Понедельник, 24 Июля, 2017
   
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Достоевский: девять актуальных мыслей об истинном развитии России
Владимир Батурин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №9, март 2014, стр. 160

Владимир Кириллович Батурин – доктор философских наук, академик РАЕН, предприниматель

Россия последние 25 лет не просто топчется на месте, а стремительно падает вниз. Провалено абсолютно всё для настоящего и мощного развития страны. По отношению к народу России проводится политика самого настоящего геноцида – ведь ни один здравомыслящий соотечественник лет 30–40 назад не смог бы вообразить себе то, что сегодня творится в стране в качестве, увы, обыденной реальности… И тем не менее рано опускать руки, из этого губительного пике надо обязательно выходить. Еще есть возможности и время решить судьбу России не так трагично для нее, как за нас пытаются это сделать разного рода внутренние и внешние враги. Есть уже маленькие обнадеживающие сигналы и от сегодняшних властей страны – вот уже вполне официально заговорили о необходимости национально-освободительного движения для восстановления суверенитета страны, утраченного в начале 90-х. Все это хорошо, но поднимать Россию с колен надо грамотно и системно, для чего всем нам нужна прежде всего настоящая государственная власть, ибо только она способна такую махину внутренних и внешних проблем одолеть должным образом.

Но власть-то нужна именно настоящая. А понять, настоящая эта власть или нет, на самом деле чрезвычайно просто: следует лишь посмотреть, идет ли добровольно за ней народ, готов ли он за нее стоять горой, а если надо, то и умирать. Ведь настоящая русская формула управления из глубин нашей истории только одна: «Звать – не грозя». За собой звать, вести, управлять русским народом может только тот, кто для этого народа является истинным лидером, которому вовсе нет никакой нужды пользоваться силовым или властным ресурсом для достижения единства активности субъекта и объекта управления. Истинное управление – органичное соединение власти и народа, буквально сметающее все на своем пути. Примеров этому в истории России великое множество: русское народное ополчение 1613 года, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941–1945 годов, всем известные подвиги СССР в развитии науки, образования, культуры, в освоении космоса. Во всех подлинных свершениях нашего государства общим признаком выступает именно единство народа и власти, их запредельная нацеленность на решение той национальной задачи, которую историческая эпоха ставит для России в качестве наиважнейшей.

Так какая же власть у России сегодня – она настоящая или нет? Для ответа на этот вопрос обратим свой взгляд на народ: он идет за нынешней властью? Очевидно – нет, поскольку в российском обществе царят апатия и пассивность, нежелание приближаться к решению политических вопросов даже в период обязательных избирательных кампаний – как федеральных, так и меньшего уровня. Народ хорошо видит, что нынешняя власть вовсе не озабочена решением наиважнейших задач, а занята исключительно сама собой – коррупцией, воровством, кумовством, показушными мероприятиями. К сожалению, и сегодня вполне справедливы слова Льва Толстого о наших чиновниках: «Нравственный добродетельный государственный человек есть такое же противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник». За такую власть народ горой стоять не будет, тем более умирать. Зачем?! Все просто. Но именно эта простота трагична и катастрофична абсолютно для всех нас, ибо и такая власть, и такой народ обречены на полное свое исчезновение, а состояние их принципиальной враждебности и разлада – прямой путь в «Красную книгу» человеческих цивилизаций, где уже много исчезнувших стран и народов, но стоит ли туда торопиться?

Наиважнейшей национальной задачей сегодня является сохранение и подлинное развитие России. О главной сути этой задачи лучше всего сказал наш философ Александр Зиновьев: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях. И необходимое условие для этого – объективно-беспощадное понимание насущной реальности». Выжить же в «беспрецедентно страшных условиях» Россия сможет только тогда, когда в каждом историческом движении обязательно будет следовать своей собственной философии существования и развития. Чужестранных вариантов миропонимания и устроения – от марксизма до либерализма – мы все уже наелись. В стратегической программе сегодняшнего дня – модернизация страны согласно национальной философии. Может быть, в том и трагедия наша, что нет необходимого господства мировоззренческих, ценностных – не только физических и экономических, но и метафизических – проектов, нет реализации настоящих, абсолютных целей. Именно это и создает губительные условия для прихода в качестве программ всякого рода концепций-карликов и концепций-разрушителей. Примеров, к несчастью, не счесть: Горбачев, Яковлев, Ельцин, Гайдар, Чубайс, Зурабов, Голикова, Сердюков. Несть числа разнузданным карликам, которым мы все позволили эти 25 лет кромсать и терзать плоть и дух России вместо ее динамичного и грамотного развития на основе своей собственной философии и национальных традиций и святынь.

И тем не менее не поздно еще повернуть вспять от края пропасти и мерзости запустения – ведь у нас есть совершенно готовая к действию национальная философия развития России, гениально сформулированная Федором Достоевским. Чего же не хватает? Мы об этом уже сказали выше – нет пока настоящей государственной власти. Но и она появится – рано или поздно, но обязательно появится, вспомним опять-таки хотя бы национально-освободительное движение, которое еще несколько месяцев назад трудно было представить.

Именно в ожидании настоящей государственной власти мы и попытаемся раскрыть суть идей нашего великого русского философа Достоевского, совокупность которых представляет настоящую и очень своевременную государственную программу истинного развития России.

Итак, национальная идея русских, по Достоевскому, необычайно глубока и – с точки зрения философии развития – весьма перспективна. В чем же она? В неодолимой жажде! В жажде иной – совершенной – жизни, в жажде иного – совершенного – мира и вырастающей из этого неизмеримой по силе попытке творческого преображения данного в желаемое и взыскиваемое сердцем. Философ подчеркивал, что жизнь для русского человека всегда была полна сакрального, священного, мистического устремления, нацеленного на поиск «потаенного бытия», сокрытого смысла вещей. В этом плане русский ценностный мир принципиально шире наличествующего бытия. Незначительные, обыденные задачи русскому человеку, как правило, не нужны. «Всё есть, а вместе с тем ничего нет», – чисто русское восприятие мира, когда человек хорошо видит нищету и растерянность голого прагматизма и в своем идеально-типическом ценностном выражении устремлен в будущее, в бытие, где будет больше смысла, правды, абсолютной справедливости. Ему нужно достижение абсолютной цели – Царства Божия, где мудрость человеческая, преходящие ценности века сего есть, выражаясь словами Льва Шестова, «безумие пред Господом». Это означает необходимость идущего изнутри, глубинного преображения как индивидуального человека, так и целого социального строя с главной направленностью всех изменений к соборной, духоносной гармонии. Чисто русская идея – единство людей, основанное на свободе и любви, единство как согласие личных свобод ради возможности раскрытия божественного начала в человеке.

Почему, например, так ненавистны русскому всякие современные «жучки-паучки», сотворенные безвременьем 90-х олигархи, обнаглевшие от жадности чиновники, смехотворная и ничтожная богема, умеющая «шоколадно жить» в рыночных реалиях? Они – сплошь временщики, обыватели, люди вообще не из русского мира, занятые исключительно своими шкурными делами – всякими яхтами, золотыми унитазами, поверхностным заимствованием чужих идей и подражанием всегда и во всем. Им нет дела до преображения своей страны, они смешны и уродливы. России нужна другая элита, суть которой можно определить одним только словом – настоящая. Но ее пока нет. Пока…

Достоевский не считал русский народ идеалом, но полагал, что в нем, в отличие от духовно мертвого мира Запада (где новая религия золотопоклонничества полностью овладела разрушенным сознанием людей – «живых мертвецов»), светится еще идеал правды, добра и красоты. В мире, преклонившемся перед Зверем Апокалипсиса, в мире чистогана, утилитарной пользы, в мире отчужденности, «отъединения личности от целого», духовного «химического распада» – в этом расколотом мире, по словам философа, «ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено». На Западе – царство антихриста, считал он, и призвание России – «сразиться с антихристом, то есть с духом Запада». Призвание, к сожалению, пока совершенно нами не исполненное.

Выделим девять главных мыслей Достоевского о философии развития России, целокупное содержание которых вполне являет собой полноценную и обоснованную государственную программу возрождения нашей Родины. Эту программу и необходимо незамедлительно, с учетом, разумеется, современных мировых и отечественных реалий начать осуществлять настоящей государственной власти России.

Мысль первая. Чаще всего о главных причинах системного неблагополучия современной России говорят как о следствиях политических катастроф 1917 и 1991 годов. Такого рода представления слишком поверхностны и ошибочны. А каков диагноз российских проблем у Достоевского? Его замечательные прозрения на этот счет не только актуальны и глубоки, но и крайне необходимы для истинного развития нашей многострадальной Родины. Всё плохое в России, согласно его воззрениям, началось с Петра I. В письме к своему другу, выдающемуся русскому государственному деятелю, чьим советам следовали императоры Александр III и Николай II, Константину Победоносцеву, он писал: «Культуры нет у нас (что есть везде), дорогой Константин Петрович, – а нет через нигилиста, Петра Великого». Именно он, по мысли Достоевского, «расторг духовное единство нации». Именно этот государь обрек «верхний культурный слой» на искусственное, фантастическое, можно сказать – пародийное, существование.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 755 гостей онлайн