Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма



Савва Бродский. У значительного лица. 1978–1981

Од­на­ко то­таль­ность рос­сийс­кой влас­ти – не толь­ко прес­ло­ву­тые «об­ру­чи», сдер­жи­вав­шие цент­ро­беж­ные энер­гии тер­ри­то­ри­аль­но­го ги­ган­та. В сво­ей па­тер­на­ли­с­тской ипос­та­си это еще па­ра­док­саль­ный субс­ти­тут не­раз­ви­то­го граж­да­нс­ко­го об­ще­ст­ва в его до­мо­ст­ро­и­тель­ном ас­пек­те. В част­нос­ти, не толь­ко по­ли­тэ­ко­но­ми­чес­кая ре­аль­ность, но го­ри­зон­ты и со­дер­жа­ние куль­тур­ной по­ли­ти­ки здесь при­выч­но фор­ми­ру­ют­ся не об­ще­ст­вом, а го­су­да­р­ством.

Саморазвитие общества сдерживалось «лоскутным», экстенсивным характером
социальных коммуникаций, отдавая приоритет «скорлупе» централизованного
аппарата, что заметным образом сказалось на конфессиональной, языковой,
историко-поэтической связности: стимулируя социальную инертность и порождая
стереотипы в общекультурных клише.

Из-за по­доб­но­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го сво­е­об­ра­зия граж­да­нс­кий прог­ресс и гу­ма­ни­за­ция об­ще­ст­ва ос­та­ва­лись и ос­та­ют­ся глав­ной со­ци­о­куль­тур­ной за­да­чей Рос­сии. А так­же ее по­ли­ти­чес­ким им­пе­ра­ти­вом. Аль­тер­на­ти­ва – ис­то­ще­ние пас­си­о­нар­нос­ти ин­ди­ви­дов, де­валь­ва­ция рос­сийс­ко­го это­са и ар­ха­и­за­ция мен­таль­нос­ти на­ро­да, оби­та­ю­ще­го в обоз­на­чен­ных ис­то­ри­ей пре­де­лах, но уже в ра­ди­каль­но из­ме­нив­ших­ся обс­то­я­тель­ствах – под­виж­ном и тран­сгра­нич­ном ми­ре.

 

«Рус­ский Бог»

Рос­сийс­кая ци­ви­ли­за­ция не­сет в сво­ем ес­те­ст­ве ори­ги­наль­ные со­ци­о­куль­тур­ные ко­ды, при­чем глу­бин­но­го, фун­да­мен­таль­но­го свой­ства. В чем имен­но их при­ро­да? На ка­ком фун­да­мен­те воз­во­ди­лось Го­су­да­р­ство Рос­сийс­кое, восп­ри­няв­шее до­мо­ст­ро­и­тель­ный им­пульс от Вто­ро­го Ри­ма, но так­же впи­тав­шее в се­бя ор­ды­нс­кие куль­тур­ные и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные то­ки?

С нас­ле­ди­ем ви­зан­тийс­ким во­об­ще сло­жи­лась неп­рос­тая си­ту­а­ция. В об­ще­ст­ве до сих пор гос­по­д­ству­ет сте­ре­о­тип о пре­ем­ствен­нос­ти Ру­си и Ви­зан­тии, вы­ра­жен­ный, к при­ме­ру, в ле­ген­де о «шап­ке Мо­но­ма­ха» или в позд­них тол­ко­ва­ни­ях те­зи­са о Треть­ем Ри­ме. Связь, действи­тель­но, су­ще­ст­ву­ет, рав­но как нас­ле­дие и пре­ем­ствен­ность, толь­ко вот в ка­ком смыс­ле? Ес­ли об­ра­тить­ся к со­бы­ти­ям и до­ку­мен­там XV–XVI ве­ков, мы ви­дим: де­ло обс­то­я­ло под­час ед­ва ли не про­ти­во­по­лож­ным по от­но­ше­нию к позд­ним проч­те­ни­ям си­ту­а­ции об­ра­зом. И фор­му­ла Треть­е­го Ри­ма осоз­на­ва­лась тог­да, ско­рее, как оп­ро­вер­же­ние Ви­зан­тии, от­ря­са­ние ее пра­ха, не­же­ли как ощу­ще­ние кров­но­го родства и нас­ле­до­ва­ния.

Од­на­ко об­ре­те­ние пра­вос­лав­но­го апо­фа­ти­чес­ко­го бо­гос­ло­вия, раз­ви­ва­е­мо­го в Ви­зан­тии, поз­на­ние ми­ра уди­ви­тель­ных энер­гий, пос­ти­га­е­мых и пес­ту­е­мых в ос­нов­ном в иси­ха­с­тском кру­гу, а на рус­ских прос­то­рах – нес­тя­жа­те­ля­ми, за­во­л­жски­ми стар­ца­ми, ка­ким-то об­ра­зом – с из­ме­не­ни­я­ми, уга­са­ни­я­ми, про­ва­ла­ми вплоть до тра­ги­чес­ко­го над­ло­ма – бы­ло все же унас­ле­до­ва­но Рос­си­ей. И унас­ле­до­ва­но во мно­гом в сфе­ре прак­ти­ки, а не бо­гос­ло­вия. Бо­гос­ло­вия же как та­ко­во­го в Рос­сии, по­жа­луй, и не сло­жи­лось, а вот прак­ти­ка, «прак­ти­чес­кое бо­гос­ло­вие» сло­жи­лось.

Обретение православного апофатического богословия, развиваемого в Византии,
познание мира удивительных энергий, постигаемых и пестуемых в основном
в исихастском кругу, а на русских просторах – нестяжателями, заволжскими
старцами, каким-то образом – с изменениями, угасаниями, провалами вплоть
до трагического надлома – было все же унаследовано Россией.

В це­лом же Рус­ское царство, об­рет­шее собствен­ный фор­мат го­су­да­р­ствен­нос­ти, на­щу­пав стер­жень ори­ги­наль­ной куль­ту­ры и иде­о­ло­гии, ак­ку­му­ли­ро­вав при этом пре­тен­зии на ре­ко­н­струк­цию ми­ро­по­ряд­ка, на­по­ми­на­ло в то вре­мя сжа­тую пру­жи­ну. В те­че­ние весь­ма ко­рот­ко­го ис­то­ри­чес­ко­го сро­ка энер­гия пре­об­ра­зо­ва­ний ска­за­лась не толь­ко на раз­мер­нос­ти и ста­ту­се стра­ны, но и на са­мо­соз­на­нии на­ро­да. Она вве­ла в ми­ро­вой кон­текст де­я­тель­но­го пер­со­на­жа, ко­то­рый с тех пор при всех ис­то­ри­чес­ких пер­тур­ба­ци­ях вплоть до пос­лед­не­го вре­ме­ни не по­ки­дал ис­то­ри­чес­кую сце­ну.

Апо­фа­тич­ность, про­чи­тан­ная и восп­ри­ня­тая как осо­бый куль­тур­ный им­пульс, про­из­ве­ла ряд от­лич­ных от ис­точ­ни­ка и от за­пад­но­ев­ро­пейс­ких вер­сий хрис­ти­а­нс­кой куль­ту­ры про­из­вод­ных. Соз­вуч­ных, од­на­ко, пси­хо­ло­ги­чес­ко­му скла­ду рус­ских оча­ро­ван­ных стран­ни­ков-пер­воп­ро­ход­цев, куп­цов и мо­на­хов, раз­бой­ни­ков и во­е­вод, оби­тав­ших – вспом­ним об этом обс­то­я­тель­стве – на краю лишь час­тич­но поз­нан­ной зем­ли-ой­ку­ме­ны.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS