Пятница, 22 Сентября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Североазиатский Союз
В. Близнеков

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 60

В.Л. Близнеков – философ (PhD), юрист-международник, публицист


Икона «Торжество самодержавия»

Идея пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции «на доб­ро­воль­ных на­ча­лах» быв­ших со­ве­тс­ких рес­пуб­лик, об­рет­ших не­за­ви­си­мость пос­ле рас­па­да СССР, до сих пор прель­ща­ет не­ма­лое чис­ло быв­ших со­ве­тс­ких граж­дан, в пер­вую оче­редь про­со­ве­тс­ки наст­ро­ен­ных предс­та­ви­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния. Эти лю­ди при­вык­ли гор­дит­ся по­ли­ти­чес­кой мощью быв­шей крас­ной им­пе­рии – СССР, а те­перь им ос­та­ет­ся толь­ко гре­зить вос­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за и рас­счи­ты­вать с по­мощью это­го ре­шить все по­ли­ти­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и со­ци­аль­ные проб­ле­мы. На фо­не пе­ри­пе­тий пос­лед­них двух де­ся­ти­ле­тий они, по­хо­же, за­па­мя­то­ва­ли тяг­чай­шие прес­туп­ле­ния со­ве­тс­кой эпо­хи. А та­ко­вых бы­ло не­ма­ло. Вспом­ним хо­тя бы крас­ный тер­рор, раз­жи­га­ние клас­со­вой не­на­вис­ти, пред­на­ме­рен­ное раз­вя­зы­ва­ние граж­да­нс­кой вой­ны, мас­со­вый го­лод сельс­ко­го на­се­ле­ния, кол­лек­ти­ви­за­цию, унич­то­же­ние Рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви, ГУ­ЛАГ, ста­ли­нс­кий тер­рор, на­силь­ствен­ные пе­ре­се­ле­ния це­лых на­ро­дов быв­ше­го СССР в Си­бирь и Сред­нюю Азию. На­ко­нец, из пос­лед­них прес­туп­ных ре­ше­ний мож­но наз­вать раз­вя­зы­ва­ние бес­смыс­лен­ной вой­ны в Аф­га­нис­та­не. По­ли­ти­чес­кие и эко­но­ми­чес­кие из­де­рж­ки со­ве­тс­ко­го ре­жи­ма (дик­та­ту­ра КПСС и культ ее вож­дей, жест­кое по­дав­ле­ние лю­бо­го ина­ко­мыс­лия, мас­со­вая по­ли­ти­чес­кая цен­зу­ра, эко­но­ми­чес­кая отс­та­лость го­су­да­р­ства и край­не не­вы­со­кий жиз­нен­ный уро­вень по­дав­ля­ю­ще­го боль­ши­н­ства на­се­ле­ния быв­ше­го СССР) так­же не при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние апо­ло­ге­та­ми воз­рож­де­ния крас­но­го ко­лос­са. Лю­ди на­ив­но по­ла­га­ют, что си­ла го­су­да­р­ства зак­лю­ча­ет­ся в его «един­стве» и все проб­ле­мы тут же ре­шат­ся са­ми со­бой, как толь­ко это ми­фи­чес­кое един­ство бу­дет вос­ста­нов­ле­но.

По­доб­ные наст­ро­е­ния элек­то­ра­та, ес­те­ст­вен­но, пы­та­ют­ся ис­поль­зо­вать в сво­их ин­те­ре­сах по­ли­ти­ки, де­ла­ю­щие став­ку на идею пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции. Сре­ди них, в пер­вую оче­редь, быв­ший пре­зи­дент и ны­неш­ний премь­ер-ми­нистр Рос­сии Вла­ди­мир Пу­тин, пре­зи­дент Ка­за­хс­та­на Нур­сул­тан На­зар­ба­ев и пре­зи­дент Бе­ло­рус­сии Алек­сандр Лу­ка­шен­ко.

В де­каб­ре 2010 го­да в Моск­ве на сам­ми­те меж­ду­на­род­ной эко­но­ми­чес­кой ор­га­ни­за­ции «Ев­ра­зийс­кое эко­но­ми­чес­кое со­об­ще­ст­во» бы­ли дос­тиг­ну­ты до­го­во­рен­нос­ти о соз­да­нии Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за на ба­зе Та­мо­жен­но­го со­ю­за Рос­сии, Ка­за­хс­та­на и Бе­ло­рус­сии. Про­ект Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за пред­по­ла­га­ет соз­да­ние над­на­ци­о­наль­ных струк­тур но­во­го со­ю­за го­су­дарств в фор­ме раз­лич­ных ко­мис­сий для ко­ор­ди­на­ции и конт­ро­ля над еди­ным по­ли­ти­чес­ким, эко­но­ми­чес­ким, во­ен­ным и та­мо­жен­ным прост­ра­н­ством, что, по су­ти, яв­ля­ет­ся не­ким ана­ло­гом сов­ре­мен­но­го Ев­ро­пейс­ко­го со­ю­за.

Российская империя не стеснялась открыто провозглашать свою официальную
идеологию – православно-самодержавную, – что являлось важным фактором
привлечения большого количества сторонников. Нынешняя якобы национальная
идея РФ говорит только о форме и предпочитает стыдливо умалчивать
о своем идеологическом содержании.

У обоз­на­чен­но­го по­ли­ти­чес­ко­го «ба­зи­са», ко­неч­но же, быст­ро наш­лась иде­о­ло­ги­чес­кая «надстрой­ка» в ли­це фи­ло­со­фов и по­ли­то­ло­гов Алек­са­нд­ра Ду­ги­на, Сер­гея Гав­ро­ва, Иго­ря Па­на­ри­на и др., при­ду­мав­ших для идеи пост­со­ве­тс­кой ин­тег­ра­ции кра­си­вое наз­ва­ние «ев­ра­зий­ство» и вы­да­ю­щих это вы­ра­же­ние за на­ци­о­наль­ную идею пост­со­ве­тс­кой Рос­сии. Пос­ле рас­па­да СССР, в ель­ци­нс­кий пе­ри­од, сре­ди ин­тел­ли­ген­ции ве­лись жар­кие спо­ры о но­вой на­ци­о­наль­ной идее Рос­сии, приз­ван­ной за­ме­нить ока­зав­шу­ю­ся не­сос­то­я­тель­ной идею со­ве­тс­ко­го «свет­ло­го бу­ду­ще­го» в фор­ме пост­ро­е­ния ком­му­низ­ма. Тог­да ни­ка­ко­го внят­но­го ре­ше­ния так и не бы­ло най­де­но. К нас­то­я­ще­му же мо­мен­ту идеи ев­ра­зий­ства по­лу­чи­ли ши­ро­кое расп­ро­ст­ра­не­ние. С уче­том же по­ли­ти­чес­кой под­де­рж­ки та­ких взгля­дов вли­я­тель­ны­ми по­ли­ти­чес­ки­ми си­ла­ми мож­но го­во­рить о рож­де­нии «но­вой» рос­сийс­кой на­ци­о­наль­ной идеи, на­ко­нец-то об­ре­тен­ной пос­ле рас­па­да быв­ше­го СССР, но по иро­нии судь­бы не со­дер­жа­щей по сво­ей су­ти ни­че­го но­во­го, кро­ме ин­тен­ции вос­ста­но­вить ут­ра­чен­ное един­ство быв­ших со­ве­тс­ких рес­пуб­лик в рам­ках СССР. Та­ким об­ра­зом, иде­о­ло­ги но­вой на­ци­о­наль­ной идеи Рос­сии го­во­рят иск­лю­чи­тель­но о воз­рож­де­нии ут­ра­чен­но­го, о воз­рож­де­нии фор­мы бы­лой им­пе­рии, вы­но­ся за скоб­ки ее идей­ное со­дер­жа­ние. В этом про­яв­ля­ет­ся ли­бо сла­бость, ли­бо не­иск­рен­ность тех, ко­то­рые пре­тен­ду­ют быть соз­да­те­ля­ми но­вой офи­ци­аль­ной иде­о­ло­гии Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции. Меж­ду тем и Со­ве­тс­кий Со­юз, и Рос­сийс­кая им­пе­рия не стес­ня­лись отк­ры­то про­во­зг­ла­шать свои офи­ци­аль­ные иде­о­ло­гии – со­от­ве­т­ствен­но марк­си­с­тскую и пра­вос­лав­но-са­мо­дер­жав­ную, – что яв­ля­лось важ­ным фак­то­ром прив­ле­че­ния боль­шо­го ко­ли­че­ст­во их сто­рон­ни­ков. Ны­неш­няя яко­бы на­ци­о­наль­ная идея РФ го­во­рит толь­ко о фор­ме и пред­по­чи­та­ет стыд­ли­во умал­чи­вать о сво­ем иде­о­ло­ги­чес­ком со­дер­жа­нии. Та­кое по­ло­же­ние ве­щей предс­тав­ля­ет­ся до­воль­но стран­ным. По­э­то­му сто­ит про­яс­нить, что же скры­ва­ет­ся за по­ня­ти­ем «ев­ра­зий­ство»?



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 679 гостей онлайн