Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Лужники: осторожно, реконструкция!
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №9, март 2014, стр. 186

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

 

Реконструкция естественна для любой постройки, у каждой из которых три «жизни»: проектная – или виртуальная, потом строительная как реализация замысла и, наконец, главная и наиболее продолжительная – эксплуатационная. Вот тут-то рано или поздно и наступает необходимость реконструкции либо из-за физического износа конструкций, либо в связи с изменением функциональных требований. По меткому высказыванию о. Сергия Булгакова, «реконструкция здания подобна лечению человека – молодость не вернуть, но жизнь продлить можно, и на длительный период».

Однако когда речь идет о сооружениях значимых, отмеченных людьми и временем за их высокие художественные характеристики или памятные события, возникает тревожное чувство: как бы не испортили, не снизили качественный уровень. Ведь одно дело – реконструкция пятиэтажек с тесными кухнями и крошечными санузлами, которую надо проводить так же массово, как в свое время было организовано их строительство. Другое дело – Лужники.

Олимпийский комплекс «Лужники», или, как он назывался раньше, Центральный стадион имени В.И. Ленина, был удостоен Ленинской премии 1959 года. Впервые Ленинская премия была присуждена за произведение архитектуры, ее лауреатами стали замечательные архитекторы Александр Власов, Игорь Рожин, Николай Уллас, Александр Хряков и инженеры Всеволод Насонов, Николай Резников, Василий Поликарпов. Ими был создан выдающийся ансамбль, основанный на синтезе архитектуры, садово-паркового и изобразительного искусств. Соответствие комплекса ландшафтным и градостроительным условиям, четкость сложной многоэлементной пространственной композиции, ясность ориентации в ней людских потоков, общность стилистики и художественная выразительность построек, скорость и качество строительных работ и многое другое были высоко оценены современниками.

Поликарпов вспоминал: «В солнечный весенний день 1954 года мы, группа архитекторов и инженеров, которым было поручено проектирование Центрального стадиона, поднялись на просторную асфальтированную площадь на Ленинских горах. <…> Все говорило за то, что лучшего места, чем Лужники, для строительства стадиона и подобрать нельзя. Посудите сами: близость реки, масса зелени, чистый, свежий воздух – уже одно это обстоятельство имело значение для выбора территории будущего города спорта. <…> К тому же Лужники расположены сравнительно недалеко от центра города и связаны удобными подъездными путями сообщения со всеми районами столицы. <…> Мне чудился гул трибун, выстрелы стартового пистолета, плеск зеленоватой воды, тугие удары по мячу».

Проектирование и строительство стадиона происходило в сложный период изменения творческой направленности отечественной архитектуры. И это обстоятельство, воплощенное в архитектуре основных сооружений ансамбля, делает его памятником эпохи. «Всем своим материальным существом, значит, и художественным обликом, она (архитектура. – А.Б.) отражает материальный и художественный прогресс общества. Именно поэтому та же проблема наследия, которая никогда не может быть снята, не имеет ничего общего с мертвым каноном, эклектикой, грубым украшательством. <…> В поисках верной творческой направленности, свободной от стилизаторства и копирования обломов из архитектуры прошлых эпох, новаторски трактующей задачи архитектуры, нельзя не исходить из соответствующих условий места и времени <…> но ведущим началом должно быть современное и будущее, но не прошлое», – писал Власов.

За почти шесть десятилетий на стадионе происходило многое памятное несметному количеству людей разных поколений и разных стран. Список этот велик, но вот кое-что из него: 7 Спартакиад народов СССР (1956–1979 гг.), масштаб которых превосходил также проведенные здесь в 1980 г. XXII летние Олимпийские игры, VI в 1957 г. и XII в 1985 г. Всемирные фестивали молодежи и студентов, летняя Универсиада 1973 г., Игры доброй воли 1986 г., первые Всемирные юношеские игры 1998 г., чемпионаты мира и Европы по хоккею, мотогонкам на льду, конькобежному спорту, баскетболу, волейболу, спортивной гимнастике, самбо, единоборствам, пятиборью, легкой атлетике и другим видам спорта. Есть ли в отечественном и мировом спорте место, «намоленное» больше этого?

В 1957 г. здесь появились первые в стране группы общей физической подготовки и была разработана методика оздоровительных занятий с людьми среднего и старшего возрастов, распространенная затем по всей стране. Тогда же открылся Спортивный городок, в котором разместились детские секции и группы и стали проводиться соревнования для школьников. С 1958 г. в Лужниках базируется знаменитая Футбольная школа молодежи.

В 1962 г. были созданы группы по лечению детей, страдающих сколиозом, с помощью плавания и гимнастики. Не знаю статистики, но сколько же детей выращено здесь – не обязательно для мировых первенств, а просто для здоровой жизни.

Отдельная и значимая тема – концерты и массовые развлекательные мероприятия, проводившиеся в Лужниках в разные годы. Среди них трехдневный фестиваль «Рок за мир», фестиваль советско-индийской дружбы. Можно также вспомнить и Московский международный рок-фестиваль 1989 г., в котором приняли участие такие знаменитые коллективы и исполнители, как «Бон Джови», «Скорпионс», Оззи Осборн, «Скид Роу», «Мотли Кру», «Синдерелла», «Парк Горького». Здесь состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы «Кино». В Лужниках проходили выступления Майкла Джексона и «Роллинг Стоунз», а 9 мая 2010 г. был праздничный концерт, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

На момент открытия в 1956 г. Центральный стадион имени В.И. Ленина состоял из Большой спортивной арены, Малой спортивной арены, Дворца спорта, бассейна и ряда открытых спортивных площадок. За прошедшие годы прибавилось много сооружений, в том числе для проведения соревнований Олимпиады 1980 г. был построен универсальный спортивный зал «Дружба».

Предстоящая реконструкция спортивного комплекса в Лужниках не первая. В 1979-1980 гг. была проведена реконструкция Малой спортивной арены, в 2002 г. – Дворца спорта. В результате реконструкции Большой спортивной арены в 1996-1997 гг. она была обнесена хороводом из 72 стальных опор, несущих козырек – покрытие трибун. Давно и сложно идет конкурс на новую реконструкцию – для Чемпионата мира по футболу 2018 г. Диапазон предложений по поводу реконструкции – вплоть до сноса и нового строительства. Первоначальный облик сохранил только бассейн, конкурс на его масштабную реконструкцию объявлен в январе 2014 г. Надо полагать, и здесь возможны крайние ликвидаторские предложения.

И все-таки пока еще Лужники не утратили основных характеристик некогда выдающегося ансамбля. Новые, но искусные реконструкции могут сохранить и даже усилить его специфические черты как произведения высокой градостроительной культуры – и обеспечить при этом соответствие современным техническим и функциональным потребностям. Для этого необходим комплексный подход к реконструкции ансамбля – при всех трудностях преодоления отношений между многими собственниками, раздербанившими Лужники – некогда общенародное достояние вместе с народной памятью. Тогда ансамбль обретет заслуженный статус охраняемого народом объекта культурного наследия.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS