Печать

Почему буксует интеграция
Василий Симчера

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 116

В.М. Симчера – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (2000–2010 гг.), вице-президент Российской академии экономических наук, главный редактор журнала «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (1999–2005 гг.), руководитель отдела статистики взаимной торговли стран-членов Таможенного союза ЕврАзЭС

{div width:385|float:left}{module caspar_david_friedrich}{/div}На сме­ну бы­ло­му Ве­ли­ко­му шел­ко­во­му пу­ти в рам­ках фор­ми­ру­е­мо­го Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства стран Ев­рА­зЭС и соз­да­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за при­хо­дит Ве­ли­кий сталь­ной путь, со­е­ди­ня­ю­щий Азию с Ев­ро­пой. Этот путь толь­ко за счет сня­тия та­мо­жен­ных барь­е­ров и ус­ко­ре­ния транс­пор­ти­ров­ки су­хо­пут­ных гру­зов обе­ща­ет гро­мад­ную эко­но­мию средств, на фо­не ко­то­рой прак­ти­чес­ки все морс­кие и боль­ши­н­ство воз­душ­ных пе­ре­во­зок ока­зы­ва­ют­ся убы­точ­ны­ми. И это убе­ди­тель­но подт­вер­дил пусть не про­дол­жи­тель­ный, но весь­ма по­у­чи­тель­ный опыт фор­ми­ро­ва­ния Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства (ЕЭП) и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за в рам­ках соз­дан­но­го в 2000 г. Ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС). По­че­му и как сле­ду­ет даль­ше дви­гать­ся по это­му боль­шо­му пу­ти?

В рам­ках лю­бо­го та­мо­жен­но­го со­ю­за ра­но или позд­но ста­но­вит­ся тес­но – да­ле­ко не вся­кие фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты то­го или ино­го объ­е­ди­не­ния оди­на­ко­во по­лез­ны и по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на ко­неч­ных ре­зуль­та­тах раз­ви­тия ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Осо­бен­но па­губ­ный след ос­тав­ля­ют не­ви­ди­мые барь­е­ры, ко­то­рые очень час­то скры­ва­ют­ся за мни­мы­ми ус­пе­ха­ми или оче­вид­ны­ми об­щи­ми проб­ле­ма­ми и, та­ким об­ра­зом, ума­ля­ют­ся или и вов­се иг­но­ри­ру­ют­ся. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость изу­че­ния этих барь­е­ров и пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­ния ус­то­яв­ших­ся предс­тав­ле­ний и об­щих пра­вил, их пре­о­до­ле­ния как дог­ма­ти­чес­ких. В част­нос­ти, речь идет о барь­е­рах, свя­зан­ных с сох­ра­не­ни­ем про­тек­ци­о­низ­ма, дем­пин­га, конт­ра­бан­ды, не­та­риф­ных барь­е­ров и мно­гих дру­гих те­не­вых и инерт­ных яв­ле­ний в сов­ре­мен­ной тор­гов­ле. Преж­де все­го та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ни­ка­ет там и тог­да, где и ког­да речь идет о сти­му­ли­ро­ва­нии и раз­ви­тии но­вых муль­ти­фор­мат­ных меж­ду­на­род­ных струк­тур, спо­соб­ных вы­пол­нять не од­ни толь­ко та­мо­жен­ные, но и комп­ле­кс­ные рас­чет­но-ва­лют­ные, пла­теж­ные, про­мыш­лен­ные, транс­по­рт­ные и да­же ту­рис­ти­чес­кие функ­ции в рам­ках од­но­го и то­го же меж­ду­на­род­но­го объ­е­ди­не­ния. Се­год­ня имен­но та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ник­ла и рас­смат­ри­ва­ет­ся как клю­че­вая стра­на­ми-чле­на­ми СНГ и Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС.

На смену Великому шелковому пути приходит Великий стальной путь,
соединяющий Азию с Европой.

По­э­то­му за­ко­но­мер­но, что в рам­ках сфор­ми­ро­ван­но­го к на­ча­лу 2012 г. Еди­но­го ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства и соз­да­ва­е­мо­го на этой ба­зе Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, объ­ек­тив­но воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­вать це­лый комп­лекс дру­гих меж­ду­на­род­ных объ­е­ди­не­ний. Сре­ди них со­ю­зы ва­лют­ный, про­мыш­лен­ный, транс­по­рт­ный, энер­ге­ти­чес­кий. Здесь же мож­но наз­вать и сов­ме­ст­ные струк­ту­ры, на­це­ли­ва­е­мые на ре­гу­ли­ро­ва­ние об­щих рын­ков то­ва­ров, ус­луг, ра­бо­чей си­лы, ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых ак­ти­вов, ин­тел­лек­ту­аль­ной собствен­нос­ти, ин­но­ва­ций. Пе­ре­чень и дру­гих не­отъ­ем­ле­мых комп­лек­сов, констру­и­ру­ю­щих ин­тег­ри­ро­ван­ную ма­те­ри­аль­ную и инф­ра­ст­рук­тур­ную ба­зы этих стран, мо­жет быть про­дол­жен.

Как и в ка­ких нап­рав­ле­ни­ях в рам­ках соз­да­ва­е­мых но­вых ев­ра­зийс­ких об­ра­зо­ва­ний дви­гать­ся даль­ше, как ре­шать вста­ю­щие пе­ред ни­ми сов­ре­мен­ные ин­тег­ра­ци­он­ные за­да­чи? От­вет на этот воп­рос мо­жет дать срав­ни­тель­ный ана­лиз опы­та, на­коп­лен­но­го в хо­де фор­ми­ро­ва­ния ин­тег­ра­ци­он­ных по­тен­ци­а­лов Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и ус­пеш­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щей струк­ту­ры ЕС. Ис­ход­ный мо­мент та­ко­го ана­ли­за предс­тав­ля­ет па­ра­мет­ри­за­ция этих по­тен­ци­а­лов. Срав­ни­тель­ное предс­тав­ле­ние о том, что яв­ля­ет со­бою се­год­ня ЕС и Ев­рА­зЭС как пред­те­чи ап­ри­ор­но во­об­ра­жа­е­мо­го Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, ка­ков эко­но­ми­чес­кий па­ри­тет меж­ду ни­ми и как этот па­ри­тет мо­жет из­ме­нить­ся в бу­ду­щем, да­ют по­ка­за­те­ли, при­ве­ден­ные в таб­ли­це 1.

Дан­ные таб­ли­цы сви­де­тель­ству­ют о за­ча­точ­ном раз­ви­тии ин­тег­ра­ци­он­ных свя­зей в стра­нах Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и дос­ти­же­нии зре­ло­го их уров­ня в стра­нах ЕС, что наг­ляд­но подт­ве­рж­да­ют циф­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие удель­ный вес этих со­ю­зов в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. Они так­же го­во­рят о на­ли­чии ог­ром­ных ре­зер­вов у стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС к са­мо­со­вер­ше­н­ство­ва­нию. Прав­да, су­дя по таб­ли­це, по­доб­ные ре­зер­вы сок­ра­ща­ют­ся. На­ко­нец, из той же таб­ли­цы сле­ду­ет, что дос­тиг­ну­тый в стра­нах ЕС ин­тег­ра­ци­он­ный уро­вень не яв­ля­ет­ся оп­ти­маль­ным. То есть на­ли­цо ра­зи­тель­ные от­ли­чия меж­ду обо­и­ми со­ю­за­ми. По­че­му?

Фор­ми­ру­е­мый на ба­зе ЕЭП Ев­ра­зийс­кий со­юз – объ­е­ди­не­ние су­гу­бо эко­но­ми­чес­кое. А Ев­ро­со­юз – ус­то­яв­ше­еся по­ли­ти­ко-эко­но­ми­чес­кое объ­е­ди­не­ние. Об­щее у них то, что оба эти мат­ре­шеч­ные но­во­я­зы – в прин­ци­пе не­од­но­род­ные об­ра­зо­ва­ния, свя­зы­ва­ю­щие стра­ны не толь­ко с раз­нос­ко­ро­ст­ны­ми, но и раз­но­нап­рав­лен­ны­ми ук­ла­да­ми и век­то­ра­ми со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия, яд­ра ко­то­рых – их мен­таль­ные по­тен­ци­а­лы – по­хо­жи друг на дру­га лишь нас­толь­ко, нас­коль­ко по­хо­жи друг на дру­га ря­же­ные мат­реш­ки.


Таблица 1. Сравнительные показатели экономического развития стран-членов Таможенного союза,
ЕврАзЭС и ЕС в 2010 г.

Приведены данные следующих статистических публикаций: Eurostat Statistical Yearbook. Data 1958–2010. European Commission. Brussels, 2011. P. 13–104; Евразийское экономическое сообщество. 2000–2009. М.: Статкомитет СНГ, 2010. С. 9–101; Содружество независимых государств. 2000–2010. М.: Статкомитет СНГ, 2011. С. 40–171; Россия и страны Европейского союза. М.: Росстат, 2009. С. 13–256.

В том ви­де и с те­ми же мно­го­чис­лен­ны­ми объ­ек­тив­ны­ми и субъ­ек­тив­ны­ми ог­ра­ни­че­ни­я­ми, с ко­то­ры­ми соз­да­вал­ся Та­мо­жен­ный со­юз Ев­рА­зЭС и фор­ми­ро­ва­лось Ев­ра­зийс­кое эко­но­ми­чес­кое прост­ра­н­ство, на ус­той­чи­вой ос­но­ве и эф­фек­тив­но дви­гать­ся даль­ше впе­ред нель­зя. Если вы хотите играть в азартную игру в хорошем месте, ищите надежные источники. Мало кто знает но Качественные казино пользуются спросом у игроков со всей России. С недавнего времени Роскомнадзор блокирует эти заведения и продвигает сайты за взятки, тем самым недобросовестно выполняют свой долг. А это не важно, главное получи хорошие условия для игры в игровые автоматы или ставки с живыми дилерами. В основном смотри на бонусы на первый депозит, именно они дарят удвоенный подарок на который можно раскрутиться! И по­э­то­му не слу­чай­но, а впол­не за­ко­но­мер­но на­ме­ре­ние уч­ре­дить но­вый ин­тег­ри­ру­ю­щий меж­ду­на­род­ный субъ­ект – Ев­ра­зийс­кий со­юз, функ­ции по фор­ми­ро­ва­нию ко­то­ро­го воз­ло­же­ны на соз­дан­ную вза­мен Ко­мис­сии Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­ра­зийс­кую эко­но­ми­чес­кую ко­мис­сию.

Это об­ра­зо­ва­ние, в от­ли­чие от мно­го­чис­лен­ных су­ще­ст­ву­ю­щих ана­ло­гич­ных меж­ду­на­род­ных со­ю­зов (в том чис­ле от то­го же ЕС), его ини­ци­а­то­ра­ми – ны­неш­ни­ми ли­де­ра­ми го­су­дарств-чле­нов ЕЭП и Ев­рА­зЭС (см. опуб­ли­ко­ван­ные в «Из­вес­ти­ях» осенью прош­ло­го го­да статьи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на «Но­вый ин­тег­ра­ци­он­ный про­ект для Ев­ра­зии – бу­ду­щее, ко­то­рое рож­да­ет­ся се­год­ня», Алек­са­нд­ра Лу­ка­шен­ко «О судь­бах на­шей ин­тег­ра­ции», Нур­сул­та­на На­зар­ба­е­ва «Ев­ра­зийс­кий со­юз: от идеи к ис­то­рии бу­ду­ще­го») – рас­смат­ри­ва­ет­ся как прин­ци­пи­аль­но но­вое, приз­ван­ное ре­а­ли­зо­вать не толь­ко эк­зо­ген­ные, но и мно­гие эн­до­ген­ные пре­и­му­ще­ст­ва пол­но­ма­сш­таб­ной, или боль­шой ин­тег­ра­ции.


 

Са­ма по се­бе боль­шая ин­тег­ра­ция – это гло­баль­ное объ­е­ди­не­ние и пос­ле­ду­ю­щее сра­щи­ва­ние под эги­дой за­ин­те­ре­со­ван­ных го­су­дарств раз­лич­ных ре­сур­сов. Сре­ди этих ре­сур­сов – транс­на­ци­о­наль­ные ка­пи­та­лы, то­ва­ры, ус­лу­ги, ра­бо­чая си­ла и ин­но­ва­ции в фор­ме соз­да­ния раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных про­мыш­лен­ных, тор­го­вых, та­мо­жен­ных, фи­нан­со­вых, ва­лют­ных, оф­шор­ных и дру­гих ас­со­ци­иро­ван­ных эко­но­ми­чес­ких ор­га­ни­за­ций и со­ю­зов с целью эко­но­мии из­дер­жек про­из­во­д­ства и по­лу­че­ния мак­си­маль­ной при­бы­ли.

Большая интеграция – это глобальное объединение и сращивание различных
ресурсов и потоков транснациональных капиталов, товаров, услуг, рабочей
силы и инноваций под эгидой заинтересованных государств с целью получения
максимальной прибыли.

Боль­шая ин­тег­ра­ция – это ме­ха­низм пре­о­до­ле­ния про­ти­во­ре­чий и дисп­ро­пор­ций в раз­ви­тии меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний пу­тем раз­ра­бот­ки раз­лич­ных ме­то­дов их сог­ла­со­ва­ния и соз­да­ния на этой ос­но­ве мно­го­об­раз­ных меж­го­су­да­р­ствен­ных со­ю­зов и объ­е­ди­не­ний. В еще бо­лее ши­ро­ком смыс­ле – это ме­ха­низм пре­о­до­ле­ния по­ро­ков и не­со­вер­шенств сов­ре­мен­но­го ми­ра. С су­гу­бо эко­но­ми­чес­кой точ­ки зре­ния, боль­шая ин­тег­ра­ция предс­тав­ля­ет со­бой ме­ха­низм пре­о­до­ле­ния про­ти­во­ре­чий и дисп­ро­пор­ций в сло­жив­ших­ся фор­мах и ме­то­дах меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да, по­рож­да­ю­щих не­ра­ци­о­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние на­ци­о­наль­ных ре­сур­сов и не­рав­но­мер­ное эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие.

Са­ма же не­рав­но­мер­ность раз­ви­тия в ус­ло­ви­ях то­таль­но­го гос­по­д­ства ан­та­го­нис­ти­чес­ких ка­пи­та­лис­ти­чес­ких про­ти­во­ре­чий в прин­ци­пе неп­ре­о­до­ли­ма. В ре­аль­ной жиз­ни она мо­жет толь­ко смяг­чать­ся. А об­щая при­чи­на этих про­ти­во­ре­чий в том, что ка­пи­та­лис­ти­чес­кое про­из­во­д­ство в прин­ци­пе не мо­жет быть эф­фек­тив­ным по­то­му, что не под­да­ет­ся ор­га­ни­за­ции по точ­но­му и вза­и­мо­вы­год­но­му про­фи­лю ин­те­ре­сов про­из­во­ди­те­лей и пот­ре­би­те­лей. Как об­ще­ст­вен­ное круп­ное про­из­во­д­ство оно по оп­ре­де­ле­нию не мо­жет быть ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ным и пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ным. Те же са­мые част­но­со­б­ствен­ни­чес­кие прис­во­е­ние и пот­реб­ле­ние про­из­ве­ден­ных благ в ус­ло­ви­ях обоб­ще­с­твлен­ной сти­хии ав­то­ма­ти­чес­ки ста­но­вят­ся ан­та­го­нис­ти­чес­ки­ми и хищ­ни­чес­ки­ми, не­за­кон­но обо­га­ща­ю­щи­ми класс ка­пи­та­лис­тов и об­де­ля­ю­щи­ми класс ра­бо­чих.

В ре­зуль­та­те не­из­беж­но воз­ни­ка­ет раз­рыв меж­ду про­из­во­д­ством, объ­е­мы ко­то­ро­го рас­тут и ока­зы­ва­ют­ся боль­ше об­щей сум­мы вы­дан­ных ра­бо­чим на­лич­ных де­нег, и пот­реб­ле­ни­ем, объ­е­мы ко­то­ро­го, та­ким об­ра­зом, ума­ля­ют­ся и ока­зы­ва­ют­ся мень­ше объ­е­мов про­из­ве­ден­ных благ. По­э­то­му ка­пи­та­лис­ты бо­га­те­ют, а ра­бо­чие бед­не­ют.

По­лу­ча­ю­ще­еся пре­вы­ше­ние объ­е­мов про­из­во­д­ства над объ­е­ма­ми пот­реб­ле­ния (из­лиш­ки то­ва­ров) или спро­са над пред­ло­же­ни­ем (из­лиш­ки де­нег) фор­ми­ру­ют­ся дво­я­ко. Или ис­ку­с­ствен­но (обыч­но спе­ку­ля­тив­но) пу­тем за­пус­ка в об­ра­ще­ние из­бы­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва бу­маж­ных де­нег. И тог­да об­ра­зу­ет­ся пре­вы­ше­ние ко­ли­че­ст­ва де­нег над ко­ли­че­ст­вом то­ва­ров, воз­ни­ка­ет то­вар­ный де­фи­цит, про­ис­хо­дит обес­це­ни­ва­ние де­нег, нас­ту­па­ет инф­ля­ция, име­ну­е­мая еще инф­ля­ци­ей спро­са. Или же ко­ли­че­ст­во то­ва­ров пре­вы­ша­ет ко­ли­че­ст­во де­нег, по­яв­ля­ет­ся де­фи­цит де­нег, про­ис­хо­дит мас­со­вое обес­це­ни­ва­ние то­ва­ров, нас­ту­па­ет инф­ля­ция, ко­то­рая в этом слу­чае име­ну­ет­ся еще инф­ля­ци­ей про­из­во­д­ства, или пред­ло­же­ния.

Из­лиш­ки то­ва­ров по­рож­да­ют деф­ля­цию де­нег (на ва­лют­ных рын­ках – ре­валь­ва­цию), то есть рост их сто­и­мос­ти, а из­лиш­ки де­нег – дру­гую деф­ля­цию, или деф­ля­цию сто­и­мос­ти то­ва­ров, то есть рост пот­ре­би­тельс­ких цен. Ког­да раз­ры­вы меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми пе­ре­мен­ны­ми дос­ти­га­ют апо­гея, го­во­рят о кри­зи­се про­из­во­д­ства или кри­зи­се спро­са и пот­реб­ле­ния.

Част­ным слу­ча­ем из­бав­ле­ния от из­лиш­ков (то­ва­ров или де­нег) яв­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ция их вов­не, сти­му­ли­ру­ю­щая внеш­нюю тор­гов­лю и дру­гие фор­мы меж­ду­на­род­ных свя­зей. Од­на­ко проб­ле­ма кри­зи­са ни в том, ни в дру­гом слу­чае не ре­ша­ет­ся. Ес­ли в пер­вом слу­чае мы отод­ви­га­ем мо­мент нас­туп­ле­ния кри­зи­са во вре­ме­ни, то во вто­ром – в прост­ра­н­стве. Но и в том и в дру­гом слу­чае в рав­ной ме­ре мы име­ем де­ло с ис­ку­с­ствен­ным ре­ше­ни­ем проб­ле­мы, ко­то­рая вне уст­ра­не­ния из­ло­жен­но­го об­ще­го про­ти­во­ре­чия ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го спо­со­ба про­из­во­д­ства в прин­ци­пе не мо­жет быть сня­та.

Кри­зис – это бренд ка­пи­та­лиз­ма, его ро­ди­мое пят­но и им­ма­не­нт­ное свой­ство, это ис­ку­с­ствен­ное ог­ра­ни­че­ние спро­са или пред­ло­же­ния, про­из­во­д­ства или пот­реб­ле­ния, про­тив­ное за­ко­нам жиз­ни, ос­но­ван­ным на прин­ци­пах ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра.

По­нят­но, что нас­то­я­щая ин­тег­ра­ция не мо­жет стро­ить­ся на та­ких ис­ку­с­ствен­ных, гра­ни­ча­щих с прес­туп­ны­ми, спе­ку­ля­тив­ных и эго­ис­ти­чес­ких по­сыл­ках и ог­ра­ни­че­ни­ях. Она в прин­ци­пе не при­ем­лет и долж­на ни­ве­ли­ро­вать об­ра­зу­ю­щи­е­ся из­лиш­ки. Но не из­лиш­ки, ко­то­рые по­рож­да­ют­ся ан­та­го­нис­ти­чес­ки­ми при­чин­ны­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми меж­ду ка­пи­та­лис­ти­чес­ки­ми фор­ма­ми про­из­во­д­ства и пот­реб­ле­ния. Эти из­лиш­ки сни­ма­ют­ся лишь пу­тем сме­ны са­мих этих форм про­из­во­д­ства и пот­реб­ле­ния. То есть ин­тег­ра­ция долж­на рас­смат­ри­вать­ся как ес­те­ст­вен­ная фор­ма со­дей­ствия ми­ни­ми­за­ции на­ци­о­наль­ных из­дер­жек про­из­во­д­ства и уже толь­ко за­тем и толь­ко на ос­но­ве пов­се­ме­ст­но­го обес­пе­че­ния ми­ни­маль­ных из­дер­жек на мес­тах – как от­ла­жен­ный и со­вер­шен­ный меж­ду­на­род­ный ме­ха­низм и ору­дие по­лу­че­ния над­на­ци­о­наль­ных свер­хпри­бы­лей за счет оп­ти­ми­за­ции меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да.

Меж­ду­на­род­ная ин­тег­ра­ция, предс­тав­ля­ю­щая со­бой кон­це­нт­ри­ро­ван­ное вы­ра­же­ние по­ло­жи­тель­ных эф­фек­тов меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да и ком­би­на­ции луч­ших об­раз­цов на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са, ка­за­лось бы, долж­на га­ран­ти­ро­вать са­мые низ­кие из­де­рж­ки про­из­во­д­ства и це­ны. Меж­ду тем, воп­ре­ки ожи­да­ни­ям, мы на са­мом де­ле сплошь и ря­дом стал­ки­ва­ем­ся с пря­мо про­ти­во­по­лож­ны­ми, пре­дель­но вы­со­ки­ми и неп­ре­рыв­но рас­ту­щи­ми ми­ро­вы­ми из­де­рж­ка­ми и це­на­ми. По­че­му?

При­чи­ны это­го стран­но­го эко­но­ми­чес­ко­го па­ра­док­са на­до ис­кать в су­ще­ст­ву­ю­щем ко­рен­ном про­ти­во­ре­чии меж­ду об­ще­ст­вен­ным ха­рак­те­ром про­из­во­д­ства и част­но­ка­пи­та­лис­ти­чес­кой фор­мой прис­во­е­ния и пот­реб­ле­ния. Внеш­няя тор­гов­ля как на­и­бо­лее расп­ро­ст­ра­нен­ная фор­ма ин­тег­ра­ции яв­ля­ет­ся ме­ха­низ­мом пог­ло­ще­ния из­бы­точ­но­го про­дук­та, предс­тав­ля­ю­ще­го сво­е­го ро­да от­хо­ды, или брак на­ци­о­наль­но­го про­из­во­д­ства, уве­ли­чи­ва­ю­щий его вы­со­кие из­де­рж­ки и це­ны.


 


Великая депрессия в США. 1929

Кризис – это бренд капитализма, его родимое пятно и имманентное свойство,
это искусственное ограничение спроса или предложения, производства
или потребления, противное законам жизни, основанным на принципах
естественного отбора.

По­э­то­му не слу­чай­но, а ско­рее за­ко­но­мер­но, что в стра­нах ин­тег­ра­ции, в том чис­ле в Та­мо­жен­ном со­ю­зе Ев­рА­зЭС как пос­лед­нем но­вом меж­ду­на­род­ном ин­тег­ра­ци­он­ном об­ра­зо­ва­нии це­ны рас­тут, а фи­зи­чес­кие объ­е­мы ос­та­ют­ся на мес­те или да­же па­да­ют.

Пос­коль­ку вся внеш­няя тор­гов­ля (и ши­ре – вся ин­тег­ра­ци­он­ная де­я­тель­ность) выст­ро­е­на на этом ис­ку­с­ствен­но об­ра­зу­е­мом из­лиш­ке на­ци­о­наль­но­го про­дук­та, она из­на­чаль­но всег­да и вез­де убы­точ­на. Имен­но по­э­то­му ее це­ны (по срав­не­нию с со­от­ве­т­ству­ю­щи­ми на­ци­о­наль­ны­ми це­на­ми) всег­да и вез­де за­вы­ше­ны, а фи­зи­чес­кие объ­е­мы рас­тут на ис­ку­с­ствен­ной ос­но­ве или вов­се не по­вы­ша­ют­ся.

Как пре­о­до­леть этот уд­ру­ча­ю­щий фе­но­мен фак­ти­чес­ко­го рос­та цен при объ­ек­тив­но обус­лов­лен­ных ус­ло­ви­ях их па­де­ния, с од­ной сто­ро­ны, и па­де­ние фи­зи­чес­ких объ­е­мов про­из­во­ди­мых благ при объ­ек­тив­ных пред­по­сыл­ках их рос­та, с дру­гой сто­ро­ны? Един­ствен­но перс­пек­тив­ный путь здесь – от­каз от ны­неш­них не­од­но­род­ных про­ти­во­ре­чи­вых и кус­тар­ных форм ин­тег­ра­ци­он­ной де­я­тель­нос­ти и пе­ре­ход на соз­да­ние сов­ре­мен­ных круп­ных меж­ду­на­род­ных объ­е­ди­не­ний и со­ю­зов в оп­ти­маль­ных гра­ни­цах, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­ше­ние всех в со­во­куп­нос­ти сов­ре­мен­ных и бу­ду­щих меж­ду­на­род­ных проб­лем по точ­но­му про­фи­лю од­но­род­ных за­дач в уп­реж­да­ю­щем ре­жи­ме и с га­ран­ти­ро­ван­ной эф­фек­тив­ностью.

Не­об­хо­ди­мы но­вые под­хо­ды к ин­тег­ра­ции, ос­но­ван­ные на за­ко­нах ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра, фор­ми­ро­ва­ние но­вых по­лю­сов в сов­ре­мен­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ке, од­ним из ко­то­рых се­год­ня как раз и предс­тав­ля­ет­ся об­ра­зу­е­мое не­ко­то­ры­ми рес­пуб­ли­ка­ми быв­ше­го СССР но­вое со­юз­ное ев­ра­зийс­кое эко­но­ми­чес­кое прост­ра­н­ство.

Что со­бой предс­тав­ля­ет Ев­ра­зийс­кий со­юз? Бе­зус­лов­но, но­вый этап в ин­тег­ра­ции этих стран, на уров­не ко­то­ро­го долж­ны быть ма­те­ри­а­ли­зо­ва­ны все не­об­хо­ди­мые и дос­та­точ­ные ус­ло­вия для обес­пе­че­ния всес­то­рон­не­го ис­поль­зо­ва­ния их по­тен­ци­а­лов, по­буж­ден ин­те­рес при­со­е­ди­не­ния к не­му дру­гих стран, раз­де­ля­ю­щих его це­ли, за­да­чи и прин­ци­пы ра­бо­ты (в пер­вую оче­редь стран СНГ). На этой но­вой вол­не долж­на про­и­зой­ти ин­кор­по­ра­ция ин­тег­ра­ци­он­ных про­цес­сов – в том чис­ле ин­кор­по­ра­ция Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за в ЕС.

Ус­пех воз­мо­жен, ес­ли ра­бо­та по соз­да­нию Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за бу­дет вес­тись на еди­ной синх­рон­ной и ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной плат­фор­ме, ос­но­ван­ной на обес­пе­че­нии мак­си­маль­но пол­но­го и эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния всех име­ю­щих­ся на­лич­ных ре­сур­сов ин­тег­ри­ру­е­мых стран. При этом важ­но, ка­кие на­ци­о­наль­ные ре­сур­сы и ре­зер­вы не ис­поль­зу­ют­ся или не­у­дов­лет­во­ри­тель­но ис­поль­зу­ют­ся и скры­ва­ют­ся. Не­об­хо­ди­мо иден­ти­фи­ци­ро­вать те цент­ро­беж­ные си­лы и фак­то­ры, ко­то­рые наг­не­та­ют про­тек­ци­о­низм и соз­да­ют ис­ку­с­ствен­ные барь­е­ры во вза­им­ной тор­гов­ле, ини­ци­иру­ют не­та­риф­ные ре­жи­мы и на­саж­да­ют дем­пинг, конт­ра­бан­ду, сни­же­ние уров­ня кон­ку­рен­ции и рост из­дер­жек про­из­во­д­ства, по­соб­ни­ча­ют уве­ли­че­нию объ­е­мов пи­ра­тс­кой, под­дель­ной и под­поль­ной приг­ра­нич­ной и дру­гих ви­дов не­фор­маль­ной тор­гов­ли и тем са­мым усу­губ­ля­ют и ни­ве­ли­ру­ют эф­фек­ты ин­тег­ра­ции.

Успех в создании Евразийского союза возможен, если работа будет вестись
на единой синхронной и скоординированной платформе, основанной
на обеспечении максимально полного и эффективного использования всех
имеющихся наличных ресурсов интегрируемых стран.

В ны­неш­ней ми­ро­вой тор­гов­ле, объ­е­мы экс­пор­та ко­то­рой на 2010 г. заш­ка­ли­ва­ют за 14,2, а объ­е­мы им­пор­та за 16,4 трил­ли­о­на дол­ла­ров, из-за действия этих от­ри­ца­тель­ных фак­то­ров те­ря­ет­ся до по­ло­ви­ны ее об­ще­го объ­е­ма. При этом до­ля от­ри­ца­тель­ных фак­то­ров в об­щем объ­е­ме ми­ро­вой тор­гов­ли рас­тет, а до­ля по­ло­жи­тель­ных – па­да­ет. Переходи по ссылке betwinner бонусы и делай ставки выгодно.


 

Таблица 2. Распределение долей и оценка потерь из-за действия невидимых барьеров
во взаимной торговле стран-членов Таможенного союза ЕврАзЭС в 2011–2015 гг.

Приведены экспертные оценки специалистов Международного института менеджмента
(Лозанна, Швейцария) и Комитета по приграничной торговле ЕС (Брюссель, Бельгия), полученные
рабочей группой этого комитета в ходе анкетного опроса, проведенного в апреле 2011 г.

Эф­фект ре­ше­ния ин­тег­ра­ци­он­ных за­дач в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за в 2011–2015 гг. оце­ни­ва­ет­ся в 416 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров (из них 400 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров для Рос­сии и 16 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров – для Бе­ла­ру­си и Ка­за­хс­та­на). Ес­ли же пла­ни­ро­вать в масш­та­бах Ев­рА­зЭС, то этот по­ка­за­тель уве­ли­чи­ва­ет­ся до 1,6 трил­ли­о­на дол­ла­ров. Наз­ван­ная сум­ма пре­вы­ша­ет ны­неш­ний го­до­вой объ­ем сов­ме­ст­но про­из­ве­ден­но­го ВВП, что при об­щем го­до­вом вза­им­ном тор­го­вом обо­ро­те, сос­та­вив­шем в стра­нах Та­мо­жен­но­го со­ю­за в 2010 г. при­мер­но 87,3 (в 2011 г. – 140) мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, зву­чит весь­ма неп­ло­хо. (В стра­нах Ев­рА­зЭС с до­бав­ле­ни­ем дан­ных по Кир­ги­зии и Тад­жи­кис­та­ну эти оцен­ки лишь не­нам­но­го боль­ше.)

При­ве­ден­ный прог­ноз мож­но бы­ло бы оце­ни­вать как край­не бла­гоп­ри­ят­ный, ес­ли бы не не­ви­ди­мые барь­е­ры, от­ри­ца­тель­ное действие ко­то­рых съ­е­да­ет ед­ва ли не по­ло­ви­ну и бо­лее ги­по­те­ти­чес­ких эф­фек­тов ин­тег­ра­ции этих стран в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за и предс­то­я­щей ин­тег­ра­ции – в гра­ни­цах Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за. Таб­ли­ца 2 по­ка­зы­ва­ет, как оце­ни­ва­ет­ся до­ля от­дель­но взя­тых не­ви­ди­мых барь­е­ров, от­ри­ца­тель­но вли­я­ю­щих на про­цес­сы ин­тег­ра­ции этих стран в 2011–2015 гг.

Ин­тег­ра­ции ста­нут эф­фек­тив­ны­ми толь­ко тог­да, ког­да ге­о­мет­рия, сос­тав и гра­ни­цы меж­ду­на­род­ных со­ю­зов и дру­гих об­ра­зо­ва­ний бу­дут фор­ми­ро­вать­ся на ос­но­ве пред­ва­ри­тель­но­го тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ко­го обос­но­ва­ния и рас­че­та их оп­ти­маль­ных па­ра­мет­ров на бе­зу­бы­точ­ной ос­но­ве. Когда предстоит строительство, можно бесконечно узнавать новое о сырье, применяемом при возведении домов.В случае с деревом придется ознакомиться с видами пиломатериалов, а также - как вариант - с тем, что такое ТМД и какие ступени обработки проходит дерево, прежде чем стать полноценным строительным материалом.

Что­бы исп­ра­вить су­ще­ст­ву­ю­щее по­ло­же­ние и по точ­но­му про­фи­лю и с га­ран­ти­ро­ван­ной эф­фек­тив­ностью до­бить­ся действен­ных ин­тег­ра­ци­он­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, в том чис­ле и преж­де все­го в рам­ках стран Ев­рА­зЭС и СНГ, долж­ны быть ре­а­ли­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие об­ще­сис­тем­ные ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ры.

Во-пер­вых. На ос­но­ве действу­ю­щих меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов уче­та и от­чет­нос­ти не­об­хо­ди­мо про­вес­ти ин­вен­та­ри­за­цию и фун­да­мен­таль­ную пе­ре­о­цен­ку всех под­лин­ных меж­ду­на­род­ных и на­ци­о­наль­ных ак­ти­вов. За­тем сле­ду­ет изъ­ять из ба­лан­со­во­го обо­ро­та все фик­тив­ные ак­ти­вы, раз­мы­ва­ю­щие ре­аль­ные предс­тав­ле­ния о сов­ре­мен­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ке и, сле­до­ва­тель­но, в прин­ци­пе иск­лю­ча­ю­щие воз­мож­ность вост­ре­бо­ван­ной ее рест­рук­ту­ри­за­ции и ре­гу­ли­ро­ва­ния на яс­ных и ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных на­ча­лах.


 

Во-вто­рых. Вза­мен пла­ва­ю­щих долж­ны быть вве­де­ны фик­си­ро­ван­ные на го­до­вой ос­но­ве кур­сы ва­лют, от­ра­жа­ю­щие ре­аль­ные со­от­но­ше­ния цен по всей со­во­куп­нос­ти про­из­во­ди­мых и на­хо­дя­щих­ся в ми­ро­вом обо­ро­те то­ва­ров, ус­луг, ин­но­ва­ций и ка­пи­та­лов.

Взамен плавающих должны быть введены фиксированные на годовой
основе курсы валют, отражающие реальные соотношения цен по всей
совокупности производимых и находящихся в мировом обороте товаров,
услуг, инноваций и капиталов.

В-треть­их. Не­об­хо­ди­мо приз­нать неп­ри­год­ны­ми и от­ме­нить ны­не пов­се­ме­ст­но при­ме­ня­е­мые кор­по­ра­тив­ные ин­дек­сы и рей­тин­ги фон­до­вых рын­ков как ис­ка­жа­ю­щие ис­тин­ное по­ло­же­ние дел и гло­баль­ные фи­зи­чес­кие оцен­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие ди­на­ми­ку и струк­ту­ру сов­ре­мен­ных ми­ро­вых рын­ков.

В-чет­вер­тых. Сле­ду­ет на прин­ци­пи­аль­но но­вой ос­но­ве выст­ро­ить и ввес­ти в меж­ду­на­род­ный обо­рот еди­ные ми­ро­вые ин­дек­сы, реп­ре­зен­та­тив­но от­ра­жа­ю­щие ди­на­ми­ку ми­ро­вых фон­до­вых и ва­лют­ных рын­ков.

В-пя­тых. На на­ча­лах отк­ры­тос­ти и дос­туп­нос­ти, пуб­лич­но­го конт­ро­ля и пер­со­наль­ной от­ве­т­ствен­нос­ти, с ком­пен­са­ци­ей при­чи­нен­но­го ущер­ба и упу­щен­ных вы­год над­ле­жит ко­рен­ным об­ра­зом пе­рес­мот­реть кон­цеп­цию и прин­ци­пы ра­бо­ты МВФ и Ми­ро­во­го бан­ка. В слу­ча­ях даль­ней­ше­го не­вы­пол­не­ния взя­тых ими обя­за­тельств долж­ны быть раз­ра­бо­та­ны ус­ло­вия при­ос­та­нов­ки их де­я­тель­нос­ти как меж­ду­на­род­ных инс­ти­ту­тов-ре­гу­ля­то­ров ми­ро­вых фи­нан­со­вых от­но­ше­ний.

В-шес­тых. На­до раз­ра­бо­тать и при­нять в ка­че­ст­ве еди­ной меж­ду­на­род­ной кон­вен­ции за­ко­но­да­тель­ные по­ло­же­ния о стра­хо­ва­нии всех аген­тов рын­ка и за­щи­те прав всех доб­ро­со­ве­ст­ных пот­ре­би­те­лей от ме­ня­ю­ще­го­ся за­ко­но­да­тель­ства и не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции.

В-седь­мых. Тре­бу­ют­ся ме­ры по про­ти­во­дей­ствию де­зин­фор­ма­ции, отк­ры­тию дан­ных и вранью в меж­ду­на­род­ных из­да­ни­ях, в том чис­ле в пуб­ли­ка­ци­ях ми­ро­вых и ак­ту­ар­ных фирм, ин­фор­ма­ци­он­ных и рей­тин­го­вых агентств. Сю­да же долж­ны быть от­не­се­ны и вво­дя­щие в заб­луж­де­ние све­де­ния о сос­то­я­нии ми­ро­вых фон­до­вых ин­дек­сов и рей­тин­гов.

В-вось­мых. На ос­но­ве при­ня­тых мер долж­на быть да­на юри­ди­чес­кая оцен­ка действи­ям ука­зан­ных агентств и опуб­ли­ко­ван­ным ими прит­вор­ным зак­лю­че­ни­ям, ин­дек­сам и рей­тин­гам и про­ве­де­на су­деб­ная ква­ли­фи­ка­ция этих действий как осо­бо изощ­рен­ных форм мо­шен­ни­чес­ко­го сго­во­ра, нап­рав­лен­но­го на де­зин­фор­ма­цию ми­ро­вой об­ще­ст­вен­нос­ти и при­чи­не­ние вре­да юри­ди­чес­ким ли­цам и граж­да­нам с целью изв­ле­че­ния на­жи­вы.

В-де­вя­тых. На фо­не скан­даль­ных прос­че­тов на ми­ро­вых фон­до­вых рын­ках и по­не­сен­ных фи­нан­со­вых по­терь из-за этих прос­че­тов долж­на быть да­на оцен­ка ис­ка­жа­ю­щим ис­тин­ное по­ло­же­ние дел и про­валь­ным по ре­зуль­та­там действий ли­бе­раль­ных эко­но­мис­тов в Рос­сии, в том чис­ле иност­ран­ных, вклю­чая не­ко­то­рых ла­у­ре­а­тов Но­бе­ле­вс­кой пре­мии по эко­но­ми­ке. На этом ос­но­ва­нии над­ле­жит при­нять ме­ры по изо­ля­ции ли­бе­раль­ных эко­но­мис­тов от учас­тия в даль­ней­ших раз­ра­бот­ках го­су­да­р­ствен­ных прог­рамм и про­ек­тов, в том чис­ле прог­рамм по вы­хо­ду из те­ку­ще­го кри­зи­са.

В-де­ся­тых. Под эги­дой ООН сле­ду­ет соз­дать Меж­ду­на­род­ную ко­мис­сию по ква­ли­фи­ка­ции при­чин и уре­гу­ли­ро­ва­нию пос­ле­д­ствий раз­ра­зив­ше­го­ся ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са. Ко­мис­сии долж­ны быть при­да­ны функ­ции оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ра ма­те­ри­аль­но­го вре­да и мо­раль­но­го ущер­ба, при­чи­нен­ных де­неж­ны­ми влас­тя­ми США и их са­тел­ли­тов в ре­зуль­та­те неп­ри­ня­тия или не­над­ле­жа­ще­го при­ня­тия ими мер по пре­до­тв­ра­ще­нию пос­ле­д­ствий кри­зи­са. Та­кую ко­мис­сию сле­ду­ет на­де­лить пра­ва­ми вы­яв­ле­ния и прив­ле­че­ния в ус­та­нов­лен­ном меж­ду­на­род­ном по­ряд­ке ви­нов­ных лиц к от­ве­т­ствен­нос­ти за умыш­лен­ные на­ру­ше­ния норм и пра­вил ве­де­ния фи­нан­со­во­го биз­не­са, что при­ве­ло к ми­ро­во­му де­фол­ту, мас­со­вым банк­ро­т­ствам и раз­ру­ши­тель­ным по­те­рям, пре­вы­ша­ю­щим по сво­им масш­та­бам уч­тен­ные по­те­ри всех стран и на­ро­дов во всех ми­ро­вых вой­нах.

Надлежит принять меры по изоляции либеральных экономистов
от участия в дальнейших разработках государственных программ
и проектов, в том числе программ по выходу из текущего кризиса.

В-один­над­ца­тых. На ос­но­ве адап­ти­ро­ван­ной меж­ду­на­род­ной ме­то­ди­ки экс­пер­ти­зы и тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ко­го обос­но­ва­ния круп­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких и ин­же­нер­ных про­ек­тов долж­на быть раз­ра­бо­та­на и ут­ве­рж­де­на прог­рам­ма, нап­рав­лен­ная на по­ни­же­ние сте­пе­ни вли­я­ния ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са на эф­фек­тив­но действу­ю­щие и про­ек­ти­ру­е­мые меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции, в част­нос­ти на Та­мо­жен­ный со­юз Ев­рА­зЭС и Ев­ра­зийс­кий со­юз. Еще бо­лее вост­ре­бо­ван­ной предс­тав­ля­ет­ся прог­рам­ма мер, нап­рав­лен­ных на ми­ни­ми­за­цию рис­ков и от­ри­ца­тель­ных пос­ле­д­ствий, уг­ро­жа­ю­щих этим объ­е­ди­не­ни­ям во всех ви­дах эко­но­ми­чес­кой де­я­тель­нос­ти и клю­че­вым ре­ги­о­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ям – в предс­то­я­щих еще бо­лее масш­таб­ных и опас­ных тех­но­ген­ных и об­ще­сис­тем­ных эко­но­ми­чес­ких и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких кри­зи­сах.

Без раз­ре­ше­ния этих об­ще­сис­тем­ных проб­лем ни од­ну эф­фек­тив­ную ин­тег­ра­ци­он­ную струк­ту­ру се­год­ня не соз­дашь, ни один воп­рос, как это наг­ляд­но по­ка­зы­ва­ет опыт ЕС по пре­о­до­ле­нию бюд­жет­но­го де­фи­ци­та и смяг­че­нию дол­го­во­го кри­зи­са неп­ла­те­жей в Гре­ции, Пор­ту­га­лии и Ир­лан­дии, тол­ком не ре­шишь.

И все де­ло в том, что в кри­зи­се, как по­ка­зы­ва­ет про­ве­ден­ный на­ми ана­лиз, на­хо­дят­ся са­ми пра­во­ус­та­нав­ли­ва­ю­щие и ре­гу­ли­ру­ю­щие меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции. Рав­но как и апо­ло­ге­ти­зи­ру­ю­щие их ми­ро­вые рей­тин­го­вые аген­т­ства и служ­бы, ко­то­рые за свои тен­ден­ци­оз­ные оцен­ки под­вер­га­ют­ся се­год­ня в ми­ре ожес­то­чен­ной кри­ти­ке. Имен­но эти ор­га­ни­за­ции тре­бу­ют боль­шой чист­ки. О не­об­хо­ди­мос­ти имен­но их мо­дер­ни­за­ции ста­вит­ся воп­рос не толь­ко мно­ги­ми на­ци­о­наль­ны­ми, но и меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, в част­нос­ти, пер­со­наль­но ны­неш­ним ру­ко­во­д­ством ЕС. Имен­но с их мо­дер­ни­за­ции, по-ви­ди­мо­му, и сле­ду­ет на­чи­нать, при­ни­ма­ясь за предс­то­я­щие об­щие ин­тег­ра­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.