Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


{div width:385|float:left}{module 2_William_Blake}{/div}Вре­мя пе­ре­мен на­чи­на­ет­ся с кри­зис­ных яв­ле­ний, раз­ру­ша­ю­щих сло­жив­ши­е­ся фор­мы уп­рав­ле­ния об­ще­ст­вом. Для пе­ри­о­да 1914–1945 гг. та­ким пус­ко­вым ме­ха­низ­мом яви­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, по­дор­вав­шая ос­но­вы ста­биль­ной жиз­ни, раз­ру­шив­шая в ря­де стран тра­ди­ци­он­ные сис­те­мы уп­рав­ле­ния и выб­ро­сив­шая на ули­цы го­ро­дов кри­ти­чес­кую мас­су лю­дей, ос­во­ив­ших не­нор­ма­тив­ные для мир­ной ре­гу­ляр­ной жиз­ни фор­мы ком­му­ни­ка­ции – во­ен­ное брат­ство и язык ко­манд. В эту но­вую нес­та­биль­ную ре­аль­ность и прор­ва­лись «ди­кие кар­ты» ком­му­низ­ма и фа­шиз­ма, из­ме­нив­шие ход ис­то­рии и для от­дель­ных стран, и для ми­ра в це­лом. Мы счи­та­ем их отк­ло­не­ни­я­ми, пос­коль­ку они, во-пер­вых, про­дек­ла­ри­ро­ва­ли соз­да­ние но­во­го ти­па ци­ви­ли­за­ции, ос­но­ван­ной на иных цен­нос­тях и иных со­ци­аль­ных тех­но­ло­ги­ях, не­же­ли те об­ще­ст­ва, на ос­но­ве ко­то­рых они воз­ник­ли и ко­то­рые их ок­ру­жа­ли, и, во-вто­рых, про­су­ще­ст­во­ва­ли от­но­си­тель­но крат­кое вре­мя.

Ха­рак­тер отк­ло­не­ний оп­ре­де­ля­ет­ся ба­зо­вой иде­о­ло­ги­чес­кой кар­той – по­ни­ма­ни­ем при­ро­ды че­ло­ве­ка, об­ще­ст­ва и глав­ных за­дач, сто­я­щих пе­ред ни­ми. Они долж­ны ра­ди­каль­но от­ли­чать­ся от то­го нор­ма­ти­ва, по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му про­ис­хо­дит отк­ло­не­ние. Пос­коль­ку отк­ло­не­ния иде­ок­ра­тич­ны по сво­ей при­ро­де, имен­но из этих иде­о­ло­ги­чес­ких от­ли­чий про­ис­те­ка­ют раз­ли­чия в тех­но­ло­ги­ях со­ци­аль­но­го уп­рав­ле­ния.

Время перемен начинается с кризисных явлений, разрушающих сложившиеся
формы управления обществом. Первая мировая война разрушила традиционные
системы управления и выбросила на улицы городов критическую массу людей,
освоивших ненормативные для мирной жизни формы коммуникации – военное
братство и язык команд.

Че­ло­век есть су­ще­ст­во, обус­лов­лен­ное куль­тур­но, а куль­ту­ра обус­лов­ле­на ду­хов­но, со­ци­аль­но и ге­не­ти­чес­ки. В ка­кой-то мо­мент при­хо­дит по­ни­ма­ние то­таль­ной обус­лов­лен­нос­ти соз­на­ния куль­тур­ны­ми фак­то­ра­ми, и по­яв­ля­ет­ся про­ект ос­во­бож­де­ния от этой обус­лов­лен­нос­ти.

Факт со­ци­аль­ной обус­лов­лен­нос­ти был за­ост­рен марк­сиз­мом, ис­поль­зо­вав­шим для отк­ло­не­ния уп­ро­щен­ные ба­зо­вые тех­но­ло­гии уп­рав­ле­ния со­ци­аль­ны­ми струк­ту­ра­ми. Раз куль­ту­ра по­рож­да­ет­ся со­ци­аль­ны­ми струк­ту­ра­ми, то имен­но они долж­ны ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве пер­во­го ша­га ана­ли­за и пер­во­го уп­рав­лен­чес­ко­го зве­на. Сво­бо­да по­ни­ма­ет­ся как при­ня­тие со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­чес­ко­го соз­на­ния. Сли­я­ние с эти­ми ме­ха­низ­ма­ми и есть ос­во­бож­де­ние от куль­тур­ной обус­лов­лен­нос­ти соз­на­ния. Путь к ос­во­бож­де­нию ле­жит че­рез отож­де­с­твле­ние с со­ци­аль­ным («сво­бо­да есть осоз­нан­ная не­об­хо­ди­мость»).

Но ес­ли со­ци­аль­ные ме­ха­низ­мы пер­вич­ны, то спон­тан­ная ак­тив­ность соз­на­ния, бу­ду­чи про­ти­во­пос­тав­лен­ной им, ста­но­вит­ся враж­деб­ным фак­то­ром. Так, нес­мот­ря на су­ще­ст­вен­ную транс­фор­ма­цию ком­му­низ­ма в со­ве­тс­ком про­ек­те, проб­ле­ма­ти­ка куль­ту­ры и соз­на­ния на­хо­ди­лась под по­доз­ре­ни­ем и приз­на­ва­лась лишь в той ме­ре, в ка­кой она бы­ла под­чи­не­на со­ци­аль­но­му. Про­ект мог бы быть про­дол­жен сле­ду­ю­щим отк­ло­не­ни­ем – пре­о­до­ле­ни­ем со­ци­аль­нос­ти, но это­го не про­и­зош­ло. В ре­зуль­та­те мы име­ем то, что име­ем.

На­ци­о­нал-со­ци­а­лизм, пы­та­ясь пре­о­до­леть обус­лов­лен­ность соз­на­ния со­ци­аль­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, сде­лал дру­гой шаг: по­пы­тал­ся пе­рей­ти от тра­ди­ци­он­ной куль­тур­ной обус­лов­лен­нос­ти соз­на­ния к ант­ро­по­ло­ги­чес­кой, ге­не­ти­чес­кой, то есть ра­со­вой обус­лов­лен­нос­ти. Ра­со­во обус­лов­лен­но­му соз­на­нию над­ле­жа­ло соз­да­вать собствен­ные куль­тур­ные про­ек­ции. Это был силь­ный ход в стрем­ле­нии ос­во­бо­дить соз­на­ние от гос­по­д­ства внеш­них куль­тур­ных фак­то­ров, но он был не­ра­ди­каль­ным: пре­о­до­ле­вая фор­ма­ти­ро­ва­ние куль­ту­рой, соз­на­ние стал­ки­ва­лось со сво­ей по­тен­ци­аль­ной сво­бо­дой, но под­чи­ня­лось внут­рен­ним фак­то­рам – ра­со­вой ар­хе­ти­пи­ке.

Вна­ча­ле это вдох­нов­ля­ло: ос­во­бож­ден­ная ра­со­вая ар­хе­ти­пи­ка соз­да­ва­ла свои про­ек­ции – но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции жиз­ни и но­вые, ра­нее не­ви­дан­ные про­ек­ты. Но в ка­кой-то мо­мент приш­ло по­ни­ма­ние, что это – все еще не сво­бод­ное от обус­лов­лен­нос­ти действие, а ре­а­ли­за­ция пусть и са­мых близ­ких, но все же внеш­них по от­но­ше­нию к не­му стрем­ле­ний ар­хе­ти­пи­чес­кой обо­лоч­ки. И тог­да воз­ник­ла пот­реб­ность в но­вом отк­ло­не­нии, спо­соб­ном пре­о­до­леть ста­рое.

 

Отк­ло­не­ния от отк­ло­не­ний

Ког­да мы го­во­рим об отк­ло­не­ни­ях XX ве­ка, не на­до за­бы­вать, что сам ев­ро­пейс­кий путь, на­чи­ная с Прос­ве­ще­ния и соп­ро­вож­дав­ше­го его тех­но­ло­ги­чес­ко­го сдви­га, был отк­ло­не­ни­ем по от­но­ше­нию к цик­лам тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций. Мож­но рас­смат­ри­вать это отк­ло­не­ние как от­каз от Тра­ди­ции, но мож­но при­дать ему и зна­че­ние про­хо­да сквозь Тра­ди­цию к ре­аль­нос­ти по ту сто­ро­ну ви­ди­мых куль­тур­ных форм. Ев­ро­пейс­кое отк­ло­не­ние, ста­но­вясь уже не ев­ро­пейс­ким, а за­пад­ным, по­пы­та­лось стать но­вым гло­баль­ным нор­ма­ти­вом (собствен­но, об этом и по­ве­ст­ву­ет «Ко­нец ис­то­рии» Фрэн­си­са Фу­ку­я­мы), по­дав­ляя уже отк­ло­не­ния от ев­ро­пейс­ко­го отк­ло­не­ния. Но это чре­ва­то тем, что 300-лет­ний ев­ро­пейс­кий зиг­заг так же вып­ра­вит­ся, как 70-лет­ний со­ве­тс­кий или 12-лет­ний на­ци­о­нал-со­ци­а­лис­ти­чес­кий.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS

шкив тормозной лбу 1200, kzko40.ru