Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 


Иван Владимиров. Агитация в деревне

Парадокс русской (а по сути, и всякой другой) демократии в том, что она несовместима
с народом. Народ, как понятие и реальность, тоталитарен, и чтобы приспособить его
к демократии, нужно лишь перевести его в разряд номинализма, после чего, потеряв
целостность и став суммарностью, он котируется уже не как народ, а как население
в опции повторно-разовых хождений к урнам.

5

Это­му ус­то­яв­ше­му­ся, на все ла­ды оп­ро­бо­ван­но­му (что­бы не ска­зать, ус­во­ен­но­му) бе­зу­мию рус­ская ис­то­рия пос­лед­них двух де­ся­ти­ле­тий про­ти­во­пос­та­ви­ла но­вое и во всех смыс­лах не­ле­пое. Речь уже шла о пе­ре­сад­ке не то­го или ино­го ор­га­на, а са­мой го­ло­вы. Как ес­ли бы в от­вет на гре­зы го­го­ле­вс­кой де­ви­цы: «Ес­ли бы гу­бы Ни­ка­но­ра Ива­но­ви­ча да прис­та­вить к но­су Ива­на Кузь­ми­ча», – не­кий де­мон-шут­ник взял, да и по­ме­нял сра­зу всю го­ло­ву. К то­му же на та­кую, ко­то­рая ни­как – ни ге­не­ти­чес­ки, ни мор­фо­ло­ги­чес­ки – не со­от­ве­т­ству­ет ту­ло­ви­щу. Па­ра­докс рус­ской (а по су­ти, и вся­кой дру­гой) де­мок­ра­тии в том, что она не­сов­мес­ти­ма с на­ро­дом. На­род, как по­ня­тие и ре­аль­ность, то­та­ли­та­рен, и что­бы прис­по­со­бить его к де­мок­ра­тии, нуж­но лишь пе­ре­вес­ти его в раз­ряд но­ми­на­лиз­ма, пос­ле че­го, по­те­ряв це­ло­ст­ность и став сум­мар­ностью, он ко­ти­ру­ет­ся уже не как на­род, а как на­се­ле­ние в оп­ции пов­тор­но-ра­зо­вых хож­де­ний к ур­нам. Меж­ду тем, по­ня­тый ре­а­лис­ти­чес­ки, он не сум­ма­ти­вен, а реп­ре­зен­та­ти­вен, не: все до од­но­го, а: все, как нем­но­гие. На­род и есть нем­но­гие, в иде­а­ле один, ко­то­ро­го ви­дят не ког­да на­хо­дят его сре­ди мно­гих, а ког­да восп­ри­ни­ма­ют мно­гих че­рез не­го. Го­во­ря ариф­ме­ти­чес­ки: чис­ло имен­но по­то­му и сла­га­ет­ся из сум­мы еди­ниц, что са­мо пред­ва­ря­ет эту сум­му, как бы де­ля се­бя на неё, что­бы че­рез сло­же­ние за­но­во вос­ста­но­вить свою пер­во­на­чаль­ную це­ло­ст­ность. От­то­го счи­та­ют не на­род, а на­се­ле­ние, ко­то­рое есть ста­ти­чес­кая функ­ция от на­ро­да и от­но­сит­ся к на­ро­ду, как сум­ма букв к сло­ву или сум­ма то­нов к ме­ло­дии. И ког­да их сме­ши­ва­ют (ска­жем, в вы­ду­ман­ном ка­ким-то шут­ни­ком на­ро­до­на­се­ле­нии) – а не сме­ши­вать нель­зя, по­то­му что на сме­ше­нии и сто­ит де­мок­ра­тия, – то сме­ши­ва­ют, по су­ще­ст­ву, мень­ши­н­ство и боль­ши­н­ство, в ре­зуль­та­те че­го мень­ши­н­ство ока­зы­ва­ет­ся го­мо­ген­ным с боль­ши­н­ством. В чис­ле бюл­ле­те­ней, изв­ле­чен­ных из урн, го­лос Алек­са­нд­ра Сер­ге­еви­ча Пуш­ки­на подс­чи­ты­ва­ет­ся – а глав­ное, учи­ты­ва­ет­ся – на­ря­ду и на­рав­не с го­ло­сом по­па (он же ку­пец Ос­то­лоп) и ра­бот­ни­ка его Бал­ды. Сво­е­об­ра­зие го­ло­со­ва­ния в том, что Пуш­кин и Бал­да не толь­ко вы­би­ра­ют, но и вы­би­ра­ют­ся и что, вы­би­рая меж­ду Пуш­ки­ным и Бал­дой, боль­ши­н­ство, по по­нят­ным при­чи­нам, всег­да пред­поч­тет бал­ду, ко­то­рый как пред­поч­тен­ный ока­жет­ся-та­ки сре­ди изб­ран­но­го мень­ши­н­ства бал­бе­сов и ду­бот­ря­сов. Со­ци­о­ло­ги де­ла­ют всё от них за­ви­ся­щее, что­бы при­дать си­ту­а­ции ког­ни­тив­ную со­лид­ность. Вы­яс­ня­ет­ся, что на­род – это не прос­то на­се­ле­ние, а не­кая сис­те­ма, ос­но­ван­ная на са­мо­ре­гу­ля­ции, са­мо­ор­га­ни­за­ции и ин­фор­ма­ци­он­нос­ти. Сис­те­ма но­сит имя об­ще­ст­во, в ко­то­ром мес­то vox populi за­ни­ма­ет об­ще­ст­вен­ное мне­ние, со­от­ве­т­ствен­но: мес­то ду­ха на­ро­да – инс­ти­ту­ты об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Ес­ли учесть, что ан­ти­то­та­ли­тар­ный па­фос де­мок­ра­тии и ли­бе­ра­лиз­ма есть лишь из­нан­ка то­та­ли­та­риз­ма, при­чем в го­раз­до бо­лее опас­ной (пос­коль­ку за­мас­ки­ро­ван­ной и не­о­соз­нан­ной) фор­ме, то ста­но­вит­ся по­нят­ной бо­лез­нен­ная не­тер­пи­мость, что­бы не ска­зать аг­рес­сив­ность, с ко­то­рой де­мок­ра­ти­чес­кие иде­о­ло­ги отс­та­и­ва­ют плю­ра­лизм мне­ний и то­ле­ра­нт­ность. Ре­дук­ции к tabula rasa и но­вой ре­дак­ции под­ле­жат се­год­ня не толь­ко эфе­мер­нос­ти дня, но и прак­ти­чес­ки всё не­ру­кот­вор­ное, всё, что веч­нее ме­ди (aere perennius): от язы­ка, ко­то­ро­му вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность вы­ра­жать уже не дух на­ро­да, а мел­ко­го бе­са по­ли­ти­чес­кой кор­ре­кт­нос­ти, до мо­ра­ли, пе­ре­ст­ра­и­ва­ю­щей се­бя в стро­гом со­от­ве­т­ствии с мак­си­мой шекс­пи­ро­вс­ких ведьм: «Fair is foul, and foul is fair» («прек­рас­ное бе­зоб­раз­но, а бе­зоб­раз­ное прек­рас­но», англ.) – и даль­ше: до тре­бо­ва­ний вклю­чить Биб­лию в ин­декс зап­ре­щен­ных книг, «всле­д­ствие про­по­ве­ду­е­мых в ней идей ге­но­ци­да, ра­сиз­ма, ан­ти­се­ми­тиз­ма, ан­ти­ко­нс­ти­ту­ци­он­нос­ти и про­чих изв­ра­ще­ний». Это чис­тей­шей во­ды фун­да­мен­та­лизм, от­ли­чие ко­то­ро­го от фун­да­мен­та­лиз­ма ис­ла­мс­ко­го зак­лю­ча­ет­ся, по­жа­луй, в том, что ему не хва­та­ет ни ума, ни му­же­ст­ва осоз­нать се­бя в ка­че­ст­ве та­ко­во­го.

 

6

Мож­но – с ог­ляд­кой на ниц­ше­вс­кую «Ге­не­а­ло­гию мо­ра­ли» – восп­ро­из­вес­ти ме­ха­низм фаб­ри­ка­ции этих но­вых иде­а­лов в сле­ду­ю­щей це­пи уточ­не­ний: на­род (фак­ти­чес­ки: на­се­ле­ние), на­се­ле­ние (фак­ти­чес­ки: об­ще­ст­во), об­ще­ст­во (фак­ти­чес­ки: об­ще­ст­вен­ное мне­ние), об­ще­ст­вен­ное мне­ние (фак­ти­чес­ки: инс­ти­ту­ты об­ще­ст­вен­но­го мне­ния), инс­ти­ту­ты об­ще­ст­вен­но­го мне­ния (фак­ти­чес­ки: проп­ла­чи­ва­ю­щая их груп­па меч­та­те­лей-фи­ла­нт­ро­пов)… Ин­те­рес­нее все­го то, что де­валь­ва­ция по­ня­тия «на­род» и как след­ствие это­го пос­те­пен­ное ис­чез­но­ве­ние ре­аль­нос­ти при­хо­дит­ся как раз на эпо­ху расц­ве­та де­мок­ра­тии и ли­бе­ра­лиз­ма. Пос­ле 1945 го­да на­род как по­ня­тие и ре­аль­ность – ед­ва ли не ре­ша­ю­щий проб­ный пуск де­мок­ра­ти­чес­ких ме­ха­низ­мов, сте­пень эф­фек­тив­нос­ти ко­то­рых оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пенью его за­ме­ны го­лой ста­тис­ти­кой «душ», или «го­лов» на­се­ле­ния.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS