Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Парадокс советской власти заключался в том, что она под флагом марксизма
смогла продолжить классическую линию развития цивилизации. Советский Союз
хранил верность вертикальному устроению власти и, хотя и в превращенной
форме, оставался монархическим государством.

В гу­ще ис­то­ри­чес­кой схват­ки ока­за­лась клас­си­чес­кая – «ви­зан­тийс­кая» – ус­та­нов­ка на вер­ти­каль­ную власть, ко­то­рую предс­тав­ля­ет действу­ю­щее го­су­да­р­ство и преж­де все­го Вла­ди­мир Пу­тин. Пусть и с мно­го­чис­лен­ны­ми из­де­рж­ка­ми, ошиб­ка­ми и по­ро­ка­ми, он смог воз­ро­дить рос­сийс­кую го­су­да­р­ствен­ность, отс­то­ять тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность стра­ны и соз­дать власт­ную вер­ти­каль. Он су­мел ог­ра­ни­чить вли­я­ние оли­гар­хов («иных уж нет, а те да­ле­че») и ввес­ти власть де­нег хо­тя бы в ка­кие-то дер­жав­ные бе­ре­га. Так или ина­че при Пу­ти­не Рос­сия зна­чи­тель­но уси­ли­лась как го­су­да­р­ство, а на­ли­чие го­су­да­р­ства (пусть и тя­же­ло боль­но­го кор­руп­ци­ей) всег­да луч­ше, чем ха­ос и анар­хия.

На­ря­ду с го­су­да­р­ствен­ни­чес­кой ли­ни­ей в де­каб­ре 2011 го­да гром­ко за­я­вил о се­бе мо­дер­ни­с­тский век­тор оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, предс­тав­лен­ный ли­бе­ра­лиз­мом, со­ци­а­лиз­мом (ком­му­низ­мом) и на­ци­о­на­лиз­мом. Ка­кие фла­ги раз­ве­ва­лись в Моск­ве на Бо­лот­ной пло­ща­ди, а в Пе­тер­бур­ге – на Пи­о­не­рс­кой? В пер­вую оче­редь зна­ме­на раз­лич­ных ли­бе­раль­ных пар­тий и дви­же­ний, ли­де­ры ко­то­рых меч­та­ют прев­ра­тить Рос­сию в «нор­маль­ное ев­ро­пейс­кое го­су­да­р­ство» и при­вить на­ше­му на­ро­ду за­пад­ные цен­нос­ти. На мос­ко­вс­ких и пи­те­рс­ких пло­ща­дях бы­ли за­мет­ны так­же крас­ные фла­ги ком­му­нис­тов, что не­у­ди­ви­тель­но – рус­ская ду­ша всег­да бы­ла от­зыв­чи­ва к иде­ям со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Кро­ме то­го, в «бо­лот­ный» мо­дер­низм вли­лась и на­ци­о­на­лис­ти­чес­кая иде­о­ло­гия. По­яв­ле­ние на­ци­о­на­лиз­ма в эпо­ху Мо­дер­на по­нят­но и объ­яс­ни­мо – это ес­те­ст­вен­ная ре­ак­ция на кос­мо­по­ли­тизм, ве­ра в си­лы сво­е­го на­ро­да и же­ла­ние ему ус­пе­ха. Но опас­ность при­хо­дит, ког­да здо­ро­вый на­ци­о­на­лизм вы­рож­да­ет­ся в шо­ви­низм – то есть в не­на­висть к дру­гим на­ро­дам. При всей важ­нос­ти на­ции ее, с точ­ки зре­ния хрис­ти­а­нс­ко­го ми­ро­во­з­зре­ния, ни в ко­ем слу­чае нель­зя ста­вить на мес­то Бо­га, ко­то­рый яв­ля­ет­ся глав­ным твор­цом ми­ро­вой ис­то­рии.

Кро­ме то­го, в кон­це прош­ло­го го­да по­я­вил­ся и но­вый со­ци­аль­ный ак­тор – «се­те­вой на­род» Моск­вы и Пе­тер­бур­га, про­дукт куль­ту­ры Пост­мо­дер­на. Эти лю­ди жи­вут не столь­ко в ре­аль­ной Рос­сии, сколь­ко в вир­ту­аль­ном ми­ре Ин­тер­не­та, за­ко­ны ко­то­ро­го они хо­тят пе­ре­нес­ти в на­шу действи­тель­ность. Лю­би­те­ли флеш­мо­бов, па­ро­дий и ед­кой са­ти­ры, та­кие «се­те­вые хо­мяч­ки» не ис­по­ве­ду­ют ни­ка­ких ме­та­фи­зи­чес­ких идей, будь то хрис­ти­а­н­ство, со­ци­а­лизм, на­ция или да­же клас­си­чес­кий ли­бе­ра­лизм. Для них глав­ное – ув­ле­ка­тель­ная иг­ра и нас­лаж­де­ние жизнью в раз­лич­ных ее про­яв­ле­ни­ях. И им, ко­неч­но, чуж­да лю­бая цен­но­ст­ная вер­ти­каль и ие­рар­хия – в по­ли­ти­ке, ис­ку­с­стве, об­ще­ст­ве или иде­о­ло­гии.

Так что же у нас про­ис­хо­дит?

На­ли­цо ти­пич­ное про­яв­ле­ние то­го сос­то­я­ния глав­ным об­ра­зом ин­тел­ли­ге­н­тских умов, ко­то­рое вер­нее все­го наз­вать комп­лек­сом «ан­тив­лас­ти» и ко­то­рое в тра­ди­ци­он­ной Ру­си ча­ще име­но­ва­ли сму­той. Смысл сло­ва «сму­та» в рус­ском язы­ке по­ня­тен – это мя­теж гор­до­го ду­ха и раз­ру­ха в го­ло­вах. Это де­мо­н­стра­ция враж­деб­нос­ти к су­ще­ст­ву­ю­ще­му го­су­да­р­ству без дос­та­точ­ных на то фун­да­мен­таль­ных – преж­де все­го эко­но­ми­чес­ких и со­ци­аль­ных – ос­но­ва­ний. Мос­ко­вс­кие и пе­тер­бу­р­гские ми­тин­ги по­ка­за­ли, что не­за­ви­си­мо от ло­зун­гов вро­де «чест­ных вы­бо­ров» их ор­га­ни­за­то­ры дви­жи­мы, по су­ще­ст­ву, од­ной страстью – сва­лить тра­ди­ци­он­ную («ви­зан­тийс­кую») власть. Они кри­чат: «Пу­тин, ухо­ди!» – но на са­мом де­ле го­нят не столь­ко Пу­ти­на, сколь­ко идею го­су­да­р­ствен­нос­ти как та­ко­вую. Го­су­да­р­ство – это уза­ко­нен­ная (юри­ди­чес­ки упо­ря­до­чен­ная) на­ци­о­наль­ная прак­ти­ка, опи­ра­ю­ща­я­ся на оп­ре­де­лен­ные – в на­шем слу­чае пра­вос­лав­ные – ду­хов­ные цен­нос­ти. И вот как раз по­доб­ной вер­ти­каль­ной ор­га­ни­за­ции жиз­ни на­ши ли­бе­рал-боль­ше­ви­ки не вы­но­сят и меч­та­ют от нее из­ба­вить­ся лю­бой це­ной.

Сто лет на­зад «прод­ви­ну­тая» эли­та и ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция объ­я­ви­ли вой­ну клас­си­чес­кой вер­ти­каль­ной влас­ти в ли­це ца­ря и Церк­ви, воз­меч­тав прев­ра­тить Рос­сию в ли­бе­раль­ную рес­пуб­ли­ку ти­па Фран­ции. Мно­гие из выс­ших чи­нов­ни­ков Рос­сийс­кой им­пе­рии, ли­бе­раль­ных дум­цев и да­же предс­та­ви­те­лей ге­не­ра­ли­те­та и ве­ли­ких кня­зей во вре­мя фев­ральс­ких со­бы­тий хо­ди­ли по Пет­рог­ра­ду с крас­ны­ми лен­точ­ка­ми. И се­год­ня в тол­пе ми­тин­гу­ю­щих оп­по­зи­ци­о­не­ров мы мо­жем встре­тить вид­ных предс­та­ви­те­лей сов­ре­мен­но­го рос­сийс­ко­го ис­теб­лиш­мен­та. В фев­ра­ле 1917 го­да ло­зунг «До­лой са­мо­дер­жа­вие!» го­ря­чо под­дер­жи­ва­ли мно­гие де­я­те­ли «се­реб­ря­но­го ве­ка», бо­гем­ные оби­та­те­ли «Бро­дя­чей со­ба­ки» и зав­сег­да­таи блис­та­тель­ных светс­ких са­ло­нов Пет­рог­ра­да. Точ­но так же ло­зунг «Рос­сия без Пу­ти­на!» се­год­ня го­то­вы кри­чать на всех пло­ща­дях предс­та­ви­те­ли сто­лич­ной бо­ге­мы – пи­са­те­ли, те­ле­ве­ду­щие, ро­ке­ры, му­зы­каль­ные кри­ти­ки и гла­мур­ные «светс­кие ль­ви­цы».

Од­на­ко, воп­ре­ки все­му со­во­куп­но­му Мо­дер­ну и Пост­мо­дер­ну, то есть объ­е­ди­нен­ной оп­по­зи­ции ком­му­нис­тов, на­ци­о­на­лис­тов и ли­бе­ра­лов, наш «ви­зан­тийс­кий» на­род изб­рал 4 мар­та Пу­ти­на пре­зи­ден­том Рос­сии – в этом сом­не­ва­ют­ся толь­ко те, ко­то­рые хо­тят сом­не­вать­ся. Его под­дер­жа­ло по­дав­ля­ю­щее боль­ши­н­ство участ­во­вав­ших в го­ло­со­ва­нии. Се­год­ня Пу­тин – это пер­вый со вре­мен Ста­ли­на ру­ко­во­ди­тель Рос­сии, об­ла­да­ю­щий мощ­ной лич­ной ха­риз­мой и це­ле­у­ст­рем­лен­ной по­ли­ти­чес­кой во­лей.

Од­на­ко всё толь­ко на­чи­на­ет­ся. В свое вре­мя Ар­нольд Тойн­би пред­ло­жил те­о­рию ци­ви­ли­за­ции, ра­бо­та­ю­щей по прин­ци­пу «вы­зов–от­вет». На­ше­му но­во­и­зб­ран­но­му пре­зи­ден­ту в бли­жай­шее вре­мя при­дет­ся столк­нуть­ся со мно­ги­ми вы­зо­ва­ми, и судь­ба Рос­сии в зна­чи­тель­ной ме­ре бу­дет за­ви­сеть от то­го, ка­кие от­ве­ты на эти вы­зо­вы удаст­ся най­ти ему и под­дер­жи­ва­ю­ще­му его на­ро­ду.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS