ша­гов, не­об­хо­ди­мых для при­ня­тия ре­ше­ний, там зат­руд­не­на пря­мая связь меж­ду ус­мот­ре­ни­ем су­ще­ст­ва де­ла, пос­та­нов­кой за­да­чи и собствен­но действи­ем. Действия по­ли­ции, ука­зы­ва­ет, ска­жем, за­ко­но­да­тель ФРГ, на­чи­на­ют­ся там, где уре­гу­ли­ро­ва­ние не про­ис­хо­дит са­мо со­бой, пра­во­вым спо­со­бом. Но ес­ли по­ли­ции – по тем или иным при­чи­нам – от­да­ет­ся пер­ве­н­ство, ес­ли ос­по­рить ка­че­ст­во ус­мот­ре­ния су­ще­ст­ва де­ла не­воз­мож­но или поч­ти не­воз­мож­но, ес­ли ре­ше­ния и де­я­ния сле­ду­ют од­но за дру­гим, не ос­тав­ляя прост­ра­н­ства для уре­гу­ли­ро­ва­ния дел ина­че, как с учас­ти­ем по­ли­цейс­ких сил, един­ствен­ной га­ран­ти­ей то­го, что де­ло не обер­нет­ся со­вер­шен­ней­шим про­из­во­лом, яв­ля­ют­ся доб­рая во­ля всех участ­ву­ю­щих в по­ли­цейс­ком уп­рав­ле­нии и доб­рые нра­вы тех, на ко­то­рых оно нап­рав­ле­но.

Эта га­ран­тия, ко­неч­но, весь­ма сла­ба. На сто­ро­не уп­рав­ля­е­мой спо­со­б­ство­вать по­ли­цейс­ко­му уп­рав­ле­нию мог­ло бы во­оду­шев­лен­ное и со­ли­дар­ное на­се­ле­ние, но уже дав­но бы­ло за­ме­че­но, что по­ли­цейс­кое уп­рав­ле­ние мень­ше ин­те­ре­су­ет­ся мне­ни­я­ми и ка­че­ст­ва­ми граж­дан, не­же­ли, как на­зы­вал это Ге­гель, внеш­ней сто­ро­ной де­ла. «Ду­май­те что угод­но, но под­чи­няй­тесь», – го­во­рит по­ли­ция, и за это пре­неб­ре­же­ние мне­ни­я­ми до­ро­го при­хо­дит­ся пла­тить по­ли­цейс­ко­му го­су­да­р­ству. Вот по­че­му не­у­ди­ви­тель­но, что по­ли­цейс­кое го­су­да­р­ство из­на­чаль­но дер­жит­ся на на­си­лии и что на­си­лие это име­ет целью так или ина­че по­да­вить по­ли­ти­чес­кое, за­ми­рить прост­ра­н­ство кон­ку­рен­ции, а уже по­том, в этом за­ми­рён­ном прост­ра­н­стве, осу­ще­с­твлять ру­тин­ные опе­ра­ции по конт­ро­лю, вос­пи­та­нию, фор­ми­ро­ва­нию за­ко­но­пос­луш­но­го под­дан­но­го.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS