Таким образом, Путиным и его окружением разворачивается сценарий «осажденной крепости». Такой сценарий, очевидно, стал одним из стержней его президентской кампании (укажем хотя бы на апелляции к «цветной» и заокеанской угрозам), а возможно, и нового президентского срока. Помимо решения сугубо предвыборных задач, предпринятый ход направлен на достижение еще нескольких целей. В частности, при следующем президенте будет проведен целый ряд непопулярных реформ, которые приведут к снижению уровня жизни части населения. Путин уже начал готовить к этому россиян. Образ «осажденной крепости», по расчетам премьера, должен сделать граждан готовыми «затянуть пояса». Однако далеко не факт, что подобный политтехнологический прием, срабатывавший в России в прошлом веке, сработает и в веке нынешнем, к тому же в гораздо более потребительски настроенном обществе.
Реальная работа
Однако если проанализировать политику власти на постсоветском пространстве в системном ключе, то становится ясно, что предвыборный ход – одно, но далеко не единственное предназначение статьи. Скорее, она является теоретическим обоснованием того курса, который проводится российскими властями на протяжении нескольких лет – сначала ситуативно, но в последнее время в нем все больше просматриваются стратегические черты.
В частности, на белорусском направлении российские власти последовательно поддерживают режим Лукашенко, понимая, что любая альтернатива ему с точки зрения интеграции будет явно хуже. Практически вся существующая в Белоруссии оппозиция ориентирована на евроинтеграцию (даже в свете усугубляющегося кризиса европейского проекта). Более того, к этому же во многом стремятся значительная часть белорусского бюрократического корпуса, государственный и окологосударственный бизнес. Поскольку, в отличие от Украины, где реальная власть принадлежит олигархам, в Белоруссии Лукашенко является единственным политическим актором, ставка на диалог с ним является вполне оправданной.
Поскольку Лукашенко является единственным политическим актором,
ставка на диалог с ним является вполне оправданной.
Расчет российской стороны заключается в том, что рано или поздно Лукашенко утратит свободу маневра и вынужден будет отдать власть прокремлевскому кандидату в обмен на гарантии личной неприкосновенности и сохранности авуаров. В принципе раньше белорусский лидер мог рассчитывать получить такие гарантии от Запада, но судьба Каддафи стала наглядным подтверждением того, что ему доверять нельзя – если ты попал в список «плохих парней», то рано или поздно тебя «дожмут», даже если публично простят, как это произошло в случае с бывшим ливийским лидером. В принципе эта аксиома проницательным наблюдателям была ясна и раньше – достаточно посмотреть на судьбу многих высокопоставленных участников конфликта на территории бывшей Югославии, которые также получали гарантии американских и европейских дипломатов в 1990-е годы в обмен на свой уход с политической сцены. Но судьба Каддафи, особенно способ его «казни», произвели гораздо более внушительное впечатление.
Преследуя свои цели, Москва постепенно сокращает степень свободы и пространство возможного маневра для Лукашенко. Примерно до 2007 года страна де-факто жила за счет скрытых субсидий российской стороны, поставлявшей нефть по низким ценам. Формально это была нефть для внутреннего потребления, однако значительная часть ее перерабатывалась и уже в виде нефтепродуктов поставлялась в другие страны – уже по рыночным ценам. Получаемой в результате этого маржи хватало и для неформальной ренты белорусской элите, включая Лукашенко, и для поддержания минимальных потребительских стандартов социального государства.
Понимая, что такая ситуация может продолжаться сколь угодно долго, Москва форсировала события и начала загонять Лукашенко в угол. Де-факто было прекращено системное субсидирование белорусской экономики, что за последние годы уже несколько раз ставило ее на грань коллапса. Москва каждый раз приходила на выручку (самолично или формально действуя через интеграционные структуры на территории СНГ), но уже под конкретные гарантии.
В итоге ей удалось добиться чрезвычайно важного прецедента – перехода под ее контроль (пусть и по высокой цене) «Белтрансгаза». Данная сделка критически важна даже не столько с точки зрения получения контроля над идущим через территорию страны транзитом российского газа, сколько из-за схемы ее совершения. Впервые Минск расстался со стратегически важным активом без дополнительных условий. До этого, даже в случае приобретения иностранцами контрольного пакета акций, власти сохраняли за собой так называемую золотую акцию, причем толковали предоставляемые ей права гораздо шире, чем принято в европейской практике. По сути, они говорили: «Вы заплатите нам рыночную цену сейчас, а мы посмотрим, как вы будете активом управлять. Если нам что-то не понравится, то актив мы заберем, а деньги не вернем». Сделка по продаже остававшихся под контролем Белоруссии 50 процентов акций «Белтрансгаза» прошла на рыночных условиях, и у российской стороны теперь появилась возможность ссылаться на этот прецедент при покупке других стратегических активов.
Кроме того, Лукашенко теряет свободу маневра и по другим причинам. Раньше он успешно лавировал между Россией и ЕС, обещая первой участие в приватизации ключевых активов, а второму – политические реформы. Теперь же и Евросоюз, даже в обмен на обещания реформ, требует приватизации белорусских активов европейскими компаниями, справедливо замечая, что Белоруссия пока может обойтись и без кредитов – достаточно будет продать активы. Кроме того, в Европе растет разочарование политикой белорусских властей, которые имитируют политические реформы, которые, как только начинают угрожать позициям Лукашенко, сразу сворачиваются. Брюссель рассчитывал, что рано или поздно количество обернется качеством, но это прекрасно понимает и Лукашенко, поэтому он никогда не переступит красную черту.