Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Мысль вторая. Таким образом, у истоков наших проблем и неурядиц стоит сам русский царь. Но затем эту мысль философ развивает и в своей предсмертной тетради он уже записывает: «Нигилизм явился у нас потому, что мы все нигилисты». Заметим: не отсюда ли проистекает отмеченная нами ранее атмосфера полного равнодушия большинства нынешних граждан страны, не испытывающих по этому поводу особых переживаний и сыновней боли? Не отсюда ли этот всеобщий нигилизм к судьбе страны, к ее великой культуре и сакральным ценностям?

Мысль третья. Возникает естественный вопрос: стоит ли вообще говорить о каком-либо возрождении и модернизации России, если все так ужасно и плохо? Какова позиция философа? Стоит – он с упованием и надеждой смотрел в будущее России, прежде всего как человек религиозного сознания. Об этом убедительно свидетельствует, например, эпиграф к его последнему роману «Братья Карамазовы», слова из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанн 12:24). Слова эти выражают его надежду на грядущее обновление и процветание России (и всего человечества), «которое должно наступить вслед за всеобщим разложением и упадком». Правда, следует заметить, что здесь опять приведена эсхатологическая, религиозная аргументация, а не научно-доктринальная.

Мысль четвертая. Какую же Россию – по Достоевскому – всем нам надо строить? В «Дневнике писателя» он говорит, что нам необходимо строить вселенскую Церковь, или «русский социализм», «цель и исход которого – всенародная и вселенская Церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее». Что такое, по мысли философа, русский социализм? Совсем не то, что теперь понимается под этим термином. Русский социализм – это достижение такого нравственного состояния, «когда все будут поступать по совести», такого состояния, «когда не будет двух нравственностей: для государства и для частного лица» (все это, как известно, обсуждается в келье Зосимы в романе «Братья Карамазовы»). Иначе говоря, концепция развития России у философа – вовсе не экономическая или политическая, как сегодня, а нравственная, этическая. Современные модернизаторы нашей страны и близко не подошли к истинному содержанию того, что необходимо сегодняшней России. Тысячу раз прав наш гений – на самом деле никогда и ничего не сдвинется с мертвой точки в решении всех наших кричащих проблем, пока в российском государстве будут править бал разного рода ловкие ребята типа сердюковых, чубайсов, авенов, а в наших поселениях верховодить криминальные паханы – сплошные цапки, цапки, цапки… О какой программе развития России можно говорить в условиях всеобщего нравственного хаоса, в состоянии почти полного отсутствия собственной национальной культуры и при всепоглощающем раздрае относительно неоспоримых отечественных ценностей? О каком благополучии может идти речь, если в нашем общем доме – сплошной пожар и кровавая война всех против всех?

Мысль пятая. По Достоевскому, главный инициатор и исполнитель развития России – это ее верховная власть, более того – самодержавие, которое должно стать орудием нравственного переворота. Подчеркиваю: нравственного – и никакого другого! Власть России должна быть безукоризненно нравственной, и только тогда она будет реальной властью. А одновременно воровать и при этом якобы править на Руси не получится – либо одно, либо другое. Главное здесь, по Достоевскому, – внести в исторические формы государственности и управления «внеисторическое нравственное содержание». Так всё внешне просто, но как бесконечно далека власть современной России от этого именно нравственного содержания! На Руси главный деятель – власть, и формула русского управления: по совести, не грозя, вместе со всеми. Решение русского вопроса должно осуществляться прежде всего исключительно в этическом формате. Это значит, например, что Сердюков никак не может быть забыт и прощен в своих разрушительных деяниях и тем более не может получить новую сытую должность. И таких безнравственных, крайне разрушительных для нашего государства, кощунственных примеров действий властей сегодня – великое множество.

Мысль шестая. Философ в «Дневнике писателя» высказывает очень важную формулу осуществления процессов развития России – исключительно постепенных, преимущественно внутренних, а не внешних, принципиально этических и нравственных, а не социально-экономических: « сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные». О чем здесь сказано для нас? Мировое переустройство – это прежде всего «выделывание» человека. Новое будущее достигается только тогда, когда, стремясь к идеалу человеческого общежития, каждый будет стараться приблизить к нему самого себя. В социальных и прочих модернизациях необходимо сопряжение внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов человеческого поведения. По-другому ничего и никогда не получится – предупреждает Достоевский.

Мысль седьмая. Без всяких лишних слов ее смысл ярко выражен самим писателем: «Прежде чем проповедовать людям: “Как им быть”, – покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного – не понимаю!» Комментарии, повторяем, здесь совершенно излишни – на контрасте можно только вспомнить о современной, с позволения сказать, элите.

Мысль восьмая. В самом начале этой работы мы говорили, что русский человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и немедленной пользы. У философа эта мысль выражена еще ярче: «Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью “спасти животишки”? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: “Chacun pour soi et Dieu pour tous” (“каждый за себя – и Бог для всех”, фр.В.Б.). С такой формулой никакое гражданское учреждение долго не проживет». И дальше: «Общественных гражданских идеалов, как таковых, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих сами по себе, в виде отдельно половинки, таких идеалов нет вовсе, не существовало никогда, и не может существовать!» Вот она – истина изнутри. Вот она – абсолютная философия развития России. И не только России, а всего человечества. Настоящее развитие – это восстановление нравственности, это жизнь всех по совести, и пока устремленность к этой цели не разовьется, другие проекты и проектики – пустое занятие, суета сует. Потому данная концепция и является абсолютной.

Мысль девятая. До самого последнего исторического времени – до начала XXI века – мы все ищем и ищем нашу национальную идею. А она давно уже четко и гениально сформулирована Достоевским: «Стать русскими, во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. Став самими собой, мы получим, наконец, облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея».

Гений философа начертал всем нам гигантскую и абсолютную философию истинного развития России. Время, прошедшее после смерти этого великого патриота нашей страны, все наши трагические испытания только подтвердили и непрерывно подтверждают ее великую правоту. Настал час именно эту философию сделать программой реального возрождения России. Тогда и только тогда сможем мы, по уже упоминавшемуся Зиновьеву, сохраниться «в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях». Великий русский философ был оптимистом – хотелось бы, чтобы и в этой вере в свою страну и в свой народ он тоже был бесконечно прав. Но и нам всем нельзя плошать. Особенно в усилиях народа по скорейшему появлению в России настоящей государственной власти, которая, я убежден, девять великих мыслей своего пророка обязательно сделает девятью принципами активных и успешных деяний во благо Отечества.

Еще далеко не вечер, Россия! Еще можно и нужно за свое достойное будущее не только активно, но и обязательно победно бороться. У нас вполне есть для этого настоящая государственная программа обновления страны, власти и народа, построенная на отечественной философии развития, ярким и убедительным выразителем которой был, есть и всегда будет наш гений – Федор Михайлович Достоевский.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS