Проблемы формирования субъектности российского развития
Начнем с очевидного вопроса: способна ли так называемая вертикаль власти стать субъектом российского развития, в состоянии ли она мобилизовать общество и тем более другие мировые субъекты на проекты развития? К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный.
Во-первых, она в значительной своей части – не вертикаль власти, а горизонталь преклонения перед «силой» денег. Зачем что-то менять коррумпированному чиновнику? Зачем лишаться сложившихся персональных финансовых потоков от нефти, газа, металла, леса и других источников «доходов»? Ведь развитие потребует высококвалифицированных управленцев, а подавляющую часть действующих некомпетентных чиновников сдует ветром перемен с насиженных мест. И неизбежно встанет вопрос: кто незаконно обогатился на развале могущественной страны, обнищании и вымирании народа? Интересы ориентированных на экспорт производителей и их обслуги самым тесным образом связаны с внешними центрами силы. Они обеспечивают и поддерживают иные цивилизационные проекты – тем более при отсутствии собственного – российского – проекта развития.
Несмотря на огромные полномочия, весьма ограничены управленческие возможности
у высшего руководства страны, оно вынуждено часто идти за ходом событий,
а не формировать и менять ситуацию в соответствии со своим видением
и пониманием происходящего в стране.
Во-вторых, имеющаяся у нас вертикаль власти в принципе неспособна к разработке стратегии российского развития, поскольку в ней попросту отсутствуют стратегические субъекты. Такие субъекты в ней и не предусмотрены, так как они неминуемо порождали бы ту прозрачность, которая совсем не нужна коррумпированным чиновникам.
В-третьих, вертикаль власти только кажется управляемой по вертикали. Эффективная управляемость при высоком уровне коррупции чиновников невозможна, ибо в этом случае финансовые интересы отдельных групп и ведомств доминируют над интересами государства и общества.
Для преодоления болезни бессубъектности необходима консолидация всех созидательных сил общества, готовых принять активное и конструктивное участие в осуществлении проекта создания процветающей России.
Главная задача в сложившихся кризисных условиях должна быть связана с построением стратегической вертикали власти, способной перейти от стихийных действий по развалу страны к проектной работе по ее развитию. Необходимо объединить усилия государства и общества, прекратить их противостояние и дальнейшее дистанцирование друг от друга. Для этого нужны специальные технологии и проекты формирования и соорганизации стратегических субъектов российского развития.
Нами 10 лет назад была выдвинута идея создания второго контура стратегического управления и развития страны, гармонично сочетающего иерархический и сетевой принципы. Контура государственно-общественного под непосредственным руководством президента РФ, контура с полномочиями выше ведомственных структур исполнительной власти. Эта идея была одобрена некоторыми политическими тяжеловесами, доложена в администрации президента РФ, Совете безопасности РФ и некоторых других ведомствах. Но заинтересованность в развитии в те годы явно отсутствовала. Идея не устарела и сегодня, более того, представляется, что это практически единственный путь перейти к развитию без революционных катаклизмов, исключительно реформированием механизмов управления и развития.
За прошедшие десять лет проведены научные исследования и на основе субъектно-ориентированного подхода разработаны социогуманитарные технологии, которые могли бы лечь в основу организации второго контура стратегического управления и развития страны. Среди них:
- разработка современных субъектно-ориентированных социогуманитарных технологий стратегического проектирования и стратегического аудита;
- создание методологии и механизмов «сборки» субъектов развития;
- проектирование моделей активных сред инновационного развития, ориентированных на множественные распределенные источники инноваций, «нелинейную модель инноваций»;
- выстраивание методологии и технологий переориентации национальной безопасности с доминирующей «окопной» логики защиты от угроз на логику обеспечения способности субъектов к развитию в динамично изменяющемся окружающем мире;
- разработка методологии и механизмов организации пространства знаний инновационного развития и навигации в нем;
- институционализация разработки и внедрения социогуманитарных технологий стратегического проектирования.
Без преодоления бессубъектности развития у России нет шансов успешно реализовать жизненно важный интегративный проект для Евразии. Более того, только встав на путь развития, Россия сможет избежать крайне нежелательных для общества революционных преобразований.