Очевидно, что для России, стран СНГ и других постсоветских государств, расположенных в едином евразийском пространстве, необходима своя – евразийская – теория национального хозяйства. Западные экономические теории являются неадекватными для восточного общества в целом. Попытки выстраивать модель национального хозяйства России, беря за основу западный методологический принцип индивидуализма, способны произвести только одно – прозападую модель общественного развития.
{div width:265|float:left}{module struve}{/div}Экономическая теория теряет всякий смысл, если, увлекаясь математическими формулами и рыночными формализованными абстракциями, она исключает из предмета своего анализа целое, а именно: конкретное национальное хозяйство и воспроизводство конкретного национально-обусловленного общества и его хозяйства.
Абсурдно – если не преступно – проводить модернизацию экономики России, продолжая готовить в вузах инженеров, строителей, финансистов, ученых и педагогов на основе американских учебников по экономической теории, воспитывающих нашу молодежь на индивидуалистических принципах, враждебных как нашей истории, так и нашей цивилизационной специфике.
В этом контексте приобретает особую актуальность задача разработки новых учебников по экономической теории, адекватных социокультурным и геополитическим особенностям России. Учебник по общественным наукам сегодня становится мощным информационно-пропагандистским оружием. И мы не имеем права отдавать наше информационное поле в руки потенциальных противников. Нам сегодня нужны новые учебники по экономической теории, которые были бы адекватными социокультурным, историческим и геополитическим особенностям развития нашего северо-восточного общества и его национального хозяйства. Первый вариант такого учебника уже появился в 2006 году под названием «Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства». Я его написал в процессе подготовки докторской диссертации по теме «Национальное хозяйство как основа воспроизводства общества (экономико-философский подход)» (2007 год, МГУ имени М.В. Ломоносова). В начале 2011 года в издательстве «Институт русской цивилизации» вышло второе – дополненное и переработанное – издание моего учебника с тем же названием.
В основу учебника положен народно-хозяйственный (национально-хозяйственный) подход, рассматривающий национальное хозяйство как основу и как механизм воспроизводства общества и человека. Эта проблема является чрезвычайно злободневной для России и других постсоветских стран, и студенты должны хорошо знать ее, понимать механизм функционирования всего национального хозяйства в целом. Как известно, сохранение многомерной национальной экономической системы – это воспроизводственная проблема самого субъекта, и таким метасубъектом в рамках страны выступает уже все национальное хозяйство. Его функции направлены на собственное воспроизводство, на обеспечение экономической безопасности, а также интегративности хозяйства страны.
Заявленный в учебнике подход является политико-экономическим, но не ортодоксальным, превращая «старую» политэкономию в политическую экономию национального хозяйства. Место и роль политической экономии в системе экономических знаний вообще всегда задавались ее особым методологическим содержанием и трансляцией ее методологии в другие – частные и конкретные – отрасли экономической науки. Но сама методологическая насыщенность политэкономии является результатом ее тесной связи с философией. Поэтому наш подход является одновременно и экономико-философским, и философско-хозяйственным. Обновленной экономической теории сегодня нужен методологический каркас, который будет отражать всю систему ценностей нашего общества. А для этого необходим историософский подход (национально-исторический и национально-философский) к экономике и национальному хозяйству страны. Востребован и народно-хозяйственный охват, включающий, безусловно, социокультурные движущие силы, духовные факторы роста.
Мы согласны с профессором МГУ имени М.В. Ломоносова Юрием Осиповым, который подчеркивает, что речь сегодня должна идти «о возрождении философского подхода к решению задач, стоящих перед наукой, о таком видении предмета, которое может дать только широкий, не терпящий узких аналитических рамок, обобщающий и синтезирующий, свободно размышляющий и привлекающий все способы познания, вплоть до интуиционного и откровенческого, философский подход».
Предлагаемый новый учебник для вузов как раз и позволяет решить проблему «восприятия научной экономией неэкономических знаний», о чем говорит Осипов. Особенность системной методологии, которая лежит в основе данного учебного курса, заключается в попытке выйти за узкие рамки сугубо экономического (формационного) подхода, соединяя воедино различные методы анализа – формационный, цивилизационный, историософский, геополитический, а также институциональный. По сути, это социохозяйственный междисциплинарный подход.
Только такой комплексный подход позволяет охватить все хозяйство страны и подойти к его анализу с разных сторон, увязывая при этом воедино все сферы общества, соединяя экономику, политику и культуру в цельный метапредмет политэкономического анализа. С одной стороны, мы связываем воедино экономическое и социокультурное пространства, а с другой – соединяем историческое, экономическое и социокультурное пространства с природно-географической средой, национальной территорией и геополитическими особенностями всего национального хозяйства. Это позволяет представить реальную историческую динамику хозяйственного развития, помогает избегать умозрительность и догматизм. Все это расширяет предмет научных знаний и, пользуясь словами цитированного выше Осипова, возможности «восприятия научной экономией неэкономических знаний», то есть «свободной интеграции всех знаний, позволяющей науке выйти из созданного ею же научного тупика».