Не является ли эта самовоспроизводящаяся элита четко организованной
антисистемой, делающей невозможными все системные усилия
на контролируемых ей направлениях?
Основные принципы антистратегии российского
политического класса
Основополагающим принципом антистратегии является системный запрет на ясное и целостное знание собственной социально-политической реальности. Как ни парадоксально, но при наличии значительного количества различных центров, институтов, экспертных и аналитических организаций у ныне действующего политического класса РФ отсутствует ясное целостное представление о ряде проблем. Например, о совокупности процессов, которые образуют сам общественно-политический ландшафт РФ. Или о возможностях развития таких процессов – возможностях, которые позволили бы говорить о будущем политической системы РФ, понимать и моделировать различные варианты этого будущего. Разумеется, этот негласный запрет всегда будет публично яростно отрицаться, но он тем не менее существует, имеет системный характер и вытекает из самой сущности описанной выше антисистемы. Системная работа с реальностью может строиться только на анализе этой реальности, на ее изучении и картографировании. Но действующий политический класс прочно огражден от какого бы то ни было представления о той социально-политической реальности, с которой он якобы работает. И это обстоятельство является залогом сохранения устраивающего его положения вещей.
Ведущие социологические центры интенсивно занимаются текущими количественными замерами. Но проблема состоит в том, что все эти замеры имеют ситуативный и бессистемный характер, фиксируют некие моментальные предпочтения, реакции, выборки респондентов и не оказываются элементами долгосрочных системных исследований. Полученные количественные данные не обобщаются, не анализируются и не используются для построения целостных моделей развития. Общественные тенденции не анализируются во всей полноте и по всем ключевым сегментам, которые формируют сложные общественные процессы и которые необходимо учитывать. Например, процессы не изучаются на институциональном уровне, а также на уровне развития интеллектуально-политических и идеологических тенденций. То есть почти совершенно не исследуются интеллектуальное и идеологическое поля, на которых формируются ключевые общественные и политические идеи, не исследуются культурные, исторические, конфессиональные, национальные и иные контексты, причем именно на качественном и системном уровнях.
Властные институты как основной заказчик социологических исследований подобного рода получают многочисленные разрозненные количественные данные, не сведенные в целостные и практически ориентированные модели развития. Поэтому эти данные оказываются фактически бесполезными, а иногда и вводящими в заблуждение. Правда, отдельные исследовательские структуры в РФ пытаются проводить именно качественные и аналитические исследования, но эти исследования, как правило, не попадают в центр внимания политических элит и не влияют на процесс принятия решений – они попросту остаются невостребованными. Абсолютное же большинство аналитических институций, как это исторически сложилось еще в 90-е годы, представляют собой, по сути, PR-структуры, обеспечивающие информационную и общественную поддержку уже принятых и известных решений власти, но никак не способствующие выработке новых решений и донесению неизвестной и новой информации.
Налицо огромный дефицит просто знания, адекватного представления о том общественно-политическом поле, контролировать которое намерена власть. Можно опросить тысячу человек, но при этом так и не выявить, что кто-то из них является активным общественником, экологом или анархистом, кто-то участвует в обсуждении или даже формировании некой новой повестки дня в своей социальной группе. А кто-то, при сохранении ситуативной лояльности, не приемлет официальной политики в силу имеющихся эстетических, культурных или идеологических ориентаций. Кто-то на личном уровне высказывает одни оценки, но при этом включен в работу институтов или групп, которые являются носителями прямо противоположных ценностей. И для данного человека лояльность этой группе или институту при всех расхождениях может быть важнее, чем его личное и субъективное отношение к тому или иному вопросу.
Оценить все перечисленные особенности социально-политического ландшафта возможно лишь при совмещении количественных данных с методиками, использующими различные оптики. Только так получится составить объемную, многомерную, стереоскопическую, реалистическую и практически ориентированную картину развивающихся в обществе процессов, прогнозировать их развитие, выстраивать различные модели будущего с опорой на реальные тенденции, проявляющиеся в настоящем. Но подобные системные исследования возможны лишь в контексте долгосрочных задач, которые должен ставить перед собой действующий политический класс. Если же таких задач не ставится, то исследования в этой области сводятся к многочисленным моментальным замерам. А существующая в РФ «индустрия замеров» не вскрывает обычно никаких важных тенденций, которые сначала развиваются именно на идеологическом уровне, а потом постепенно «спускаются» на уровни информационный, общественный и политический.