{div width:385|float:left}{module The-Angel-of-Revelation}{/div}Общепринятая версия реальности гласит: у всякого события есть причины, и для всякого действия есть основания. Но есть по меньшей мере два типа событий вне стимулов, причин и оснований – акт творчества и мистический экстатический опыт. Второе – вне нашей власти, но первое уже давно стало предметом пристального изучения.
В 2002 году вышла книга Ричарда Флориды, которая в русском переводе получила название «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». В ней автор изложил ставшую тут же популярной концепцию креативного класса и креативного общества. Творческий класс создает новые идеи и новые технологии. К ним Флорида причисляет не только ученых, писателей и художников, но и всех тех, которые работают в отраслях, основанных на знаниях. Например, в высоких технологиях, финансах, праве, здравоохранении, управлении бизнесом. В США этот слой составляет 30 процентов населения, а в Росси – до 15 процентов. Конечно, речь здесь идет не о творчестве как таковом, а о методах получения новых продуктов.
Творчество всегда было ценностью для определенной группы людей. Но в постиндустриальный период именно творчество стало источником новых экономических решений. Однако до сих пор творчество обслуживает социально-экономические структуры, далекие от творчества. Творческие продукты используют и находят для них место в существующих социальных структурах как правило далеко не креативные люди. Сохранится ли такое положение дел после времени перемен?
Будущее создается не только как ответ, как реакция на вызовы.
Есть действия вне причин и оснований, действия, не обусловленные
потребностями, действия в чистом виде
Создание «диких карт» предполагает радикальное творчество. Творчество – творение не только продуктов, технологий и направлений мысли, но и событий, а это означает, что политика переходит из состояния сохранения стабильных политических форм к текучим, потоковым формам. И экономика следует за ней – развитие «по всем азимутам» представляет собой постоянное обновление.
Креативное общество основано на иной базовой экономической модели, нежели современное. Первичным становится не акт потребления, а акт создания нового. Не символическое значение товара, определяющее статус его владельца, а принципиальная новизна. Креативное общество – расточительное общество, но эта расточительность не выше расточительности современной потребительской экономики, навязывающей массу избыточных товаров.
Креативное общество управляется и иным типом элиты, для которой важна не власть сама по себе, но власть как основание для беспрепятственного творчества. Волевая творческая элита должна быть институциализирована, но ее институциализация означает не формирование системы мест, за которые борются разнородные элементы, а социальную проекцию определенного антропологического типа, для которого это место предназначено. Это влечет за собой иной способ разделения властей – способ, отражающий разные типы реализации людей – людей воли, людей жизни и людей социальных функций.
Такая утопическая модель – это, конечно, отклонение, но отклонение от предопределенной траектории к тому, что и является целью, аттрактором всех исторических отклонений – к необусловленному волевому существованию.
Параллельная история
Нужно признать наличие параллельной, виртуальной истории. То, что не случилось, но могло случиться, неизмеримо больше реализовавшегося. Параллельная история, в отличие от произошедшей, многомерна. Времена перемен образуют свою особую историческую линию, извлекая из виртуальной составляющей принципы, которые заканчиваются (уходят, исчезают) с концом очередного отклонения. Но эти принципы не устаревают – они лишь временно скрываются в виртуальности и ждут нового кризиса для своего нового воплощения. Предыдущее время перемен 1914–1945 гг. породило несколько универсальных принципов, которые излишни в стабильные периоды. Один из них – идея формирования нового человека. Его пытались создать, опираясь на социальную механику (СССР) и на отбор концентрированных расовых качеств (Германия). Теперь следует сделать следующий шаг – создать нового человека на основе пробужденной свободной воли.