Четверг, 27 Апреля, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Почему буксует интеграция
Василий Симчера

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 116

В.М. Симчера – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (2000–2010 гг.), вице-президент Российской академии экономических наук, главный редактор журнала «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (1999–2005 гг.), руководитель отдела статистики взаимной торговли стран-членов Таможенного союза ЕврАзЭС


Каспар Давид Фридрих. Путник над морем тумана. 1818

На сме­ну бы­ло­му Ве­ли­ко­му шел­ко­во­му пу­ти в рам­ках фор­ми­ру­е­мо­го Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства стран Ев­рА­зЭС и соз­да­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за при­хо­дит Ве­ли­кий сталь­ной путь, со­е­ди­ня­ю­щий Азию с Ев­ро­пой. Этот путь толь­ко за счет сня­тия та­мо­жен­ных барь­е­ров и ус­ко­ре­ния транс­пор­ти­ров­ки су­хо­пут­ных гру­зов обе­ща­ет гро­мад­ную эко­но­мию средств, на фо­не ко­то­рой прак­ти­чес­ки все морс­кие и боль­ши­н­ство воз­душ­ных пе­ре­во­зок ока­зы­ва­ют­ся убы­точ­ны­ми. И это убе­ди­тель­но подт­вер­дил пусть не про­дол­жи­тель­ный, но весь­ма по­у­чи­тель­ный опыт фор­ми­ро­ва­ния Еди­но­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства (ЕЭП) и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за в рам­ках соз­дан­но­го в 2000 г. Ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС). По­че­му и как сле­ду­ет даль­ше дви­гать­ся по это­му боль­шо­му пу­ти?

В рам­ках лю­бо­го та­мо­жен­но­го со­ю­за ра­но или позд­но ста­но­вит­ся тес­но – да­ле­ко не вся­кие фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты то­го или ино­го объ­е­ди­не­ния оди­на­ко­во по­лез­ны и по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на ко­неч­ных ре­зуль­та­тах раз­ви­тия ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Осо­бен­но па­губ­ный след ос­тав­ля­ют не­ви­ди­мые барь­е­ры, ко­то­рые очень час­то скры­ва­ют­ся за мни­мы­ми ус­пе­ха­ми или оче­вид­ны­ми об­щи­ми проб­ле­ма­ми и, та­ким об­ра­зом, ума­ля­ют­ся или и вов­се иг­но­ри­ру­ют­ся. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость изу­че­ния этих барь­е­ров и пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­ния ус­то­яв­ших­ся предс­тав­ле­ний и об­щих пра­вил, их пре­о­до­ле­ния как дог­ма­ти­чес­ких. В част­нос­ти, речь идет о барь­е­рах, свя­зан­ных с сох­ра­не­ни­ем про­тек­ци­о­низ­ма, дем­пин­га, конт­ра­бан­ды, не­та­риф­ных барь­е­ров и мно­гих дру­гих те­не­вых и инерт­ных яв­ле­ний в сов­ре­мен­ной тор­гов­ле. Преж­де все­го та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ни­ка­ет там и тог­да, где и ког­да речь идет о сти­му­ли­ро­ва­нии и раз­ви­тии но­вых муль­ти­фор­мат­ных меж­ду­на­род­ных струк­тур, спо­соб­ных вы­пол­нять не од­ни толь­ко та­мо­жен­ные, но и комп­ле­кс­ные рас­чет­но-ва­лют­ные, пла­теж­ные, про­мыш­лен­ные, транс­по­рт­ные и да­же ту­рис­ти­чес­кие функ­ции в рам­ках од­но­го и то­го же меж­ду­на­род­но­го объ­е­ди­не­ния. Се­год­ня имен­но та­кая не­об­хо­ди­мость воз­ник­ла и рас­смат­ри­ва­ет­ся как клю­че­вая стра­на­ми-чле­на­ми СНГ и Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС.

На смену Великому шелковому пути приходит Великий стальной путь,
соединяющий Азию с Европой.

По­э­то­му за­ко­но­мер­но, что в рам­ках сфор­ми­ро­ван­но­го к на­ча­лу 2012 г. Еди­но­го ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го прост­ра­н­ства и соз­да­ва­е­мо­го на этой ба­зе Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, объ­ек­тив­но воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­вать це­лый комп­лекс дру­гих меж­ду­на­род­ных объ­е­ди­не­ний. Сре­ди них со­ю­зы ва­лют­ный, про­мыш­лен­ный, транс­по­рт­ный, энер­ге­ти­чес­кий. Здесь же мож­но наз­вать и сов­ме­ст­ные струк­ту­ры, на­це­ли­ва­е­мые на ре­гу­ли­ро­ва­ние об­щих рын­ков то­ва­ров, ус­луг, ра­бо­чей си­лы, ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых ак­ти­вов, ин­тел­лек­ту­аль­ной собствен­нос­ти, ин­но­ва­ций. Пе­ре­чень и дру­гих не­отъ­ем­ле­мых комп­лек­сов, констру­и­ру­ю­щих ин­тег­ри­ро­ван­ную ма­те­ри­аль­ную и инф­ра­ст­рук­тур­ную ба­зы этих стран, мо­жет быть про­дол­жен.

Как и в ка­ких нап­рав­ле­ни­ях в рам­ках соз­да­ва­е­мых но­вых ев­ра­зийс­ких об­ра­зо­ва­ний дви­гать­ся даль­ше, как ре­шать вста­ю­щие пе­ред ни­ми сов­ре­мен­ные ин­тег­ра­ци­он­ные за­да­чи? От­вет на этот воп­рос мо­жет дать срав­ни­тель­ный ана­лиз опы­та, на­коп­лен­но­го в хо­де фор­ми­ро­ва­ния ин­тег­ра­ци­он­ных по­тен­ци­а­лов Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и ус­пеш­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щей струк­ту­ры ЕС. Ис­ход­ный мо­мент та­ко­го ана­ли­за предс­тав­ля­ет па­ра­мет­ри­за­ция этих по­тен­ци­а­лов. Срав­ни­тель­ное предс­тав­ле­ние о том, что яв­ля­ет со­бою се­год­ня ЕС и Ев­рА­зЭС как пред­те­чи ап­ри­ор­но во­об­ра­жа­е­мо­го Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, ка­ков эко­но­ми­чес­кий па­ри­тет меж­ду ни­ми и как этот па­ри­тет мо­жет из­ме­нить­ся в бу­ду­щем, да­ют по­ка­за­те­ли, при­ве­ден­ные в таб­ли­це 1.

Дан­ные таб­ли­цы сви­де­тель­ству­ют о за­ча­точ­ном раз­ви­тии ин­тег­ра­ци­он­ных свя­зей в стра­нах Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС и дос­ти­же­нии зре­ло­го их уров­ня в стра­нах ЕС, что наг­ляд­но подт­ве­рж­да­ют циф­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие удель­ный вес этих со­ю­зов в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. Они так­же го­во­рят о на­ли­чии ог­ром­ных ре­зер­вов у стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за Ев­рА­зЭС к са­мо­со­вер­ше­н­ство­ва­нию. Прав­да, су­дя по таб­ли­це, по­доб­ные ре­зер­вы сок­ра­ща­ют­ся. На­ко­нец, из той же таб­ли­цы сле­ду­ет, что дос­тиг­ну­тый в стра­нах ЕС ин­тег­ра­ци­он­ный уро­вень не яв­ля­ет­ся оп­ти­маль­ным. То есть на­ли­цо ра­зи­тель­ные от­ли­чия меж­ду обо­и­ми со­ю­за­ми. По­че­му?

Фор­ми­ру­е­мый на ба­зе ЕЭП Ев­ра­зийс­кий со­юз – объ­е­ди­не­ние су­гу­бо эко­но­ми­чес­кое. А Ев­ро­со­юз – ус­то­яв­ше­еся по­ли­ти­ко-эко­но­ми­чес­кое объ­е­ди­не­ние. Об­щее у них то, что оба эти мат­ре­шеч­ные но­во­я­зы – в прин­ци­пе не­од­но­род­ные об­ра­зо­ва­ния, свя­зы­ва­ю­щие стра­ны не толь­ко с раз­нос­ко­ро­ст­ны­ми, но и раз­но­нап­рав­лен­ны­ми ук­ла­да­ми и век­то­ра­ми со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия, яд­ра ко­то­рых – их мен­таль­ные по­тен­ци­а­лы – по­хо­жи друг на дру­га лишь нас­толь­ко, нас­коль­ко по­хо­жи друг на дру­га ря­же­ные мат­реш­ки.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1394 гостей онлайн