Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Есть го­су­да­р­ства, ко­то­рые от­вер­га­ют гло­ба­ли­за­цию, отс­та­и­вая прин­ци­пы «зак­ры­то­го об­ще­ст­ва». Так они ста­ра­ют­ся спас­ти собствен­ную иден­тич­ность. Но это уда­ет­ся лишь от­час­ти – на­чи­на­ет­ся стаг­на­ция, ис­че­за­ет со­ци­аль­ный ди­на­мизм, все пос­те­пен­но раз­ла­га­ет­ся. «Зак­ры­тое об­ще­ст­во» – не вы­ход. Ев­ра­зий­ство на сов­ре­мен­ном эта­пе пред­по­ла­га­ет сво­е­го ро­да «тре­тий путь» – со­че­та­ние отк­ры­тос­ти и ди­на­миз­ма с тра­ди­ци­ей и кон­сер­ва­тиз­мом. Что­бы осу­ще­ст­вить этот ев­ра­зийс­кий про­ект, на­до прой­ти меж­ду Сцил­лой и Ха­риб­дой.

Однополярная глобализация означает новую форму колониализма.
Евразийство на современном этапе предполагает своего рода
«третий путь» – сочетание открытости и динамизма с традицией
и консерватизмом.

Не­об­хо­ди­мо под­че­рк­нуть, что сов­ре­мен­ное ев­ра­зий­ство – в це­лом но­вое яв­ле­ние. Оно твор­чес­ки раз­ви­ва­ет идеи сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков и ос­но­ва­те­лей (Тру­бец­ко­го, Са­виц­ко­го, Алек­се­ева, Гу­ми­ле­ва), по-но­во­му рас­став­ля­ет ак­цен­ты. Сов­ре­мен­ное ев­ра­зий­ство – де­мок­ра­ти­чес­кое, прос­ве­щен­ное, отк­ры­тое, праг­ма­тич­ное, ста­вя­щее осо­бый ак­цент на эко­но­ми­чес­ком раз­ви­тии – нап­ря­мую соп­ря­га­ет­ся как с пред­ло­же­ни­я­ми Пу­ти­на, так и с бо­лее ран­ним про­ек­том На­зар­ба­е­ва. Фи­ло­со­фия ев­ра­зий­ства ис­хо­дит из при­о­ри­те­та цен­нос­ти тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва, приз­на­ет им­пе­ра­тив тех­ни­чес­кой и со­ци­аль­ной мо­дер­ни­за­ции (но без от­ры­ва от куль­тур­ных кор­ней) и стре­мит­ся адап­ти­ро­вать­ся к си­ту­а­ции пос­тин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, на­зы­ва­е­мо­го Пост­мо­дер­ном.

В Пост­мо­дер­не сни­ма­ет­ся фор­маль­ное про­ти­во­пос­тав­ле­ние меж­ду тра­ди­ци­ей и сов­ре­мен­ностью. Ев­ра­зий­ство в от­ли­чие от Пост­мо­дер­на ат­лан­ти­с­тско­го ти­па ви­дит воз­мож­ность аль­ян­са тра­ди­ций с сов­ре­мен­ностью. Аль­ян­са, спо­соб­но­го дать со­зи­да­тель­ный оп­ти­мис­ти­чес­кий энер­гич­ный им­пульс, по­буж­да­ю­щий к твор­че­ст­ву и раз­ви­тию. В ев­ра­зийс­кой те­о­рии об­ре­та­ют но­вую ле­ги­ти­ма­цию фе­но­ме­ны, ка­за­лось бы, за­дав­лен­ные эпо­хой Прос­ве­ще­ния, но за­яв­ля­ю­щие о се­бе все гром­че имен­но сей­час. Речь идет о цен­нос­тях ре­ли­гии, эт­но­са, им­пе­рии, куль­та, пре­да­ния. Мо­дерн пре­о­до­ле­ва­ет­ся не пу­тем прос­то­го от­вер­же­ния, но ди­а­лек­ти­чес­ко­го сня­тия, то есть имен­но пре­о­до­ле­ния. Из Мо­дер­на бе­рет­ся тех­но­ло­ги­чес­кий ры­вок, эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие, со­ци­аль­ная спра­вед­ли­вость. Так в пре­о­до­ле­нии про­ти­во­по­лож­нос­тей рож­да­ет­ся еди­ная гар­мо­нич­ная и ори­ги­наль­ная те­о­рия.

Евразийство в отличие от Постмодерна атлантистского типа
видит возможность альянса традиций с современностью, дающего
созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий
к творчеству и развитию.

Важ­но от­ме­тить, что фи­ло­со­фия ев­ра­зий­ства не яв­ля­ет­ся на­бо­ром дог­ма­ти­чес­ких кон­цеп­тов. Она отк­ры­та и раз­ви­ва­ет­ся в тес­ном соп­ря­же­нии с конк­рет­ны­ми на­уч­ны­ми дис­цип­ли­на­ми, ста­ра­ясь опе­реть­ся на мак­си­маль­но ши­ро­кий объ­ек­тив­ный ба­зис. В ка­че­ст­ве та­ких дис­цип­лин мож­но наз­вать ис­то­рию ре­ли­гий, со­ци­о­ло­ги­чес­кие и эт­но­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния, ге­о­по­ли­ти­ку, эко­но­ми­ку, стра­но­ве­де­ние, куль­ту­ро­ло­гию.

Сов­ре­мен­ное ев­ра­зий­ство ста­вит под воп­рос уни­вер­саль­ность и бе­заль­тер­на­тив­ность гло­ба­ли­за­ци­он­ной за­пад­ной па­ра­диг­мы. Ев­ра­зий­ство на­по­ми­на­ет, что пла­не­ту на­се­ля­ет мно­же­ст­во на­ро­дов с ис­то­ри­чес­ким и куль­тур­ным опы­том, от­лич­ным от за­пад­но­го. И ди­а­лог этих на­ци­о­наль­ных куль­тур, их сбли­же­ние – воп­рос очень тон­кий и де­ли­кат­ный, не­од­но­мер­ный, тре­бу­ю­щий вни­ма­тель­но­го уче­та раз­ных по­зи­ций. У каж­до­го есть свои осо­бен­нос­ти и тра­ди­ции, и лю­ди смо­гут по­нять друг дру­га, толь­ко ес­ли вни­ма­тель­но прис­лу­ша­ют­ся к ду­хов­ным осо­бен­нос­тям со­се­дей. Вот един­ствен­ная воз­мож­ность действи­тель­но сбли­зить меж­ду со­бой на­ро­ды и го­су­да­р­ства.

 

Ре­ги­о­наль­ная гло­ба­ли­за­ция ев­ра­зийс­ко­го про­ек­та

Сов­ре­мен­ное ев­ра­зий­ство го­то­во к ин­тег­ра­ции и объ­е­ди­не­нию близ­ких куль­тур и ци­ви­ли­за­ций. Это «те­о­рия ав­тар­кии боль­ших прост­ранств», или «ре­ги­о­наль­ной гло­ба­ли­за­ции», при­ме­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Ев­ро­со­юз. За нес­коль­ко де­ся­ти­ле­тий до то­го, как ев­ро­пейс­кая ин­тег­ра­ция ста­ла эко­но­ми­чес­кой и поч­ти по­ли­ти­чес­кой ре­аль­ностью, под­виж­ни­ки ев­ро­пейс­кой идеи – та­кие, как Жан Мон­не или граф Ку­ден­хо­ве-Ка­лер­ги, – про­во­зг­ла­си­ли ее как цель. Эко­но­ми­ка чрез­вы­чай­но важ­на, но «вна­ча­ле бы­ло Сло­во».

На ка­ких ми­ро­во­з­зрен­чес­ких прин­ци­пах дол­жен стро­ить­ся ин­тег­ра­ци­он­ный про­ект на ев­ра­зийс­ком прост­ра­н­стве?

Пер­вое. Со­че­та­ние им­пе­ра­ти­ва стре­ми­тель­ной мо­дер­ни­за­ции об­ще­ст­ва с сох­ра­не­ни­ем ис­то­ри­чес­ких конс­тант, мо­дер­ни­за­ция и тра­ди­ция, прог­рес­сизм и кон­сер­ва­тизм. Это очень пло­дот­вор­ный син­тез, он бу­дит во­об­ра­же­ние.

Вто­рое. Ев­ра­зийс­кая ин­тег­ра­ция долж­на про­хо­дить на но­вых идей­ных ос­но­ва­ни­ях – на прин­ци­пах сох­ра­не­ния и ук­реп­ле­ния су­ве­ре­ни­те­та и де­мок­ра­тии. Не сто­ит опа­сать­ся: это не возв­рат к «ко­ло­ни­а­лиз­му» или «со­ве­тиз­му». Ми­ро­во­з­зрен­чес­кая, идей­ная ос­но­ва ин­тег­ра­ции в на­шем слу­чае со­вер­шен­но иная.

Третье. Ут­ве­рж­де­ние плю­ра­лиз­ма цен­но­ст­ных сис­тем про­тив об­ще­о­бя­за­тель­ной до­ми­на­ции ка­кой-то од­ной иде­о­ло­гии. В нас­то­я­щее вре­мя та­кой иде­о­ло­ги­ей-про­тив­ни­ком выс­ту­па­ет аме­ри­ка­нс­кая ли­бе­раль­ная де­мок­ра­тия.

Чет­вер­тое. Опо­ра на тра­ди­ци­он­ные, кон­сер­ва­тив­ные цен­нос­ти, бе­реж­ное от­но­ше­ние к ре­ли­ги­оз­ным и куль­тур­ным обы­ча­ям всех эт­но­сов и на­ро­дов Ев­ра­зии. Их сох­ра­не­ние, борь­ба про­тив уни­чи­же­ния куль­тур, дог­ма­тов и об­ря­дов тра­ди­ци­он­ных об­ществ. Прин­цип меж­кон­фес­си­о­наль­но­го ди­а­ло­га и ак­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия тра­ди­ци­он­ных ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций на прост­ра­н­стве Ев­ра­зии.

Пя­тое. Предс­тав­ле­ние об ин­тег­ра­ци­он­ном про­ек­те как о «го­су­да­р­стве-ми­ре», «го­су­да­р­стве-кон­ти­нен­те», «го­су­да­р­стве-ма­те­ри­ке», ес­ли ис­поль­зо­вать тер­ми­но­ло­гию ран­них ев­ра­зий­цев. Ин­тег­ра­ция в рам­ках куль­тур­но и стра­те­ги­чес­ки объ­е­ди­нен­ных «боль­ших прост­ранств» как аль­тер­на­ти­ва стре­ми­тель­но те­ря­ю­щим су­ве­ре­ни­тет на­ци­о­наль­ным го­су­да­р­ствам и гло­ба­ли­с­тским пла­нам соз­да­ния «ми­ро­во­го пра­ви­тель­ства».

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS