Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Од­ним из та­ких спо­со­бов ор­га­ни­за­ции яв­ля­ет­ся сов­ре­мен­ное го­су­да­р­ство. Нес­хо­д­ство меж­ду со­бой по­ли­ти­чес­ких об­ра­зо­ва­ний, со­су­ще­ст­ву­ю­щих в нас­то­я­щее вре­мя, бро­са­ет­ся в гла­за. И не­об­хо­ди­мость при­ме­нить к лю­бо­му из них один и тот же тер­мин «го­су­да­р­ство» мо­жет выз­вать обос­но­ван­ные сом­не­ния, но с точ­ки зре­ния опе­ра­ций, ор­га­ни­зу­ю­щих по­то­ки со­ци­аль­ных со­бы­тий, го­су­да­р­ство есть уни­вер­саль­ный, уди­ви­тель­ный, уни­каль­ный спо­соб кон­це­нт­ра­ции в од­ном ло­ку­се двух со­вер­шен­но нес­ход­ных по при­ро­де и спо­со­бу уст­рой­ства ре­гу­ля­то­ров. С од­ной сто­ро­ны, лишь сов­ре­мен­ное го­су­да­р­ство – да и то не вся­кое (что оз­на­ча­ет, меж­ду про­чим, сле­ду­ю­щее: не вся­кое го­су­да­р­ство зас­лу­жи­ва­ет это­го име­ни) – спо­соб­но уп­ра­вить­ся с мно­го­об­раз­ны­ми и слож­ны­ми тех­ни­чес­ки­ми сред­ства­ми жиз­не­о­бес­пе­че­ния на боль­ших тер­ри­то­ри­ях. Сю­да от­но­сят­ся и во­дос­наб­же­ние с ка­на­ли­за­ци­ей, и ва­лют­ные сис­те­мы, и транс­порт, и здра­во­ох­ра­не­ние. С дру­гой сто­ро­ны, лишь го­су­да­р­ство – и опять-та­ки не вся­кое – спо­соб­но быть ре­гу­ля­то­ром мо­ти­ва­ци­он­ной мо­би­ли­за­ции и со­ли­дар­нос­ти. Сю­да от­но­сят­ся и об­ра­зо­ва­ние, и ре­ли­гии, и все мно­го­об­раз­ные те­че­ния куль­ту­ры. Имен­но сов­ре­мен­ное го­су­да­р­ство уме­ет так уп­рав­лять­ся с ни­ми, что, не прев­ра­щая их в свои под­раз­де­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ет че­рез эти ка­на­лы тон­кую наст­рой­ку мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры. Об­щий ба­зис ло­яль­нос­ти, со­ли­дар­нос­ти, до­ве­рия к ос­но­вам со­ци­аль­нос­ти ос­та­ет­ся не­ру­ши­мым при са­мых тя­же­лых пот­ря­се­ни­ях. Это иног­да на­зы­ва­ют граж­да­нс­кой ре­ли­ги­ей, но де­ло, ка­жет­ся, все-та­ки в том, что и граж­да­нс­кая ре­ли­гия, и ре­ли­гии в тра­ди­ци­он­ном смыс­ле, и са­мое ир­ре­ли­ги­оз­ное ис­ку­с­ство, и светс­кое об­ра­зо­ва­ние по-раз­но­му слу­жат соз­да­нию об­щей рам­ки со­ли­дар­нос­ти. Это не со­ли­дар­ность на ос­но­ва­нии об­щих цен­нос­тей, инс­ти­ту­тов, ве­ро­ва­ний и т.п., но го­раз­до бо­лее раз­мы­тая и обыч­ным об­ра­зом поч­ти не ощу­ти­мая го­тов­ность к ак­ту­а­ли­за­ции сос­то­я­ния по­зи­тив­ной сов­ме­ст­нос­ти. Ина­че го­во­ря, это го­тов­ность быть вмес­те, тер­петь друг дру­га и не­ред­ко – ког­да по­на­до­бит­ся – на­хо­дить об­щее, при­тя­ги­ва­ю­щее, то есть име­ю­щее вид со­ли­дар­нос­ти, ка­кой при­вык­ли по­ни­мать её те­о­ре­ти­ки прош­ло­го ве­ка. Она слов­но бы спит, но она ос­та­ет­ся важ­ней­шим ре­сур­сом мо­би­ли­за­ции – и раз­бу­дить её мож­но имен­но по­то­му, что мно­гое – ес­ли не всё не­об­хо­ди­мое – уже сде­ла­но за­ра­нее, толь­ко не пря­мо и не то­пор­но.

В наши дни утратили почти всякий смысл слова «консерватизм»
и «прогрессизм» (ещё лет тридцать назад в этом пытался убедить
своих читателей Никлас Луман). Прогрессизм незаметно исчерпал
сам себя, он ушел из актуальной повестки дня.

Зри­мым об­ра­зом един­ство го­су­да­р­ства вы­ра­жа­ет­ся в су­ве­рен­ной по­ли­ти­ке и пра­ве, и как раз по­э­то­му воп­рос о един­стве пе­ре­рас­та­ет в неп­ри­ми­ри­мые спо­ры. Де­ло в том, что со­ци­аль­ная жизнь не­о­бык­но­вен­но бо­га­та – а в проб­лем­ные вре­ме­на и в неб­ла­го­по­луч­ных стра­нах осо­бен­но бо­га­та – при­ме­ра­ми пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го свой­ства. От­су­т­ствие со­ли­дар­нос­ти, раз­но­го­ло­си­ца мне­ний по са­мым важ­ным воп­ро­сам, не­эф­фек­тив­ность уп­рав­ле­ния и мно­гое дру­гое поз­во­ля­ют вся­кий раз ска­зать: да где же здесь го­су­да­р­ство? О ка­кой со­ли­дар­нос­ти мо­жет ид­ти речь, о ка­ком един­стве по­ли­ти­ки и пра­ва? Но вспом­ним глу­бо­кое и про­ни­ца­тель­ное суж­де­ние Кар­ла Шмит­та: нор­маль­ное сос­то­я­ние не до­ка­зы­ва­ет ни­че­го, иск­лю­чи­тель­ное по­ло­же­ние до­ка­зы­ва­ет всё. Прав­да, Шмитт го­во­рил об этом, что­бы дать оп­ре­де­ле­ние су­ве­ре­ни­те­та и су­ве­ре­на, но ло­ги­ка здесь та же са­мая. Ес­ли в кри­ти­чес­кой – во вся­ком слу­чае, вы­хо­дя­щей за рам­ки обы­ден­нос­ти – си­ту­а­ции мож­но об­на­ру­жить со­ли­дар­ность, это не зна­чит, что в ос­таль­ное вре­мя её нет, прос­то она не­за­мет­на, не вост­ре­бо­ва­на. Од­на­ко бы­ва­ет и так, что имен­но в кри­ти­чес­ких си­ту­а­ци­ях са­мо­оче­вид­ность до­ве­рия, вза­и­мо­по­мо­щи и т.п. ста­вит­ся под сом­не­ние, её не ока­зы­ва­ет­ся там, где она долж­на быть. Го­су­да­р­ство об­на­ру­жи­ва­ет на мес­те прин­ци­пи­аль­ной го­тов­нос­ти к со­ли­дар­ной мо­би­ли­за­ции (хо­тя бы в фор­ме со­се­дс­кой вза­и­мо­по­мо­щи) выж­жен­ную пус­ты­ню вза­им­но­го не­до­ве­рия и враж­ды. Вой­на всех про­тив всех – не вы­дум­ка фи­ло­со­фов. Это столь же пос­то­ян­но при­су­т­ству­ю­щая в со­ци­аль­ной жиз­ни, как и со­ли­дар­ность, го­тов­ность ра­ди­каль­но разъ­е­ди­нять­ся и враж­до­вать. Ни то ни дру­гое не яв­ля­ет­ся са­мо­оче­вид­ной, ес­те­ст­вен­ной пред­рас­по­ло­жен­ностью че­ло­ве­ка. Они соз­да­ют­ся со­ци­аль­ны­ми си­ла­ми, они уп­рав­ля­ют­ся и нап­рав­ля­ют­ся, так что не­лю­бовь, по­доз­ре­ние, за­висть, воз­му­ще­ние несп­ра­вед­ли­востью мо­гут дос­ти­гать сте­пе­ни под­лин­но по­ли­ти­чес­кой враж­ды. Го­су­да­р­ство ис­то­ри­чес­ки воз­ни­ка­ет как спо­соб пре­о­до­ле­ния враж­ды и по­ощ­ре­ния не толь­ко «фо­но­вой», но и ак­ту­аль­ной со­ли­дар­нос­ти, ка­кие бы име­на ни да­ва­лись ей в раз­ные эпо­хи.

Со­ли­дар­ность воз­ни­ка­ет, раз­ви­ва­ет­ся, под­дер­жи­ва­ет­ся, ко­неч­но, не толь­ко бла­го­да­ря уси­ли­ям го­су­да­р­ства. Расп­ро­ст­ра­не­на точ­ка зре­ния, сог­лас­но ко­то­рой, нап­ро­тив, го­су­да­р­ство надстра­и­ва­ет­ся на скла­ды­ва­ю­щей­ся до и по­ми­мо не­го сис­те­ме или се­ти со­ли­дар­нос­ти. Но ре­сур­сы, ко­то­рые кон­це­нт­ри­ру­ет и расп­ре­де­ля­ет го­су­да­р­ство – пря­мо или че­рез за­ви­си­мых от не­го аген­тов, – ра­бо­та­ют на обес­пе­че­ние со­ли­дар­нос­ти в та­ких масш­та­бах, ко­то­рые, как пра­ви­ло, пре­вос­хо­дят всё, что мо­жет пред­ло­жить кто-ли­бо ещё. Го­су­да­р­ство слу­жит расп­ро­ст­ра­не­нию чувства со­ли­дар­нос­ти не на ближ­них толь­ко, но и на даль­них, ус­та­нов­ле­нию кри­те­ри­ев раз­де­ле­ния меж­ду сво­и­ми и чу­жи­ми и т.п. Пес­туя со­ли­дар­ность, го­су­да­р­ство ус­мат­ри­ва­ет в ней ре­сурс: мно­гие за­да­чи жиз­не­о­бес­пе­че­ния не­воз­мож­но ре­шить, ес­ли вой­на всех про­тив всех ста­но­вит­ся ин­тен­сив­ной. Го­су­да­р­ство ста­ра­ет­ся сде­лать при­выч­ной и пе­ре­но­си­мой сис­те­му не­ра­венств, при­чем в этой сис­те­ме не­ра­венств осо­бое по­ло­же­ние влас­тей пре­дер­жа­щих нуж­да­ет­ся в ле­ги­ти­ма­ции. Ис­то­ри­чес­кая ус­той­чи­вость, пов­то­ря­е­мость уст­ройств влас­ти час­то объ­яс­ня­ют куль­тур­ной тра­ди­ци­ей. Но куль­тур­ная тра­ди­ция мог­ла бы уме­реть или пре­об­ра­зо­вать­ся, ес­ли бы не бы­ла под­дер­жа­на всей мощью го­су­да­р­ства. Со­ци­аль­ный кри­тик, ре­фор­ма­тор и ре­во­лю­ци­о­нер стал­ки­ва­ют­ся не толь­ко с гос­по­д­ством мне­ний и при­вы­чек действия, ко­то­рые они хо­те­ли бы из­ме­нить, но с ра­бо­та­ю­щей сис­те­мой про­из­во­д­ства и восп­ро­из­во­д­ства фун­да­мен­та этих мне­ний, то есть прост­ра­и­ва­ния со­ци­аль­ных со­бы­тий та­ким об­ра­зом, что­бы их ло­ги­чес­кие конструк­ции не вы­хо­ди­ли за пре­де­лы на­силь­ствен­но ус­та­нав­ли­ва­е­мых го­су­да­р­ством оче­вид­нос­тей. Го­су­да­р­ство хра­нит мир, но оно хра­нит та­кой граж­да­нс­кий мир, от ко­то­ро­го оно са­мо не мо­жет быть от­мыс­ле­но. Раз­ру­ше­ние го­су­да­р­ства, хра­ня­ще­го несп­ра­вед­ли­вый мир, обо­ра­чи­ва­ет­ся вой­ной, ко­то­рая мо­жет окон­чить­ся, но мо­жет и не окон­чить­ся дру­гим – луч­шим – ми­ром. Обе­ща­ние вой­ны, уг­ро­за вой­ной, по­ощ­ре­ние на­ру­ше­ний граж­да­нс­ко­го ми­ра – это один из спо­со­бов ди­на­ми­за­ции по­ли­ти­ки, при­да­ния энер­гии мо­ти­ва­ци­он­ной сос­тав­ля­ю­щей со­ци­аль­ной жиз­ни, ког­да ле­ги­тим­ность го­су­да­р­ства ока­зы­ва­ет­ся под уг­ро­зой. При­том что при­выч­ный, са­мо­оче­вид­ный мир, по­доб­но са­мо­оче­вид­ной со­ли­дар­нос­ти, по­доб­но са­мо­оче­вид­но­му функ­ци­о­ни­ро­ва­нию сис­тем жиз­не­о­бес­пе­че­ния, пе­ре­хо­дит в раз­ряд так на­зы­ва­е­мо­го фо­но­во­го ис­пол­не­ния: ка­жет­ся оди­на­ко­во не­ве­ро­ят­ным, что со­се­ди ока­жут­ся смер­тель­ны­ми вра­га­ми, что про­дук­ты в од­но­часье ис­чез­нут из ма­га­зи­нов и что на­ци­о­наль­ная ва­лю­та в од­но­часье же обес­це­нит­ся. Ког­да ни­че­го по­доб­но­го не про­ис­хо­дит дол­гое вре­мя, воз­ни­ка­ет до­ве­рие сис­те­ме, за­щит­ный ко­кон, как на­зы­вал его Эн­то­ни Гид­денс. Фо­но­вое ис­пол­не­ние, как счи­та­ли не­мец­кие кон­сер­ва­то­ры 60–70-х го­дов прош­ло­го ве­ка, спо­со­б­ству­ет обост­ре­нию кри­ти­чес­кой ак­тив­нос­ти, ко­то­рая нап­рав­ля­ет­ся про­тив го­су­да­р­ства, в це­лом неп­ло­хо уст­ро­ен­но­го. Это слиш­ком уз­кая точ­ка зре­ния. Фо­но­вое ис­пол­не­ние в той или иной фор­ме есть во вся­ком го­су­да­р­стве, да­же сквер­но уст­ро­ен­ном. Лишь при ка­та­ст­ро­фи­чес­ких раз­ры­вах в фо­но­вом ис­пол­не­нии (вро­де при­род­ных и тех­но­ген­ных ка­та­ст­роф, бир­же­вых кри­зи­сов и т.п.) на го­су­да­р­ство об­ра­ща­ют­ся об­ви­не­ния в нес­по­соб­нос­ти га­ран­ти­ро­вать жиз­не­де­я­тель­ность на­се­ле­ния. В ос­таль­ном имен­но ру­ти­на, а не от­но­си­тель­но бо­лее бла­го­по­луч­ное су­ще­ст­во­ва­ние де­ла­ет фо­но­вое ис­пол­не­ние ле­ги­ти­ми­ру­ю­щим фак­то­ром.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS