Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

Российский мир никак фундаментально и в историческом разрезе не оформлен –
это мир-стремление, мир-поиск, мир-импровизация. Это не столько мир-форма,
сколько мир-возможность, лишь примеряющий на себя ту или иную форму.

Так что же это за идея та­кая? Рос­сия – это осо­бый мир, яв­но и не­яв­но иной, не от­но­ся­щий­ся ни к За­па­ду, ни к Вос­то­ку, ни к Югу, ни к Се­ве­ру, хо­тя в се­бя все эти край­нос­ти вби­ра­ю­щий, но об­ра­зу­ю­щий при этом ка­кую-то иную край­ность – рос­сийс­кую. Ес­ли мир че­ло­ве­чес­кий в чем-то не от ми­ра се­го, то рос­сийс­кий мир бо­лее все­го не от ми­ра се­го, чем и обус­лов­ле­на по­ра­жа­ю­щая во­об­ра­же­ние иная край­ность Рос­сии.

Рос­сийс­кий мир ни­как фун­да­мен­таль­но и в ис­то­ри­чес­ком раз­ре­зе не оформ­лен – это мир-стрем­ле­ние, мир-по­иск, мир-имп­ро­ви­за­ция. Это не столь­ко мир-фор­ма, сколь­ко мир-воз­мож­ность, лишь при­ме­ря­ю­щий на се­бя ту или иную фор­му. При­чем по ве­ле­нию ви­ти­е­ва­той ис­то­рии ча­ще все­го чу­же­род­ную. Мир, да­же ка­кое-то вре­мя в об­ре­тен­ной но­вой фор­ме бы­ту­ю­щий, но неп­ре­мен­но ра­но или позд­но ее сбра­сы­ва­ю­щий, не на­хо­дя­щий с ней пот­реб­ной ему перс­пек­тив­ной гар­мо­нии.

Рос­сия – им­пе­рия, и ни­чем дру­гим она быть не мо­жет. Ли­бо Рос­сия им­пе­рия, ли­бо ни­ка­кой Рос­сии во­об­ще нет. И эта им­пе­рия то­же осо­бо­го ро­да, не та­кая, как на За­па­де и на Вос­то­ке: и по са­мо­му ду­ху, и по внут­рен­ней сво­ей ор­га­ни­за­ции, и по ха­рак­те­ру, и по смыс­ло­вой и ро­ле­вой за­дан­нос­ти, и по ре­ша­е­мым ис­то­ри­чес­ким за­да­чам. Та­кой им­пе­рс­кий мир не прос­то иной – он аль­тер­на­тив­ный, при­чем не ка­ко­му-то конк­рет­но­му из зем­ных ми­ров, а, по­жа­луй, все­му зем­но­му ми­ру в це­лом.

Кон­цеп­ция Рос­сии в ином, в су­ще­ст­ву­ю­щем, но не­оп­ре­де­ли­мом, в воз­мож­ном, но не су­ще­ст­ву­ю­щем. Рос­сия есть, но ее как бы и нет, она вся в бу­ду­щем, и ис­то­рия для нее лишь ка­кая-то дли­тель­ная, чуть ли не бес­ко­неч­ная пре­дыс­то­рия, ей не­нуж­ная, хо­тя по­че­му-то и не­об­хо­ди­мая. Раз­мыш­ляя над кон­цеп­ци­ей Рос­сии, важ­но все это иметь в ви­ду, ибо имен­но в этом – не­оп­ре­де­лен­ном и не­объ­яс­ни­мом, – а не в чем-то конк­рет­ном уло­ви­мом и по­ни­ма­е­мом кон­цеп­ту­аль­ный за­чин-ге­не­ра­тор Рос­сии, ее ис­то­рии и ее бу­ду­ще­го.

Бы­тие Рос­сии во всех ее ис­то­ри­чес­ких фор­мах – это ре­а­ли­за­ция та­ко­го за­чи­на-ге­не­ра­то­ра и вмес­те с тем борь­ба с ним. Восп­ро­из­во­д­ство транс­цен­де­нт­ной не­оп­ре­де­лен­нос­ти с не­ус­тан­ным ее га­ше­ни­ем и по­пыт­ка­ми окон­ча­тель­но­го пре­о­до­ле­ния. Вот по­че­му в Рос­сии все ка­кое-то не та­кое, ско­рее, си­му­ля­ци­он­ное, чем ес­те­ст­вен­ное, ка­кое-то неп­ре­мен­но ис­ка­жен­ное, ли­бо же поп­рос­ту – иное.

От­сю­да в Рос­сии и власть осо­бен­ная – без­раз­дель­но, бес­по­кой­но, ини­ци­а­тив­но и да­же твор­чес­ки до­ми­ни­ру­ю­щая. Рос­сия – стра­на влас­ти и преж­де все­го влас­ти. Не со­ци­у­ма, не граж­да­н­ства, не го­су­да­р­ства, не ци­ви­ли­за­ции, а имен­но влас­ти, ко­то­рая в Рос­сии пре­вы­ше все­го, зна­чи­мее все­го и, по­жа­луй, эф­фек­тив­нее все­го.

Доминирование власти в России имеет не то что извне поставленные
ограничения, которых в общем-то не существует, а некую внутреннюю
особенность, эту власть так или иначе сдерживающую и направляющую,
ибо власть в России при всем ее произволе – власть, так или иначе
хозяйствующая.

Тут де­ло да­же не в са­мой по се­бе власт­ной струк­ту­ре об­ще­ст­ва, не в ап­па­ра­те влас­ти, а в ка­кой-то осо­бой власт­ной субс­тан­ции, раз­ли­той по все­му прост­ра­н­ству Рос­сии, ее скреп­ля­ю­щей, фор­мо­об­ра­зу­ю­щей, обуст­ра­и­ва­ю­щей и ве­ду­щей. Где, в ка­кой еще стра­не столь­ко ра­ди­каль­ней­ших ре­форм и пе­ре­во­ро­тов, осу­ще­с­твлен­ных не кем-ни­будь, а имен­но властью, как и со­от­ве­т­ству­ю­щих этим де­я­ни­ям контр­ре­форм и контрпе­ре­во­ро­тов, то­же осу­ще­с­твлен­ных властью, при­чем, что са­мое по­ра­зи­тель­ное, од­ной и той же под­час по ха­рак­те­ру и сос­та­ву властью?

Власть в Рос­сии – не прос­то вер­ши­тель ис­то­рии, а, по­жа­луй, ее ос­нов­ной вер­ши­тель.

До­ми­ни­ро­ва­ние влас­ти вов­се не оз­на­ча­ет, что в Рос­сии нет го­су­да­р­ства, нет граж­дан, нет со­ци­у­ма. Все это есть, но в не­ко­ей подв­ла­ст­ной ре­а­ли­за­ции. При этом аб­со­лют­но­го гос­по­д­ства влас­ти, воп­ре­ки рас­хо­жим ми­фам, нет. До­ми­ни­ро­ва­ние влас­ти в Рос­сии име­ет не то что изв­не пос­тав­лен­ные ог­ра­ни­че­ния, ко­то­рых в об­щем-то не су­ще­ст­ву­ет, а не­кую внут­рен­нюю осо­бен­ность, эту власть так или ина­че сдер­жи­ва­ю­щую и нап­рав­ля­ю­щую, ибо власть в Рос­сии при всем ее про­из­во­ле – власть, так или ина­че хо­зяй­ству­ю­щая.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS