Печать

 

Североазиатский Союз
В. Близнеков

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 60

В.Л. Близнеков – философ (PhD), юрист-международник, публицист

{div width:385|float:left}{module torjestvo}{/div}Идея пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции «на доб­ро­воль­ных на­ча­лах» быв­ших со­ве­тс­ких рес­пуб­лик, об­рет­ших не­за­ви­си­мость пос­ле рас­па­да СССР, до сих пор прель­ща­ет не­ма­лое чис­ло быв­ших со­ве­тс­ких граж­дан, в пер­вую оче­редь про­со­ве­тс­ки наст­ро­ен­ных предс­та­ви­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния. Эти лю­ди при­вык­ли гор­дит­ся по­ли­ти­чес­кой мощью быв­шей крас­ной им­пе­рии – СССР, а те­перь им ос­та­ет­ся толь­ко гре­зить вос­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за и рас­счи­ты­вать с по­мощью это­го ре­шить все по­ли­ти­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и со­ци­аль­ные проб­ле­мы. На фо­не пе­ри­пе­тий пос­лед­них двух де­ся­ти­ле­тий они, по­хо­же, за­па­мя­то­ва­ли тяг­чай­шие прес­туп­ле­ния со­ве­тс­кой эпо­хи. А та­ко­вых бы­ло не­ма­ло. Вспом­ним хо­тя бы крас­ный тер­рор, раз­жи­га­ние клас­со­вой не­на­вис­ти, пред­на­ме­рен­ное раз­вя­зы­ва­ние граж­да­нс­кой вой­ны, мас­со­вый го­лод сельс­ко­го на­се­ле­ния, кол­лек­ти­ви­за­цию, унич­то­же­ние Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви, ГУ­ЛАГ, ста­ли­нс­кий тер­рор, на­силь­ствен­ные пе­ре­се­ле­ния це­лых на­ро­дов быв­ше­го СССР в Си­бирь и Сред­нюю Азию. На­ко­нец, из пос­лед­них прес­туп­ных ре­ше­ний мож­но наз­вать раз­вя­зы­ва­ние бес­смыс­лен­ной вой­ны в Аф­га­нис­та­не. По­ли­ти­чес­кие и эко­но­ми­чес­кие из­де­рж­ки со­ве­тс­ко­го ре­жи­ма (дик­та­ту­ра КПСС и культ ее вож­дей, жест­кое по­дав­ле­ние лю­бо­го ина­ко­мыс­лия, мас­со­вая по­ли­ти­чес­кая цен­зу­ра, эко­но­ми­чес­кая отс­та­лость го­су­да­р­ства и край­не не­вы­со­кий жиз­нен­ный уро­вень по­дав­ля­ю­ще­го боль­ши­н­ства на­се­ле­ния быв­ше­го СССР) так­же не при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние апо­ло­ге­та­ми воз­рож­де­ния крас­но­го ко­лос­са. Лю­ди на­ив­но по­ла­га­ют, что си­ла го­су­да­р­ства зак­лю­ча­ет­ся в его «един­стве» и все проб­ле­мы тут же ре­шат­ся са­ми со­бой, как толь­ко это ми­фи­чес­кое един­ство бу­дет вос­ста­нов­ле­но.

По­доб­ные наст­ро­е­ния элек­то­ра­та, ес­те­ст­вен­но, пы­та­ют­ся ис­поль­зо­вать в сво­их ин­те­ре­сах по­ли­ти­ки, де­ла­ю­щие став­ку на идею пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции. Сре­ди них, в пер­вую оче­редь, быв­ший пре­зи­дент и ны­неш­ний премь­ер-ми­нистр Рос­сии Вла­ди­мир Пу­тин, пре­зи­дент Ка­за­хс­та­на Нур­сул­тан На­зар­ба­ев и пре­зи­дент Бе­ло­рус­сии Алек­сандр Лу­ка­шен­ко.

В де­каб­ре 2010 го­да в Моск­ве на сам­ми­те меж­ду­на­род­ной эко­но­ми­чес­кой ор­га­ни­за­ции «Ев­ра­зийс­кое эко­но­ми­чес­кое со­об­ще­ст­во» бы­ли дос­тиг­ну­ты до­го­во­рен­нос­ти о соз­да­нии Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за на ба­зе Та­мо­жен­но­го со­ю­за Рос­сии, Ка­за­хс­та­на и Бе­ло­рус­сии. Про­ект Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за пред­по­ла­га­ет соз­да­ние над­на­ци­о­наль­ных струк­тур но­во­го со­ю­за го­су­дарств в фор­ме раз­лич­ных ко­мис­сий для ко­ор­ди­на­ции и конт­ро­ля над еди­ным по­ли­ти­чес­ким, эко­но­ми­чес­ким, во­ен­ным и та­мо­жен­ным прост­ра­н­ством, что, по су­ти, яв­ля­ет­ся не­ким ана­ло­гом сов­ре­мен­но­го Ев­ро­пейс­ко­го со­ю­за.

Российская империя не стеснялась открыто провозглашать свою официальную
идеологию – православно-самодержавную, – что являлось важным фактором
привлечения большого количества сторонников. Нынешняя якобы национальная
идея РФ говорит только о форме и предпочитает стыдливо умалчивать
о своем идеологическом содержании.

У обоз­на­чен­но­го по­ли­ти­чес­ко­го «ба­зи­са», ко­неч­но же, быст­ро наш­лась иде­о­ло­ги­чес­кая «надстрой­ка» в ли­це фи­ло­со­фов и по­ли­то­ло­гов Алек­са­нд­ра Ду­ги­на, Сер­гея Гав­ро­ва, Иго­ря Па­на­ри­на и др., при­ду­мав­ших для идеи пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции кра­си­вое наз­ва­ние «ев­ра­зий­ство» и вы­да­ю­щих это вы­ра­же­ние за на­ци­о­наль­ную идею пост­со­ве­тс­кой Рос­сии. Пос­ле рас­па­да СССР, в ель­ци­нс­кий пе­ри­од, сре­ди ин­тел­ли­ген­ции ве­лись жар­кие спо­ры о но­вой на­ци­о­наль­ной идее Рос­сии, приз­ван­ной за­ме­нить ока­зав­шу­ю­ся не­сос­то­я­тель­ной идею со­ве­тс­ко­го «свет­ло­го бу­ду­ще­го» в фор­ме пост­ро­е­ния ком­му­низ­ма. Тог­да ни­ка­ко­го внят­но­го ре­ше­ния так и не бы­ло най­де­но. К нас­то­я­ще­му же мо­мен­ту идеи ев­ра­зий­ства по­лу­чи­ли ши­ро­кое расп­ро­ст­ра­не­ние. С уче­том же по­ли­ти­чес­кой под­де­рж­ки та­ких взгля­дов вли­я­тель­ны­ми по­ли­ти­чес­ки­ми си­ла­ми мож­но го­во­рить о рож­де­нии «но­вой» рос­сийс­кой на­ци­о­наль­ной идеи, на­ко­нец-то об­ре­тен­ной пос­ле рас­па­да быв­ше­го СССР, но по иро­нии судь­бы не со­дер­жа­щей по сво­ей су­ти ни­че­го но­во­го, кро­ме ин­тен­ции вос­ста­но­вить ут­ра­чен­ное един­ство быв­ших со­ве­тс­ких рес­пуб­лик в рам­ках СССР. Та­ким об­ра­зом, иде­о­ло­ги но­вой на­ци­о­наль­ной идеи Рос­сии го­во­рят иск­лю­чи­тель­но о воз­рож­де­нии ут­ра­чен­но­го, о воз­рож­де­нии фор­мы бы­лой им­пе­рии, вы­но­ся за скоб­ки ее идей­ное со­дер­жа­ние. В этом про­яв­ля­ет­ся ли­бо сла­бость, ли­бо не­иск­рен­ность тех, ко­то­рые пре­тен­ду­ют быть соз­да­те­ля­ми но­вой офи­ци­аль­ной иде­о­ло­гии Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции. Меж­ду тем и Со­ве­тс­кий Со­юз, и Рос­сийс­кая им­пе­рия не стес­ня­лись отк­ры­то про­во­зг­ла­шать свои офи­ци­аль­ные иде­о­ло­гии – со­от­ве­т­ствен­но марк­си­с­тскую и пра­вос­лав­но-са­мо­дер­жав­ную, – что яв­ля­лось важ­ным фак­то­ром прив­ле­че­ния боль­шо­го ко­ли­че­ст­во их сто­рон­ни­ков. Ны­неш­няя яко­бы на­ци­о­наль­ная идея РФ го­во­рит толь­ко о фор­ме и пред­по­чи­та­ет стыд­ли­во умал­чи­вать о сво­ем иде­о­ло­ги­чес­ком со­дер­жа­нии. Та­кое по­ло­же­ние ве­щей предс­тав­ля­ет­ся до­воль­но стран­ным. По­э­то­му сто­ит про­яс­нить, что же скры­ва­ет­ся за по­ня­ти­ем «ев­ра­зий­ство»?


Ев­ра­зий­ство – иде­о­ло­гия им­пе­рс­кос­ти

Ев­ра­зий­ство – это фи­ло­со­фс­ко-по­ли­ти­чес­кое дви­же­ние, воз­ник­шее в 20-х го­дах прош­ло­го ве­ка в кру­гах рус­ской эмиг­ра­ции на За­па­де и пос­та­вив­шее сво­ей целью най­ти при­ем­ле­мое по­зи­тив­ное ис­тол­ко­ва­ние смыс­лу и зна­че­нию для Рос­сии боль­ше­ви­с­тской ре­во­лю­ции и марк­си­с­тской иде­о­ло­гии, унич­то­жив­ших ты­ся­че­лет­нее Рос­сийс­кое го­су­да­р­ство и им­пе­рию до­ма Ро­ма­но­вых. По­дав­ля­ю­щим боль­ши­н­ством рус­ских эмиг­ран­тов боль­ше­ви­с­тская ре­во­лю­ция и граж­да­нс­кая вой­на восп­ри­ни­ма­лись од­ноз­нач­но тра­ги­чес­ки (в по­ли­ти­чес­ком от­но­ше­нии в ка­че­ст­ве на­ци­о­наль­ной ка­та­ст­ро­фы и ги­бе­ли Рос­сии, а в ду­хов­ном смыс­ле как Апо­ка­лип­сис и зах­ват влас­ти в Рос­сии слу­га­ми Ан­тих­рис­та). По­э­то­му у груп­пы рус­ских фи­ло­со­фов-го­су­да­р­ствен­ни­ков, не при­няв­ших апо­ка­лип­си­чес­кое ис­тол­ко­ва­ние Ок­тяб­ря 1917 го­да, воз­ник­ло стрем­ле­ние най­ти про­ви­ден­ци­аль­но-ис­то­ри­чес­кое объ­яс­не­ние это­го со­бы­тия.

Пос­тав­лен­ная цель бы­ла дос­тиг­ну­та – сло­жи­лось предс­тав­ле­ние, что про­ви­ден­ци­аль­ная роль Рос­сии в ка­че­ст­ве кон­ти­нен­таль­ной им­пе­рии сво­дит­ся к фун­да­мен­таль­но­му про­ти­вос­то­я­нию ми­ру анг­ло­сак­со­нс­ко­го ат­лан­тиз­ма. Хо­тя по­доб­ные воз­зре­ния обыч­но вы­во­дят из сла­вя­но­фильс­кой тра­ди­ции, клас­си­чес­кое ев­ра­зий­ство от­ве­рг­ло эт­но­куль­тур­ные па­ра­диг­мы сла­вя­но­филь­ства и панс­ла­ви­с­тский по­ли­ти­чес­кий про­ект. Фак­тор «кро­ви» не иг­рал для ев­ра­зий­цев, как и для боль­ше­ви­ков-ин­тер­на­ци­о­на­лис­тов, ни­ка­кой ро­ли. В то же вре­мя ев­ра­зий­цы не раз­де­ля­ли грез боль­ше­ви­ков-ле­нин­цев-троц­кис­тов о ми­ро­вой ре­во­лю­ции. Но у это­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го со­об­ще­ст­ва рус­ских эмиг­ран­тов бы­ло мно­го об­ще­го с боль­ше­ви­ка­ми-ста­ли­нис­та­ми: они меч­та­ли о вос­ста­нов­ле­нии дер­жа­вы в гра­ни­цах до Пер­вой ми­ро­вой вой­ны с вклю­че­ни­ем в ее сос­тав – что осо­бен­но ха­рак­тер­но – Мон­го­лии. Рос­сия рас­смат­ри­ва­лась ев­ра­зий­ца­ми в ка­че­ст­ве «сре­дин­но­го» мес­та меж­ду Ев­ро­пой и Ази­ей, что не всту­па­ло в про­ти­во­ре­чие с ин­тег­ра­ци­он­но-экс­пан­си­о­ни­с­тской иде­о­ло­ги­ей боль­ше­ви­ков. Тра­ди­ци­о­на­лиз­му ев­ра­зий­цев бы­ла свой­ствен­на яр­ко вы­ра­жен­ная им­ма­не­нт­ная нап­рав­лен­ность, иг­но­ри­ро­вав­шая зна­чи­мость транс­цен­де­нт­но-ре­ли­ги­оз­ных по­ли­ти­чес­ких про­ек­тов, что так­же, по идее, долж­но бы­ло бы быть тер­пи­мо со­ве­тс­кой властью.

Эмиг­ра­н­тское ев­ра­зий­ство ста­ло ан­ти­за­пад­ным им­пе­рс­ким про­ек­том, иг­но­ри­ро­вав­шим глу­бин­ное транс­цен­де­нт­ное про­ти­во­ре­чие меж­ду Рос­сийс­кой и со­ве­тс­кой им­пе­ри­я­ми. Весь марк­си­с­тский па­фос боль­ше­ви­ков предс­тав­лял­ся ев­ра­зий­цам лишь шир­мой, пус­той бол­тов­ней, данью офи­ци­аль­ной иде­о­ло­ги­чес­кой со­ве­тс­кой «вы­вес­ке». Но та­кой взгляд от­нюдь не вы­зы­вал вос­тор­га у боль­ше­ви­с­тско­го ру­ко­во­д­ства, и мно­гие из ли­де­ров ев­ра­зий­цев ста­ли жерт­ва­ми по­ли­ти­чес­ких реп­рес­си­ей. Так, один из ос­но­ва­те­лей ев­ра­зий­ства Петр Са­виц­кий был в 1945 го­ду схва­чен в Пра­ге со­ве­тс­кой контр­раз­вед­кой, пе­реп­рав­лен в Моск­ву и за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную» де­я­тель­ность осуж­ден на 8 лет ла­ге­рей. Пос­ле от­бы­тия сро­ка он от­ка­зал­ся ос­тать­ся в СССР и вер­нул­ся в Че­хос­ло­ва­кию. Ак­тив­ный де­я­тель ле­вой про­боль­ше­ви­с­тской груп­пы ев­ра­зий­цев, муж Ма­ри­ны Цве­та­е­вой Сер­гей Эф­рон доб­ро­воль­но вер­нул­ся в СССР, где был рас­стре­лян в 1941 го­ду как «враг на­ро­да». Ак­тив­ный ев­ра­зи­ец, круп­ный рус­ский ре­ли­ги­оз­ный фи­ло­соф Лев Кар­са­вин имен­но за учас­тие в «ан­ти­со­ве­тс­ком» ев­ра­зийс­ком дви­же­нии в 1949 го­ду был арес­то­ван, при­го­во­рен к 10 го­дам ла­ге­рей, где и скон­чал­ся.

В Со­ве­тс­ком Со­ю­зе круп­ным предс­та­ви­те­лем ев­ра­зий­ства был вы­да­ю­щий­ся ис­то­рик Лев Гу­ми­лев, от­си­дев­ший в ГУ­ЛА­Ге в об­щей слож­нос­ти бо­лее 10 лет, ко­то­рый раз­ви­вал идеи вос­ста­нов­ле­ния ут­ра­чен­но­го со­ю­за меж­ду сла­вя­на­ми и степ­ны­ми ко­чев­ни­ка­ми Цент­раль­ной Азии и Даль­не­го Вос­то­ка.

В ко­неч­ном ито­ге клас­си­чес­кое ев­ра­зий­ство, глав­ным об­ра­зом, по при­чи­не от­су­т­ствия еди­ной иде­о­ло­гии, вы­ра­жен­ной в ра­ци­о­наль­ных по­ня­ти­ях, а так­же всле­д­ствие внут­рен­них рас­ко­лов и тра­ги­чес­ких су­деб его при­вер­жен­цев уже в 40-е го­ды прош­ло­го ве­ка прак­ти­чес­ки прек­ра­ти­ло свое су­ще­ст­во­ва­ние.

Нас­ле­дие ев­ра­зийс­кой фи­ло­со­фии не­воз­мож­но ис­поль­зо­вать в не­пос­ре­д­ствен­но по­ли­ти­чес­ких це­лях, пос­коль­ку оно не со­дер­жит ни­ка­кой конк­рет­ной по­ли­ти­чес­кой прог­рам­мы, в от­ли­чие, нап­ри­мер, от то­го же марк­сиз­ма. Это фи­ло­со­фс­кое дви­же­ние опе­ри­ру­ет ско­рее эмо­ци­о­наль­ны­ми об­ра­за­ми, как, нап­ри­мер, ощу­ще­ни­ем су­ши или кон­ти­нен­та – ощу­ще­ни­ем, при­пи­сы­ва­е­мым ев­ра­зий­ца­ми мон­гольс­ко­му восп­ри­я­тию ок­ру­жа­ю­щей действи­тель­нос­ти. Та­кое восп­ри­я­тие, по мне­нию ев­ра­зий­цев, бы­ло за­им­ство­ва­но впос­ле­д­ствии ду­хов­ны­ми пре­ем­ни­ка­ми мон­гольс­кой тра­ди­ции – рус­ски­ми зем­леп­ро­ход­ца­ми и стро­и­те­ля­ми им­пе­рии. Но глав­ное, что это ощу­ще­ние яви­лось про­ти­во­по­лож­ным за­пад­но­ев­ро­пейс­ко­му и анг­ло­сак­со­нс­ко­му ощу­ще­нию мо­ря, под­виг­ше­му ев­ро­пейс­ких кон­кис­та­до­ров на по­ко­ре­ние всех ос­таль­ных час­тей све­та в ре­зуль­та­те морс­ких экс­пе­ди­ций. По­доб­но­го ро­да об­ра­зы мож­но толь­ко при по­мо­щи бо­га­той фан­та­зии транс­фор­ми­ро­вать в ка­кую-ли­бо по­ли­ти­чес­кую иде­о­ло­гию. Эмо­ци­о­наль­ность и не­ко­нк­рет­ность ев­ра­зий­ства, а так­же от­су­т­ствие у не­го свя­зи с транс­цен­де­нт­ны­ми цен­нос­тя­ми, не­сом­нен­но, сви­де­тель­ству­ет о сла­бос­ти это­го ми­ро­во­з­зре­ния имен­но как по­ли­ти­чес­кой иде­о­ло­гии. Очень мет­ко оха­рак­те­ри­зо­вал ев­ра­зий­ство Ни­ко­лай Бер­дя­ев: «Ев­ра­зий­ство есть преж­де все­го нап­рав­ле­ние эмо­ци­о­наль­ное, а не ин­тел­лек­ту­аль­ное, и эмо­ци­о­наль­ность его яв­ля­ет­ся ре­ак­ци­ей твор­чес­ких на­ци­о­наль­ных и ре­ли­ги­оз­ных инс­ти­нк­тов на про­и­зо­шед­шую ка­та­ст­ро­фу (то есть Ок­тябрьс­кую ре­во­лю­цию)».

Клас­си­чес­кое рус­ское ев­ра­зий­ство 20–30-х го­дов прош­ло­го ве­ка в эмиг­ра­ции – это яр­ко вы­ра­жен­ная ре­ля­ти­ви­с­тская и оп­пор­ту­нис­ти­чес­кая иде­о­ло­гия им­пе­рс­кос­ти. В чем-то близ­ки­ми рус­ско­му ев­ра­зий­ству ока­за­лись за­пад­ные тра­ди­ци­о­на­ли­с­тские фи­ло­со­фс­кие те­че­ния, предс­тав­лен­ные та­ки­ми име­на­ми, как фран­цу­зс­кий фи­ло­соф Ре­не Ге­нон, италь­я­нс­кий мыс­ли­тель Юли­ус Эво­ла и не­мец­кий по­ли­ти­чес­кий фи­ло­соф Карл Шмитт. Ре­пу­та­ция двух пос­лед­них за­пад­ных ин­тел­лек­ту­а­лов в на­уч­ных кру­гах, нес­мот­ря на ши­ро­кую по­пу­ляр­ность их тру­дов, яв­ля­ет­ся бо­лее чем сом­ни­тель­ной, в пер­вую оче­редь, в свя­зи с их отк­ры­ты­ми сим­па­ти­я­ми ев­ро­пейс­ко­му ульт­рап­ра­во­му ла­ге­рю. Уже упо­мя­ну­тый Алек­сандр Ду­гин – ли­дер рос­сийс­ко­го не­о­ев­ра­зий­ства – не от­де­ля­ет се­бя от за­пад­но­ев­ро­пейс­ко­го тра­ди­ци­о­на­ли­с­тско­го те­че­ния. Сов­ре­мен­ное рос­сийс­кое не­о­ев­ра­зий­ство в це­лом яв­ля­ет­ся от­нюдь не оп­пор­ту­нис­ти­чес­ким и ре­ля­ти­ви­с­тским, как клас­си­чес­кое рус­ское ев­ра­зий­ство, а ско­рее – по­доб­но се­год­няш­не­му за­пад­но­му тра­ди­ци­о­на­лиз­му – предс­тав­ля­ет со­бой ти­пич­ное пра­во­кон­сер­ва­тив­ное иде­о­ло­ги­чес­кое нап­рав­ле­ние.


«По­во­рот на Вос­ток»

Приб­ли­зи­тель­но с 2006–2007 го­дов рос­сийс­ки­ми влас­тя­ми на­ча­ла про­во­дит­ся по­ли­ти­ка «по­во­ро­та на Вос­ток», то есть сбли­же­ния с вос­точ­ны­ми со­се­дя­ми Рос­сии. При­чи­ной это­го но­во­го кур­са пос­лу­жил оче­вид­ный про­вал про­за­пад­ной по­ли­ти­ки Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на пер­вых лет его пре­зи­де­н­т­ства, пос­коль­ку За­пад ока­зал­ся не­го­то­вым при­нять пост­со­ве­тс­кую Рос­сию та­кой, ка­кая она есть, и раз­де­лить пу­ти­нс­кие идеи воз­рож­де­ния им­пе­рии по об­ра­зу и по­до­бию рух­нув­ше­го СССР. На то име­лись не толь­ко по­ли­ти­чес­кие, но и ис­то­ри­чес­кие при­чи­ны. На За­па­де, в от­ли­чие от Рос­сии, не при­ня­то умал­чи­вать о том, что пре­и­му­ще­ст­вен­ная часть тер­ри­то­рий со­ве­тс­ких рес­пуб­лик, об­ра­зо­вы­вав­ших СССР, си­лой бы­ла при­со­е­ди­не­на к Рос­сийс­кой им­пе­рии и за­тем их на­ро­ды так­же по­ми­мо их во­ли ока­за­лись в СССР.

На За­па­де Пу­ти­на рас­смат­ри­ва­ют как ти­пич­но­го им­пе­ри­а­лис­та, для ко­то­ро­го иде­ал пост­ро­е­ния им­пе­рии яв­ля­ет­ся его един­ствен­ным твер­дым убеж­де­ни­ем. В от­но­ше­нии же иде­о­ло­ги­чес­кой надстрой­ки им­пе­рии Пу­тин, по мне­нию За­па­да, ско­рее яв­ля­ет­ся ре­ля­ти­вис­том и оп­пор­ту­нис­том: он с оди­на­ко­вым эн­ту­зи­аз­мом был бы по­бор­ни­ком как СССР, так и Рос­сийс­кой им­пе­рии или Зо­ло­той Ор­ды. По­э­то­му проб­ле­ма не­у­да­чи пер­во­на­чаль­ной про­за­пад­ной ори­ен­та­ции Пу­ти­на зак­лю­ча­ет­ся так­же в том, что За­па­ду не при­сущ ре­ля­ти­визм и оп­пор­ту­низм в иде­о­ло­гии, как раз на­о­бо­рот – иде­о­ло­ги­чес­ко­му фак­то­ру при­да­ет­ся здесь гла­ве­н­ству­ю­щее зна­че­ние в ка­че­ст­ве иск­лю­чи­тель­ной ис­тин­нос­ти и уни­вер­саль­нос­ти за­пад­ных ду­хов­ных цен­нос­тей.

Западу не присущ релятивизм и оппортунизм в идеологии, как раз наоборот –
идеологическому фактору придается здесь главенствующее значение
в качестве исключительной истинности и универсальности западных
духовных ценностей.

{div width:385|float:left}{module 4_Ivan_theTerrible}{/div}На сов­ре­мен­ном За­па­де сло­жи­лось ус­той­чи­вое убеж­де­ние, что со­ве­тс­кий им­пе­ри­а­лизм – это од­ноз­нач­но путь вос­точ­ный. Симп­то­ма­тич­но, что по­доб­ное мне­ние подт­ве­рж­да­ли и ев­ра­зий­цы, под­чер­ки­вав­шие пер­ве­н­ству­ю­щее зна­че­ние мон­гольс­ко­го ис­то­ри­чес­ко­го опы­та для со­ве­тс­ко­го ев­ра­зийс­ко­го про­ек­та. Мон­гольс­кая им­пе­рия чин­ги­зи­дов во мно­гих от­но­ше­ни­ях очень на­по­ми­на­ла крас­ную им­пе­рию СССР – от­ли­ча­лись они лишь по кри­те­рию то­ле­ра­нт­нос­ти: с од­ной сто­ро­ны, иде­о­ло­ги­чес­кий ре­ля­ти­визм мон­го­лов, с дру­гой – жест­кая иде­о­ло­ги­чес­кая ти­ра­ния боль­ше­ви­ков. По­э­то­му клас­си­чес­ким рус­ским ев­ра­зий­цам всег­да бы­ла так ми­ла ран­не­мон­гольс­кая им­пе­рия до при­ня­тия ис­ла­ма ха­ном Уз­бе­ком в 1320 го­ду. Они на­де­я­лись, что боль­ше­ви­с­тская иде­о­ло­ги­чес­кая дес­по­тия ра­но или позд­но сме­нит­ся ран­не­мон­гольс­кой иде­о­ло­ги­чес­кой то­ле­ра­нт­ностью.

На протяжении практически
всего более чем тысячелет-
него периода своей истории
Россия на Западе ассоцииро-
валась с восточной деспотией.
Поэтому Запад воспринимает
как нечто само собой разуме-
ющееся, если Россия оста-
нется в сфере влияния ду-
ховно-политических ценнос-
тей Востока.

За­пад так­же же­лал бы, что­бы рос­сийс­кое го­су­да­р­ствен­ное им­пе­рс­кое са­мо­соз­на­ние при­об­ре­ло по мень­шей ме­ре ре­ля­ти­ви­с­тский, а в иде­а­ле – гло­ба­ли­с­тский ха­рак­тер. По­э­то­му ког­да ев­ро­пей­цы от­ка­зы­ва­ют­ся приз­нать им­пе­рс­кую иде­о­ло­гию Пу­ти­на рав­ноп­рав­ной за­пад­ной по­ли­ти­чес­кой ак­си­о­ма­ти­ке, это – как ни па­ра­док­саль­но – вов­се не оз­на­ча­ет, что они в прин­ци­пе про­тив обоз­на­чив­ше­го­ся в пос­лед­ние го­ды рос­сийс­ко­го «по­во­ро­та на Вос­ток». На про­тя­же­нии прак­ти­чес­ки все­го бо­лее чем ты­ся­че­лет­не­го пе­ри­о­да сво­ей ис­то­рии Рос­сия на За­па­де ас­со­ци­иро­ва­лась с вос­точ­ной дес­по­ти­ей. По­э­то­му За­пад восп­ри­ни­ма­ет как неч­то са­мо со­бой ра­зу­ме­ю­ще­еся, ес­ли Рос­сия ос­та­нет­ся в сфе­ре вли­я­ния ду­хов­но-по­ли­ти­чес­ких цен­нос­тей Вос­то­ка. То есть ес­ли тра­ди­ци­он­ный рос­сийс­кий по­ли­ти­чес­кий дес­по­тизм с пре­тен­зи­я­ми на собствен­ную иск­лю­чи­тель­ность в эпо­ху гло­ба­ли­за­ции про­ник­нет­ся в об­щем-то чуж­ды­ми ему ду­хов­ны­ми цен­нос­тя­ми вос­точ­ных ци­ви­ли­за­ций. Идея Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за как раз и яв­ля­ет­ся прак­ти­чес­ким воп­ло­ще­ни­ем по­доб­но­го синк­ре­тиз­ма.


 

Ев­ра­зийс­кий со­юз как гло­ба­ли­с­тский про­ект

Ос­нов­ная цель гло­ба­ли­за­ции сос­то­ит в том, что бу­ду­щий ми­ро­вой по­ли­ти­чес­кий по­ря­док дол­жен уп­рав­лять­ся из еди­но­го цент­ра. Од­ним из глав­ных инстру­мен­тов осу­ще­с­твле­ния этой це­ли яв­ля­ет­ся гло­баль­ная по­ли­ти­чес­кая ин­тег­ра­ция го­су­дарств в фор­ме об­ра­зо­ва­ния нес­коль­ких ре­ги­о­наль­но-кон­ти­нен­таль­ных по­ли­ти­чес­ких объ­е­ди­не­ний. Пер­вым удач­ным про­ек­том та­кой ин­тег­ра­ции стал Ев­ро­пейс­кий со­юз. По­э­то­му, с од­ной сто­ро­ны, Ев­ра­зийс­кий со­юз приз­ван стать се­ве­ро­а­зи­а­тс­кой ко­пи­ей Ев­ро­со­ю­за. Имен­но се­ве­ро­а­зи­а­тс­кой, а не прос­то ази­а­тс­кой. Юж­но­а­зи­а­тс­кие стра­ны – Ин­дия, Па­кис­тан, Иран или Ки­тай – по­ка не го­то­вы к не­му при­со­е­ди­нить­ся. С дру­гой сто­ро­ны, Ев­ра­зийс­кий со­юз дол­жен вый­ти за пре­де­лы так на­зы­ва­е­мой пра­вос­лав­ной ци­ви­ли­за­ции (тер­мин Хан­ти­нг­то­на) и по воз­мож­нос­ти да­же за пре­де­лы быв­шей со­ве­тс­кой зо­ны вли­я­ния в Азии. Есть все ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что по­доб­ная ин­тег­ра­ция на­це­ле­на на пос­те­пен­ное сти­ра­ние по­ли­ти­чес­ких гра­ниц стран-чле­нов Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за и – что чрез­вы­чай­но важ­но для ге­не­ра­то­ров по­доб­ных про­ек­тов – сме­ше­ние тра­ди­ций и куль­тур на­ро­дов, при­над­ле­жав­ших ра­нее к раз­ным ци­ви­ли­за­ци­ям. Ев­ро­пейс­ко­му со­ю­зу, пос­коль­ку он об­ла­да­ет пра­вом пер­во­ро­д­ства сре­ди его бу­ду­щих гло­баль­ных по­ли­ти­чес­ких соб­рать­ев, бы­ли пре­дос­тав­ле­ны су­ще­ст­вен­ные при­ви­ле­гии, важ­ней­шая из ко­то­рых – пра­во при­ня­тия в свои ря­ды го­су­дарств, при­ча­ст­ных к об­щим ду­хов­ным цен­нос­тям ев­ро­пейс­кой куль­ту­ры, или – ме­нее по­лит­кор­ре­кт­но – поч­ти ут­ра­чен­ным сов­ре­мен­ной Ев­ро­пой хрис­ти­а­нс­ким цен­нос­тям. Нес­мот­ря на силь­ное дав­ле­ние ос­нов­но­го гло­баль­но­го иг­ро­ка – США – на Ев­ро­пейс­кий со­юз, ев­ро­пейс­кие по­ли­ти­ки ка­те­го­ри­чес­ки от­ка­за­лись при­нять в свой сос­тав му­суль­ма­нс­кую Тур­цию. Речь так­же не идет о при­ня­тии в ЕС му­суль­ма­нс­ких Ал­ба­нии и Бос­нии, хо­тя ка­то­ли­чес­кая Хор­ва­тия не­дав­но ста­ла 28-м чле­ном Ев­ро­со­ю­за, на оче­ре­ди – пра­вос­лав­ные Сер­бия, Чер­но­го­рия и Ма­ке­до­ния, в бо­лее от­да­лен­ной перс­пек­ти­ве – Ук­ра­и­на и Мол­до­ва, воз­мож­но так­же Гру­зия и Ар­ме­ния. Та­ким об­ра­зом, боль­ши­н­ство стран пра­вос­лав­ной ци­ви­ли­за­ции бу­дет гло­ба­ли­зи­ро­вать­ся в рам­ках Ев­ро­со­ю­за, а ос­та­ток в ви­де Рос­сии и Бе­ло­рус­сии бу­дет объ­е­ди­нять­ся с му­суль­ма­нс­ки­ми, буд­ди­с­тски­ми и язы­чес­ки­ми стра­на­ми Цент­раль­ной Азии. Сле­до­ва­тель­но, хан­ти­нг­то­но­вс­кая пра­вос­лав­ная ци­ви­ли­за­ция во гла­ве с ее «стерж­не­вой стра­ной» – Рос­си­ей – по за­мыс­лу ми­ро­вых гло­ба­лис­тов ско­ро при­ка­жет дол­го жить, а вмес­те с ней ста­нут бес­смыс­лен­ны­ми так и не­о­су­ще­с­твлен­ные гре­зы о ев­ро­пейс­ком вы­бо­ре Рос­сии оте­че­ст­вен­ных ли­бе­ра­лов и за­пад­ни­ков. Мис­сия Рос­сии в пу­ти­нс­ком Ев­ра­зийс­ком со­ю­зе сво­дит­ся к гло­ба­ли­зи­ро­ва­нию цент­раль­но­а­зи­а­тс­ких стран. Кро­ме то­го Рос­сия са­ма долж­на дос­та­точ­но «ази­а­ти­зи­ро­вать­ся» и дви­гать­ся в ука­зан­ном нап­рав­ле­нии до тех пор, по­ка не нас­та­нет сле­ду­ю­щий гло­баль­ный этап нас­то­я­щей ев­ро­а­зи­а­тс­кой гло­ба­ли­за­ции – объ­е­ди­не­ние Ев­ро­со­ю­за, Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за (или, по су­ти, Се­ве­ро­а­зи­а­тс­ко­го со­ю­за) с па­рой по­доб­ных гло­ба­ли­с­тских ази­а­тс­ких струк­тур ти­па Юж­но­а­зи­а­тс­ко­го или Вос­точ­но­а­зи­а­тс­ко­го со­ю­зов (про­иг­но­ри­ру­ем их офи­ци­аль­ные лу­боч­ные наз­ва­ния) в Еди­ный Со­юз Ев­ро­а­зи­а­тс­ко­го кон­ти­нен­та.

Несмотря на сильное давление США на Ев­ро­пейс­кий союз, европейские политики
категорически отказались принять в свой состав мусульманскую Турцию.
Речь также не идет о принятии в ЕС мусульманских Албании и Боснии.

Уже сей­час идет ак­тив­ная под­го­тов­ка к ре­а­ли­за­ции про­ек­тов бу­ду­щих Аме­ри­ка­нс­ко­го и Аф­ри­ка­нс­ко­го со­ю­зов. Здесь на­ли­цо бур­ная де­я­тель­ность са­мо­го раз­но­го ро­да: от соз­да­ния ре­ги­о­наль­ных аме­ри­ка­нс­ких и аф­ри­ка­нс­ких кон­вен­ций по пра­вам че­ло­ве­ка до про­ек­тов еди­ной кон­ти­нен­таль­ной ва­лю­ты. Толь­ко страх им­пе­рии США раст­во­рить­ся в «цве­ту­щей слож­нос­ти» со­сед­них аме­ри­ка­нс­ких го­су­дарств и ужа­са­ю­щая ни­ще­та боль­ши­н­ства аф­ри­ка­нс­ких стран сдер­жи­ва­ют уси­лия гло­ба­лис­тов по ус­ко­ре­нию ре­а­ли­за­ции ука­зан­ных про­ек­тов. Но влас­ти Рос­сии, Бе­ло­рус­сии, Ка­за­хс­та­на и Мон­го­лии не бо­ят­ся гло­ба­ли­за­ции и име­ют на это по­ли­ти­чес­кую во­лю и дос­та­точ­ные фи­нан­со­вые сред­ства. По­э­то­му Ев­ра­зийс­кий со­юз приз­ван стать вто­рым пос­ле ЕС гло­баль­ным по­ли­ти­чес­ким об­ра­зо­ва­ни­ем.

В стра­те­ги­чес­ком пла­не это не что иное, как ма­ри­о­не­точ­ная по­ли­ти­ка рос­сийс­ких влас­тей по от­но­ше­нию к си­лам ми­ро­во­го гло­ба­лиз­ма. Ее ре­зуль­та­том бу­дет не­ук­лон­ное ос­лаб­ле­ние су­ве­ре­ни­те­та рос­сийс­ко­го го­су­да­р­ства, ци­ви­ли­за­ци­он­ное от­де­ле­ние Рос­сии от За­па­да и пе­рек­лю­че­ние при­о­ри­тет­но­го вни­ма­ния рос­сийс­ких по­ли­ти­ков на со­юз­ни­чес­кие ази­а­тс­кие го­су­да­р­ства, с ко­то­ры­ми стра­не при­дет­ся ин­тег­ри­ро­вать­ся в еди­ную ре­ги­о­наль­ную гло­ба­ли­с­тскую струк­ту­ру. Все уров­ни ин­тег­ра­ции в рам­ках Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за – по­ли­ти­чес­кий, во­ен­ный, эко­но­ми­чес­кий, куль­тур­ный и т.д. – бу­дут оз­на­чать ос­лаб­ле­ние со­от­ве­т­ству­ю­щих сфер рос­сийс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти в уго­ду ми­ро­во­му гло­ба­лиз­му и ин­те­ре­сам раз­ви­ва­ю­щих­ся ази­а­тс­ких го­су­дарств. Роль Рос­сии в Ев­ра­зийс­ком со­ю­зе упо­до­бит­ся ро­ли Гер­ма­нии в сов­ре­мен­ном Ев­ро­со­ю­зе. Гер­ма­ния вы­нуж­де­на и да­же обя­за­на прак­ти­чес­ки в оди­ноч­ку суб­си­ди­ро­вать эко­но­ми­чес­ки отс­та­лые го­су­да­р­ства ЕС.



Православная цивилизация во главе с Россией по замыслу мировых глобалистов скоро
прикажет долго жить, а заодно с ней – и неосуществленные грезы о европейском выборе
России отечественных либералов и западников.

СССР так­же вы­де­лял ог­ром­ные фи­нан­со­вые ре­сур­сы на под­де­рж­ку собствен­ных сред­не­а­зи­а­тс­ких рес­пуб­лик, со­ци­а­лис­ти­чес­ких стран и раз­ви­ва­ю­щих­ся «со­ци­а­лис­ти­чес­ки» ори­ен­ти­ро­ван­ных го­су­дарств Азии и Аф­ри­ки, что и ста­ло од­ной из ос­нов­ных при­чин его эко­но­ми­чес­ко­го банк­ро­т­ства. Рос­сия не­из­беж­но ока­жет­ся един­ствен­ным спон­со­ром всех «соб­рать­ев» по Ев­ра­зийс­ко­му со­ю­зу. Кро­ме то­го, она ста­нет обя­зан­ной – а не толь­ко бу­дет иметь пра­во и во­лю, как в нас­то­я­щее вре­мя, – обес­пе­чи­вать ра­бо­той мил­ли­о­ны ази­а­тс­ких миг­ран­тов, ко­то­рые со­вер­шен­но ле­галь­но по­се­лят­ся на ее тер­ри­то­рии. Здесь мож­но вспом­нить сов­сем не­дав­ний про­ект рос­сийс­ких влас­тей о пре­дос­тав­ле­нии в арен­ду рос­сийс­кой даль­не­вос­точ­ной зем­ли за сим­во­ли­чес­кую пла­ту в 50 руб­лей граж­да­нам го­су­дарств Юго-Вос­точ­ной Азии (Та­и­лан­да, Вь­ет­на­ма, Япо­ния и др.). По­доб­ная щед­рая гло­ба­ли­с­тская бе­зот­ве­т­ствен­ность неп­ри­ем­ле­ма ни для од­ной ува­жа­ю­щей се­бя стра­ны ми­ра. Ка­кой аб­сурд – прев­ра­щать Даль­ний Вос­ток в Ко­со­во в уго­ду чу­жим по­ли­ти­чес­ким ин­те­ре­сам! Рос­сийс­кие влас­ти соз­да­ли не­воз­мож­ный ни в од­ной раз­ви­той стра­не ми­ра пре­це­дент по­ощ­ре­ния мас­со­вой ази­а­тс­кой им­миг­ра­ции. По дан­ным Фе­де­раль­ной миг­ра­ци­он­ной служ­бы, из 9,4 мил­ли­о­нов миг­ран­тов в Рос­сии око­ло 4 мил­ли­о­нов ра­бо­та­ют не­ле­галь­но. Что же ста­нет тог­да, ког­да граж­да­нам го­су­дарств-чле­нов Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за бу­дет пре­дос­тав­ле­но пра­во по­се­лить­ся в лю­бой его стра­не, как это сей­час име­ет мес­то в Ев­ро­пейс­ком со­ю­зе? А в чем поль­за для Рос­сии от ев­ра­зийс­кой ин­тег­ра­ции в во­ен­ной или по­ли­ти­чес­кой сфе­рах с ази­а­тс­ки­ми го­су­да­р­ства­ми? Ви­ди­мо, Уз­бе­кис­тан или Мон­го­лия бу­дут за­щи­щать Рос­сию от внеш­них вра­гов, а Тад­жи­кис­тан с Кир­ги­зи­ей – при­но­сить ей по­ли­ти­чес­кие ди­ви­ден­ды?

Проект Евразийского союза – это ярко выраженный антигосударственный
глобалистский проект, способный принести политические и экономические
выгоды исключительно отсталым странам Центральной Азии.

Про­ект Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за – это яр­ко вы­ра­жен­ный ан­ти­го­су­да­р­ствен­ный гло­ба­ли­с­тский про­ект, спо­соб­ный при­нес­ти по­ли­ти­чес­кие и эко­но­ми­чес­кие вы­го­ды иск­лю­чи­тель­но отс­та­лым стра­нам Цент­раль­ной Азии. Вы­го­ды Рос­сии (или, точ­нее, пол­ное их от­су­т­ствие) от не­го луч­ше все­го мож­но предс­та­вить в срав­не­нии с воз­мож­ны­ми ре­зуль­та­та­ми от бе­зум­но­го про­ек­та по­во­ро­та си­би­рс­ких рек в Сред­нюю Азию.