Суббота, 27 Мая, 2017
   
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Голый человек бежит по пустыне
Владимир Сурин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 186

Владимир Александрович Сурин – директор Аналитического Центра изучения общественно значимых проблем

Что ес­те­ст­вен­но – то и ра­зум­но. Та­ко­го ро­да факт сле­ду­ет оце­ни­вать од­ноз­нач­но по­зи­тив­но. Пос­коль­ку в этом слу­чае наг­ляд­но яв­лен един­ствен­но воз­мож­ный, без ва­ри­ан­тов спо­соб под­дер­жа­ния жиз­ни и здо­ровья. Как од­но­го от­дель­но­го ин­ди­ви­ду­ума, так и че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. И кри­те­ри­ем ис­тин­нос­ти в дан­ном слу­чае, как и всег­да, яв­ля­ет­ся сво­е­го ро­да Не­о­аб­со­лют – об­ще­че­ло­ве­чес­кая гло­баль­ная сум­ма мне­ний. Что мож­но это­му аб­со­лют­но­му им­пе­ра­ти­ву про­ти­во­пос­та­вить? Ведь имен­но мне­ние боль­ши­н­ства – и есть ис­ти­на.

Гло­баль­ная па­но­ра­ма постхрис­ти­а­нс­ко­го – и, ши­ре, пост­ре­ли­ги­оз­но­го – дос­то­вер­но­го аб­сур­да се­год­ня при­об­ре­ла дос­та­точ­но оп­ре­де­лен­ный вид. Вид мно­же­ст­ва го­ри­зон­таль­ных вза­и­мов­пи­сан­ных аб­су­рд­ных ан­тис­мыс­лов. Бы­тий­ная вер­ти­каль – как в умоз­ри­тель­ном, так и в эм­пи­ри­чес­ком пла­не – не­за­мет­но, са­ма со­бой ис­чез­ла, уш­ла из ми­ра. Од­но­мер­ный мир в си­лу по­зи­тив­ной бы­тий­ной инер­ции это ощу­тил и са­мо­наз­вал се­бя ми­ром од­но­по­ляр­ным.

Уинс­тон Чер­чил­ль в при­су­щей ему афо­рис­тич­ной ма­не­ре наз­вал три па­ра­док­са се­ре­ди­ны XX ве­ка: ев­реи – во­ю­ют, нем­цы – бо­рют­ся за мир, рус­ские – по­ку­па­ют хлеб. За про­шед­шие бо­лее чем пол­ве­ка мир стал на по­ря­док бо­лее па­ра­док­саль­ным. И глав­ные вы­зо­вы сов­ре­мен­ной эпо­хи при­об­ре­ли чер­ты па­ра­док­сов. Па­ра­док­сов, на ко­то­рые ни­как не ре­а­ги­ру­ет мас­со­вое соз­на­ние. Прос­то не ви­дит.

На­зо­вем три на­и­бо­лее впе­чат­ля­ю­щих из них.

Пер­вый па­ра­докс. Все на­и­бо­лее ус­пеш­ные в эко­но­ми­чес­ком пла­не пост­хрис­ти­а­нс­кие на­ции вот уже пол­ве­ка стре­ми­тель­но фи­зи­чес­ки вы­ми­ра­ют. Тру­до­вая миг­ра­ция в стра­ны с проб­лем­ной де­мог­ра­фи­ей ны­не ста­ла миг­ра­ци­ей де­мог­ра­фи­чес­кой. Идет и на­би­ра­ет ход про­цесс пря­мо­го фи­зи­чес­ко­го за­ме­ще­ния ко­рен­ных вы­ми­ра­ю­щих бо­га­тых на­ций бед­ны­ми на­ци­я­ми с тра­ди­ци­он­ной мо­делью мно­го­дет­ной семьи.

Зло­ве­щий афо­ризм: «Па­риж – это го­род, где ког­да-то жи­ли фран­цу­зы», – ны­не при­ме­ним прак­ти­чес­ки к каж­дой ев­ро­пейс­кой стра­не.

Ар­гу­мен­та­ция в поль­зу по­зи­тив­но­го аб­су­рд­но­го ан­тис­мыс­ла (еще один из па­ра­док­сов на­ше­го вре­ме­ни) ока­зы­ва­ет­ся убе­ди­тель­нее, не­же­ли чест­ная конс­та­та­ция не­га­тив­но­го ко­неч­но­го ре­зуль­та­та как ре­аль­но­го фак­та.

Ка­за­лось бы, чем боль­ше де­нег, чем боль­ше бо­га­т­ства – тем боль­ше де­тей долж­но быть в семье. Тем не ме­нее име­ет­ся це­лый класс убе­ди­тель­ных до­ка­за­тельств, оп­ро­вер­га­ю­щих эту ак­си­о­му. Од­но­мер­ная постхрис­ти­а­нс­кая эпо­ха об­ну­ли­ла, зак­лю­чив в бы­тий­ную лен­ту Ме­би­у­са сам прин­цип, что кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ная ре­аль­ность. Ме­то­до­ло­ги­чес­кий уни­вер­сум бы­тия – прин­цип до­пол­ни­тель­нос­ти – ока­зал­ся отб­ро­шен­ным, ос­тал­ся вне од­но­мер­но­го ми­ра. Вмес­то не­го по­я­вил­ся ли­бе­раль­ный суб­мир мне­ний – о… ли­бе­раль­ном суб­ми­ре. Мир мне­ний о ми­ре то­же стал од­но­мер­ным! И в нем нет и не мо­жет быть ни ис­ти­ны, ни да­же цен­зу­ры.

Са­мо­ор­га­ни­зо­ва­лась сис­те­ма вза­и­мо­со­от­не­сен­ных и вза­и­мо­обус­лов­лен­ных ли­бе­раль­ных цен­нос­тей – сис­те­ма, ко­то­рая с же­лез­ной ло­ги­кой до­ка­зы­ва­ет пра­виль­ность жиз­нен­ной стра­те­гии, ве­ду­щей к де­по­пу­ля­ции, к фи­зи­чес­ко­му вы­ми­ра­нию пост­хрис­ти­а­нс­ких на­ро­дов.

Аб­со­лют­ное не­по­ни­ма­ние пост­хрис­ти­ан лег­ко объ­яс­ня­ет те­о­ре­ма Ге­де­ля. Сог­лас­но ей, что­бы уви­деть не­ви­ди­мое в ко­ор­ди­на­тах не­кой сис­те­мы, тре­бу­ет­ся прин­ци­пи­аль­но но­вая це­ло­ст­ная сис­те­ма. Так вот, при­ме­ни­тель­но к постхрис­ти­а­нс­кой мо­ти­ва­ции в нед­рах та­кой но­вой сис­те­мы про­ис­хо­дит су­гу­бо ант­роп­ный про­цесс: внут­ри­лич­но­ст­ную эс­та­фе­ту от «ра­цио» подх­ва­ты­ва­ет «пси­хо».

В ре­зуль­та­те не­из­беж­ная фи­зи­чес­кая ка­та­ст­ро­фа на­ции всле­д­ствие ее без­дет­нос­ти (или ма­ло­дет­нос­ти) оце­ни­ва­ет­ся… как при­ем­ле­мое объ­ек­тив­ное яв­ле­ние. Не бо­лее то­го!

Оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом за­дан­ная ли­бе­раль­ная ар­гу­мен­та­ция об­ре­та­ет свой­ство са­мо­цен­нос­ти. Па­ра­док­саль­ным об­ра­зом за­ко­но­мер­ный итог (в дан­ном слу­чае – де­по­пу­ля­ция) не восп­ри­ни­ма­ет­ся как ес­те­ст­вен­ное след­ствие са­мой та­кой ар­гу­мен­та­ции.

Вен­ча­ет эту па­ра­док­саль­ную кар­ти­ну ли­бе­раль­ный со­физм: ар­гу­мен­та­ция и есть ис­ти­на. Со­физм, из­го­ня­ю­щий из сов­ре­мен­но­го ми­ра сим­фо­нию на­у­ки и ре­ли­гии. Сим­фо­нию, ко­то­рую не нуж­но соз­да­вать, но ко­то­рую нуж­но прос­то су­меть най­ти.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 814 гостей онлайн
Maire Pyykko, horizontum.ru запчасти на мопед рейсер, skuterband.ru Инструктор акпп в москве на сайте www.instruktor-center.ru ., instruktor-center.ru