Понедельник, 20 Ноября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Перемены в мире и провидчески-державный курс России
Юрий Осипов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 218

Юрий Михайлович Осипов – доктор экономических наук, директор Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Академии философии хозяйства, вице-президент Академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Философия хозяйства»

Мир Но­во­го вре­ме­ни, или мир Мо­дер­на – мир не прос­то пе­ре­мен, а пря­мо-та­ки пе­ре­мен­ный мир, вов­сю из­мен­чи­вый. Ход ис­то­ри­чес­ких пе­ре­мен им­пуль­си­вен, по-сво­е­му и цик­ли­чен. Он то ус­ко­ря­ет­ся, то за­мед­ля­ет­ся, то в боль­шей сте­пе­ни ос­та­ет­ся на по­ве­рх­нос­ти, то ухо­дит вглубь бы­тия. И се­год­ня, уже в эпо­ху Пост­мо­дер­на, мы наб­лю­да­ем яв­ную ин­тен­си­фи­ка­цию пе­ре­мен, при­чем ка­са­ю­щих­ся не од­но­го лишь уст­рой­ства ми­ра, не толь­ко об­ра­за че­ло­ве­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния, но и са­мо­го че­ло­ве­ка. Не­да­ром же ны­не пос­тав­лен и вов­сю об­суж­да­ет­ся воп­рос о ка­че­ст­вен­ном скач­ке в эво­лю­ции че­ло­ве­ка. Этот ска­чок срав­ним с не­о­ли­ти­чес­кой ре­во­лю­ци­ей – пе­ре­хо­дом от не­ан­дер­таль­ца к кро­мань­он­цу. Он пред­по­ла­га­ет прев­ра­ще­ние че­ло­ве­ка в ка­кое-то уже иное, хо­тя еще и че­ло­ве­ко­об­раз­ное, су­ще­ст­во, име­ну­е­мое по­ка пост­че­ло­ве­ком (чи­по­ве­ем, ки­бор­гом).

Пре­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия из на­ту­раль­но­го в ис­ку­с­ствен­ное, пре­об­ра­зо­ва­ние, на­ча­тое ак­тив­но Мо­дер­ном и в це­лом уже дос­тиг­ну­тое пос­ре­д­ством стро­и­тель­ства це­ло­ст­но­го ис­ку­с­ствен­но­го ми­ра, пе­ре­хо­дит в пост­мо­дер­но­вое пре­об­ра­зо­ва­ние са­мо­го че­ло­ве­ка. Сде­ми­ур­ги­ро­вав но­вый мир по сво­е­му собствен­но­му ра­зу­ме­нию, че­ло­век (а это не кто иной, как ев­ро­пе­о­ид, став­ший ев­ро­пей­цем, а к мо­мен­ту сво­е­го ак­тив­но­го де­ми­ур­ги­ро­ва­ния – эта­ким «хрис­ти­а­ни­зи­ро­ван­ным ан­тих­рис­том») де­ми­ур­ги­ру­ет ны­не… че­ло­ве­ка – но­во­го че­ло­ве­ка, уже и пост­че­ло­ве­ка.

Пост­мо­дер­но­вый мир – бе­зус­лов­но и иск­лю­чи­тель­но пе­ре­мен­ный мир, это пол­но­ма­сш­таб­но, пол­ног­лу­бин­но и пол­но­ст­раш­но из­мен­чи­вый мир, при­чем про­ек­тив­но и це­ло­ст­но из­ме­ня­е­мый, но при этом и объ­ем­но кри­зис­ный мир, ма­ло то­го – мир апо­ка­лип­ти­чес­кий. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва упер­лась в ко­нец ис­то­рии, во вся­ком слу­чае – ис­то­рии че­ло­ве­ка, а вот быть или не быть пост­че­ло­ве­ку с его пос­тис­то­ри­ей – воп­рос хо­тя по­ка и ри­то­ри­чес­кий, но все-та­ки уже пос­тав­лен­ный.

Не­да­ром муд­ре­цы всех фи­зи­чес­ких и ме­та­фи­зи­чес­ких кон­ти­нен­тов упор­но твер­дят ны­не о пос­лед­них вре­ме­нах, ко­то­рые, быть мо­жет, вов­се и не пос­лед­ние, хо­тя бы в ас­пек­те ми­роз­да­ния и зем­ной ис­то­рии, но яв­но уже пос­лед­ние в ас­пек­те собствен­но че­ло­ве­ка и собствен­но че­ло­ве­чес­кой ис­то­рии. Ис­то­рия, ка­жет­ся, и впрямь за­вер­ша­ет­ся. На оче­ре­ди – пос­тис­то­рия, воз­мож­но, кос­ми­чес­кая, иноп­ла­нет­ная, звезд­ная, но вряд ли уже собствен­но зем­ная. Пос­лед­ние зем­но-че­ло­ве­чес­кие вре­ме­на.

Но­вей­ший – он же пе­ре­до­вой, он же за­пад­ный, он же ны­не бо­лее все­го ат­лан­ти­чес­кий – мир рас­смат­ри­ва­ет ос­таль­ное че­ло­ве­че­ст­во, об­на­ру­жи­вая его ос­та­точ­ное при­су­т­ствие и в сво­их пре­де­лах, не прос­то как прош­лый, ус­та­рев­ший и отс­та­лый фе­но­мен, не име­ю­щий бу­ду­ще­го. Но­вей­ший мир рас­смат­ри­ва­ет всех ос­таль­ных как сво­е­го ро­да при­да­точ­ный, ре­зе­рв­ный, ре­су­рс­ный, вспо­мо­га­тель­ный, под­ле­жа­щий со сто­ро­ны пе­ре­до­во­го ми­ра лишь эксплу­а­та­ции, поль­зо­ва­нию, вы­чер­пы­ва­нию, а в ка­кой-то мо­мент уже и ис­чер­па­нию, а за­тем и пол­но­му от­вер­же­нию по­тен­ци­ал. Это, бе­зус­лов­но, ого­во­рен­ный За­па­дом и при­го­во­рен­ный им мир, а по­ка еще для то­го же За­па­да мир-ре­зерв, мир-ре­сурс, мир-вспо­мо­ще­ст­во­ва­тель, он же и мир-объ­ект – как раз для уп­рав­ле­ния им в це­лях его всес­то­рон­ней и бесп­ре­дель­ной энер­го­сырь­е­вой и тру­до­лю­дс­кой эксплу­а­та­ции.

И се­год­ня этот ос­таль­ной – он же и отс­та­лый – мир под­ле­жит, вклю­чая и ка­кую-то не­пе­рс­пек­тив­ную до­лю пе­ре­до­во­го ми­ра, ра­ди­каль­ной де­ко­н­струк­ции и ре­ко­н­струк­ции – под де­ми­ур­ги­чес­кие за­дум­ки тор­же­ст­ву­ю­ще­го на пла­не­те За­па­да. От­сю­да как яв­ная, так и скры­тая борь­ба с ре­пер­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми и уз­ло­вы­ми эле­мен­та­ми все еще бы­ту­ю­ще­го ми­ра: ре­ли­ги­я­ми, Церк­вя­ми, иде­о­ло­ги­я­ми, куль­ту­ра­ми, на­ци­я­ми, го­су­да­р­ства­ми, эт­но­са­ми, семь­я­ми, шко­ла­ми, уни­вер­си­те­та­ми – в об­щем со все­ми не­су­щи­ми опо­ра­ми и конструк­ци­он­ны­ми уз­ла­ми не прос­то но­вов­ре­мен­но­го, но и во­об­ще че­ло­ве­чес­ко­го (все-еще-че­ло­ве­чес­ко­го) ми­ра.

Та­ким вот по­лу­ча­ет­ся но­вый – уже, прав­да, ев­ро­а­ме­ри­ка­нс­кий – Ре­нес­санс, точ­нее, Нес­санс, ибо ни­че­го тут не воз­рож­да­ет­ся, а все­го лишь рож­да­ет­ся – но­вое про­за­пад­ное че­ло­ве­че­ст­во.

Это, так ска­зать, глу­бин­ный, пе­ре­мен­ный (пе­ре­ст­ро­еч­ный!) фон, на ко­то­ром име­ют мес­то и бо­лее на­сущ­ные и бро­са­ю­щи­е­ся в гла­за транс­фор­ма­ции, а имен­но – сдви­ги в уст­рой­стве пла­не­тар­но­го ми­ра, ко­то­рый то­же весь в кри­зи­се вку­пе с кри­зи­сом глав­но­го на се­год­няш­ний день кри­зис­но­го воз­бу­ди­те­ля – за­пад­но­ат­лан­ти­чес­ко­го гло­ба­лиз­ма.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 962 гостей онлайн