{div width:385|float:left}{module Luca-Signorelli-Orvieto}{/div}С одной стороны, модернизационный прогресс необходим хотя бы для того, чтобы нас не стерли в порошок передовые в технологическом отношении страны (технократические лидеры). «Знание – сила» – эта формула Бэкона приобретает все более буквальный смысл. Никакая страна не может сегодня закрыться от мира.
С другой стороны, никакой прогресс не обходится без значительных и прежде всего духовно-нравственных потерь, и нередко эти потери превышают цену (прагматический успех) самого прогресса. Вся техносфера нынешнего «продвинутого» мира – от воображаемых компьютерных вселенных до небоскребов – моделирует отнюдь не ангельские нормы современного общества, причем как на Востоке, так и на Западе. Достаточно сказать, что примерно половину циркулирующей в Интернете информации составляет порнография. Наши дети уже почти не читают книг, предпочитая им виртуальные стрелялки и догонялки, в которых живых людей постепенно замещают клоны и киборги. И восточнохристианская цивилизация (сознательно или бессознательно) сопротивляется такому прогрессу. В сущности, речь идет о борьбе святыни и жизни – кто кого? Ценности духа вступают в противостояние с идеей овладения миром, причем русская культура переживает это противостояние особенно остро.
На постхристианском Западе люди согласились (и внутренне, и внешне) жить без идеала – так оно богаче и спокойнее. В Англии даже нательные кресты запретили. Восточнохристианская (русская) история оказалась более устойчивой в плане базисных жизненных установлений – тут и реальная монархия вплоть до начала XX века, и идея коммунизма как жизни по справедливости, и нынешняя «суверенная демократия», больше похожая на превращенную форму «самодержавной республики» (в духе славянофильских проектов XIX века). Многотысячные митинги на Поклонной, в Лужниках и на Манежной как нельзя лучше подтвердили это. В человеческой цивилизации возрастают одновременно сумма добра и сумма зла, порядка и хаоса. Таков основной парадокс истории в этом несовершенном мире. Президенту Путину вольно или невольно уготовано выступать судьей в таком споре – разумеется, не росчерком пера, а последовательной цивилизационной политикой с опорой на пока еще здоровое большинство народа и Русскую православную церковь. Его противники тоже это понимают и потому всячески стараются опорочить и то и другое («быдло», кощунственные «панк-молебны» в храме и т.п.).
В человеческой цивилизации возрастают одновременно сумма добра и сумма зла,
порядка и хаоса. Таков основной парадокс истории в этом несовершенном мире.
Путину уготовано выступать судьей в таком споре – не росчерком пера,
а последовательной цивилизационной политикой.
Тройное давление Модерна
Недавние президентские выборы выразительно подтвердили базовый духовный и социокультурный расклад нашего общества: 63 процента Путина – это русская классика, 17 процентов Зюганова и 4 процента Миронова – левый Модерн, 6 процентов Жириновского – либерал-национализм, наконец, 7 процентов Прохорова – либерал-постмодернизм. Все три последние общественно-культурные установки в качестве разновидностей Модерна объединены атеизмом (безбожием) и противостоят классической русской религиозно-государственной традиции, представляемой в нынешней России Русской православной церковью и президентской вертикалью.
Если говорить о вызовах, то именно эта традиция оказалась ныне мишенью главного удара. И готовят этот удар внутренние и внешние либералы/
свободопоклонники – от «Парнаса» до «Лиги избирателей», от миллионеров-писателей, сочиняющих издевательские стишки, до «музыкальных критиков», изображающих на митинговой трибуне презервативы. Свобода – это, конечно, великое благо и условие всего остального. Однако свобода не может быть самоцелью. Весь вопрос в том, «от» и «для» чего эта свобода. У «большого народа» вполне определенное отношение к свободе. Индивидуалистическая свобода, свобода самоутверждения русскому человеку неблизки, они его не вдохновляют. Всегда были, конечно, особо вольнолюбивые слои русского населения («казаки-разбойники»), но в общенациональном плане личная свобода стояла на государевой службе. «Я рожден для службы царской» – это непустые слова лихого гусара Дениса Давыдова. Служилыми сословиями на Руси были все: и дворянство, и крестьянство, и купечество, и буржуазия. Игра в Pokerdom идет исключительно на русские рубли Все понимали (лучше сказать, чувствовали), что державная вертикаль в России является не чьей-то выдумкой или «отсталостью», а естественной и даже единственно возможной формой социальной организации народа, который хочет жить не по выгоде, а по правде. Наши партии – отнюдь не политические, а мировоззренческие, и как раз поэтому безумием для страны было бы менять мировоззрение/политику каждые четыре года. Государство на Руси успешно действует лишь в той мере, в какой оно обладает священной харизмой – нет власти не от Бога. Коль скоро государство эту харизму утрачивает, в стране начинаются кризисы, смуты, революции, гражданские войны.
Двое «детей» Модерна, влияние которых в будущем, несомненно, будет расти, – это социализм/коммунизм и национализм. Задача будущей власти по отношению к ним заключатся в том, чтобы взять от них лучшее, отделяя вместе с тем коммунистическую и националистическую пшеницу от плевел.