Печать

Перемены в мире и провидчески-державный курс России
Юрий Осипов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 218

Юрий Михайлович Осипов – доктор экономических наук, директор Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Академии философии хозяйства, вице-президент Академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Философия хозяйства»

Мир Но­во­го вре­ме­ни, или мир Мо­дер­на – мир не прос­то пе­ре­мен, а пря­мо-та­ки пе­ре­мен­ный мир, вов­сю из­мен­чи­вый. Ход ис­то­ри­чес­ких пе­ре­мен им­пуль­си­вен, по-сво­е­му и цик­ли­чен. Он то ус­ко­ря­ет­ся, то за­мед­ля­ет­ся, то в боль­шей сте­пе­ни ос­та­ет­ся на по­ве­рх­нос­ти, то ухо­дит вглубь бы­тия. И се­год­ня, уже в эпо­ху Пост­мо­дер­на, мы наб­лю­да­ем яв­ную ин­тен­си­фи­ка­цию пе­ре­мен, при­чем ка­са­ю­щих­ся не од­но­го лишь уст­рой­ства ми­ра, не толь­ко об­ра­за че­ло­ве­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния, но и са­мо­го че­ло­ве­ка. Не­да­ром же ны­не пос­тав­лен и вов­сю об­суж­да­ет­ся воп­рос о ка­че­ст­вен­ном скач­ке в эво­лю­ции че­ло­ве­ка. Этот ска­чок срав­ним с не­о­ли­ти­чес­кой ре­во­лю­ци­ей – пе­ре­хо­дом от не­ан­дер­таль­ца к кро­мань­он­цу. Он пред­по­ла­га­ет прев­ра­ще­ние че­ло­ве­ка в ка­кое-то уже иное, хо­тя еще и че­ло­ве­ко­об­раз­ное, су­ще­ст­во, име­ну­е­мое по­ка пост­че­ло­ве­ком (чи­по­ве­ем, ки­бор­гом).

Пре­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия из на­ту­раль­но­го в ис­ку­с­ствен­ное, пре­об­ра­зо­ва­ние, на­ча­тое ак­тив­но Мо­дер­ном и в це­лом уже дос­тиг­ну­тое пос­ре­д­ством стро­и­тель­ства це­ло­ст­но­го ис­ку­с­ствен­но­го ми­ра, пе­ре­хо­дит в пост­мо­дер­но­вое пре­об­ра­зо­ва­ние са­мо­го че­ло­ве­ка. Сде­ми­ур­ги­ро­вав но­вый мир по сво­е­му собствен­но­му ра­зу­ме­нию, че­ло­век (а это не кто иной, как ев­ро­пе­о­ид, став­ший ев­ро­пей­цем, а к мо­мен­ту сво­е­го ак­тив­но­го де­ми­ур­ги­ро­ва­ния – эта­ким «хрис­ти­а­ни­зи­ро­ван­ным ан­тих­рис­том») де­ми­ур­ги­ру­ет ны­не… че­ло­ве­ка – но­во­го че­ло­ве­ка, уже и пост­че­ло­ве­ка.

Пост­мо­дер­но­вый мир – бе­зус­лов­но и иск­лю­чи­тель­но пе­ре­мен­ный мир, это пол­но­ма­сш­таб­но, пол­ног­лу­бин­но и пол­но­ст­раш­но из­мен­чи­вый мир, при­чем про­ек­тив­но и це­ло­ст­но из­ме­ня­е­мый, но при этом и объ­ем­но кри­зис­ный мир, ма­ло то­го – мир апо­ка­лип­ти­чес­кий. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва упер­лась в ко­нец ис­то­рии, во вся­ком слу­чае – ис­то­рии че­ло­ве­ка, а вот быть или не быть пост­че­ло­ве­ку с его пос­тис­то­ри­ей – воп­рос хо­тя по­ка и ри­то­ри­чес­кий, но все-та­ки уже пос­тав­лен­ный.

Не­да­ром муд­ре­цы всех фи­зи­чес­ких и ме­та­фи­зи­чес­ких кон­ти­нен­тов упор­но твер­дят ны­не о пос­лед­них вре­ме­нах, ко­то­рые, быть мо­жет, вов­се и не пос­лед­ние, хо­тя бы в ас­пек­те ми­роз­да­ния и зем­ной ис­то­рии, но яв­но уже пос­лед­ние в ас­пек­те собствен­но че­ло­ве­ка и собствен­но че­ло­ве­чес­кой ис­то­рии. Ис­то­рия, ка­жет­ся, и впрямь за­вер­ша­ет­ся. На оче­ре­ди – пос­тис­то­рия, воз­мож­но, кос­ми­чес­кая, иноп­ла­нет­ная, звезд­ная, но вряд ли уже собствен­но зем­ная. Пос­лед­ние зем­но-че­ло­ве­чес­кие вре­ме­на.

Но­вей­ший – он же пе­ре­до­вой, он же за­пад­ный, он же ны­не бо­лее все­го ат­лан­ти­чес­кий – мир рас­смат­ри­ва­ет ос­таль­ное че­ло­ве­че­ст­во, об­на­ру­жи­вая его ос­та­точ­ное при­су­т­ствие и в сво­их пре­де­лах, не прос­то как прош­лый, ус­та­рев­ший и отс­та­лый фе­но­мен, не име­ю­щий бу­ду­ще­го. Но­вей­ший мир рас­смат­ри­ва­ет всех ос­таль­ных как сво­е­го ро­да при­да­точ­ный, ре­зе­рв­ный, ре­су­рс­ный, вспо­мо­га­тель­ный, под­ле­жа­щий со сто­ро­ны пе­ре­до­во­го ми­ра лишь эксплу­а­та­ции, поль­зо­ва­нию, вы­чер­пы­ва­нию, а в ка­кой-то мо­мент уже и ис­чер­па­нию, а за­тем и пол­но­му от­вер­же­нию по­тен­ци­ал. Это, бе­зус­лов­но, ого­во­рен­ный За­па­дом и при­го­во­рен­ный им мир, а по­ка еще для то­го же За­па­да мир-ре­зерв, мир-ре­сурс, мир-вспо­мо­ще­ст­во­ва­тель, он же и мир-объ­ект – как раз для уп­рав­ле­ния им в це­лях его всес­то­рон­ней и бесп­ре­дель­ной энер­го­сырь­е­вой и тру­до­лю­дс­кой эксплу­а­та­ции.

И се­год­ня этот ос­таль­ной – он же и отс­та­лый – мир под­ле­жит, вклю­чая и ка­кую-то не­пе­рс­пек­тив­ную до­лю пе­ре­до­во­го ми­ра, ра­ди­каль­ной де­ко­н­струк­ции и ре­ко­н­струк­ции – под де­ми­ур­ги­чес­кие за­дум­ки тор­же­ст­ву­ю­ще­го на пла­не­те За­па­да. От­сю­да как яв­ная, так и скры­тая борь­ба с ре­пер­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми и уз­ло­вы­ми эле­мен­та­ми все еще бы­ту­ю­ще­го ми­ра: ре­ли­ги­я­ми, Церк­вя­ми, иде­о­ло­ги­я­ми, куль­ту­ра­ми, на­ци­я­ми, го­су­да­р­ства­ми, эт­но­са­ми, семь­я­ми, шко­ла­ми, уни­вер­си­те­та­ми – в об­щем со все­ми не­су­щи­ми опо­ра­ми и конструк­ци­он­ны­ми уз­ла­ми не прос­то но­вов­ре­мен­но­го, но и во­об­ще че­ло­ве­чес­ко­го (все-еще-че­ло­ве­чес­ко­го) ми­ра.

Та­ким вот по­лу­ча­ет­ся но­вый – уже, прав­да, ев­ро­а­ме­ри­ка­нс­кий – Ре­нес­санс, точ­нее, Нес­санс, ибо ни­че­го тут не воз­рож­да­ет­ся, а все­го лишь рож­да­ет­ся – но­вое про­за­пад­ное че­ло­ве­че­ст­во.

Это, так ска­зать, глу­бин­ный, пе­ре­мен­ный (пе­ре­ст­ро­еч­ный!) фон, на ко­то­ром име­ют мес­то и бо­лее на­сущ­ные и бро­са­ю­щи­е­ся в гла­за транс­фор­ма­ции, а имен­но – сдви­ги в уст­рой­стве пла­не­тар­но­го ми­ра, ко­то­рый то­же весь в кри­зи­се вку­пе с кри­зи­сом глав­но­го на се­год­няш­ний день кри­зис­но­го воз­бу­ди­те­ля – за­пад­но­ат­лан­ти­чес­ко­го гло­ба­лиз­ма.


 

Недаром мудрецы всех физических и метафизических континентов упорно твердят
ныне о последних временах. История, кажется, и впрямь завершается. На очереди –
постистория, возможно, космическая, инопланетная, звездная, но вряд ли уже
собственно земная.

Тут те­бе и кри­зис гло­баль­ной фи­нан­со­вой сис­те­мы с ее обе­зу­мев­шим дол­ла­ром и зар­вав­шим­ся бан­ки­р­ством, с уже неп­ри­ем­ле­мой для пла­не­ты об­ще­ми­ро­вой фи­нан­со­вой ка­ба­лой. И кри­зис гло­ба­лиз­ма как им­пе­ри­аль­ной (до­ми­на­нт­ной, ав­то­ри­тар­ной, бе­зо­го­во­роч­ной) по­ли­ти­ки, встре­ча­ю­щей все боль­шее соп­ро­тив­ле­ние «подв­ла­ст­но­го» гло­баль­но­му цент­ру пла­не­тар­но­го ми­ра. И кри­зис гло­ба­ли­с­тской ци­ви­ли­за­ции с ее стрем­ле­ни­ем к ци­ви­ли­за­ци­он­ной уни­фи­ка­ции, стан­дар­ти­за­ции, со­под­чи­нен­нос­ти, а глав­ное – к гос­по­д­ству па­на­ме­ри­ка­низ­ма, вклю­чая и «ра­бо­ту» гло­баль­но­го уп­рав­ля­ю­ще­го цент­ра. И кри­зис аме­ри­ка­нс­ко­го уп­рав­ле­ния меж­ду­на­род­ным со­об­ще­ст­вом и ми­ро­вы­ми про­цес­са­ми – уп­рав­ле­ния, ока­зав­ше­го­ся им­пе­ри­аль­но-эго­ис­ти­чес­ким, эксплу­а­та­то­рс­ким, гос­по­дс­ким и для ми­ра в це­лом не­эф­фек­тив­ным, вред­ным и край­не опас­ным, конф­лик­то­ген­ным. И кри­зис на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са, ко­то­рый по­вер­га­ет ми­ро­вое со­об­ще­ст­во в сос­то­я­ние «не­до­у­мен­ной не­оп­ре­де­лен­нос­ти», хо­тя по­ка еще и не­пол­но­го по­мут­не­ния. И кри­зис куль­ту­ры, точ­нее бы ска­зать – на­вя­зан­ной ми­ру гол­ли­ву­дс­кой ан­ти­куль­ту­ры, ведь Гол­ли­вуд – уни­каль­ная фаб­ри­ка об­раз­цо­вой ми­ро­вой ан­ти­куль­ту­ры.

Про­яв­ле­ний об­ще­го кри­зи­са сов­ре­мен­но­го гло­ба­ли­зи­ро­ван­но­го уст­рой­ства ми­ра мно­же­ст­во. На­ша за­да­ча не в их пе­ре­чис­ле­нии, а в са­мой фик­са­ции это­го кри­зи­са, вы­зы­ва­ю­ще­го в ми­ре раз­лич­но­го ро­да масш­таб­ные пе­ре­ме­ны. Пе­ре­ме­ны как, вро­де бы, ан­тик­ри­зис­ные, так и яв­но и по­ра­зи­тель­но кри­зи­со­ген­ные. Как де­ла­е­мые в уго­ду гло­баль­но­му цент­ру и «пе­ре­до­во­му» ми­ру, так и про­ис­хо­дя­щие в нап­рав­ле­нии ин­те­ре­сов и ос­таль­но­го ми­ра. Как дест­рук­тив­ные и де­мон­таж­ные, так и ох­ра­ни­тель­ные и конструк­тив­ные. Об­ще­ми­ро­вой идей­но-по­ли­ти­ко-инс­ти­ту­ци­о­наль­ный (ци­ви­ли­за­ци­он­ный) кри­зис спро­во­ци­ро­вал боль­шие как те­ку­щие, так и стра­те­ги­чес­кие пе­ре­ме­ны, про­хо­дя­щие на фо­не во­ис­ти­ну ги­га­н­тских об­ще­че­ло­ве­чес­ких сдви­гов, вы­зы­ва­е­мых и об­лег­ча­е­мых на­уч­но-тех­ни­чес­ким прог­рес­сом (хай-тек, IT, се­ти), и охо­тя­щи­е­ся уже за са­мим че­ло­ве­ком.

Пост­че­ло­век – это не прос­то но­вое че­ло­ве­ко­об­раз­ное су­ще­ст­во (но­вый че­ло­ве­ко­об­раз). Это еще и раз­ное по ка­че­ст­ву пост­че­ло­ве­чес­кое су­ще­ст­во. На­вер­ху – пост­че­ло­ве­чес­кая, она же и сверх­че­ло­ве­чес­кая, эли­та с креп­ким здо­ровь­ем, все­ми ус­ло­ви­я­ми для дол­го­жи­тель­ства, мощ­ным (ис­ку­с­ствен­ным по пре­и­му­ще­ст­ву) ин­тел­лек­том (от­сю­да и ин­тел­лект-ре­во­лю­ция), бо­га­той и раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ци­ей, вы­со­ким и глав­ным об­ра­зом зак­ры­тым на­уч­но-тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­чес­ким комп­лек­сом и свер­хэф­фек­тив­ны­ми сред­ства­ми (пси­хо­тех­ни­чес­ки­ми в ос­нов­ном) уп­рав­ле­ния пост­че­ло­ве­чес­ки­ми мас­са­ми (как раз уже из чи­по­ве­ев). Вни­зу же, под то­таль­ным конт­ро­лем и уп­рав­ле­ни­ем со сто­ро­ны ки­бор­ги­аль­ной эли­ты, – в це­лом, вы­хо­дит, уже не че­ло­ве­че­ст­во, а пост­че­ло­ве­че­ст­во. Точ­нее – пост­че­ло­вей­ник с сос­тав­ля­ю­щи­ми его эли­тар­ным сверх­че­ло­вей­ни­ком и мас­со­вид­ным чи­по­вей­ни­ком.

Не­на­уч­ная и да­же лже­на­уч­ная фан­та­зия, ска­жут нам всез­на­ю­щие и ни во что дав­но уже не ве­ря­щие, кро­ме на­у­ки и прог­рес­са, пост­гу­ма­нис­ты (они же и псев­до­гу­ма­нис­ты, и ан­ти­гу­ма­нис­ты), обс­ку­ра­нт­ная-де стра­шил­ка, не бо­лее то­го. Но… да­вай­те прос­то пов­ни­ма­тель­нее ог­ля­дим свою ок­ру­гу, вов­се и не це­лый мир, а имен­но свою ок­ру­гу – до­маш­нюю, уч­реж­ден­чес­кую, го­ро­дс­кую, стра­но­вую. И что же, что уви­дим? Уж не при­су­т­ствие ли в этой ок­ру­ге кое-че­го из пост­че­ло­ве­чес­ко­го – тех же чи­по­вей­ства с ки­бор­ги­а­н­ством? На­у­ка и тех­ни­чес­кий прог­ресс, де­лая свое за­ме­ча­тель­ное ис­то­ри­чес­кое де­ло, од­нов­ре­мен­но вер­шат при этом и мно­гое дру­гое, о чем уже по­ра всерь­ез за­ду­мать­ся все-еще-че­ло­ве­ку, по­пав­ше­му в по­ле пе­ре­ст­ро­еч­но­го рве­ния на­у­ки с тех­ни­чес­ким прог­рес­сом, и за­ду­мать­ся – в сти­ле от­нюдь не фикшн, а са­мой что ни на есть ре­аль­ной ре­аль­нос­ти.

Че­ло­ве­чить­ся да­лее че­ло­ве­ку или нет, оче­ло­ве­чи­вать­ся по боль­шо­му сче­ту или же по ма­ло­му сче­ту рас­че­ло­ве­чи­вать­ся – ре­шать са­мо­му че­ло­ве­ку и толь­ко ему од­но­му. Ему, объ­я­то­му ны­не на­у­кой и прог­рес­сом, пе­ре­жи­ва­ю­ще­му но­вую и яв­но не­бы­ва­лую ин­тел­лект-ре­во­лю­цию. А тут вдруг ди­лем­ма: ос­та­вать­ся че­ло­ве­ку прош­лым и отс­та­лым, эта­ким «нь­ю­не­ан­дер­таль­цем», но все-та­ки-че­ло­ве­ком или же ид­ти пря­ми­ком впе­ред, прев­ра­ща­ясь не­за­мет­но для се­бя в «не­ок­ро­мань­о­нс­ко­го» пост­че­ло­ве­ка? Есть, на­до по­ла­гать, что ре­шать все-еще-че­ло­ве­ку и его все-еще-ис­то­рии.

Тут как раз сов­сем не по­ме­ша­ла бы но­вая ми­ро­вая – хо­тя бы и го­ря­чая – вой­на. Сво­е­го ро­да все­мир­ный жа­ро­нос­ный Ар­ма­гед­дон, ко­то­рый, как бы­ва­ло уже не­од­нок­рат­но преж­де, рас­ста­вил бы все точ­ки над i. Но очень уж ве­ли­ка здесь уг­ро­за об­ще­го (все­мир­но­го) са­мо­у­нич­то­же­ния. А по­то­му же­лан­ный Ар­ма­гед­дон все отк­ла­ды­ва­ет­ся и отк­ла­ды­ва­ет­ся, но за­то вов­сю ве­дет­ся то­таль­ная вой­на. Вой­на в це­лом, вро­де бы, хо­лод­ная (она ни­ку­да не де­лась с раз­ва­лом СССР и кра­хом меж­ду­на­род­но­го со­ци­а­лис­ти­чес­ко­го ла­ге­ря), а мес­та­ми пря­мо-та­ки и со­вер­шен­но го­ря­чая в ви­де так на­зы­ва­е­мых ло­каль­ных конф­лик­тов. Да, это, бе­зус­лов­но, ми­ро­вая вой­на. Или, луч­ше ска­зать, – вой­на ми­ров. С од­ной сто­ро­ны, мир но­вей­ший, пе­ре­до­вой, пра­вя­щий, гос­по­д­ству­ю­щий, выс­ший, он же субъ­е­кт­ный, ини­ци­а­ци­он­ный, экс­пан­сив­ный и аг­рес­сив­ный. С дру­гой сто­ро­ны, ос­таль­ной мир – ус­та­рев­ший, отс­тав­ший, под­чи­нен­ный, по­дат­ной и по­дат­ли­вый, низ­ший. Он же и объ­е­кт­ный, инерт­ный, обо­рон­ный.

Мир-уп­ра­ви­тель ве­дет вой­ну с ос­таль­ным – им же как буд­то уп­рав­ля­е­мым – ми­ром. Вой­ну за воз­мож­ность как пол­но­го уп­рав­ле­ния этим ми­ром, так и за его все­объ­ем­лю­щую пе­ре­дел­ку под се­бя, свои стан­дар­ты и предс­тав­ле­ния.

От­сю­да и де­мон­таж в те­ку­щем ми­ре все­го то­го, что вы­ра­жа­ет со­бою, под­дер­жи­ва­ет, восп­ро­из­во­дит и спа­са­ет весь этот мир. То есть де­мон­таж тра­ди­ции. Идет нас­туп­ле­ние на тра­ди­ци­он­но­го че­ло­ве­ка (все-еще-че­ло­ве­ка), и что са­мое при­ме­ча­тель­ное – идет не без ус­пе­ха. Че­ло­век, его соз­на­ние, его ме­та­фи­зи­ка и да­же фи­зи­ка, его пси­хи­ка, не го­во­ря об об­ра­зе мыш­ле­ния, по­ве­де­ния и во­об­ще жиз­ни, стре­ми­тель­но ме­ня­ют­ся – и как раз в сто­ро­ну пост­че­ло­ве­ка. Не на­до ду­мать, что этот нь­ю­че­ло­ве­ко­об­раз где-то в бу­ду­щем, еще и в очень проб­ле­ма­тич­ном бу­ду­щем. Нет, он уже здесь, в нас­то­я­щем, вок­руг нас, да и пря­мо… в нас. Так что ны­неш­няя вой­на ми­ров есть вой­на не толь­ко за гос­по­д­ство над пла­не­той и об­ла­да­ние ее ре­сур­са­ми, не толь­ко за но­вое – ли­бо в уго­ду гло­баль­но­му цент­ру, ли­бо на поль­зу все­му че­ло­ве­че­ст­ву – жиз­не­у­ст­рой­ство. Эта вой­на и за са­мо­го по се­бе че­ло­ве­ка – за­га­доч­но­го в ми­роз­да­нии и для ми­роз­да­ния су­ще­ст­ва, спо­соб­но­го не толь­ко к внеш­не­му де­ми­ур­ги­ро­ва­нию (вок­руг се­бя), но и к са­мо-на-се­бя-де­ми­ур­ги­ро­ва­нию (вов­нутрь се­бя).


 

Запад рассматривает всех остальных как придаточный, резервный, ресурсный,
вспомогательный, подлежащий со стороны передового мира лишь эксплуатации,
пользованию, вычерпыванию, а в какой-то момент уже и исчерпанию,
а затем и полному отвержению потенциал.

Пе­ре­до­вой мир во гла­ве со сво­им им­пе­ри­аль­ным цент­ром, под­дер­жи­ва­е­мым и уп­рав­ля­е­мым ми­ро­вым фи­нан­со­вым ка­пи­та­лом и транс­на­ци­о­наль­ны­ми мо­но­по­ли­я­ми, сос­ре­до­то­чен­но пе­ре­де­лы­ва­ет под се­бя пла­не­тар­ный, став­ший во мно­гом уже и субг­ло­баль­ным, по­ря­док. Этот мир на­вя­зы­ва­ет субстра­нам свои су­бэ­ли­ты, субг­ло­баль­ное уст­рой­ство с со­от­ве­т­ству­ю­щи­ми по­ли­ти­чес­ки­ми сис­те­ма­ми, су­бэ­ко­но­ми­ку с те­ми же суб­фи­нан­са­ми, пред­на­чер­тан­ный об­раз жиз­ни и по­ве­де­ния, су­би­нс­ти­ту­ты, суб­куль­ту­ру, вся­кую ко­ло­ни­аль­ную, а в осо­бен­нос­ти се­год­ня и ин­тел­лек­ту­аль­но-тех­но­ло­ги­чес­кую, за­ви­си­мость. Для дос­ти­же­ния сво­их це­лей гло­баль­ный центр не стес­ня­ет­ся ини­ци­иро­вать по все­му ми­ру по­ли­ти­чес­кие пе­ре­во­ро­ты, «цвет­ные» ре­во­лю­ции, «ум­ные» со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие ре­фор­мы. Он ме­ня­ет влас­ти­те­лей и по­ли­ти­чес­кие ре­жи­мы, ос­лаб­ля­ет на­ци­о­наль­ные го­су­да­р­ства и под­чи­ня­ет се­бе стра­но­вые хо­зяй­ства, ста­вит во гла­ве суб­го­су­дарств сво­их аген­тов и сто­рон­ни­ков, соз­да­ет ло­яль­ные гло­ба­лиз­му эли­ты, вклю­ча­ет мас­сы або­ри­ген­ных тру­дя­щих­ся в ор­би­ту гло­баль­ной эксплу­а­та­ции.

Все это вы­зы­ва­ет ес­те­ст­вен­ное соп­ро­тив­ле­ние со сто­ро­ны гло­ба­ли­зу­е­мо­го гло­ба­лиз­мом ми­ра – по­ка еще в ос­нов­ном не­си­ло­вое, уве­ще­ва­тель­ное, не­аг­рес­сив­ное, фраг­мен­тар­ное, но все бо­лее за­я­воч­ное, тре­бо­ва­тель­ное и кон­со­ли­ди­ро­ван­ное. БРИКС, ШОС, Ев­рА­зЭС и им по­доб­ные меж­ду­на­род­ные об­ра­зо­ва­ния – ха­рак­тер­ные от­ве­ты на пе­ре­ст­ро­еч­ный и до­ми­на­ци­он­ный вы­зов все­мир­но­го гло­ба­лиз­ма. Да­же G-20, бу­ду­чи, вро­де бы, не­пос­ре­д­ствен­ным ору­ди­ем гло­ба­лиз­ма, ока­зы­ва­ет­ся и неп­ре­дус­мот­рен­ным про­вод­ни­ком… ан­тиг­ло­ба­лиз­ма, во вся­ком слу­чае, аре­ной, где встре­ча­ют­ся по­ка еще в мир­ной дис­кус­сии, так ска­зать, гло­ба­лис­ты и ан­тиг­ло­ба­лис­ты. И, на­до за­ме­тить, пер­вые, хо­тя по­ка и бе­рут в це­лом верх, но вы­нуж­де­ны уже кое в чем ус­ту­пать вто­рым. Си­рийс­кая си­ту­а­ция – яр­кий при­мер прак­ти­чес­ки ло­бо­во­го столк­но­ве­ния ин­те­ре­сов, за­мыс­лов и мер гло­ба­лиз­ма, возг­лав­ля­е­мых США и Анг­ли­ей, под­дер­жи­ва­е­мых Ев­ро­пой, и ан­тиг­ло­ба­лиз­ма, так или ина­че ко­ор­ди­ни­ру­е­мо­го Рос­си­ей и Ки­та­ем, под­дер­жи­ва­е­мо­го дру­ги­ми го­су­да­р­ства­ми БРИКС и мно­ги­ми раз­ви­ва­ю­щи­ми­ся стра­на­ми.

За­ме­тим, что гло­ба­лизм за­я­вил о се­бе как пол­но­цен­ный ге­о­по­ли­ти­чес­кий фе­но­мен и ору­дие ми­ро­во­го гос­по­д­ства с кру­ше­ни­ем СССР и меж­ду­на­род­ной со­ци­а­лис­ти­чес­кой сис­те­мы, про­ти­вос­то­яв­ших за­пад­ной им­пе­ри­аль­ной экс­пан­сии. Мож­но ска­зать, что и СССР с соц­сис­те­мой бы­ли гло­ба­ли­с­тски­ми субъ­ек­та­ми-яв­ле­ни­я­ми. Но они, про­иг­рав схват­ку с за­пад­ным им­пе­ри­а­лиз­мом, ус­ту­пи­ли мес­то За­па­ду, ко­то­рый, по­чу­яв по­жи­ву и впав в уже мо­но­им­пе­ри­аль­ную пре­лесть, не­мед­лен­но ус­ко­рил ре­а­ли­за­цию сво­е­го дав­не­го гло­баль­но­го про­ек­та, ле­га­ли­зо­вав его и на­вя­зав все­му ми­ру в ка­че­ст­ве неп­ре­мен­но­го и бес­спор­но­го. Од­на­ко не прош­ло и чет­вер­ти ве­ка, как ми­ру стал ясен ис­тин­ный смысл про­ек­та, ко­то­рый сос­то­ит вов­се не в це­ло­ст­ной и эф­фек­тив­ной меж­ду­на­род­ной ко­опе­ра­ции, а в гос­по­д­стве сверх– или над­ми­ро­во­го ма­ло­го вер­ха над суб– или под­ми­ро­вым боль­шим ни­зом на ба­зе оп­ре­де­ля­е­мой вер­хом от­нюдь не ко­опе­ра­ции, а на­силь­ствен­ной ие­рар­хи­чес­кой за­ви­си­мос­ти.

А тут еще кри­зис. Во-пер­вых, са­мо­го гло­ба­лиз­ма, уже зар­вав­ше­го­ся от вдруг сва­лив­ших­ся на не­го не­сус­вет­ных воз­мож­нос­тей гос­по­д­ства, эго­из­ма и прис­во­е­ния, энер­гич­но прес­ле­ду­ю­ще­го свои собствен­ные ин­те­ре­сы, но за­быв­ше­го о ко­рен­ных осо­бен­нос­тях и стра­те­ги­чес­ких ин­те­ре­сах ос­таль­но­го, став­ше­го ему по­дот­чет­ным, ми­ра. Во-вто­рых, всей пла­не­ты, не­эф­фек­тив­но уп­рав­ля­е­мой из гло­баль­но­го цент­ра, эксплу­а­ти­ру­е­мой пе­ре­до­вым ми­ром, ак­тив­но пе­ре­де­лы­ва­е­мой под ин­те­ре­сы и по за­мыс­лам все бо­лее впа­да­ю­ще­го в бе­зу­мие гло­ба­лиз­ма и по­же­лав­шей пе­рей­ти к ка­ко­му-то ино­му – под­лин­но ко­опе­ра­ци­он­но­му, а глав­ное, со­ли­да­ри­с­тско­му – уст­рой­ству все­го пла­не­тар­но­го об­ще­жи­тия.

Ны­неш­ний пла­не­тар­ный мир – мир гло­баль­но­го кри­зи­са и гло­баль­ной вой­ны. И од­нов­ре­мен­но мир гло­баль­ных пе­ре­мен.

Без гло­баль­ных пе­ре­мен мир не вый­дет из кри­зи­са, а са­ми гло­баль­ные пе­ре­ме­ны вряд ли осу­ще­ст­вят­ся без кри­зи­са и вой­ны. Вот по­че­му кри­зис и вой­на се­год­ня – не­об­хо­ди­мость как для не­же­ла­ю­ще­го рас­ста­вать­ся с гос­по­д­ством гло­баль­но­го цент­ра, по­ощ­ря­е­мо­го пе­ре­до­вой фи­нан­со­во-тех­но­ло­ги­чес­кой ци­ви­ли­за­ци­ей, так и для про­ти­вя­ще­го­ся слу­жить гло­ба­лиз­му тра­ди­ци­он­но­го и бур­но раз­ви­ва­ю­ще­го­ся ос­таль­но­го ми­ра. Боль­шая, нап­ря­жен­ная и тя­го­ст­ная схват­ка тут не­из­беж­на. Но нель­зя до­пус­тить са­мо­у­бий­ствен­но­го для все­го че­ло­ве­че­ст­ва смер­то­нос­но­го Ар­ма­гед­до­на. По­э­то­му схват­ка мо­жет ид­ти толь­ко мир­ным об­ра­зом. Она долж­на быть бо­лее конс­пи­ра­тив­ной, чем яв­ной, бо­лее хо­лод­ной, чем го­ря­чей, бо­лее иг­ро­вой, чем собствен­но во­ору­жен­ное про­ти­вос­то­я­ние.


 

Ос­таль­ной мир обя­зан выд­ви­нуть собствен­ный про­ект, к при­ме­ру, пла­не­тар­ной рав­ноп­рав­ной ко­опе­ра­ции и пла­не­тар­но­го со­ли­да­риз­ма. И зас­та­вить пе­ре­до­вой мир его при­нять. А для это­го сам ос­таль­ной мир дол­жен та­ким же им­пе­рс­ким об­ра­зом кон­со­ли­ди­ро­вать­ся. Как? Пу­тем соз­да­ния нес­коль­ких боль­ших им­пе­рс­ких цент­ров, спо­соб­ных, од­на­ко, к эф­фек­тив­но­му вза­и­мо­дей­ствию, а не за­ра­жен­ных ба­цил­лой вза­им­но­го со­пер­ни­че­ст­ва. Здесь пот­реб­на муд­рость. Да и тра­ди­ция для это­го тут как тут. Пе­ре­до­вой мир дав­но по­кон­чил с со­ли­да­ри­с­тской тра­ди­ци­ей – как под сенью хрис­ти­а­н­ства, так и воп­ре­ки ему. Это­му ми­ру уже не­воз­мож­но са­мо­му выд­ви­нуть и ре­а­ли­зо­вать но­вый гло­баль­ный со­ли­да­ри­с­тский про­ект – кри­зис то­го же Ев­ро­со­ю­за го­во­рит о мно­гом. Да и кто За­па­ду се­год­ня по­ве­рит. А вот у ос­таль­но­го – сей­час, вро­де бы, субг­ло­баль­но­го – ми­ра с этим как раз все ина­че, ибо он с ме­та­фи­зи­чес­кой тра­ди­ци­ей не рас­ста­вал­ся. Сле­до­ва­тель­но, и с ве­ко­вой муд­ростью то­же – он не за­ме­щал ее ни по­зи­тив­ной фи­ло­со­фи­ей, ни на­у­кой, ни праг­ма­ти­чес­кой иде­о­ло­ги­ей. Су­пе­р­стра­те­ги­чес­кий со­зи­да­тель­ный шанс се­год­ня боль­ше у ос­таль­но­го ми­ра, чем у яко­бы пе­ре­до­во­го ми­ра.

Про­ект пе­ре­до­во­го ми­ра – про­ект пост­че­ло­ве­че­ст­ва, а вот про­ект ос­таль­но­го ми­ра мо­жет стать про­ек­том но­во­го че­ло­ве­че­ст­ва, со­ли­дар­но­го как с но­виз­ной, так и с тра­ди­ци­ей.

Все­го слож­нее се­год­ня Рос­сии – ес­те­ст­вен­ной, но при этом и фор­маль­ной нас­лед­ни­це Рос­сийс­кой им­пе­рии и СССР. Стра­не, ос­тав­шей­ся им­пе­ри­ей по внут­рен­не­му уст­рой­ству, но ут­ра­тив­шей (или поч­ти ут­ра­тив­шей) внеш­нюю им­пе­рс­кую зна­чи­мость (во вся­ком слу­чае – функ­ци­о­наль­ную), хо­тя при этом и не рас­став­шей­ся пол­ностью с им­пе­рс­кой ат­ри­бу­ти­кой – во­ен­но-про­мыш­лен­ным комп­лек­сом, ядер­ным ору­жи­ем, кос­ми­чес­ки­ми прог­рам­ма­ми.

Идет борьба с религиями, Церквями, идеологиями, культурами, нациями, государствами, этносами, семьями, школами, университетами – в общем со всеми несущими опорами и конструкционными узлами не просто нововременного, но и вообще человеческого
(все-еще-человеческого) мира.

Глав­ная ге­о­по­ли­ти­чес­кая за­да­ча Рос­сии – вос­ста­нов­ле­ние им­пе­рс­ко­го ве­ли­чия и сво­ей ве­ду­щей объ­е­ди­ни­тель­ной ро­ли на ми­ро­вой аре­не. Это очень труд­ная за­да­ча, ведь для ее вы­пол­не­ния на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие обс­то­я­тель­ства.

Во-пер­вых, рез­ко сок­ра­щен­ную, ори­ен­ти­ро­ван­ную глав­ным об­ра­зом на экс­порт сырья, энер­го­ре­сур­сов и по­лу­фаб­ри­ка­тов, сла­бо­кон­ку­ре­нт­ную на­ци­о­наль­ную эко­но­ми­ку, за­ви­си­мую от им­пор­та про­до­воль­ствия, то­ва­ров ши­ро­ко­го пот­реб­ле­ния, но­вей­ших тех­но­ло­гий, ин­тел­лек­ту­аль­ной про­дук­ции и ка­пи­та­ла. И при этом тес­но свя­зан­ную с сос­то­я­ни­ем и тен­ден­ци­я­ми ми­ро­во­го фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­ко­го кон­те­кс­та, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пре­доп­ре­де­ля­е­мы­ми действи­я­ми гло­баль­но­го цент­ра.

Во-вто­рых, столь же за­ви­си­мую от внеш­не­го кон­те­кс­та и действий гло­баль­но­го цент­ра (не столь­ко инс­ти­ту­ци­о­наль­но, сколь­ко функ­ци­о­наль­но) на­ци­о­наль­ную – точ­нее, суб­на­ци­о­наль­ную – по­ли­ти­чес­кую сис­те­му, склон­ную к сог­ла­ша­тель­ству, не­вы­год­ным для се­бя комп­ро­мис­сам, с низ­кой спо­соб­ностью к соп­ро­тив­ле­нию. Сер­бия, Ирак, Ли­вия – при­ме­ры «тух­ло­го» по­ве­де­ния. А вот Иран, Гру­зия, Сер­бия – об­раз­цы не­ко­то­рой внеш­не­по­ли­ти­чес­кой стой­кос­ти.

В-треть­их, слиш­ком боль­шую по до­ле, весь­ма расп­ро­ст­ра­нен­ную и вли­я­тель­ную, не­на­ци­о­наль­ную по ори­ен­та­ции, по­ло­же­нию, по­ве­де­нию и во­об­ще по ду­ху, лишь ус­лов­но стра­но­вую, а на са­мом-то де­ле внест­ра­но­вую, эко­но­ми­чес­кую и в не­ма­лой сте­пе­ни по­ли­ти­чес­кую эли­ту. Эли­ту, бо­лее под­хо­дя­щую под оп­ре­де­ле­ние ан­ти­э­ли­ты, ан­ти­сис­те­мы, «ма­ло­го на­ро­да», ха­рак­тер­ную обыч­но для за­ви­си­мой ко­ло­нии, а не для са­мос­то­я­тель­ной дер­жа­вы. Эли­ту, спо­соб­ную по­да­вить, раз­ло­жить, пог­ло­тить ос­та­точ­ную на­ци­о­наль­ную эли­ту, ко­то­рая то­же есть, но не на пер­вых ро­лях, а в де­фан­сив­но-ре­зис­та­нс­ной по­зи­ции, не кон­со­ли­ди­ро­ван­ную в дос­та­точ­ной ме­ре и мо­раль­но не слиш­ком пол­но­цен­ную.

В-чет­вер­тых, гро­мад­ные внут­рен­ние кри­зис­ные проб­ле­мы: от то­таль­ной со­ци­аль­ной несп­ра­вед­ли­вос­ти и все­ох­ва­ты­ва­ю­щей кор­руп­ции до ус­той­чи­во­го вы­ми­ра­ния ко­рен­но­го на­се­ле­ния и об­ще­го ан­ти­куль­тур­но­го раз­ло­же­ния, что так или ина­че сти­му­ли­ру­ет серь­ез­ную – по­ка еще бо­лее скры­тую, чем яв­лен­ную – со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­кую нап­ря­жен­ность. Ны­неш­няя Рос­сия – стра­на пер­ма­не­нт­но­го внут­рен­не­го кри­зи­са, воз­ник­ше­го еще в СССР, но рез­ко ра­зог­ре­то­го пе­ре­ст­рой­кой и су­ще­ст­вен­но уси­лен­но­го пос­ле­ду­ю­щи­ми за ней ре­фор­ма­ми.

В нас­то­я­щее вре­мя в Рос­сии на­ли­цо уже бе­зус­лов­ный по­ре­фор­мен­ный кри­зис, из ко­то­ро­го по­ка ни­ка­ко­го за­мет­но­го вы­хо­да не прос­мат­ри­ва­ет­ся. Став обур­жу­аз­нен­ной и ог­ло­ба­лен­ной, стра­на не сде­ла­лась (или по­ка еще не сде­ла­лась) ни на­ци­о­наль­но кон­со­ли­ди­ро­ван­ной, ни мо­раль­но здо­ро­вой, ни эф­фек­тив­но упо­ря­до­чен­ной. В об­щем, это боль­ше ан­ти­ст­ра­на, чем стра­на. Она на­пол­не­на ско­рее ан­ти­ци­ви­ли­за­ци­ей, чем ци­ви­ли­за­ци­ей, ис­пы­ты­ва­ет все му­ки амо­раль­но­го ан­ти­куль­тур­но­го ада и не по­мыш­ля­ет – хо­тя, прав­да, еще меч­та­ет – о ка­кой-ли­бо нор­маль­ной жиз­не­о­тп­ра­ви­тель­ной перс­пек­ти­ве.

Ны­неш­няя Рос­сия – боль­ше по су­ти сво­ей ко­ло­ни­аль­ная, чем су­ве­рен­ная стра­на. Это – субстра­на, хо­тя и не по­те­ряв­шая шан­са ни на собствен­ное воз­рож­де­ние, ни на об­ре­те­ние пол­ной ве­ли­ко­дер­жав­ной са­мос­то­я­тель­нос­ти. И па­ра­док­сом выг­ля­дит тот факт, что Рос­сия по-преж­не­му выс­ту­па­ет стра­ной-субъ­ек­том ве­ли­кой ис­то­ри­чес­кой иг­ры, к ее мне­нию в ми­ре прис­лу­ши­ва­ют­ся, с ее по­зи­ци­ей счи­та­ют­ся, на нее воз­ла­га­ют не­ма­лые – ес­ли не глав­ные – на­деж­ды. Сак­раль­ное зна­че­ние ев­ра­зийс­кой им­пе­рс­кой стра­ны во гла­ве с Моск­вой – как ни стран­но, на пер­вый взгляд – ни­ку­да не ис­чез­ло. Ис­то­рия, уже, ка­за­лось бы, расп­рос­тив­ша­я­ся с Рос­си­ей, – во вся­ком слу­чае, как с ве­ду­щим субъ­ек­том ис­то­рии, од­ним из ее ве­ли­ких де­ла­те­лей – вновь раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сто­ро­ну на­шей стра­ны. Без силь­ной и зна­чи­мой Рос­сии, вы­хо­дит, ни­ка­кой те­ку­щей и бу­ду­щей ис­то­рии нет. И де­ло тут не в од­них об­шир­ных рос­сийс­ких тер­ри­то­ри­ях и ог­ром­ных ре­сур­сах, а в са­мой ме­та­фи­зи­ке Рос­сии, так или ина­че ут­ве­рж­да­ю­щей, что ли­бо мы – ве­ли­кая им­пе­рия и ве­ли­кий иг­рок, ли­бо – нич­то. И ис­то­рия са­мим сво­им хо­дом вы­би­ра­ет ис­то­ри­чес­кую, а не вне­ис­то­ри­чес­кую Рос­сию, вновь наз­на­ча­ет ее от­ве­т­ствен­ной за про­цесс зем­но­го раз­ви­тия. Но вот по­че­му же, за ка­кую та­кую ме­та­фи­зи­ку?


 

Внизу, под тотальным контролем и управлением со стороны киборгиальной
элиты, – в целом уже не человечество, а постчеловечество. Точнее –
постчеловейник с составляющими его элитарным сверхчеловейником
и массовидным чиповейником.

Это не прос­то за­ме­тить и уж тем бо­лее по­нять. Но это имен­но так – пря­мо, без ви­ди­мых, на­уч­но обос­но­ван­ных, ло­ги­чес­ких и ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных при­чин, ибо здесь боль­ше скры­той транс­цен­де­нт­нос­ти, чем яв­ной им­ма­не­нт­нос­ти. Уче­но­му ми­ру восп­ри­я­тие по­доб­но­го фак­та не­дос­туп­но: мир этот аб­со­лют­но уве­рен, что ни­че­го транс­цен­де­нт­но­го в бы­тии нет, а есть лишь поп­рос­ту еще не из­ве­дан­ное умом, не ох­ва­чен­ное ин­тел­лек­том и не под­ве­рг­ну­тое тща­тель­но­му ис­сле­до­ва­нию, фак­ти­чес­ки не обос­но­ван­ное, ма­те­ма­ти­чес­ки не смо­де­ли­ро­ван­ное и рас­чет­но не вы­ве­рен­ное. Ох, как оши­ба­ет­ся этот заб­луд­ший в ра­зум­ных ла­би­рин­тах уче­ный мир, нес­по­соб­ный да­же приз­нать и дос­той­но ос­мыс­лить факт собствен­но­го кри­зи­са, нас­ту­пив­ше­го как раз в мо­мент на­и­выс­ше­го расц­ве­та че­ло­ве­чес­кой уче­нос­ти. Уче­ный мир, про­зе­вав­шей транс­цен­де­нт­ность не толь­ко сво­е­го бы­тия, но и из­на­чаль­но кри­зис­ную транс­цен­де­нт­ность пе­ре­до­вой за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции, вскор­мив­шей эту са­мую уче­ность и пос­та­вив­шей ны­не всю пла­не­ту на грань ис­чез­но­ве­ния.

Пост­мо­дер­но­вая экс­пан­сия пе­ре­до­во­го За­па­да еще идет, но она уже встре­ча­ет соп­ро­тив­ле­ние Се­ве­ра (Рос­сия), Вос­то­ка (Ки­тай, Ин­дия) и юга (Ла­ти­нс­кая Аме­ри­ка, часть Аф­ри­ки, часть му­суль­ма­нс­ко­го ми­ра), что, ко­неч­но, еще не оз­на­ча­ет ко­нец за­пад­но­го на­ше­ст­вия на пла­не­ту, но уже зна­ме­ну­ет кое-ка­кое пред­вес­тие та­ко­го кон­ца. И Рос­сия – при всей ка­жу­щей­ся сей­час про­за­пад­нос­ти – не мо­жет не быть стра­ной в ос­но­ве сво­ей не прос­то не­за­пад­ной, но да­же ан­ти­за­пад­ной. Кор­ни де­ре­ва – не его вет­ви, они скры­ты, глу­бин­ны, транс­цен­де­нт­ны, и имен­но от кор­ней за­ви­сит, ка­кой быть и ка­кой не быть той или иной стра­не, а уж Рос­сии, как и Ки­таю с той же Ин­ди­ей, в осо­бен­нос­ти. Рос­сия не в сос­то­я­нии – при всем же­ла­нии нак­ло­нен­ной к За­па­ду час­ти ее по­ли­ти­чес­ких вер­хов и не­ма­ло­го чис­ла «на­ив­ных» об­ра­зо­ван­цев – пе­рес­тать быть Рос­си­ей, прев­ра­тить­ся в ча­е­мую все­ми по­доб­ны­ми псев­до­рос­си­я­на­ми ан­ти­Рос­сию. Да, субъ­е­кт­но-субъ­ек­тив­ная ан­ти­Рос­сия нын­че силь­на в Рос­сии, она со­вер­ши­ла ель­ци­нс­кую ре­во­лю­цию и удер­жи­ва­ет пу­ти­низм в сво­их лип­ких ро­ко­вых объ­я­ти­ях. Но есть и Его Ве­ли­че­ст­во Ход Ис­то­рии, ко­то­рый, бу­ду­чи еще вче­ра, вро­де бы, в со­ю­зе с ан­ти­Рос­си­ей про­тив Рос­сии, раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ни с то­го ни с се­го в сто­ро­ну имен­но Рос­сии, по­ры­вая с окон­ча­тель­но ог­лум­ля­ю­щей­ся ан­ти­Рос­си­ей. Ни­че­го не по­де­ла­ешь, здесь ведь не ло­ги­ка с рас­че­том, а транс­цен­ден­ция с ее ме­та­ло­ги­ей и су­пер­рас­че­том.

В гла­за внеш­не­го наб­лю­да­те­ля бро­са­ет­ся се­год­ня Рос­сия-гнусь, Рос­сия-дрянь, Рос­сия-мер­зость. И это так: ма­ло че­го хо­ро­ше­го мож­но ска­зать об амо­раль­но мель­те­ша­щей ту­да-сю­да стра­не. Поп­ра­ние все­го бо­го­че­ло­ве­чес­ко­го, не­на­висть к ближ­не­му, бе­зум­ный страх да бес­ко­неч­ный сдав­лен­ный стон, ну, еще раз­гул на­си­лия, ко­рыс­ти и из­ме­ны – вот собствен­но и вся ки­пу­чая рос­сийс­кая сов­ре­мен­ность. Но за­то в про­ни­ца­тель­ное сверх­соз­на­ние бо­лее сер­деч­но­го, чем умствен­но­го со­пе­ре­жи­ва­те­ля мо­жет вой­ти и кое-что дру­гое. Нап­ри­мер, уже мас­со­вое по­ни­ма­ние все­го слу­чив­ше­го­ся со стра­ной и на­ме­рен­но с ней со­де­ян­но­го или ус­той­чи­вое же­ла­ние со всей этой га­достью раз и нав­сег­да по­кон­чить.

Ан­ти­Рос­сия, вый­дя из не­дав­не­го ан­ти­со­ве­тс­ко­го под­полья, воль­гот­но раз­мес­ти­лась в яви, в по­бед­ной, вро­де бы, для се­бя яви. Но ей по­че­му-то очень не по се­бе, ее от че­го-то вов­сю кол­ба­сит, она уже в яв­ном внут­рен­нем оса­та­не­нии. Она ви­дит, что уже мно­гое в Рос­сии про­ис­хо­дит сов­сем не по ее пла­ну – не по-ан­ти­рос­сийс­ки, все для нее не­ус­той­чи­во и вся ее опе­ра­ция со стра­ной чуть ли не нап­рас­на. Ибо Рос­сия, как буд­то бы заг­нан­ная в навь, сов­сем да­же и не кон­ча­ет­ся. На­о­бо­рот, она дер­жит­ся и, ка­жет­ся, вновь со­би­ра­ет­ся с си­ла­ми, чуть ли уже не под­ня­лась с ко­лен и чуть ли не уст­рем­ля­ет­ся ввысь. Нев­до­мек ан­ти­Рос­сии – а мо­жет, уже и вдо­мек, – что Рос­сию не­воз­мож­но сде­лать не­Рос­си­ей, а уж тем бо­лее – ан­ти­Рос­си­ей, что это точ­но та­кая же уто­пия, как и не­дав­няя по­пыт­ка прев­ра­тить Рос­сию в на­деж­ный оп­лот ми­ро­во­го со­ци­а­лиз­ма – за счет, ко­неч­но же, са­мой Рос­сии.

Рос­сия в по­ис­ке са­мой се­бя – не то че­го-то ког­да-то ею ут­ра­чен­но­го, не то еще вов­се и не быв­ше­го. Ско­рее все-та­ки ни­ког­да еще не быв­ше­го, хо­тя и не без ме­та­фи­зи­чес­кой свя­зи с ког­да-то, на­до по­ла­гать, и су­ще­ст­во­вав­шим. Ле­ген­да о гра­де Ки­те­же – вов­се не разв­ле­ка­тель­но-отв­ле­ка­тель­ная сказ­ка, как и не сказ­ка – идея Свя­той Ру­си, Треть­е­го Ри­ма. Рос­сия, нес­мот­ря на свою бо­лее чем ты­ся­че­лет­нюю ис­то­рию, еще не ска­за­ла для се­бя – а мо­жет, и для це­ло­го ми­ра – пос­лед­не­го сло­ва. Очень по­хо­же, что она это сло­во в се­бе ны­не вы­на­ши­ва­ет – воп­ре­ки во­ца­рив­ше­му­ся на ее тер­ри­то­рии пе­ре­ст­ро­еч­но-ре­во­лю­ци­он­но­му бур­жу­аз­но-гло­ба­ли­с­тско­го об­раз­ца нес­тер­пи­мо­му аду.


 

Сирийская ситуация – яркий пример практически лобового столкновения
интересов, замыслов и мер глобализма, возглавляемых США и Англией,
поддерживаемых Европой, и антиглобализма, так или иначе
координируемого Россией и Китаем.

Вы­ры­ва­ние Рос­сии из те­ку­ще­го адс­ко­го сос­то­я­ния ка­жет­ся се­год­ня ма­ло­ве­ро­ят­ным, да­же и вов­се не­ве­ро­ят­ным, ибо ад – здесь, он – ре­а­лен и по­бе­до­но­сен, а где она – ан­ти­а­до­вая Рос­сия? И уж тем бо­лее – пос­ле­а­до­вая? Да, Рос­сии бла­го­дат­ной что-то не вид­но, и ос­во­бож­де­ние ее из ада боль­ше не­ве­ро­ят­но, чем ве­ро­ят­но. Но, ка­жет­ся, ны­неш­ний псев­до­рос­сийс­кий ре­жим уже по­нял, что ему от­пу­щен сов­сем ма­лый срок. Ма­лый срок и на без­мя­теж­ное бы­тие, и на исп­рав­ле­ние злов­ред­ной си­ту­а­ции внут­ри стра­ны. Ве­ли­кий пе­ре­ст­ро­еч­но-ре­во­лю­ци­он­ный об­ман уже раск­рыт, и вре­мя тя­гу­че­го и лжи­во­го пи­а­ра прош­ло, а стра­на и в са­мом де­ле жаж­дет боль­ших по­зи­тив­ных пе­ре­мен. Не по­то­му ли звон­кое имя дик­та­то­ра Ста­ли­на все пред­поч­ти­тель­нее в мас­со­вом соз­на­нии глу­хо­го име­ни «де­мок­ра­та» Ель­ци­на? В ис­то­рии вся­кое воз­мож­но. Воз­мож­на как ре­во­лю­ция, так и ан­ти­ре­во­лю­ция, а то и то­го ху­же – контр­ре­во­лю­ция. При­чем все это в лю­бое вре­мя и лю­бым спо­со­бом, так что вряд ли ра­зум­но ны­не по­ну­кать уже под­ни­ма­ю­щей­ся и ози­ра­ю­щей­ся по сто­ро­нам Рос­си­ей, меч­тать о ее лу­ка­вом ист­реб­ле­нии или пол­ном ис­чез­но­ве­нии. Опас­но, ой как опас­но!

Рос­сия – раз­во­ро­чен­ная, ос­лаб­лен­ная, кри­зис­ная, при­го­во­рен­ная к унич­то­же­нию че­рез по­ощ­ря­е­мое изв­не са­мо­и­ст­реб­ле­ние – тем не ме­нее все еще дер­жа­ва, при­чем дер­жа­ва ве­ли­кая. И ве­ли­кая не по­то­му, что боль­шая и с масш­таб­ной бы­то­вой ам­би­ци­ей, а по­то­му, что са­мой ис­то­рии так на­до – что­бы бы­ла ве­ли­кая Рос­сийс­кая (пусть в не­ко­то­ром ро­де и ев­ра­зийс­кая) дер­жа­ва. И ни­ку­да от это­го транс­цен­де­нт­но­го пред­наз­на­че­ния-пре­доп­ре­де­ле­ния Рос­сии не уй­ти – да­же с про­за­пад­ной ан­ти­Рос­си­ей во гла­ве.

Иск­рен­ний и на­ив­ный Алек­сандр Блок – этот, по су­ти, пос­лед­ний ве­ли­кий по­эт им­пе­рии – при­зы­вал вни­мать «му­зы­ке ре­во­лю­ции», той са­мой ре­во­лю­ции, от ко­то­рой, ког­да она ра­зыг­ра­лась во всю мощь, он по­лу­чил спол­на. Мы же, не бу­ду­чи ни зав­зя­ты­ми по­э­та­ми, ни бой­ки­ми ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми, при­зы­ва­ем вни­мать ме­та­фи­зи­ке, му­зы­ке ме­та­фи­зи­ки, в ко­то­рой есть все, а не од­ни лишь ре­во­лю­ци­он­ные мо­ти­вы. В ней есть со­бы­тия и про­цес­сы, си­лы и сла­бость, ге­рой­ство и тру­сость, вер­ность и из­ме­ны, ра­зум­ность и бе­зу­мие, раз­ме­рен­ность и тур­бу­ле­нт­ность, тишь и бу­ри, вой­ны и ре­во­лю­ции. В об­щем – все. Рос­сийс­кая, как и ми­ро­вая, ме­та­фи­зи­чес­кая сим­фо­ния-ка­ко­фо­ния слож­на, не­оп­ре­де­лен­на, конс­пи­ра­тив­на, за­га­доч­на. Из это­го не сле­ду­ет, что она – не восп­ри­ни­ма­е­ма, как и не зна­чит, что слы­ши­мая в ней апо­ка­лип­ти­ка – все­го лишь раз­ру­ше­ние и по­ги­бель. Вов­се нет. Она – и соп­ро­тив­ле­ние, и вос­ста­нов­ле­ние, и воз­рож­де­ние, и по­бе­да – ко­то­рая, вся обя­зан­ная апо­ка­лип­ти­ке, пря­мо за бе­дой и сле­ду­ет: по-бе­да, пост-бе­да, пос­ле­бе­д­ствие.