Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Недаром мудрецы всех физических и метафизических континентов упорно твердят
ныне о последних временах. История, кажется, и впрямь завершается. На очереди –
постистория, возможно, космическая, инопланетная, звездная, но вряд ли уже
собственно земная.

Тут те­бе и кри­зис гло­баль­ной фи­нан­со­вой сис­те­мы с ее обе­зу­мев­шим дол­ла­ром и зар­вав­шим­ся бан­ки­р­ством, с уже неп­ри­ем­ле­мой для пла­не­ты об­ще­ми­ро­вой фи­нан­со­вой ка­ба­лой. И кри­зис гло­ба­лиз­ма как им­пе­ри­аль­ной (до­ми­на­нт­ной, ав­то­ри­тар­ной, бе­зо­го­во­роч­ной) по­ли­ти­ки, встре­ча­ю­щей все боль­шее соп­ро­тив­ле­ние «подв­ла­ст­но­го» гло­баль­но­му цент­ру пла­не­тар­но­го ми­ра. И кри­зис гло­ба­ли­с­тской ци­ви­ли­за­ции с ее стрем­ле­ни­ем к ци­ви­ли­за­ци­он­ной уни­фи­ка­ции, стан­дар­ти­за­ции, со­под­чи­нен­нос­ти, а глав­ное – к гос­по­д­ству па­на­ме­ри­ка­низ­ма, вклю­чая и «ра­бо­ту» гло­баль­но­го уп­рав­ля­ю­ще­го цент­ра. И кри­зис аме­ри­ка­нс­ко­го уп­рав­ле­ния меж­ду­на­род­ным со­об­ще­ст­вом и ми­ро­вы­ми про­цес­са­ми – уп­рав­ле­ния, ока­зав­ше­го­ся им­пе­ри­аль­но-эго­ис­ти­чес­ким, эксплу­а­та­то­рс­ким, гос­по­дс­ким и для ми­ра в це­лом не­эф­фек­тив­ным, вред­ным и край­не опас­ным, конф­лик­то­ген­ным. И кри­зис на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са, ко­то­рый по­вер­га­ет ми­ро­вое со­об­ще­ст­во в сос­то­я­ние «не­до­у­мен­ной не­оп­ре­де­лен­нос­ти», хо­тя по­ка еще и не­пол­но­го по­мут­не­ния. И кри­зис куль­ту­ры, точ­нее бы ска­зать – на­вя­зан­ной ми­ру гол­ли­ву­дс­кой ан­ти­куль­ту­ры, ведь Гол­ли­вуд – уни­каль­ная фаб­ри­ка об­раз­цо­вой ми­ро­вой ан­ти­куль­ту­ры.

Про­яв­ле­ний об­ще­го кри­зи­са сов­ре­мен­но­го гло­ба­ли­зи­ро­ван­но­го уст­рой­ства ми­ра мно­же­ст­во. На­ша за­да­ча не в их пе­ре­чис­ле­нии, а в са­мой фик­са­ции это­го кри­зи­са, вы­зы­ва­ю­ще­го в ми­ре раз­лич­но­го ро­да масш­таб­ные пе­ре­ме­ны. Пе­ре­ме­ны как, вро­де бы, ан­тик­ри­зис­ные, так и яв­но и по­ра­зи­тель­но кри­зи­со­ген­ные. Как де­ла­е­мые в уго­ду гло­баль­но­му цент­ру и «пе­ре­до­во­му» ми­ру, так и про­ис­хо­дя­щие в нап­рав­ле­нии ин­те­ре­сов и ос­таль­но­го ми­ра. Как дест­рук­тив­ные и де­мон­таж­ные, так и ох­ра­ни­тель­ные и конструк­тив­ные. Об­ще­ми­ро­вой идей­но-по­ли­ти­ко-инс­ти­ту­ци­о­наль­ный (ци­ви­ли­за­ци­он­ный) кри­зис спро­во­ци­ро­вал боль­шие как те­ку­щие, так и стра­те­ги­чес­кие пе­ре­ме­ны, про­хо­дя­щие на фо­не во­ис­ти­ну ги­га­н­тских об­ще­че­ло­ве­чес­ких сдви­гов, вы­зы­ва­е­мых и об­лег­ча­е­мых на­уч­но-тех­ни­чес­ким прог­рес­сом (хай-тек, IT, се­ти), и охо­тя­щи­е­ся уже за са­мим че­ло­ве­ком.

Пост­че­ло­век – это не прос­то но­вое че­ло­ве­ко­об­раз­ное су­ще­ст­во (но­вый че­ло­ве­ко­об­раз). Это еще и раз­ное по ка­че­ст­ву пост­че­ло­ве­чес­кое су­ще­ст­во. На­вер­ху – пост­че­ло­ве­чес­кая, она же и сверх­че­ло­ве­чес­кая, эли­та с креп­ким здо­ровь­ем, все­ми ус­ло­ви­я­ми для дол­го­жи­тель­ства, мощ­ным (ис­ку­с­ствен­ным по пре­и­му­ще­ст­ву) ин­тел­лек­том (от­сю­да и ин­тел­лект-ре­во­лю­ция), бо­га­той и раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ци­ей, вы­со­ким и глав­ным об­ра­зом зак­ры­тым на­уч­но-тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­чес­ким комп­лек­сом и свер­хэф­фек­тив­ны­ми сред­ства­ми (пси­хо­тех­ни­чес­ки­ми в ос­нов­ном) уп­рав­ле­ния пост­че­ло­ве­чес­ки­ми мас­са­ми (как раз уже из чи­по­ве­ев). Вни­зу же, под то­таль­ным конт­ро­лем и уп­рав­ле­ни­ем со сто­ро­ны ки­бор­ги­аль­ной эли­ты, – в це­лом, вы­хо­дит, уже не че­ло­ве­че­ст­во, а пост­че­ло­ве­че­ст­во. Точ­нее – пост­че­ло­вей­ник с сос­тав­ля­ю­щи­ми его эли­тар­ным сверх­че­ло­вей­ни­ком и мас­со­вид­ным чи­по­вей­ни­ком.

Не­на­уч­ная и да­же лже­на­уч­ная фан­та­зия, ска­жут нам всез­на­ю­щие и ни во что дав­но уже не ве­ря­щие, кро­ме на­у­ки и прог­рес­са, пост­гу­ма­нис­ты (они же и псев­до­гу­ма­нис­ты, и ан­ти­гу­ма­нис­ты), обс­ку­ра­нт­ная-де стра­шил­ка, не бо­лее то­го. Но… да­вай­те прос­то пов­ни­ма­тель­нее ог­ля­дим свою ок­ру­гу, вов­се и не це­лый мир, а имен­но свою ок­ру­гу – до­маш­нюю, уч­реж­ден­чес­кую, го­ро­дс­кую, стра­но­вую. И что же, что уви­дим? Уж не при­су­т­ствие ли в этой ок­ру­ге кое-че­го из пост­че­ло­ве­чес­ко­го – тех же чи­по­вей­ства с ки­бор­ги­а­н­ством? На­у­ка и тех­ни­чес­кий прог­ресс, де­лая свое за­ме­ча­тель­ное ис­то­ри­чес­кое де­ло, од­нов­ре­мен­но вер­шат при этом и мно­гое дру­гое, о чем уже по­ра всерь­ез за­ду­мать­ся все-еще-че­ло­ве­ку, по­пав­ше­му в по­ле пе­ре­ст­ро­еч­но­го рве­ния на­у­ки с тех­ни­чес­ким прог­рес­сом, и за­ду­мать­ся – в сти­ле от­нюдь не фикшн, а са­мой что ни на есть ре­аль­ной ре­аль­нос­ти.

Че­ло­ве­чить­ся да­лее че­ло­ве­ку или нет, оче­ло­ве­чи­вать­ся по боль­шо­му сче­ту или же по ма­ло­му сче­ту рас­че­ло­ве­чи­вать­ся – ре­шать са­мо­му че­ло­ве­ку и толь­ко ему од­но­му. Ему, объ­я­то­му ны­не на­у­кой и прог­рес­сом, пе­ре­жи­ва­ю­ще­му но­вую и яв­но не­бы­ва­лую ин­тел­лект-ре­во­лю­цию. А тут вдруг ди­лем­ма: ос­та­вать­ся че­ло­ве­ку прош­лым и отс­та­лым, эта­ким «нь­ю­не­ан­дер­таль­цем», но все-та­ки-че­ло­ве­ком или же ид­ти пря­ми­ком впе­ред, прев­ра­ща­ясь не­за­мет­но для се­бя в «не­ок­ро­мань­о­нс­ко­го» пост­че­ло­ве­ка? Есть, на­до по­ла­гать, что ре­шать все-еще-че­ло­ве­ку и его все-еще-ис­то­рии.

Тут как раз сов­сем не по­ме­ша­ла бы но­вая ми­ро­вая – хо­тя бы и го­ря­чая – вой­на. Сво­е­го ро­да все­мир­ный жа­ро­нос­ный Ар­ма­гед­дон, ко­то­рый, как бы­ва­ло уже не­од­нок­рат­но преж­де, рас­ста­вил бы все точ­ки над i. Но очень уж ве­ли­ка здесь уг­ро­за об­ще­го (все­мир­но­го) са­мо­у­нич­то­же­ния. А по­то­му же­лан­ный Ар­ма­гед­дон все отк­ла­ды­ва­ет­ся и отк­ла­ды­ва­ет­ся, но за­то вов­сю ве­дет­ся то­таль­ная вой­на. Вой­на в це­лом, вро­де бы, хо­лод­ная (она ни­ку­да не де­лась с раз­ва­лом СССР и кра­хом меж­ду­на­род­но­го со­ци­а­лис­ти­чес­ко­го ла­ге­ря), а мес­та­ми пря­мо-та­ки и со­вер­шен­но го­ря­чая в ви­де так на­зы­ва­е­мых ло­каль­ных конф­лик­тов. Да, это, бе­зус­лов­но, ми­ро­вая вой­на. Или, луч­ше ска­зать, – вой­на ми­ров. С од­ной сто­ро­ны, мир но­вей­ший, пе­ре­до­вой, пра­вя­щий, гос­по­д­ству­ю­щий, выс­ший, он же субъ­е­кт­ный, ини­ци­а­ци­он­ный, экс­пан­сив­ный и аг­рес­сив­ный. С дру­гой сто­ро­ны, ос­таль­ной мир – ус­та­рев­ший, отс­тав­ший, под­чи­нен­ный, по­дат­ной и по­дат­ли­вый, низ­ший. Он же и объ­е­кт­ный, инерт­ный, обо­рон­ный.

Мир-уп­ра­ви­тель ве­дет вой­ну с ос­таль­ным – им же как буд­то уп­рав­ля­е­мым – ми­ром. Вой­ну за воз­мож­ность как пол­но­го уп­рав­ле­ния этим ми­ром, так и за его все­объ­ем­лю­щую пе­ре­дел­ку под се­бя, свои стан­дар­ты и предс­тав­ле­ния.

От­сю­да и де­мон­таж в те­ку­щем ми­ре все­го то­го, что вы­ра­жа­ет со­бою, под­дер­жи­ва­ет, восп­ро­из­во­дит и спа­са­ет весь этот мир. То есть де­мон­таж тра­ди­ции. Идет нас­туп­ле­ние на тра­ди­ци­он­но­го че­ло­ве­ка (все-еще-че­ло­ве­ка), и что са­мое при­ме­ча­тель­ное – идет не без ус­пе­ха. Че­ло­век, его соз­на­ние, его ме­та­фи­зи­ка и да­же фи­зи­ка, его пси­хи­ка, не го­во­ря об об­ра­зе мыш­ле­ния, по­ве­де­ния и во­об­ще жиз­ни, стре­ми­тель­но ме­ня­ют­ся – и как раз в сто­ро­ну пост­че­ло­ве­ка. Не на­до ду­мать, что этот нь­ю­че­ло­ве­ко­об­раз где-то в бу­ду­щем, еще и в очень проб­ле­ма­тич­ном бу­ду­щем. Нет, он уже здесь, в нас­то­я­щем, вок­руг нас, да и пря­мо… в нас. Так что ны­неш­няя вой­на ми­ров есть вой­на не толь­ко за гос­по­д­ство над пла­не­той и об­ла­да­ние ее ре­сур­са­ми, не толь­ко за но­вое – ли­бо в уго­ду гло­баль­но­му цент­ру, ли­бо на поль­зу все­му че­ло­ве­че­ст­ву – жиз­не­у­ст­рой­ство. Эта вой­на и за са­мо­го по се­бе че­ло­ве­ка – за­га­доч­но­го в ми­роз­да­нии и для ми­роз­да­ния су­ще­ст­ва, спо­соб­но­го не толь­ко к внеш­не­му де­ми­ур­ги­ро­ва­нию (вок­руг се­бя), но и к са­мо-на-се­бя-де­ми­ур­ги­ро­ва­нию (вов­нутрь се­бя).

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS