Пятница, 23 Июня, 2017
   
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)


Россия-Евразия и мировой рынок
Рустем Вахитов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 134

Р.В. Вахитов – кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета, политический публицист

С на­ча­ла эпо­хи пе­ре­ст­рой­ки оте­че­ст­вен­ные ли­бе­ра­лы мно­го и охот­но го­во­рят о па­губ­нос­ти со­ве­тс­кой эко­но­ми­чес­кой ав­тар­кии и о бла­гот­вор­нос­ти вхож­де­ния Рос­сии, рав­но как и лю­бой дру­гой стра­ны, в ми­ро­вой ры­нок. Со­ве­тс­кие лю­ди и осо­бен­но со­ве­тс­кая ин­тел­ли­ген­ция да­же по­на­ча­лу по­ве­ри­ли в эти рас­суж­де­ния «пе­ре­до­вых эко­но­мис­тов» вро­де Его­ра Гай­да­ра и да­ли им «карт-бланш». Те про­из­ве­ли шо­ко­вую эко­но­ми­чес­кую ре­фор­му по ре­цеп­там экс­пер­тов из МВФ, не слиш­ком стес­ня­ясь мно­го­чис­лен­нос­ти жертв по­доб­но­го «эко­но­ми­чес­ко­го тер­ро­ра» сре­ди прос­то­го на­ро­да и уте­шая всех, что еще нем­но­го и все мы бу­дем жить, как в Шве­ции и Нор­ве­гии… и не по­лу­чи­ли ви­ди­мо­го эф­фек­та. Обе­щан­ное бла­го­по­лу­чие до сих пор не нас­ту­пи­ло. Ра­зу­ме­ет­ся, у мла­до­ре­фор­ма­то­ров наш­лись ум­ные и ви­ти­е­ва­тые объ­яс­не­ния про­и­зо­шед­ше­го, и они про­дол­жа­ют убеж­дать нас, что нуж­но еще под­на­ту­жить­ся и пос­та­рать­ся дос­тичь «вы­со­кой кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти» и «рос­сийс­кое эко­но­ми­чес­кое чу­до» на ма­нер чу­да японс­ко­го и юж­но­ко­рейс­ко­го не зас­та­вит се­бя ждать…


Петр Савицкий

Од­на­ко рос­сийс­кие уче­ные-ге­о­по­ли­ти­ки и ге­о­э­ко­но­мис­ты еще в на­ча­ле ХХ ве­ка предс­ка­зы­ва­ли, что отк­ры­тие Рос­сии, как и лю­бой дру­гой внут­ри­кон­ти­нен­таль­ной стра­ны, для ми­ро­во­го рын­ка не при­ве­дет ни к че­му, кро­ме прев­ра­ще­ния ее в зад­вор­ки «гло­баль­но­го ка­пи­та­лиз­ма». В до­ка­за­тель­ство они при­во­ди­ли мно­же­ст­во фак­тов из эко­но­ми­ки и ге­ог­ра­фии и опи­ра­лись на ори­ги­наль­ную рус­скую тра­ди­цию ге­о­по­ли­ти­ки и ге­о­э­ко­но­ми­ки – ев­ра­зий­ство. Од­но из та­ких до­ка­за­тельств при­во­дит­ся те­о­ре­ти­ком и ли­де­ром ев­ра­зий­ства 1920–1930-х го­дов, эко­но­мис­том и ге­ог­ра­фом Пет­ром Са­виц­ким в статье «Кон­ти­нент-Оке­ан. Рос­сия и ми­ро­вой ры­нок», опуб­ли­ко­ван­ной в 1921 г. в пер­вом ев­ра­зийс­ком сбор­ни­ке «Ис­ход к Вос­то­ку. Пред­чу­в­ствия и свер­ше­ния. Ут­ве­рж­де­ние ев­ра­зий­цев». Ар­гу­мен­ты Са­виц­ко­го не уте­ря­ли ак­ту­аль­нос­ти до сих пор и дос­той­ны то­го, что­бы их вспом­нить еще раз.

Са­виц­кий от­ме­чал, что для меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ет сто­и­мость пе­ре­воз­ки то­ва­ра от од­ной стра­ны к дру­гой. Од­на­ко в из­люб­лен­ные ли­бе­ра­ла­ми схе­мы «чис­той эко­но­ми­ки» са­мым бес­це­ре­мон­ным об­ра­зом втор­га­ет­ся «през­рен­ный» ге­ог­ра­фи­чес­кий фак­тор. Та­кая пе­ре­воз­ка осу­ще­с­твля­ет­ся глав­ным об­ра­зом ли­бо по во­де, морс­ким транс­пор­том, ли­бо по су­ше – же­лез­но­до­рож­ным и ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том. (При­ве­ден­ное за­ме­ча­ние бы­ло сде­ла­но Са­виц­ким бо­лее 90 лет то­му на­зад, с тех пор ка­че­ст­вен­ным об­ра­зом из­ме­ни­лась ави­а­ция, но да­же этот фак­тор не вно­сит за­мет­ные кор­рек­ти­вы в ге­о­э­ко­но­ми­чес­кие пост­ро­е­ния Са­виц­ко­го: ко­ли­че­ст­во гру­зов, пе­ре­во­зи­мых на са­мо­ле­тах, до сих пор не­со­пос­та­ви­мо с объ­е­мом гру­зо­пе­ре­во­зок по же­лез­ной до­ро­ге.) Вмес­те с тем сто­и­мость пе­ре­воз­ки по су­ше го­раз­до вы­ше сто­и­мос­ти пе­ре­воз­ки по мо­рю (что ес­те­ст­вен­но: для морс­ких пе­ре­во­зок ну­жен лишь порт да ко­рабль, же­лез­ную до­ро­гу же нуж­но стро­ить, обс­лу­жи­вать и т.п.). «В рас­че­те на оди­на­ко­вое рас­сто­я­ние, – ука­зы­вал Са­виц­кий, – гер­ма­нс­кий же­лез­но­до­рож­ный та­риф пе­ред вой­ной (име­ет­ся в ви­ду Пер­вая ми­ро­вая вой­на. – Р.В.) был приб­ли­зи­тель­но в пять­де­сят раз вы­ше оке­а­нс­ко­го фрах­та». Из это­го уче­ный де­лал вы­вод, что рас­хо­ды на пе­ре­воз­ки при морс­кой тор­гов­ле мож­но прак­ти­чес­ки не учи­ты­вать по срав­не­нию с те­ми сум­ма­ми, ко­то­рые тра­тят­ся при кон­ти­нен­таль­ной тор­гов­ле.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 601 гостей онлайн