Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Выход на арену третьего мира, затем глобализация и сопутствующая
ей трансграничность в числе иных следствий ведут к слому цивилизационного
стандарта, вселенской мультикультурности, плотному сосуществованию
аксиологически и теологически автономных миров.

Рав­ным об­ра­зом фик­си­ру­ет­ся куль­тур­ная рас­те­рян­ность эпо­хи, обост­ре­ние ее ох­ра­ни­тель­ных реф­лек­сов, об­щая фруст­ра­ция, смесь деп­рес­сии/ажи­та­ции позд­не­го ин­ду­ст­ри­а­лиз­ма, об­на­ру­жи­ва­е­мые в ед­ва ли не экс­по­нен­ци­аль­ном рос­те сис­тем конт­ро­ля и бе­зо­пас­нос­ти, изо­би­лии си­му­ляк­ров, мо­раль­ном ре­ля­ти­виз­ме, консь­ю­ме­риз­ме, иных про­яв­ле­ни­ях фе­но­ме­но­ло­гии мас­со­во­го об­ще­ст­ва, а так­же в экс­цес­сах се­ку­ля­риз­ма.

Ра­ци­о­на­лизм, воп­ло­ща­е­мый как ре­дук­ци­о­низм, ве­дет к восп­ри­я­тию ре­аль­нос­ти как три­ви­аль­нос­ти. Светс­кость же, трак­ту­е­мая как праг­ма­тич­ный, слиш­ком праг­ма­тич­ный шаб­лон, уп­ло­ща­ет­ся, те­ряя куль­тур­ную пол­но­цен­ность, а за­од­но ис­то­ри­чес­кую ле­ги­тим­ность. Усе­чен­ный ин­ди­вид тво­рит конъ­ю­нк­тур­ные кол­ла­жи из об­рыв­ков про­пи­сей и ос­кол­ков преж­ней кар­ти­ны ми­ра.

***

Позд­ний ин­ду­ст­ри­а­лизм ба­лан­си­ру­ет на под­виж­ной гра­ни­це с за­рей Пост­мо­дер­на.

Пост­се­ку­ляр­ность мо­жет рас­смат­ри­вать­ся в по­доб­ной схе­ме как инстру­мент адап­та­ции к воз­ни­ка­ю­щим вы­зо­вам вре­ме­ни. А за­од­но как по­пыт­ка ос­во­бо­дить­ся от ос­тат­ков «ис­кус­ной ис­ку­с­ствен­нос­ти» пан­те­из­ма и ми­мик­рии ни­ги­лиз­ма, окуль­ту­рен­но­го под здра­во­мыс­лие.

Муль­ти­ко­нк­рет­ная мо­дель про­буж­да­ет к жиз­ни ги­пер­ре­а­лизм бы­тий­но­го текс­та, ос­но­ван­ный на де­ко­н­струк­ции wishful thinking схо­лас­тич­ных про­пи­сей Прос­ве­ще­ния («хо­те­лок Мо­дер­ни­ти»). При­чи­на – в нас­той­чи­вом по­ис­ке под­лин­нос­ти, стрем­ле­нии ис­ку­шен­но­го ду­ха пос­тичь смысл со­бы­тий, ка­ким бы тот ни ока­зал­ся. Это – эк­зис­тен­ци­аль­ная по­зи­ция, ко­то­рую нель­зя об­рес­ти прос­тым пу­тем или ку­пить за мед­ные день­ги, но ко­то­рая про­из­ве­де­на на свет тра­ги­чес­ким опы­том, вы­нуж­ден­ным му­же­ст­вом и… от­ча­ян­ным эс­ка­пиз­мом. Пре­доп­ре­де­лив тем са­мым ощу­ти­мый сдвиг в ми­ро­ви­де­нии.

Жест­кие ис­ти­ны, воз­мож­но, при­о­тк­ры­ва­ют­ся слиш­ком ра­но, ли­бо же это неч­то, пре­вос­хо­дя­щее спо­соб­ность че­ло­ве­ка при­нять иную вер­сию ре­аль­нос­ти. По­доб­но мас­те­ру-твор­цу Вик­то­ру Фран­ке­нш­тей­ну Zeitgeist расч­ле­ня­ет, пре­об­ра­зу­ет, со­че­та­ет – под­час в эпа­таж­ной ком­би­на­то­ри­ке – при­выч­ные, то есть прош­лые, трак­тов­ки, «му­зей­ные предс­тав­ле­ния», рас­смат­ри­вая их в ка­че­ст­ве прос­тых кра­сок на па­лит­ре – ру­тин­но­го подс­порья в не­ис­то­вом по­ис­ке квин­тэс­сен­ции бы­тия. И об­ра­ща­ет­ся с ни­ми как с под­руч­ным ма­те­ри­а­лом, су­ще­ст­вен­но ме­няя при этом зна­че­ние ка­те­го­рии «кол­лаж».

Во вся­ком слу­чае, ев­ро­пейс­кая вер­сия пост­се­ку­ляр­нос­ти – не до­се­ку­ляр­ное сос­то­я­ние и не возв­рат к преж­ней конс­ти­ту­ции (как Контр­ре­фор­ма­ция не оз­на­ча­ла возв­ра­та к до­ре­фор­ма­ци­он­ным по­ряд­кам), не ре­ли­ги­оз­но-сос­лов­ная уни­фи­ка­ция и не ре­ванш ре­ли­гии в преж­нем фор­ма­те. Ско­рее ре­зуль­тат дол­гос­роч­ной ин­ди­ви­ду­а­ции, симп­том «хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ной» со­ци­аль­ной/мен­таль­ной по­ли­фо­нии, хо­тя по­рой с эле­мен­та­ми ка­ко­фо­нии.

***

Од­на­ко пост­се­ку­ляр­ность – это так­же эк­лек­тич­ный ди­зайн пост­ко­ло­ни­аль­ной тран­сгрес­сии, муль­ти­куль­тур­ная взвесь, осе­да­ю­щая на тер­ри­то­ри­ях диф­фуз­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния, не впи­сы­ва­ю­ща­я­ся в ре­ги­о­наль­ную со­ци­о­куль­тур­ную мо­дель (на­и­бо­лее яр­кий при­мер – «ре­ко­ло­ни­за­ция Ев­ро­пы»). Гло­каль­ный ин­тер­на­ци­о­на­лизм де­мо­н­стри­ру­ет раз­ни­цу в энер­ге­ти­ке ге­о­куль­тур­ных по­тен­ци­а­лов. И кри­зис преж­не­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го цен­за.

На по­ро­ге ве­ка воз­ро­ди­лась те­ма ци­ви­ли­за­ци­он­ной кон­ку­рен­ции. В ус­ло­ви­ях пост­ко­ло­ни­а­лиз­ма ев­ро­пейс­кая су­мя­ти­ца соп­ри­ка­са­ет­ся, сов­ме­ща­ет­ся с раз­но­ли­кой экс­пан­си­ей Вос­то­ка. Воз­ни­ка­ет, в част­нос­ти, ди­а­лог о по­тен­ци­ях ис­ла­ма, об уни­вер­са­лиз­ме му­суль­ма­нс­кой иден­тич­нос­ти (осо­бые те­мы: перс­пек­ти­вы ев­ро­ис­ла­ма, пост­ке­ма­ли­с­тская мо­дель, гло­баль­ная дис­пер­сия спе­ци­фи­чес­кой пра­во­вой сис­те­мы, рост ее вли­я­тель­нос­ти, приз­на­ния, пол­зу­чая ле­ги­ти­ма­ция и т.п.). К то­му же «арабс­кая вес­на», за­ме­щая светс­кий ав­то­ри­та­ризм уме­рен­ным ис­ла­миз­мом, за­пус­ти­ла на Боль­шом Ближ­нем Вос­то­ке про­цесс фор­ми­ро­ва­ния пост­се­ку­ляр­но­го ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го мас­си­ва в собствен­ной ре­дак­ции.

Пост­се­ку­ляр­ность свя­за­на, кро­ме то­го, с той уни­вер­саль­ной ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ной вол­ной, ко­то­рая, по-сво­е­му оп­ро­вер­гая и от­вер­гая пло­ды Мо­дер­ни­ти, ре­а­ли­зу­ет се­бя в фор­ма­тах де­я­тель­но­го кон­сер­ва­тиз­ма, но­во­го тра­ди­ци­о­на­лиз­ма, по­рою в об­нов­лен­чес­кой, фун­да­мен­та­ли­с­тской ли­бо су­гу­бо спи­ри­ту­а­лис­тич­ной упа­ков­ке.

Про­яв­ля­ет­ся она так­же в хи­ме­рич­ной, не­о­ар­ха­ич­ной ре­аль­нос­ти рас­пав­ших­ся или не­сос­то­яв­ших­ся го­су­дарств…

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS