Единение на евразийской платформе: геоэкономический замысел
Э. Кочетов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 148
Э.Г. Кочетов –экономических наук, президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, академик РАЕН
От того, в каком направлении двинется история евразийского ареала, будет напрямую зависеть, куда будет выстраиваться вектор мирового развития. Это вполне согласуется с общей «перекладкой» стратегических устремлений основных игроков на мировой арене. Так, уже сейчас начинает просматриваться фундаментальный вектор, связанный со сменой всей стратегической линии, – переход от евроатлантической стратегии на евразийскую, тихоокеанскую. И от того, как своевременно и точно участниками мирохозяйственного общения будет сделана расстановка акцентов и выверка новых ориентиров в их стратегических доктринах, будет зависеть роль и место евразийского ареала в национальных и глобальных балансах геоэкономических сил. Начало этому положено.
Евразийский государственно-доктринальный геоэкономический план
На постсоветском пространстве произошло событие огромной исторической важности: впервые в мировой интеграционной практике дан старт объединению государств на геоэкономической платформе. Тем самым подведена черта под длительным периодом двусторонних и многосторонних переговоров между странами постсоветского пространства о перспективах дальнейшего сотрудничества: Россия, Белоруссия и Казахстан 18 ноября 2011 года подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. Основная цель документа – полная реализация потенциала Таможенного союза (действует с июля 2011 года) и Единого экономического пространства (начало действие его правовой базы – 1 января 2012 года). Заложено институциональное снование для новой интеграционной фазы – учреждена Евразийская экономическая комиссия.
Научно-концептуальным сопровождением при выстраивании интеграции
стран-членов СНГ должен быть геоэкономический подход.
Это не спонтанное, не сиюминутное, не конъюнктурное решение. Оно медленно, но неуклонно вызревало в процессе экономического (хозяйственного) общения на фоне глобальных тенденций мирового развития. В этой ситуации все субъекты такого развития, будь то интеграционная группировка, страна или отдельная хозяйствующая структура, стремятся вовремя отреагировать на указанные подвижки с тем, чтобы занять конкурентные позиции в глобальном мире. Стратегия СНГ – наглядный пример движения в этом направлении.
Страна либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных
воспроизводственных ядер и тем самым имеет доступ к мировому доходу
и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию.
Геоэкономический подход как научно-концептуальное сопровождение при выстраивании интеграции стран-членов СНГ наглядно отображен в материалах Международного инновационного центра технического и гуманитарного сотрудничества, а также в материале руководителя рабочей группы по разработке Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Валерия Мунтияна «Стратегический замысел экономического развития стран СНГ». Анализ этих документов доказывает эффективность соединения научно-концептуальных и государственно-доктринальных начал при реализации тех или иных инициатив. Примером тому служит научное сопровождение Стратегии экономического развития СНГ при выработке ее общего замысла, обоснования характера (типа) интеграционной модели и механизмов ее реализации, путей достижения равновесия стратегических мотиваций и приоритетов участников интеграционного процесса и т.д. Следует особо отметить, что в основания Стратегии заложены научные принципы, методологические подходы и методы стратегического планирования, разработанные российской школой геоэкономики и глобалистики, а также учтены разработки других национальных школ в области геоэкономики.
Выделим десять главных геоэкономических блоков, составляющих каркас единения стран Содружества на геоэкономической основе в соответствии со «Стратегическим замыслом экономического развития стран СНГ».
Первый. Главная идея «Стратегического замысла» заключается в организации стратегического маневра стран СНГ по осуществлению прорыва к мировому доходу.
Второй. Поведение любой национальной экономики в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной цивилизационной модели как высшей техногенной фазы мирового развития. Ни одна страна СНГ, находящаяся в геоэкономическом пространстве, не может избежать жесткого техногенного влияния. Она либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ) и тем самым имеет доступ к мировому доходу и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию, где она является подсистемой ИВЯ, и ей отводится роль обслуживания мировых воспроизводственных циклов. В конечном итоге такая страна становится объектом геоэкономических войн.
Третий. На развитие экономического взаимодействия стран Содружества влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые должны быть учтены при разработке национальных стратегий с целью недопущения ошибок предшествующих лет. При организации работы необходимо видение внешнего мира через своеобразную призму – систему национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов. Устойчивость позиции национальной экономики в современном мире должна определяться прежде всего согласованностью трех стратегических компонентов. Во-первых, ситуацией, складывающейся во внешней сфере. Во-вторых, состоянием системы национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов. В-третьих, положением в национальной экономике. Мировая система бескомпромиссна. Малейшая рассогласованность этих компонентов ведет к выталкиванию национальной экономики, а значит и страны, с мировой арены, отводит ей роль аутсайдера мирового развития.
Четвертый. Технология вхождения национальной экономики в различные внешние системы (регионального или мирового значения) должна быть тщательно выверенной и обладать научно-обоснованной стратегией развития, адекватной современному миру.
Пятый. Расширение экономического и производственного сотрудничества государств-участников Содружества даст возможность получить стратегические эффекты в экономической, внешнеэкономической, экологической, инновационно-технологической, социальной сферах и сфере безопасности.
Шестой. Современный мир имеет техногенную окраску и переживает эпоху расцвета постиндустриализма. Поэтому поведение любой национальной экономики в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной модели цивилизационного развития, его высшей – техногенной – фазой.
Седьмой. Геоэкономическое пространство постепенно переходит от техногенных цивилизационных координат к новым горизонтам цивилизационного развития – неоэкономического. Меняется геоэкономическое пространство и его отношение с геополитическими и геостратегическими пространствами. Соответственно меняется и система взаимоотношений национальных экономик с внешней сферой.
Восьмой. В рамках неоэкономической модели идет трансформация экономических категорий. Неоэкономическая модель предлагает новый подход к таким устоявшимся экономическим категориям, как мировой рынок, мировые цены, национальная безопасность, национальные интересы и т.п.
Девятый. Глубокую трансформацию претерпевает закон стоимости: он опосредует этноэкономическую транснационализацию, которая разворачивается в геоэкономическом пространстве под влиянием неоэкономических атрибутов.
Десятый. Степень заинтересованности государств-участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.
Мозговой центр Содружества: генерирование стратегических новаций
Важнейшая сторона в решении новейших стратегических задач, стоящих перед Содружеством, – мобилизация интеллектуального потенциала для выработки фундаментальных инноваций, научно-концептуальное сопровождение стратегических решений по освоению единого геоэкономического пространства. Речь идет о формировании научно-исследовательской структуры новейшего типа, о принципиально новом мозговом центре.
В современном глобализирующемся мире события развиваются стремительно, нужна быстрая, выверенная реакция на них. Иначе геоэкономическое пространство Содружества может быть разорвано на куски, тяготеющие к различным центрам «экономической силы» (как любят выражаться стратеги с «холодным», то есть геополитическим мышлением) с глухими, практически непроницаемыми границами. В этом случае геоэкономическое пространство Содружества как единое пространство может быть потеряно безвозвратно. И конъюнктура здесь уже не помощник, нужно объемное стратегическое мышление.
Все это предопределяет высокую интеллектуальную планку при формировании Мозгового геоэкономического центра Содружества (МГЦС). И здесь не отделаться традиционной информационно-аналитической службой – их сотни, они как правило мастерски «фотографируют» ситуацию, это уровень экспертов и не более того. Мозговой же центр – совершенно иное дело. Таких центров в мире немного, но именно они постоянно подпитывают властные структуры новейшими прорывными инициативами, обеспечивающими продвижение к намечаемым целям. В нашей стране те или иные отраслевые структуры, определяющие стратегию национального развития, с первых шагов своей деятельности должны озаботиться организацией такого рода центров. Они обычно очень компактны и недороги. Там работают специалисты «штучного» класса, и они у нас есть.
Обозначим основные задачи Мозгового геоэкономического центра Содружества:
- ситуационная и сценарная проработка глобальных трендов мирового развития;
- выработка схем консолидации мировых и региональных ресурсов в целях национального развития;
- формирование полюса влияния стран СНГ в новой мирохозяйственной архитектуре;
- разработка моделей участия большого российского бизнеса в формировании и перераспределении мирового дохода;
- разработка высоких геоэкономических и геофинансовых технологий выхода СНГ к мировым ареалам (точкам) роста;
- формирование российских зон геоэкономического влияния ведущих отраслей национальной экономики на постсоветском и мировом экономических пространствах, закрепление таких зон на геоэкономическом атласе мира;
- формирование единого регионального геофинансового центра Содружества с единой рублевой зоной;
- разработка геоэкономического формата национальной, региональной и глобальной безопасности;
- создание электронной версии геоэкономического атласа мира и пространства СНГ, мониторинг геоэкономического пространства и формирование «штабных геоэкономических ситуационных комнат»;
- создание реестра российских ударных финансово-промышленных группировок стратегического статуса, которым делегируется реализация национальных геоэкономических интересов в мире и на пространстве СНГ;
- налаживание совместных фундаментальных научных разработок и издательской деятельности в области геоэкономики и глобалистики в ведущих научных и образовательных центрах постсоветского пространства (открытие в СНГ сети университетов, научных центров, лабораторий и т.п.);
- мобилизация деловой активности национальных диаспор на постсоветском пространстве на решение общих стратегических задач развития.
Выстраивание евразийского геоэкономического пространства следует вести
на равновесной основе – его западные и восточные фланги должны быть
открыты для сотрудничества.
Россия в мировом интеграционном процессе: стратегические
мотивации и приоритеты
Россия должна стать одним из глобальных лидеров. Для реализации этой целевой установки требуется новая парадигма, основанная на следующих фундаментальных блоках.
Первый. Инновации затрагивают не только производственно-технологическую сферу, но и широкий спектр других общественных сфер: экономику, финансы, политику, культуру и т.д.
Второй. Ресурсный тип национальной экономики себя исчерпал. Он привел к глубокой структурной деформации.
Третий. Необходим стратегический курс на масштабную модернизацию всего промышленно-экономического комплекса России с выходом к 2020 году на постиндустриальную стадию развития.
Четвертый. Широкоформатная интеграция России в мировую глобализирующуюся систему должна стать одним из условий реализации намеченного стратегического курса.
Пятый. Должен произойти кардинальный поворот в воззрениях на роль и место внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики в реализации крупномасштабных стратегических задач.
«У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах», – отметил президент России Дмитрий Медведев через несколько дней после признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 г.
Содружество Независимых Государств – приоритетный регион российских интересов. А значит, именно здесь требуется выход на принципиально новые модели сотрудничеств стран-членов СНГ, заложенные в Стратегии экономического развития СНГ. В основание Стратегии легли научные принципы, методологические подходы и методы планирования, разработанные российской школой геоэкономики и глобалистики. Предстоит работа по претворению в жизнь и дальнейшему наращиванию заложенного в стратегии потенциала и смысловых блоков развития. Среди таких блоков можно выделить основополагающие.
Первый. Степень заинтересованности государств-участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств. Здесь проявляется эффект масштаба и синергетики. Центральный вектор, стратегический замысел и главная идея Стратегии экономического развития Содружества заключаются в организации на базе геоэкономического подхода стратегического маневра стран СНГ по осуществлению прорыва к мировому доходу. Потенциал Содружества позволяет выйти на формирование мирового дохода через его региональную (СНГ) составляющую.
Второй. При этом следует особо подчеркнуть: выстраивание евразийского геоэкономического пространства следует вести на равновесной основе – его западные и восточные фланги должны быть открыты для сотрудничества. Речь идет о тесном производственно-инвестиционном и инновационном переплетении формирующегося евразийского геоэкономического анклава как с Европейским союзом, так и с со странами тихоокеанского бассейна (Юго-Восточной Азии). Это соответствует сегодняшней тенденции: мир вступает в фазу смены технологического и производственного уклада, формирования технико-экономической архитектуры следующего поколения. Идет интенсивный процесс зарождения новых точек (очагов, ареалов) мирового роста на кластерно-сетевом принципе и инновационной базе.
Третий. В связи с этим особо возрастает роль евразийского геоэкономического пространства как глобального транспортного моста. Такая возможность приведет к глубоким коррекциям и преобразованиям существующей транспортно-коммуникационной сети, а также формированию новых сетей. И здесь особую роль должны сыграть российские геоэкономические инициативы по разработке и реализации глобальных инфраструктурных проектов – таких, как ЭНЕРГОНЕТ, ТРАНСНЕТ и др. Открываются широкие перспективы для инвестиционной деятельности.
Четвертый. Новизна стратегического замысла экономического развития стран Содружества проявляется в использовании геоэкономического научно-категориального аппарата. Перечислим основные понятия такого аппарата: геоэкономика как центральный вектор глобальных перемен, геоэкономическое пространство, метод синтеза, стратегический эффект, инвестиционная модель развития, прорыв к формированию мирового дохода и его распределению, эффект масштаба и синергетики, стратегический маневр, техногенная фаза мирового развития, геосистема интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ), мировые воспроизводственные циклы, геоэкономические войны, геоэкономические (а также геостратегические и геополитические) интересы, геоэкономический потенциал, государство на мировой арене в условиях новой зарождающейся системы координат, неоэкономическая картина мира, этноэкономическая транснационализация, уровни экономического сотрудничества, сотрудничество на справедливых условиях и т.д.
Пятый. Следует держать в поле зрения закономерности изменения глобальных трендов мирового развития. Современный мир имеет техногенную окраску, переживает эпоху расцвета постиндустриализма. Однако мир стремительно меняется. Серьезные симптомы того – развернувшийся глобальный финансовый кризис. Геоэкономическое пространство постепенно переходит от техногенных цивилизационных координат на новые горизонты цивилизационного развития, которые придают геоэкономическому пространству новый дизайн, соответствующий неоэкономической картине мира XXI века. Пора отказаться от многих мифов, пересмотрев эти категории в новом качестве и новой плоскости. Меняются геоэкономическое пространство и его отношение с геополитическими и геостратегическими пространствами. Соответственно меняется и система взаимоотношений национальных экономик друг с другом и с внешней средой.
Глобалистика и геодисциплины провозгласили фундаментальные основания для выхода российской дипломатии на качественно новый уровень – уровень создания на мировой арене условий для реализации национальных геоэкономических интересов на путях диалога, поиска более эффективных форм взаимодействия и сотрудничества. Обоснован ряд внешнеполитических инициатив в виде пилотных (тестовых) проектов-программ. Глобалистика и ее центральная часть – геоэкономика – открыли новую страницу во внешнеполитической деятельности страны – экономическую дипломатию.
Российская школа глобалистики и геодисциплин уже широко представлена на мировой арене, ее фундаментальные постановки вызывают интерес на международных форумах, конгрессах, семинарах, круглых столах, где все рельефнее формулируется принципиально новый феномен – трансгуманизм как политическая логика сотрудничества и взаимодействия, снятия международной напряженности, нахождения взаимоприемлемых решений в конфликтных ситуациях с использованием геоэкономических методов.
Большой бизнес должен быть оснащен самыми передовыми высокими
геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования
в глобальном экономическом пространстве в целях доступа
к формированию и распределению мирового дохода.
На пространстве СНГ создана серьезная основа для формирования новейших российских структур на совместной основе – ударных финансово-промышленных бизнес-группировок стратегического статуса, призванных реализовывать геоэкономические интересы России и стран СНГ, а также крупнейшие национальных проекты по преобразованию инфраструктуры страны на основе инновационных прорывов. Мы вплотную подошли к формированию реестра таких структур, которым государство делегирует обеспечение национальных геоэкономических интересов, создает все условия для выхода на внешнюю хозяйственную арену и мировой рынок, а также защищает их самих. Большой бизнес должен быть оснащен самыми передовыми высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования в глобальном экономическом пространстве в целях доступа к формированию и распределению мирового дохода.
Перед Россией и Содружеством обозначились контуры исторических вызовов. Среди основных и масштабных вызовов – вызов геоэкономический. Центральная задача – не дать разорвать единое геоэкономическое пространство Содружества. Геоэкономическая парадигма развития внесла существенные коррективы в понимание нового класса вызовов, угроз и опасностей и в методы реагирования на них. Задан новый вектор – защита национальных геоэкономических интересов. Это должно найти более полное отображение в концепции и политике национальной безопасности, формировании новых взглядов на содержание военной доктрины, прояснить роль Вооруженных Сил в новом геоэкономическом мировом раскладе и направления военного строительства.