Фердинанд Боль. Купцы-попечители общества вспомоществования бедным. 1657
Современное индустриальное общество выращивало сообщество предпринимателей
на жесткой ценностной основе. Максом Вебером прекрасно описан процесс
становления западного капитализма на матрице протестантской этики. Здесь
создание и развитие предприятия считалось формой служения Богу, а нажива –
признаком успеха в этом служении.
И так – куда ни глянь. Невозможно создать отечественную промышленность и науку, если сообщество предпринимателей состоит из хищников и временщиков, которые захватили чужую собственность, демонстративно обирают «свое» производство, влезают в долги и глумятся над трудящимися. На уровне личностей в бизнесе есть масса добрых людей и прекрасных работников, которые будут только рады оздоровлению среды, но мы говорим о явлении социальном. Пока что официальная культура работает на понижение и элиты, и массы, даже на их растление. Редкие робкие попытки власти воззвать к совести (хотя бы в порядке исключения в памятный день 22 июня) получают хамский глумливый ответ. Альянс кошелька и уголовника еще в наступлении. Власти можно посочувствовать – трудно сидеть на двух стульях, которые к тому же раздвигаются.
В общем строительство бизнес-сообщества «новой России» на фундаменте из этического нигилизма и социал-дарвинизма привело к краху всего этого проекта. Надо еще учесть смежные причины, которые в 1996 году указали американские эксперты, работавшие в РФ (Элис Эмсден, Майкл Интрилигейтор и др.): «Политика экономических преобразований потерпела провал из-за породившей ее смеси страха и невежества». Хорошо хотя бы фактор страха устранен – в 2000 году к власти пришли люди бесстрашные. Но с невежеством дело хуже, их интеллектуальные службы, увы, пока оставляют желать лучшего. Система сложилась необучаемая и неспособная к диалогу.
Надо решаться. На здравом смысле и инстинктах из ловушки, в какую попала Россия, не выбраться. Искать рецепты в западных учебниках и в истмате Келле и Ковальзона бесполезно – ситуация совершенно новая и необычная. Необходим новый понятийный аппарат, новые инструменты измерения и средства коммуникации – принципиально новый арсенал познавательных приемов. А элита оторвалась даже от традиционной описательной социологии.
Происходят вещи чудовищные. Невозможно заподозрить власть, что она их инспирирует. Почему же они происходят при полном равнодушии государства? Да оно, скорее всего, просто о них не знает – или не знает, что они чудовищные! Государство оставили без народа – его тихой сапой демонтировали как сложную систему, осталось население, атомизированная масса. А от правителей слышим романтические и даже фантастические рассуждения о нации, о «русском проекте». Грезы наяву…
Мало того, СМИ, «хозяева» и чиновники за двадцать лет демонтировали все большие социокультурные общности, которые и составляли общество. И этого государство тоже как будто не видит. Хотя уже о рабочем классе или интеллигенции почти забыли – чувствуют, что их как систем в России больше нет. Все надежды на «креативный класс». Да…
А ведь развал общества – это операция информационно-психологической войны. Общество ведь тоже система, способная развалиться из-за социальных и культурных изменений. Но она может быть и целенаправленно демонтирована. Ставить заслон таким операциям – обязанность президента, Совбеза, ФСБ и пр., а они в неведении. Олег Кармадонов так пишет о «направленности дискурсивно-символической трансформации основных социально-профессиональных групп в годы перестройки и постсоветской трансформации»: «В тот период развенчивались не только партия и идеология. В ходе “реформирования» отечественного социума советского человека убедили в том, что он живет в обществе тотальной лжи. Родная армия “на самом деле” – сборище пьяниц, садистов и ворья, наши врачи по меньшей мере непрофессионалы, а по большей – просто вредители и убийцы, учителя – ретрограды и садисты, рабочие – пьяницы и лентяи, крестьяне – лентяи и пьяницы. Советское общество и советские люди описывались в терминах социальной тератологии – парадигмы социального уродства, которая якобы адекватно отображает реалии. Это, разумеется, не могло не пройти бесследно для самоощущения представителей этих общностей и для их социального настроения, избираемых ими адаптационных стратегий – от эскапизма до группового пафоса. Происходила массированная дискредитация профессиональных сообществ, обессмысливание деятельности профессионалов».
Какая уж тут модернизация или инновационный путь развития. «Нам бы ночь продержаться»!