Уильям Блейк. Суд Божий над Адамом. 1795
Потребность в новом отклонении возникает главным образом из-за неприемлемости
нашей собственной судьбы, гарантированной нормативным ходом истории.
Все теории, выявляющие законы социального развития – циклические, стадиальные
и другие, – ничего хорошего нам не сулят.
Отклонение можно сохранить, лишь поддержав его цепочкой новых отклонений, уже не компромиссных, но основанных на понимании природы нового отклонения как тотального преодоления текущих обусловленностей, радикальным выходом за рамки обусловленности как таковой.
Отклонения не регулируются законами. Законы предопределяют нормативные процессы и нормативный ход истории. Отклонения же по своей природе внезаконны (и потому вызывают совершенно иррациональное неприятие со стороны тех, сознание которых построено на принципах стабильности). Новое отклонение, которым чревато время перемен, должно быть понято как особое устройство общества, в основе которого лежат «дикие карты», заменившие нормативную реальность, и технологии их продуцирования. Но это означает особую внезаконную деятельность с особым центральным субъектом этой деятельности – свободной и ничем не обусловленной волей.
Основания для нового отклонения
Предвестники нового отклонения известны уже достаточно давно. Среди них интеллектуальные поиски четвертой политической теории (Ален де Бенуа) и того, что придет на смену Постмодерну (Александр Дугин), концепция технологической сингулярности, после которой никакие экстраполяции невозможны (Раймонд Курцвейл), метафорическая тематика «после конца» (Юрий Мамлеев) и многое другое. Сама тема «после конца» говорит уже не о вариантах, а о фундаментальном противопоставлении отклонения нормативному ходу истории.
Но потребность в новом отклонении возникает главным образом из-за неприемлемости гарантированной нормативным ходом истории нашей собственной судьбы. Все теории, выявляющие законы социального развития (циклические, стадиальные и другие), ничего хорошего нам не сулят.
Все тенденции современности против нас: демографический спад, который невозможно преодолеть обычными методами, видимое снижение пассионарности народа, отсутствие базы для опережающего рывка в рамках шестого технологического уклада… Все это заставляет отнестись к грядущему кризису не только с опасениями, но и с интересом: что можно построить на обломках существующего мира? Какое именно будущее мы можем создать?
Главное основание для планирования нового отклонения – нормативный ход истории против нас. Прежде всего должны быть выявлены и поняты как вызовы (как высокие вызовы, описанные Арнольдом Тойнби) нежелательные тренды и рассмотрены возможные ответы на них (тоже как ответы по Тойнби – без этого масштаба такая работа будет бессмысленной). Рассматривать следует надситуативно, без оценок в стиле био– и прочих этик.
Вызов № 1. Демографический кризис – главная угроза: исчезнет народ – исчезнут и остальные проблемы. Кризис не решается банальными методами, а небанальные требуют политической воли, которая будет признана преступной, если потерпит неудачу, или спасительной – в случае успешной реализации. Новое отклонение должно включать в себя технологии решения этой проблемы.