Печать

Православный фундаментализм и российское обновление
Александр Казин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 114

Александр Леонидович Казин – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного совета общественной организации «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга», автор работ по философии культуры, в том числе книги «Последнее Царство. Русская православная цивилизация», изданной в 1998 году по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и книги «Великая Россия. Религия. Культура. Политика», удостоенной в 2008 году литературной премии «Александр Невский»

Зако­ны ис­то­рии – та­ин­ствен­ная вещь. Об их смыс­лах и дви­жу­щих си­лах спо­рят уже не од­но сто­ле­тие. Не так дав­но по­лу­чи­ла расп­ро­ст­ра­не­ние те­о­рия Ль­ва Гу­ми­ле­ва о пас­си­о­нар­ных вол­нах, ко­то­рые не­о­жи­дан­но при­хо­дят из кос­мо­са, при­во­дят в дви­же­ние це­лые им­пе­рии и на­ро­ды. Есть мне­ние, упо­доб­ля­ю­щее ис­то­рию стре­ле, ле­тя­щей из прош­ло­го в бу­ду­щее по за­ра­нее пре­доп­ре­де­лен­ной тра­ек­то­рии. Ли­бе­ра­лы и марк­сис­ты – каж­дые на свой лад – ве­рят в то, что эта тра­ек­то­рия ве­дет нас от низ­ших форм к выс­шим – ли­бе­раль­но­му «кон­цу ис­то­рии» или тор­же­ст­ву ком­му­низ­ма.

Что ка­са­ет­ся хрис­ти­а­нс­ких мыс­ли­те­лей, то их взгляд на ис­то­рию ли­шен на­ив­но­го оп­ти­миз­ма и сле­пой ве­ры в прог­ресс. В прош­лом че­ло­ве­че­ст­ва мож­но разг­ля­деть не толь­ко дви­же­ние от прос­то­го к слож­но­му, но и топ­та­ние на мес­те, вре­мен­ный упа­док и да­же дли­тель­ный рег­ресс. В хрис­ти­а­нс­ком ми­ро­во­з­зре­нии ис­то­рия предс­та­ет веч­ной и про­ти­во­ре­чи­вой борь­бой двух сил – Бо­га и дь­я­во­ла, прав­ды и лжи. Ее ис­тин­ный смысл ле­жит за пре­де­ла­ми ми­ра се­го. Этот смысл во всей пол­но­те отк­ро­ет­ся лю­дям толь­ко в эс­ха­то­ло­ги­чес­кой перс­пек­ти­ве.

В ис­то­рии на­шей стра­ны мож­но вы­де­лить три боль­ших пе­ри­о­да – клас­си­чес­кий, мо­дер­ни­с­тский и пост­мо­дер­ни­с­тский. Клас­си­чес­кая ци­ви­ли­за­ция раз­вер­ну­та по вер­ти­ка­ли и уст­рем­ле­на к иде­а­лу – то есть к Ис­ти­не в хрис­ти­а­нс­ком по­ни­ма­нии. В этом смыс­ле на­шей ма­те­ри­нс­кой ци­ви­ли­за­ци­ей яв­ля­ет­ся Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия – Ви­зан­тия, для ко­то­рой вся со­ци­о­куль­тур­ная прак­ти­ка све­лась к осу­ще­с­твле­нию пра­вос­лав­но­го иде­а­ла. Власть в па­ра­диг­ме клас­си­чес­кой куль­ту­ры по­ни­ма­ет­ся как выс­ший он­то­ло­ги­чес­кий по­ря­док, про­ис­те­ка­ю­щий от Все­выш­не­го. По­э­то­му фра­за «Мы, ми­лостью Бо­жи­ей им­пе­ра­тор Алек­сандр II» восп­ри­ни­ма­лась пол­то­ра сто­ле­тия на­зад как неч­то са­мо со­бой ра­зу­ме­ю­ще­еся и не вы­зы­ва­ла ус­ме­шек у боль­ши­н­ства жи­те­лей Рос­сийс­кий им­пе­рии. И де­ло здесь не в иде­а­ли­за­ции мо­нар­хи­чес­кой фор­мы прав­ле­ния, ибо зем­ной царь – вов­се не обя­за­тель­но свя­той, а зем­ное царство – от­нюдь не Эдемс­кий сад. В кон­це кон­цов, пред­наз­на­че­ние го­су­да­р­ства и го­су­да­ря сос­то­ит не в том, что­бы пост­ро­ить рай на зем­ле, а в том, что­бы не прев­ра­тить ее в ад.

В Ев­ро­пе клас­си­чес­кая (тра­ди­ци­он­ная) эпо­ха про­дол­жа­лась до Ве­ли­кой фран­цу­зс­кой ре­во­лю­ции кон­ца XVIII ве­ка, а в Рос­сии – до фев­ра­ля 1917 го­да. Пос­ле это­го мы всту­пи­ли в эру Мо­дер­на, ког­да в ми­ро­во­з­зре­нии лю­дей на мес­то Бо­га при­шел че­ло­век и соз­на­ние ста­ло ос­но­вы­вать­ся на че­ты­рех иде­о­ло­ги­чес­ких «ки­тах» – ате­из­ме, ли­бе­ра­лиз­ме, на­ци­о­на­лиз­ме и со­ци­а­лиз­ме. Все наз­ван­ные «ки­ты» – по­рож­де­ния Мо­дер­на, но, как и вся­кие род­ные братья, они мо­гут ссо­рить­ся (наг­ляд­ный при­мер – хо­лод­ная вой­на меж­ду со­ци­а­лис­ти­чес­ким СССР и ли­бе­раль­ны­ми США), а мо­гут и мир­но друг с дру­гом ужи­вать­ся. В Рос­сии же па­ра­докс со­ве­тс­кой влас­ти зак­лю­чал­ся в том, что она под фла­гом марк­сиз­ма смог­ла про­дол­жить клас­си­чес­кую ли­нию раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. Со­ве­тс­кий Со­юз хра­нил вер­ность вер­ти­каль­но­му уст­ро­е­нию влас­ти и, хо­тя и в прев­ра­щен­ной фор­ме, ос­та­вал­ся мо­нар­хи­чес­ким го­су­да­р­ством. Ген­се­ки бы­ли сво­е­го ро­да ца­ря­ми.

Та­кая си­ту­а­ция ос­та­ва­лась в Рос­сии вплоть до «зас­той­ных» 1970-х го­дов, ког­да энер­ге­ти­чес­кий им­пульс Мо­дер­на стал ис­ся­кать. В стра­не на­чал пос­те­пен­но ут­ве­рж­дать­ся Пост­мо­дерн, ко­то­рый не ори­ен­ти­ру­ет­ся ни на ка­кие выс­шие цен­нос­ти и це­ли вро­де сво­бо­ды, ра­ве­н­ства, брат­ства, на­ции или со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Пост­мо­дерн – это иг­ро­вая ци­ви­ли­за­ция, за­ни­ма­ю­ща­я­ся иск­лю­чи­тель­но сво­бод­ной пе­ре­ко­ди­ров­кой смыс­лов и ни­чем бо­лее. Ес­ли в эпо­ху Мо­дер­на для мно­гих лю­дей умер Бог, то с при­ше­ст­ви­ем в мир Пост­мо­дер­на умер и сам че­ло­век.

Осо­бый путь Рос­сии

У каж­дой боль­шой стра­ны-ци­ви­ли­за­ции свой путь в этом ми­ре. Ки­тай – это не Аме­ри­ка, а Ин­дия – от­нюдь не Па­кис­тан.

Действи­тель­ная, а не ми­фи­чес­кая осо­бен­ность Рос­сии сос­то­ит в том, что у нас три эпо­хи ми­ро­вой ис­то­рии – клас­си­чес­кая, мо­дер­ни­с­тская и пост­мо­дер­ни­с­тская – су­ще­ст­ву­ют се­год­ня в рам­ках од­ной стра­ны-ци­ви­ли­за­ции. Мы ос­та­ва­лись сво­е­го ро­да «но­вой Ви­зан­ти­ей» вплоть до на­ча­ла XX ве­ка, с тру­дом пе­ре­ва­ри­вая на­силь­ствен­ную пет­ро­вс­кую мо­дер­ни­за­цию и соз­да­вая на ее ос­но­ве ве­ли­кую куль­ту­ру. Бо­лее то­го, мы ос­та­ва­лись «но­вой Ви­зан­ти­ей» и пос­ле ок­тяб­ря 1917-го, ког­да еще бо­лее жес­то­кий ком­му­нис­ти­чес­кий Мо­дерн по­на­ча­лу чуть не убил стра­ну, но за­тем – не­о­жи­дан­но для са­мих ле­нин­цев-троц­кис­тов – соб­рал ее в не­кое по­до­бие «крас­ной им­пе­рии». Од­на­ко в де­каб­ре 2011 го­да вне­зап­но про­и­зош­ло столк­но­ве­ние трех куль­тур­ных, по­ли­ти­чес­ких и, в ко­неч­ном сче­те, ре­ли­ги­оз­ных по­то­ков оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. Эта ре­ву­щая встре­ча при­ве­ла в дви­же­ние ты­ся­чи лю­дей в рос­сийс­ких сто­ли­цах, вог­нав стра­ну в зо­ну со­ци­аль­ной тур­бу­ле­нт­нос­ти и край­ней по­ли­ти­чес­кой не­ус­той­чи­вос­ти.


 

Парадокс советской власти заключался в том, что она под флагом марксизма
смогла продолжить классическую линию развития цивилизации. Советский Союз
хранил верность вертикальному устроению власти и, хотя и в превращенной
форме, оставался монархическим государством.

В гу­ще ис­то­ри­чес­кой схват­ки ока­за­лась клас­си­чес­кая – «ви­зан­тийс­кая» – ус­та­нов­ка на вер­ти­каль­ную власть, ко­то­рую предс­тав­ля­ет действу­ю­щее го­су­да­р­ство и преж­де все­го Вла­ди­мир Пу­тин. Пусть и с мно­го­чис­лен­ны­ми из­де­рж­ка­ми, ошиб­ка­ми и по­ро­ка­ми, он смог воз­ро­дить рос­сийс­кую го­су­да­р­ствен­ность, отс­то­ять тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность стра­ны и соз­дать власт­ную вер­ти­каль. Он су­мел ог­ра­ни­чить вли­я­ние оли­гар­хов («иных уж нет, а те да­ле­че») и ввес­ти власть де­нег хо­тя бы в ка­кие-то дер­жав­ные бе­ре­га. Так или ина­че при Пу­ти­не Рос­сия зна­чи­тель­но уси­ли­лась как го­су­да­р­ство, а на­ли­чие го­су­да­р­ства (пусть и тя­же­ло боль­но­го кор­руп­ци­ей) всег­да луч­ше, чем ха­ос и анар­хия.

На­ря­ду с го­су­да­р­ствен­ни­чес­кой ли­ни­ей в де­каб­ре 2011 го­да гром­ко за­я­вил о се­бе мо­дер­ни­с­тский век­тор оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, предс­тав­лен­ный ли­бе­ра­лиз­мом, со­ци­а­лиз­мом (ком­му­низ­мом) и на­ци­о­на­лиз­мом. Ка­кие фла­ги раз­ве­ва­лись в Моск­ве на Бо­лот­ной пло­ща­ди, а в Пе­тер­бур­ге – на Пи­о­не­рс­кой? В пер­вую оче­редь зна­ме­на раз­лич­ных ли­бе­раль­ных пар­тий и дви­же­ний, ли­де­ры ко­то­рых меч­та­ют прев­ра­тить Рос­сию в «нор­маль­ное ев­ро­пейс­кое го­су­да­р­ство» и при­вить на­ше­му на­ро­ду за­пад­ные цен­нос­ти. На мос­ко­вс­ких и пи­те­рс­ких пло­ща­дях бы­ли за­мет­ны так­же крас­ные фла­ги ком­му­нис­тов, что не­у­ди­ви­тель­но – рус­ская ду­ша всег­да бы­ла от­зыв­чи­ва к иде­ям со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Кро­ме то­го, в «бо­лот­ный» мо­дер­низм вли­лась и на­ци­о­на­лис­ти­чес­кая иде­о­ло­гия. По­яв­ле­ние на­ци­о­на­лиз­ма в эпо­ху Мо­дер­на по­нят­но и объ­яс­ни­мо – это ес­те­ст­вен­ная ре­ак­ция на кос­мо­по­ли­тизм, ве­ра в си­лы сво­е­го на­ро­да и же­ла­ние ему ус­пе­ха. Но опас­ность при­хо­дит, ког­да здо­ро­вый на­ци­о­на­лизм вы­рож­да­ет­ся в шо­ви­низм – то есть в не­на­висть к дру­гим на­ро­дам. При всей важ­нос­ти на­ции ее, с точ­ки зре­ния хрис­ти­а­нс­ко­го ми­ро­во­з­зре­ния, ни в ко­ем слу­чае нель­зя ста­вить на мес­то Бо­га, ко­то­рый яв­ля­ет­ся глав­ным твор­цом ми­ро­вой ис­то­рии.

Кро­ме то­го, в кон­це прош­ло­го го­да по­я­вил­ся и но­вый со­ци­аль­ный ак­тор – «се­те­вой на­род» Моск­вы и Пе­тер­бур­га, про­дукт куль­ту­ры Пост­мо­дер­на. Эти лю­ди жи­вут не столь­ко в ре­аль­ной Рос­сии, сколь­ко в вир­ту­аль­ном ми­ре Ин­тер­не­та, за­ко­ны ко­то­ро­го они хо­тят пе­ре­нес­ти в на­шу действи­тель­ность. Лю­би­те­ли флеш­мо­бов, па­ро­дий и ед­кой са­ти­ры, та­кие «се­те­вые хо­мяч­ки» не ис­по­ве­ду­ют ни­ка­ких ме­та­фи­зи­чес­ких идей, будь то хрис­ти­а­н­ство, со­ци­а­лизм, на­ция или да­же клас­си­чес­кий ли­бе­ра­лизм. Для них глав­ное – ув­ле­ка­тель­ная иг­ра и нас­лаж­де­ние жизнью в раз­лич­ных ее про­яв­ле­ни­ях. И им, ко­неч­но, чуж­да лю­бая цен­но­ст­ная вер­ти­каль и ие­рар­хия – в по­ли­ти­ке, ис­ку­с­стве, об­ще­ст­ве или иде­о­ло­гии.

Так что же у нас про­ис­хо­дит?

На­ли­цо ти­пич­ное про­яв­ле­ние то­го сос­то­я­ния глав­ным об­ра­зом ин­тел­ли­ге­н­тских умов, ко­то­рое вер­нее все­го наз­вать комп­лек­сом «ан­тив­лас­ти» и ко­то­рое в тра­ди­ци­он­ной Ру­си ча­ще име­но­ва­ли сму­той. Смысл сло­ва «сму­та» в рус­ском язы­ке по­ня­тен – это мя­теж гор­до­го ду­ха и раз­ру­ха в го­ло­вах. Это де­мо­н­стра­ция враж­деб­нос­ти к су­ще­ст­ву­ю­ще­му го­су­да­р­ству без дос­та­точ­ных на то фун­да­мен­таль­ных – преж­де все­го эко­но­ми­чес­ких и со­ци­аль­ных – ос­но­ва­ний. Мос­ко­вс­кие и пе­тер­бу­р­гские ми­тин­ги по­ка­за­ли, что не­за­ви­си­мо от ло­зун­гов вро­де «чест­ных вы­бо­ров» их ор­га­ни­за­то­ры дви­жи­мы, по су­ще­ст­ву, од­ной страстью – сва­лить тра­ди­ци­он­ную («ви­зан­тийс­кую») власть. Они кри­чат: «Пу­тин, ухо­ди!» – но на са­мом де­ле го­нят не столь­ко Пу­ти­на, сколь­ко идею го­су­да­р­ствен­нос­ти как та­ко­вую. Го­су­да­р­ство – это уза­ко­нен­ная (юри­ди­чес­ки упо­ря­до­чен­ная) на­ци­о­наль­ная прак­ти­ка, опи­ра­ю­ща­я­ся на оп­ре­де­лен­ные – в на­шем слу­чае пра­вос­лав­ные – ду­хов­ные цен­нос­ти. И вот как раз по­доб­ной вер­ти­каль­ной ор­га­ни­за­ции жиз­ни на­ши ли­бе­рал-боль­ше­ви­ки не вы­но­сят и меч­та­ют от нее из­ба­вить­ся лю­бой це­ной.

Сто лет на­зад «прод­ви­ну­тая» эли­та и ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция объ­я­ви­ли вой­ну клас­си­чес­кой вер­ти­каль­ной влас­ти в ли­це ца­ря и Церк­ви, воз­меч­тав прев­ра­тить Рос­сию в ли­бе­раль­ную рес­пуб­ли­ку ти­па Фран­ции. Мно­гие из выс­ших чи­нов­ни­ков Рос­сийс­кой им­пе­рии, ли­бе­раль­ных дум­цев и да­же предс­та­ви­те­лей ге­не­ра­ли­те­та и ве­ли­ких кня­зей во вре­мя фев­ральс­ких со­бы­тий хо­ди­ли по Пет­рог­ра­ду с крас­ны­ми лен­точ­ка­ми. И се­год­ня в тол­пе ми­тин­гу­ю­щих оп­по­зи­ци­о­не­ров мы мо­жем встре­тить вид­ных предс­та­ви­те­лей сов­ре­мен­но­го рос­сийс­ко­го ис­теб­лиш­мен­та. В фев­ра­ле 1917 го­да ло­зунг «До­лой са­мо­дер­жа­вие!» го­ря­чо под­дер­жи­ва­ли мно­гие де­я­те­ли «се­реб­ря­но­го ве­ка», бо­гем­ные оби­та­те­ли «Бро­дя­чей со­ба­ки» и зав­сег­да­таи блис­та­тель­ных светс­ких са­ло­нов Пет­рог­ра­да. Точ­но так же ло­зунг «Рос­сия без Пу­ти­на!» се­год­ня го­то­вы кри­чать на всех пло­ща­дях предс­та­ви­те­ли сто­лич­ной бо­ге­мы – пи­са­те­ли, те­ле­ве­ду­щие, ро­ке­ры, му­зы­каль­ные кри­ти­ки и гла­мур­ные «светс­кие ль­ви­цы».

Од­на­ко, воп­ре­ки все­му со­во­куп­но­му Мо­дер­ну и Пост­мо­дер­ну, то есть объ­е­ди­нен­ной оп­по­зи­ции ком­му­нис­тов, на­ци­о­на­лис­тов и ли­бе­ра­лов, наш «ви­зан­тийс­кий» на­род изб­рал 4 мар­та Пу­ти­на пре­зи­ден­том Рос­сии – в этом сом­не­ва­ют­ся толь­ко те, ко­то­рые хо­тят сом­не­вать­ся. Его под­дер­жа­ло по­дав­ля­ю­щее боль­ши­н­ство участ­во­вав­ших в го­ло­со­ва­нии. Се­год­ня Пу­тин – это пер­вый со вре­мен Ста­ли­на ру­ко­во­ди­тель Рос­сии, об­ла­да­ю­щий мощ­ной лич­ной ха­риз­мой и це­ле­у­ст­рем­лен­ной по­ли­ти­чес­кой во­лей.

Од­на­ко всё толь­ко на­чи­на­ет­ся. В свое вре­мя Ар­нольд Тойн­би пред­ло­жил те­о­рию ци­ви­ли­за­ции, ра­бо­та­ю­щей по прин­ци­пу «вы­зов–от­вет». На­ше­му но­во­и­зб­ран­но­му пре­зи­ден­ту в бли­жай­шее вре­мя при­дет­ся столк­нуть­ся со мно­ги­ми вы­зо­ва­ми, и судь­ба Рос­сии в зна­чи­тель­ной ме­ре бу­дет за­ви­сеть от то­го, ка­кие от­ве­ты на эти вы­зо­вы удаст­ся най­ти ему и под­дер­жи­ва­ю­ще­му его на­ро­ду.


 


Кадр из фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина

Никакой прогресс не обходится без значительных и прежде всего духовно-нравственных
потерь, и нередко эти потери превышают цену самого прогресса. В сущности, речь
идет о борьбе святыни и жизни – кто кого? Ценности духа вступают
в противостояние с идеей овладения миром.

Глу­бин­ные кор­ни кор­руп­ции

Ос­нов­ные прин­ци­пы пу­ти­нс­кой по­ли­ти­ки – силь­ная го­су­да­р­ствен­ность (вер­ти­каль влас­ти), ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, сво­бод­ная куль­ту­ра и не­за­ви­си­мый внеш­не­по­ли­ти­чес­кий курс. Пер­вым пре­пя­т­стви­ем для действий на каж­дом из ука­зан­ных нап­рав­ле­ний яв­ля­ет­ся кор­руп­ция. Каж­дый жи­тель Рос­сии по сво­е­му опы­ту зна­ет, что без раз­лич­но­го ро­да «рас­пи­лов» и «от­ка­тов» у нас поч­ти ни­че­го не де­ла­ет­ся. За день­ги мож­но ку­пить су­дейс­кую долж­ность и уче­ную сте­пень, за день­ги предс­та­ви­те­ли пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов от­пус­ка­ют прес­туп­ни­ков или да­же са­ми прев­ра­ща­ют­ся в ОПГ. По­че­му это так? Ка­за­лось бы, в дру­гих – так на­зы­ва­е­мых раз­ви­тых – стра­нах масш­та­бы слу­жеб­ной про­даж­нос­ти зна­чи­тель­но мень­ше.

При­чи­на та­ко­го по­ло­же­ния дел не толь­ко в том, что на За­па­де ка­пи­та­лизм, так ска­зать, ус­то­ял­ся и при­об­рел об­щеп­ри­ня­тые юри­ди­чес­кие очер­та­ния (кста­ти, сей­час он, нес­мот­ря на это, тре­щит по всем сво­им фи­нан­со­вым швам). Де­ло в том, что за­пад­ная ра­ци­о­на­лис­ти­чес­кая ци­ви­ли­за­ция су­ме­ла под­ве­рс­тать под за­ко­ны рын­ка всю свою куль­ту­ру, нрав­ствен­ность и да­же са­мо хрис­ти­а­н­ство. Зна­че­ние Ре­фор­ма­ции, Прос­ве­ще­ния и пос­ле­до­вав­ших за­тем ре­во­лю­ций зак­лю­ча­лось в том, что они пе­рек­лю­чи­ли ре­ли­ги­оз­ную энер­гию лю­дей с не­ба на зем­лю. По ме­ре раз­ви­тия и ук­реп­ле­ния уни­вер­саль­но-ры­ноч­ных от­но­ше­ний за­пад­ный че­ло­век не­ук­лон­но ут­ве­рж­дал се­бя как зем­но­го бо­га. Ре­фор­ма­ция и Прос­ве­ще­ние зак­ре­пи­ли в ду­хов­ной сфе­ре, куль­ту­ре и ми­ро­во­з­зре­нии по­доб­ное са­мо­обо­же­с­твле­ние ев­ро­а­ме­ри­кан­ца. Толь­ко при ука­зан­ных обс­то­я­тель­ствах мог быть нрав­ствен­но оп­рав­дан ка­пи­та­лизм – сво­е­го ро­да ин­тер­на­ци­о­наль­ная мас­те­рс­кая по про­из­во­д­ству ме­но­вых сто­и­мос­тей, где га­ран­ти­ро­ван­ный об­мен ус­лу­га­ми есть преж­де все­го ре­зуль­тат ра­бо­ты на се­бя, ра­ди сво­ей вы­го­ды, хо­лод­но­го эго­ис­тич­но­го рас­че­та.

Вот это­го-то как раз до сих пор и не вы­но­сит рус­ская – пра­вос­лав­ная по сво­им ис­то­кам – ду­ша. Не­да­ром лю­ди ти­па Иго­ря Юр­ген­са и Вла­ди­ми­ра Поз­не­ра се­ту­ют, что пра­вос­ла­вие тор­мо­зит раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма в Рос­сии. Ни Ре­фор­ма­ции, ни бур­жу­аз­но­го Прос­ве­ще­ния у нас так и не слу­чи­лось. «От тру­дов пра­вед­ных не на­жи­вешь па­лат ка­мен­ных», – го­во­рит рус­ская пос­ло­ви­ца. Собствен­но это толь­ко пе­рес­каз еван­гельс­ко­го из­ре­че­ния о том, что лег­че верб­лю­ду прой­ти сквозь иголь­ные уши, чем бо­га­то­му вой­ти в царство не­бес­ное. И ког­да на­ро­ду в хо­де ре­во­лю­ции 1991–1993 го­дов на­вя­за­ли, вов­се не спро­сив его, ди­кий ка­пи­та­лизм, мно­гие, что на­зы­ва­ет­ся, соб­лаз­ни­лись. Ес­ли ре­аль­ным «бо­гом» вновь об­ре­тен­ной пост­ком­му­нис­ти­чес­кой сво­бо­ды ста­ли день­ги, то ка­кие мо­гут быть нрав­ствен­ные барь­е­ры? Ес­ли Бо­га нет, то всё поз­во­ле­но…

Вот тут но­во­му-ста­ро­му пре­зи­ден­ту и при­дет­ся при­ни­мать ре­ши­тель­ные ме­ры. Они, ко­неч­но, долж­ны быть сис­тем­ны­ми – от доб­ро­воль­ных дек­ла­ра­ций о до­хо­дах/рас­хо­дах до ужес­то­че­ния уго­лов­но­го на­ка­за­ния за взят­ки вплоть до выс­шей ме­ры, как это де­ла­ет­ся в Ки­тае. Не Пу­тин лич­но уч­ре­дил та­кую «то­таль­ную ры­ноч­ность» в Рос­сии – на­о­бо­рот, он всег­да ста­рал­ся по ме­ре сил удер­жать ее в при­ем­ле­мых для го­су­да­р­ствен­нос­ти рам­ках. Од­на­ко это труд­ная – имен­но ме­та­фи­зи­чес­ки труд­ная – за­да­ча. К каж­до­му про­ве­ря­ю­ще­му не прис­та­вишь еще од­но­го про­ве­ря­ю­ще­го. Ни­ка­кая по­ли­ти­чес­кая кон­ку­рен­ция и мно­го­пар­тий­ность са­ми по се­бе с кор­руп­ци­ей не спра­вят­ся: вор у во­ра бу­дет ду­бин­ку тя­нуть. Здесь не­об­хо­ди­мо со­во­куп­ное действие пра­во­вых, куль­тур­ных и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных энер­гий, ког­да «боль­шой на­род» бу­дет чувство­вать, что стро­ит не оли­гар­хи­чес­кий рай для де­ся­ти про­цен­тов на­се­ле­ния (да и то оби­та­ю­ще­го в ос­нов­ном за гра­ни­цей), а для то­го це­ло­го, ко­то­рое и на­зы­ва­ет­ся Рос­си­ей. Ко­неч­но, для это­го нуж­ны кад­ро­вые пе­ре­ме­ны – преж­де все­го для вы­ра­бот­ки на­ци­о­наль­ной иде­о­ло­гии, в том чис­ле для про­ек­ти­ру­е­мо­го об­ще­ст­вен­но­го те­ле­ви­де­ния, ко­то­рое се­год­ня выс­ту­па­ет пов­сед­нев­ным вос­пи­та­те­лем (а по су­ти – разв­ра­ти­те­лем) на­ро­да. Не­об­хо­ди­ма так­же пе­ри­о­ди­чес­кая ро­та­ция власт­ных груп­пи­ро­вок – ина­че мно­гие бю­рок­ра­ти­чес­кие «ры­ноч­ни­ки» впол­не мо­гут про­дать/пре­дать и Ро­ди­ну, и са­мо­го пре­зи­ден­та. Уж ес­ли ры­нок – так ры­нок.

Па­ра­док­сы прог­рес­са

В пос­лед­ние го­ды с лег­кой ру­ки экс-пре­зи­ден­та Мед­ве­де­ва мно­го го­во­ри­ли о мо­дер­ни­за­ции, рек­ла­ми­ро­ва­ли Скол­ко­во и др. Бе­зус­лов­но, мо­дер­ни­за­ция – как прог­ресс тех­ни­ки и тех­но­ло­гии – прос­то не­об­хо­ди­ма. Од­на­ко сле­ду­ет от­да­вать се­бе от­чет в том, ка­кой бу­дет це­на это­го са­мо­го прог­рес­са в сфе­рах куль­ту­ры, ми­ро­во­з­зре­ния и по­ли­ти­ки.

При раз­мыш­ле­нии о прог­рес­се мы стал­ки­ва­ем­ся с од­ной из ха­рак­тер­ных для на­ше­го Оте­че­ст­ва ан­ти­но­мий – про­ти­во­ре­чи­ем в за­ко­не, ког­да ока­зы­ва­ют­ся пра­вы од­нов­ре­мен­но как сто­рон­ни­ки все­об­щей мо­дер­ни­за­ции/гло­ба­ли­за­ции Рос­сии, так и ее про­тив­ни­ки.


 

{div width:385|float:left}{module Luca-Signorelli-Orvieto}{/div}С од­ной сто­ро­ны, мо­дер­ни­за­ци­он­ный прог­ресс не­об­хо­дим хо­тя бы для то­го, что­бы нас не стер­ли в по­ро­шок пе­ре­до­вые в тех­но­ло­ги­чес­ком от­но­ше­нии стра­ны (тех­нок­ра­ти­чес­кие ли­де­ры). «Зна­ние – си­ла» – эта фор­му­ла Бэ­ко­на при­об­ре­та­ет все бо­лее бук­валь­ный смысл. Ни­ка­кая стра­на не мо­жет се­год­ня зак­рыть­ся от ми­ра.

С дру­гой сто­ро­ны, ни­ка­кой прог­ресс не об­хо­дит­ся без зна­чи­тель­ных и преж­де все­го ду­хов­но-нрав­ствен­ных по­терь, и не­ред­ко эти по­те­ри пре­вы­ша­ют це­ну (праг­ма­ти­чес­кий ус­пех) са­мо­го прог­рес­са. Вся тех­нос­фе­ра ны­неш­не­го «прод­ви­ну­то­го» ми­ра – от во­об­ра­жа­е­мых компь­ю­тер­ных все­лен­ных до не­бо­ск­ре­бов – мо­де­ли­ру­ет от­нюдь не ан­гельс­кие нор­мы сов­ре­мен­но­го об­ще­ст­ва, при­чем как на Вос­то­ке, так и на За­па­де. Дос­та­точ­но ска­зать, что при­мер­но по­ло­ви­ну цир­ку­ли­ру­ю­щей в Ин­тер­не­те ин­фор­ма­ции сос­тав­ля­ет пор­ног­ра­фия. На­ши де­ти уже поч­ти не чи­та­ют книг, пред­по­чи­тая им вир­ту­аль­ные стре­лял­ки и до­го­нял­ки, в ко­то­рых жи­вых лю­дей пос­те­пен­но за­ме­ща­ют кло­ны и ки­бор­ги. И вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кая ци­ви­ли­за­ция (соз­на­тель­но или бес­соз­на­тель­но) соп­ро­тив­ля­ет­ся та­ко­му прог­рес­су. В сущ­нос­ти, речь идет о борь­бе свя­ты­ни и жиз­ни – кто ко­го? Цен­нос­ти ду­ха всту­па­ют в про­ти­вос­то­я­ние с иде­ей ов­ла­де­ния ми­ром, при­чем рус­ская куль­ту­ра пе­ре­жи­ва­ет это про­ти­вос­то­я­ние осо­бен­но ост­ро.

На постхрис­ти­а­нс­ком За­па­де лю­ди сог­ла­си­лись (и внут­рен­не, и внеш­не) жить без иде­а­ла – так оно бо­га­че и спо­кой­нее. В Анг­лии да­же на­тель­ные крес­ты зап­ре­ти­ли. Вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кая (рус­ская) ис­то­рия ока­за­лась бо­лее ус­той­чи­вой в пла­не ба­зис­ных жиз­нен­ных ус­та­нов­ле­ний – тут и ре­аль­ная мо­нар­хия вплоть до на­ча­ла XX ве­ка, и идея ком­му­низ­ма как жиз­ни по спра­вед­ли­вос­ти, и ны­неш­няя «су­ве­рен­ная де­мок­ра­тия», боль­ше по­хо­жая на прев­ра­щен­ную фор­му «са­мо­дер­жав­ной рес­пуб­ли­ки» (в ду­хе сла­вя­но­фильс­ких про­ек­тов XIX ве­ка). Мно­го­ты­сяч­ные ми­тин­ги на Пок­лон­ной, в Луж­ни­ках и на Ма­неж­ной как нель­зя луч­ше подт­вер­ди­ли это. В че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции воз­рас­та­ют од­нов­ре­мен­но сум­ма доб­ра и сум­ма зла, по­ряд­ка и ха­о­са. Та­ков ос­нов­ной па­ра­докс ис­то­рии в этом не­со­вер­шен­ном ми­ре. Пре­зи­ден­ту Пу­ти­ну воль­но или не­воль­но уго­то­ва­но выс­ту­пать судь­ей в та­ком спо­ре – ра­зу­ме­ет­ся, не рос­чер­ком пе­ра, а пос­ле­до­ва­тель­ной ци­ви­ли­за­ци­он­ной по­ли­ти­кой с опо­рой на по­ка еще здо­ро­вое боль­ши­н­ство на­ро­да и Рус­скую пра­вос­лав­ную цер­ковь. Его про­тив­ни­ки то­же это по­ни­ма­ют и по­то­му вся­чес­ки ста­ра­ют­ся опо­ро­чить и то и дру­гое («быд­ло», ко­щу­н­ствен­ные «панк-мо­леб­ны» в хра­ме и т.п.).

В человеческой цивилизации возрастают одновременно сумма добра и сумма зла,
порядка и хаоса. Таков основной парадокс истории в этом несовершенном мире.
Путину уготовано выступать судьей в таком споре – не росчерком пера,
а последовательной цивилизационной политикой.

Трой­ное дав­ле­ние Мо­дер­на

Не­дав­ние пре­зи­де­н­тские вы­бо­ры вы­ра­зи­тель­но подт­вер­ди­ли ба­зо­вый ду­хов­ный и со­ци­о­куль­тур­ный раск­лад на­ше­го об­ще­ст­ва: 63 про­цен­та Пу­ти­на – это рус­ская клас­си­ка, 17 про­цен­тов Зю­га­но­ва и 4 про­цен­та Ми­ро­но­ва – ле­вый Мо­дерн, 6 про­цен­тов Жи­ри­но­вс­ко­го – ли­бе­рал-на­ци­о­на­лизм, на­ко­нец, 7 про­цен­тов Про­хо­ро­ва – ли­бе­рал-пост­мо­дер­низм. Все три пос­лед­ние об­ще­ст­вен­но-куль­тур­ные ус­та­нов­ки в ка­че­ст­ве раз­но­вид­нос­тей Мо­дер­на объ­е­ди­не­ны ате­из­мом (без­бо­жи­ем) и про­ти­вос­то­ят клас­си­чес­кой рус­ской ре­ли­ги­оз­но-го­су­да­р­ствен­ной тра­ди­ции, предс­тав­ля­е­мой в ны­неш­ней Рос­сии Рус­ской пра­вос­лав­ной цер­ковью и пре­зи­де­н­тской вер­ти­калью.

Ес­ли го­во­рить о вы­зо­вах, то имен­но эта тра­ди­ция ока­за­лась ны­не ми­шенью глав­но­го уда­ра. И го­то­вят этот удар внут­рен­ние и внеш­ние ли­бе­ра­лы/
сво­бо­до­пок­лон­ни­ки – от «Пар­на­са» до «Ли­ги из­би­ра­те­лей», от мил­ли­о­не­ров-пи­са­те­лей, со­чи­ня­ю­щих из­де­ва­тельс­кие стиш­ки, до «му­зы­каль­ных кри­ти­ков», изоб­ра­жа­ю­щих на ми­тин­го­вой три­бу­не пре­зер­ва­ти­вы. Сво­бо­да – это, ко­неч­но, ве­ли­кое бла­го и ус­ло­вие все­го ос­таль­но­го. Од­на­ко сво­бо­да не мо­жет быть са­мо­целью. Весь воп­рос в том, «от» и «для» че­го эта сво­бо­да. У «боль­шо­го на­ро­да» впол­не оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к сво­бо­де. Ин­ди­ви­ду­а­лис­ти­чес­кая сво­бо­да, сво­бо­да са­мо­ут­ве­рж­де­ния рус­ско­му че­ло­ве­ку неб­лиз­ки, они его не вдох­нов­ля­ют. Всег­да бы­ли, ко­неч­но, осо­бо воль­но­лю­би­вые слои рус­ско­го на­се­ле­ния («ка­за­ки-раз­бой­ни­ки»), но в об­ще­на­ци­о­наль­ном пла­не лич­ная сво­бо­да сто­я­ла на го­су­да­ре­вой служ­бе. «Я рож­ден для служ­бы царс­кой» – это не­пус­тые сло­ва ли­хо­го гу­са­ра Де­ни­са Да­вы­до­ва. Слу­жи­лы­ми сос­ло­ви­я­ми на Ру­си бы­ли все: и дво­ря­н­ство, и кресть­я­н­ство, и ку­пе­че­ст­во, и бур­жу­а­зия. Игра в Pokerdom идет исключительно на русские рубли Все по­ни­ма­ли (луч­ше ска­зать, чувство­ва­ли), что дер­жав­ная вер­ти­каль в Рос­сии яв­ля­ет­ся не чь­ей-то вы­дум­кой или «отс­та­лостью», а ес­те­ст­вен­ной и да­же един­ствен­но воз­мож­ной фор­мой со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции на­ро­да, ко­то­рый хо­чет жить не по вы­го­де, а по прав­де. На­ши пар­тии – от­нюдь не по­ли­ти­чес­кие, а ми­ро­во­з­зрен­чес­кие, и как раз по­э­то­му бе­зу­ми­ем для стра­ны бы­ло бы ме­нять ми­ро­во­з­зре­ние/по­ли­ти­ку каж­дые че­ты­ре го­да. Го­су­да­р­ство на Ру­си ус­пеш­но действу­ет лишь в той ме­ре, в ка­кой оно об­ла­да­ет свя­щен­ной ха­риз­мой – нет влас­ти не от Бо­га. Коль ско­ро го­су­да­р­ство эту ха­риз­му ут­ра­чи­ва­ет, в стра­не на­чи­на­ют­ся кри­зи­сы, сму­ты, ре­во­лю­ции, граж­да­нс­кие вой­ны.

Двое «де­тей» Мо­дер­на, вли­я­ние ко­то­рых в бу­ду­щем, не­сом­нен­но, бу­дет рас­ти, – это со­ци­а­лизм/ком­му­низм и на­ци­о­на­лизм. За­да­ча бу­ду­щей влас­ти по от­но­ше­нию к ним зак­лю­чат­ся в том, что­бы взять от них луч­шее, от­де­ляя вмес­те с тем ком­му­нис­ти­чес­кую и на­ци­о­на­лис­ти­чес­кую пше­ни­цу от пле­вел.


 


Бартоломей Штробель. Валтасаров пир. Около 1618

Апокалипсис Запада происходит в декорациях материального изобилия
и технологического процветания. Постмодернистский валтасаров пир в разгаре.
Нашим государственникам и коммунистам необходимо поддерживать друг друга
на фоне антихристианской атаки по всему миру.

Со­ци­а­лис­ти­чес­кие и ком­му­нис­ти­чес­кие убеж­де­ния в на­шей стра­не, су­дя по ре­зуль­та­там пос­лед­них вы­бо­ров, под­дер­жи­ва­ют око­ло чет­вер­ти из­би­ра­те­лей (Зю­га­нов + Ми­ро­нов). В той ме­ре, в ка­кой ком­му­низм ос­та­ет­ся мо­дер­ни­зи­ро­ван­ным ва­ри­ан­том «пос­лед­ней прав­ды бур­жу­аз­нос­ти», то есть уче­ни­ем о спра­вед­ли­вом про­из­во­д­стве и расп­ре­де­ле­нии ма­те­ри­аль­ных благ как смыс­ле че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия, он дол­жен быть под­ве­рг­нут фи­ло­со­фс­кой и преж­де все­го ре­ли­ги­оз­ной кри­ти­ке. Од­на­ко он рас­це­ни­ва­ет ка­пи­та­лис­ти­чес­кую ор­га­ни­за­цию жиз­ни – про­из­во­д­ство фи­нан­со­вой при­бы­ли – как бес­че­ло­веч­ную и амо­раль­ную, и по­то­му рус­ский на­ци­о­наль­ный ком­му­низм ока­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным со­юз­ни­ком пра­вос­лав­но-пат­ри­о­ти­чес­ких сил, стре­мя­щих­ся вы­вес­ти Рос­сию из ту­пи­ка, в ко­то­рый она по­па­ла в ре­зуль­та­те не­о­бур­жу­аз­но­го пе­ре­во­ро­та кон­ца XX ве­ка. Фун­да­мен­таль­ное про­ти­во­ре­чие гло­баль­но­го ры­ноч­но­го «че­ло­вей­ни­ка» XXI ве­ка сос­то­ит в том, что здесь под вли­я­ни­ем вир­ту­а­ли­за­ции клю­че­вых цен­нос­тей бы­тия («об­ще­ст­во спек­так­ля», по вы­ра­же­нию Ги Де­бо­ра) об­раз Бо­жий в че­ло­ве­ке рас­па­да­ет­ся быст­рее и внеш­не не­за­мет­нее, чем в ус­ло­ви­ях пред­ше­ст­ву­ю­щих ана­та­го­нис­ти­чес­ких эпох. Внут­ри­ис­то­ри­чес­кий апо­ка­лип­сис За­па­да про­ис­хо­дит в де­ко­ра­ци­ях ма­те­ри­аль­но­го изо­би­лия и тех­но­ло­ги­чес­ко­го проц­ве­та­ния. Пост­мо­дер­ни­с­тский вал­та­са­ров пир в раз­га­ре. Имен­но по­э­то­му рус­ским го­су­да­р­ствен­ни­кам и рус­ским ком­му­нис­там не­об­хо­ди­мо под­дер­жи­вать друг дру­га в пат­ри­о­ти­чес­кой и ду­хо­подъ­ем­ной де­я­тель­нос­ти на фо­не фрон­таль­ной ан­тих­рис­ти­а­нс­кой ата­ки по все­му ми­ру. И при этом стре­мить­ся по воз­мож­нос­ти сбли­зить свои ми­ро­во­з­зрен­чес­кие по­зи­ции. Рос­сия у нас од­на.

То же са­мое ка­са­ет­ся и на­ци­о­на­лиз­ма. На сов­ре­мен­ном оте­че­ст­вен­ном об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ком по­ле при­су­т­ству­ют три на­ци­о­на­лиз­ма – пра­вос­лав­ный, на­ци­о­наль­но-де­мок­ра­ти­чес­кий и язы­чес­кий. Ра­зу­ме­ет­ся, толь­ко с пер­вым на­ци­о­на­лиз­мом сто­ит иметь де­ло, од­на­ко его все-та­ки луч­ше на­зы­вать не на­ци­о­на­лиз­мом, а стрем­ле­ни­ем к сох­ра­не­нию ос­нов­ных куль­тур­ных цен­нос­тей и тра­ди­ций рус­ско­го на­ро­да, точ­нее, Рус­ско­го ми­ра, ко­то­рый вклю­ча­ет в се­бя от­нюдь не толь­ко эт­ни­чес­ких рус­ских. Имен­но та­кие ак­цен­ты при­су­т­ству­ют в статье Пу­ти­на по на­ци­о­наль­но­му воп­ро­су, опуб­ли­ко­ван­ной пе­ред вы­бо­ра­ми (рус­ское яд­ро им­пе­рс­ко­го ти­па). Что ка­са­ет­ся двух дру­гих на­ци­о­на­лиз­мов, то они тре­бу­ют чет­кой оцен­ки. Пер­вый из них предс­тав­лен ти­пич­ны­ми на­ци­о­нал-ли­бе­раль­ны­ми иде­о­ло­га­ми, ко­то­рые не­пос­ре­д­ствен­но про­дол­жа­ют ев­ро­пейс­кую бур­жу­аз­но-де­мок­ра­ти­чес­кую ли­нию в на­ци­о­наль­ном воп­ро­се, стре­мясь встро­ить рус­ский на­род в кон­церт ци­ви­ли­зо­ван­ных за­пад­ных (прав­да, постхрис­ти­а­нс­ких и фак­ти­чес­ки вы­рож­да­ю­щих­ся) эт­но­сов. Нес­лу­чай­на у них, меж­ду про­чим, и ссыл­ка на де­каб­рис­тов-ма­со­нов: те не толь­ко царс­кую семью со­би­ра­лись вы­ре­зать, но и мно­гих ино­род­цев выс­лать в весь­ма от­да­лен­ные края. Язы­чес­кий же рус­ский на­ци­о­на­лизм име­ет од­ноз­нач­но ан­тих­рис­ти­а­нс­кую нап­рав­лен­ность – опять-та­ки воп­ре­ки «боль­шо­му на­ро­ду».

Пост­мо­дерн как пос­лед­ний вы­зов

Сей­час мно­го го­во­рят о том, что у нас об­ра­зо­ва­лись две пар­тии – «пар­тия те­ле­ви­зо­ра» и «пар­тия Ин­тер­не­та». От­час­ти это вер­но, но толь­ко от­час­ти, по­то­му что, в от­ли­чие от «те­ле­ма­нов», про­фес­си­о­наль­ные «ин­тер­нет­чи­ки», жи­ву­щие в сво­их твит­те­рах, в прин­ци­пе не мо­гут об­ра­зо­вать ни­ка­кой пар­тии. Не толь­ко по­то­му что их от­но­си­тель­но ма­ло. Пар­тия – это, как из­ве­ст­но, часть, сто­ро­на це­ло­го, а Ин­тер­нет сам по се­бе есть не­кое це­лое, прав­да, осо­бо­го ро­да. Его центр вез­де и ниг­де.

То, что про­ис­хо­ди­ло на «бо­лот­но-пи­о­не­рс­ких» пло­ща­дях в Моск­ве и Пе­тер­бур­ге, есть ти­пич­ное про­яв­ле­ние «цвет­ной» ре­во­лю­ции, ос­но­ван­ной на се­те­вой иде­о­ло­гии Пост­мо­дер­на. Се­год­ня ар­се­нал по­доб­ных пост­мо­дер­ни­с­тских се­те­вых про­ек­тов выг­ля­дит прос­то впе­чат­ля­ю­щим. В ми­ро­во­з­зрен­чес­ком пла­не, ко­неч­но, речь идет о еди­ном куль­тур­но-по­ли­ти­чес­ко-эко­но­ми­чес­ком су­пе­рп­ро­ек­те. Не­су­щи­ми конструк­ци­я­ми это­го про­ек­та выс­ту­па­ют преж­де все­го транс­на­ци­о­наль­ные фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ные груп­пы, об­ла­да­ю­щие конт­ро­лем над ре­сур­са­ми и все бо­лее скло­ня­ю­щи­е­ся к эко­но­ми­ке спе­ку­ля­тив­но­го, а не про­из­во­ди­тель­но­го ти­па. Мощ­ную под­де­рж­ку им ока­зы­ва­ют меж­ду­на­род­ные ин­фор­ма­ци­он­ные се­ти вро­де гло­баль­но­го те­ле­ви­де­ния или Ин­тер­не­та. Эти ме­дий­ные га­лак­ти­ки про­е­ци­ру­ют свои иг­ро­вые ри­зо­мы («кус­ты», вер­баль­ные «гриб­ни­цы», ли­шен­ные цент­раль­ной точ­ки отс­че­та) на ров­ные смыс­ло­вые плос­кос­ти, где лю­ди и ве­щи уже не име­ют ес­те­ст­вен­но­го «сво­е­го мес­та», а лишь от­ра­жа­ют­ся (иг­ра­ют) друг в дру­ге. Че­го нет в элект­рон­ном по­ле, то­го не су­ще­ст­ву­ет – это нын­че не шут­ка, а су­ро­вая действи­тель­ность.


 

Стратегия вождей разного рода твиттерариев и фейсбукеров – средствами
политического спектакля разрушить любую духовно-ценностную вертикаль,
традиционно лежащую в фундаменте государственности, особенно
государственности русской.

Возь­мем, к при­ме­ру, те же са­мые ми­тин­ги «рас­сер­жен­ных го­ро­жан». Каж­дый та­кой пост­мо­дер­ни­с­тский спек­такль тща­тель­но ре­жис­си­ру­ет­ся, снаб­жа­ет­ся со­от­ве­т­ству­ю­щи­ми ли­бе­раль­ны­ми ло­зун­га­ми, му­зы­каль­но-тан­це­валь­ной рок-ос­на­ст­кой и т.п. Бо­лее то­го, да­же не­ли­бе­раль­ные об­ще­ст­вен­ные си­лы (нап­ри­мер, ком­му­нис­ты и часть на­ци­о­на­лис­тов), вклю­ча­ясь в по­доб­ный кол­лек­тив­ный пер­фор­манс, ра­бо­та­ют не столь­ко на се­бя, сколь­ко на не­го. Вся­кая пар­тий­ная по­ли­ти­ка, опи­ра­ю­ща­я­ся на твер­до сфор­му­ли­ро­ван­ные ос­но­ва­ния, ста­но­вясь эле­мен­том кар­на­ва­ла, са­ма ока­зы­ва­ет­ся кар­на­валь­ной. Ксю­ша Соб­чак, тре­бу­ю­щая се­бе сво­бо­ды, мгно­вен­но диск­ре­ди­ти­ру­ет лю­бой обос­но­ван­ный (или вздор­ный) про­тест, под­ве­рс­ты­вая его под свою яко­бы иг­ро­вую, а на са­мом де­ле де­мо­ни­чес­кую энер­ге­ти­ку. Пар­тий­ные струк­ту­ры – это нас­ле­дие ев­ро­пейс­ко­го Мо­дер­на – ка­жут­ся в пост­мо­дер­ни­с­тском се­те­вом кон­те­кс­те чем-то без­на­деж­но ус­та­рев­шим. «Се­те­вым хо­мяч­кам» не нуж­ны ни­ка­кие пар­тии – они хо­тят ри­со­вать чле­ны на Ли­тей­ном мос­ту и за­ди­рать но­ги в хра­ме Хрис­та Спа­си­те­ля. В этом и сос­то­ит стра­те­гия вож­дей «ма­ло­го на­ро­да» (то есть раз­но­го ро­да твит­те­ра­ри­ев и фейс­бу­ке­ров) – сред­ства­ми по­ли­ти­чес­ко­го спек­так­ля раз­ру­шить лю­бую ду­хов­но-цен­но­ст­ную вер­ти­каль, тра­ди­ци­он­но ле­жа­щую в фун­да­мен­те го­су­да­р­ствен­нос­ти, осо­бен­но го­су­да­р­ствен­нос­ти рус­ской. Их за­да­ча силь­но об­лег­ча­ет­ся тем, что не­ма­лая часть вы­хо­дя­щей на «бо­лот­ные» ми­тин­ги мо­ло­де­жи в куль­тур­ном пла­не поч­ти не яв­ля­ет­ся рус­ской. Она не зна­ет ни рус­ской ис­то­рии, ни рус­ской ли­те­ра­ту­ры, ни рус­ско­го ки­но, ни рус­ских пе­сен. Их «ду­хов­ная» пи­ща с детства – рок и Гол­ли­вуд.

Рос­сия как на­деж­да

Из ска­зан­но­го вы­ше бы­ло бы не­вер­но зак­лю­чить, что на­ша стра­на не нуж­да­ет­ся в мо­дер­ни­за­ции. Эле­мен­ты ли­бе­ра­лиз­ма и ка­пи­та­лиз­ма (то есть Мо­дер­на) есть в лю­бом об­ще­ст­ве, но в здо­ро­вом на­ци­о­наль­ном те­ле сво­бо­да и при­быль за­ни­ма­ют свое мес­то, не под­чи­няя се­бе все ос­таль­ные про­яв­ле­ния со­ци­аль­но­го бы­тия. Да­же в са­мом ли­бе­раль­ном об­ще­ст­ве го­су­да­р­ство так или ина­че ре­гу­ли­ру­ет ры­нок. Что ка­са­ет­ся Рос­сии, то ры­ноч­ные от­но­ше­ния в ней всег­да на­хо­ди­лись и долж­ны на­хо­дить­ся под стро­гим го­су­да­р­ствен­ным конт­ро­лем. Рус­ский на­род не лю­бит фор­маль­ной юрисп­ру­ден­ции и не пок­ло­ня­ет­ся пра­вам че­ло­ве­ка – он приз­на­ет изб­ран­ни­ка, за ко­то­рым чувству­ет Божью ру­ку. Толь­ко та­ко­му ли­де­ру – от­цу на­ции – по си­лам объ­е­ди­не­ние рос­сийс­ко­го на­се­ле­ния (хрис­ти­ан, на­ци­о­на­лис­тов и ате­ис­тов, бе­лых и крас­ных, ра­ди­ка­лов и ли­бе­ра­лов, ка­пи­та­лис­тов и про­ле­та­ри­ев, бо­га­тых и бед­ных) в спо­соб­ное на ос­мыс­лен­ное действие це­лое. Не про­даж­ный «сред­ний класс» или бю­рок­ра­тия (им Рос­сия чуж­да), а имен­но со­юз об­ще­на­ци­о­наль­но­го ли­де­ра с боль­ши­н­ством на­ро­да ну­жен се­год­ня для мо­дер­ни­за­ции Рос­сии. Юри­ди­чес­кой фор­мой та­ко­го со­ю­за в Ру­си XXI ве­ка яв­ля­ет­ся ав­то­ри­тет­ная пре­зи­де­н­тская власть, ре­а­ли­зу­ю­щая се­бя од­нов­ре­мен­но «свер­ху», от на­род­но­го иде­а­ла, и «сни­зу» – от пов­сед­нев­ной об­ще­ст­вен­ной прак­ти­ки и мест­ной ини­ци­а­ти­вы. В сущ­нос­ти, это и есть сов­ре­мен­ный дер­жав­ный про­ект в действии – он ни­ку­да не ушел и не мо­жет уй­ти из Рос­сии. Что­бы от­ве­чать за та­кую ог­ром­ную и слож­ную стра­ну, вер­хов­ная власть долж­на рас­по­ла­гать со­от­ве­т­ству­ю­щи­ми ры­ча­га­ми уп­рав­ле­ния, ре­а­ли­зу­ю­щи­ми в прак­ти­чес­ком со­ци­аль­ном действии энер­ге­ти­ку ци­ви­ли­за­ци­он­но­го ос­но­ва­ния (яд­ра). Меж­ду про­чим, муд­рость рус­ско­го на­ро­да зак­лю­ча­ет­ся и в том, что он – воп­ре­ки мощ­но­му ли­бе­раль­но­му пи­а­ру – в боль­ши­н­стве сво­ем го­ло­су­ет на вы­бо­рах имен­но за ре­аль­но действу­ю­щую го­су­да­р­ствен­ную власть. На сво­ем опы­те он ис­пы­тал, что про­ис­хо­дит в стра­не, ког­да к ру­лю в ней ста­но­вят­ся «не­сог­лас­ные». Ес­ли са­мо­дер­жав­ный прин­цип в сов­ре­мен­ной Рос­сии ис­сяк­нет, в ро­ли «са­мо­де­рж­ца» выс­ту­пит сам на­род и уч­ре­дит та­кую не­ли­бе­раль­ную де­мок­ра­тию, от ко­то­рой ни­ко­му (преж­де все­го са­мим ли­бе­рал-ре­во­лю­ци­о­не­рам, го­то­вив­шим ту или иную вер­сию иде­о­ло­гии «цвет­но­го» пе­ре­во­ро­та) ма­ло не по­ка­жет­ся. Имен­но та­ким мо­жет быть ре­аль­ный и впол­не «тех­но­ло­гич­ный» от­вет пра­вос­лав­но-пат­ри­о­ти­чес­кой ду­хов­нос­ти на вы­зов иных ци­ви­ли­за­ци­он­ных сил, ста­вя­щих под сом­не­ние ее ба­зо­вые иде­а­лы.

В ос­но­ве на­шей ци­ви­ли­за­ции про­дол­жа­ют сох­ра­нять­ся не ко­ры­ст­ные ус­та­нов­ки в ви­де част­ной собствен­нос­ти, а цен­нос­ти пра­вос­лав­ной ве­ры. «Ни­щие ду­хом» ока­зы­ва­ют­ся в Рос­сии бо­лее зна­чи­мы­ми, чем наг­лые и сы­тые. И ни­ка­кие по­ли­ти­ки и оли­гар­хи тут не власт­ны. Что ка­са­ет­ся спо­со­бов/ал­го­рит­мов осу­ще­с­твле­ния Рус­ской иде­о­ло­гии, то вы­ду­мы­вать ни­че­го не нуж­но. Пол­ный на­бор мо­би­ли­за­ци­он­ных прак­тик со­дер­жит на­ша ис­то­рия – от оп­рич­ни­ны Ио­ан­на IV («са­му­райс­кая мо­дер­ни­за­ция» по-рус­ски) и нев­ско­го па­ра­ди­за Пет­ра Ве­ли­ко­го до зна­ме­ни Рос­сии-СССР над Бер­ли­ном и вы­хо­да смо­ле­нс­ко­го па­рень­ка в 1961 го­ду в кос­мос. Вы­би­рай­те! Рус­ский че­ло­век мо­жет сде­лать бес­ко­неч­но мно­го, ес­ли бу­дет вдох­нов­лен на бой или ра­бо­ту энер­ге­ти­кой об­ще­го де­ла. И на­о­бо­рот, его де­я­тель­ность уй­дет в тень, «на­ле­во», ес­ли его мо­ти­ва­ция ог­ра­ни­чит­ся со­об­ра­же­ни­я­ми на­жи­вы. На­ше на­ци­о­наль­ное пу­те­ше­ст­вие во вре­ме­ни со­вер­ша­ет­ся не по ли­ней­ной ра­ци­о­наль­но-прог­рес­си­с­тской схе­ме (о, на­ив­ный XIX век!), а ост­ры­ми и по­рой неп­ре­дс­ка­зу­е­мы­ми всплес­ка­ми, сдви­га­ми, про­ту­бе­ран­ца­ми. Ра­зу­ме­ет­ся, рус­ская ци­ви­ли­за­ция как кол­лек­тив­ная лич­ность име­ет свои обо­рот­ные сто­ро­ны, гре­хи и не­дос­тат­ки («свин­цо­вые мер­зос­ти ди­кой рус­ской жиз­ни», по вы­ра­же­нию Мак­си­ма Горь­ко­го). Од­на­ко ни­ка­кие ре­во­лю­ции и ре­фор­мы не пре­об­ра­зо­ва­ли еще на­цию кресть­ян и во­и­нов в се­те­вую кор­по­ра­цию тор­гов­цев и ме­нял. А ведь имен­но в ина­ко­вой – по срав­не­нию с гло­ба­ли­с­тским мейн­стри­мом – Рос­сии нуж­да­ют­ся се­год­ня и За­пад, и Вос­ток: ры­ноч­но­му ми­ро­во­му со­об­ще­ст­ву в его ны­неш­нем ви­де ос­та­лось жиз­ни нес­коль­ко де­сят­ков лет…

Мо­дер­ни­за­ция без вес­тер­ни­за­ции под зна­ком пра­вос­лав­ной ду­хов­ной и дер­жав­ной тра­ди­ции – та­ко­ва сверх­за­да­ча прог­рес­са в на­шей ог­ром­ной ев­ра­зийс­кой стра­не.