Печать

«Я думал лишь о чести и славе Франции…»
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №8, декабрь 2013, стр. 216

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

 

С апреля по октябрь по субботам и воскресеньям дважды в день – утром и вечером – в Версальском парке включают фонтаны. Это великолепное зрелище привлекает много народа, и тогда наполненность огромного парка людьми позволяет представить праздники двора Людовика XIV. На первом же из них, который назывался «Забавы заколдованного острова», в 1664 году были 600 гостей. По случаю заключения Аахенского мира в 1668 году – уже полторы тысячи, а к 1680 году в качестве долговременных гостей в Версале проживали 3000 дворян. В наши дни ежегодная посещаемость Версальского парка достигает 10 миллионов человек.

В этом году отмечается 400-летие со дня рождения гениального Андре Ленотра – автора этого шедевра, три с половиной века восхищающего людей.

Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже в семье потомственных садоводов. Его дед был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа, участие Пьера Ленотра в устройстве садов при дворце Тюильри зафиксировано в документах 1572 года. Отец – Жан Ленотр – сначала со своим отцом, потом самостоятельно – проектировал и строил сады королевских резиденций. Третий в династии – Андре Ленотр – по семейной традиции от младых ногтей работал с отцом и в 24 года получил из его рук должность главного садовника садов Тюильри. Молодой Андре Ленотр учился рядом и вместе с теми, с которыми будет сотрудничать долгие годы: рисунку, живописи и перспективе в художественной студии Симона Вуэ вместе с Шарлем Лебреном, архитектуре в мастерской Франсуа Мансара и, конечно, садово-парковому искусству у отца.

Глядя на список основных работ Андре Ленотра, видишь, что гений, о котором говорили «садовник короля и король садовников», был еще и невероятно трудолюбив: сад дворца Фонтенбло, парк дворца Во-ле-Виконт близ Мелёна, ансамбль Версальского парка, сады дворцов и замков Шантийи, Сен-Жермен-ан-Ле, Тюильри, Со, Пале-Рояль, Кланьи, Матиньон, Сен-Клу, Шуази ле Руа, Мёдон, Исси, Марли, аббатства Сен Мартен де Понтуаз, монастыря Сен Сир, а также план города Версаля со знаменитым трехлучием, проспект Елисейских полей, реконструкция и озеленение улиц в Париже. За пределами Франции Андре Ленотром созданы проекты Гринвичского парка в Лондоне, садов Виндзорского замка в Англии, садов замка Раккониджи, реконструкции садов в Венария Реале близ Турина в Италии, проекты и рекомендации по созданию садов дворца Шарлоттенбург и замка Кассель в Германии.

Труды Андре Ленотра получили заслуженное признание, он был возведен королем в дворянское достоинство, награжден орденами Святого Михаила и Святого Лазаря. Людовик XIV называл его «наш добрейший Ленотр» и позволял не покидать своего портшеза, рядом с которым король мог идти пешком, обсуждая с архитектором дальнейшее развитие своего любимого Версальского парка.

Версальский ансамбль восхищал современников и продолжает восхищать потомков как сконцентрированное в большом, но едином произведении яркое выражение великого стиля. Александр Бенуа писал: «Когда в нелюдный день выходишь на дворцовую эспланаду и перед глазами во все стороны раскрываются безграничные пространства, и все, что обнимает глаз, является одним стройным целым, одной исполинской архитектурой, то невольно каждый раз захватывает дух. <…> Версаль был предназначен для того, чтобы вещать о величии короля, но если вслушаться в его нашептывание, то легко различить нечто совершенно иное – символ веры о человеческом величии вообще, догму разлитой во всем мироздании красоты. <…> Версаль <…> поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества. <…> Версаль прекрасен спокойной красотой <…> он классичен, он дает посвященным особый душевный мир. <…> Мир необычайно стройный, уравновешенный, где, кажется, жизнь должна протекать в величавом покое, в достойных занятиях, в невозмутимой тишине, вдали от нужды, от распрей и суеты. Это истинный гигантский храм под открытым небом».

Не только Версаль – все большие и малые творения Андре Ленотра будут дарить радость восприятия художественных образов многим поколениям людей, давать высокий образец композиционного совершенства. Однако еще более важная часть наследия мастера – огромный и богатейший набор приемов, средств и методов архитектурно-ландшафтного формообразования, примененный в разных пространственных масштабах – от уходящих за горизонт восприятия до камерных композиций. В этом отношении его вклад в развитие ландшафтной архитектуры и градостроительства подобен разработке античными зодчими классического архитектурного ордера. Ведь к нему мировая архитектура обращается 25 веков – то с откровенностью Ренессанса, барокко и классицизма, то прячась в средневековую вуаль, то беззастенчиво – в эклектические периоды, то иронично – в эпоху Постмодерна. Архитектурно-ландшафтное проектирование три с половиной столетия благодарно пользуется щедрым творческим наследием Андре Ленотра, и нет сомнений в том, что будет пользоваться им и впредь.

Андре Ленотр жил в окруженном собственным садом доме у дворца Тюильри с женой Франсуазой Ланглуа. Он был богат и знатен, в то же время прост, доступен и благожелателен. Его ученики работали едва ли не во всех странах Европы, подобно главному архитектору Санкт-Петербурга, автору его генерального плана и «образцовых» домов Жану-Батисту Леблону. Вынесенные в заголовок слова Ленотра – творческое и человеческое кредо жизни замечательного мастера. Андре Ленотр умер 15 сентября 1700 года в Париже, прожив 87 прекрасных и плодотворных лет. Некоторое время спустя король написал следующее признание своего отношения к парку и тем самым к его автору:



Пьер Патель. Перспектива дворца и садов Версаля. Около 1668 года

Как показывать сады Версаля

I

Когда, выйдя из замка через вестибюль мраморного двора, попадете на террасу, остановитесь наверху у ступенек, чтобы рассмотреть цветники, водоемы и фонтаны.

II

Затем идите прямо к верхней части бассейна Латоны и остановитесь, чтобы взглянуть на него, ящериц, марши, статуи, королевскую аллею, купальню Аполлона, канал, а потом повернитесь, чтобы увидеть цветник и замок.

III

Затем повернитесь налево, чтобы пройти между сфинксами, по пути остановитесь перед кабинетом, чтобы посмотреть на бассейн Большого грота и открывающийся отсюда вид, остановитесь у сфинксов, чтобы увидеть южный цветник, а потом пойдите прямо наверх к оранжерее, откуда можно увидеть апельсиновые деревья и швейцарское озеро.

IV

Поверните направо возле бронзового Аполлона и сделайте остановку у центральной части здания, откуда видны Бахус и Сатурн.

V

Спуститесь по правой лестнице оранжереи и пройдите в сад апельсиновых деревьев, прямо к фонтану, откуда посмотрите на оранжерею. Пройдите в аллеи высоких деревьев, потом в крытую оранжерею и выйдите через вестибюль к лабиринту.

VI

Войдите в лабиринт и, спустившись к уткам и собаке, снова поднимитесь, чтобы выйти оттуда возле Бахуса.

VII

Пойдите посмотреть зал балов. Обойдите его. Пройдите в центр и выйдите через нижнюю часть лестницы Латоны.

VIII

Пойдите прямо на видовую площадку нижней части Латоны и по ходу посмотрите на маленький фонтан Сатира, который находится в одной из рощ; когда будете на видовой площадке, остановитесь там, чтобы посмотреть на сходни, вазы, статуи, ящерицы, Латону и замок, с другой стороны – на королевскую аллею. Аполлон, канал, Флора, Сатурн. Справа – Церера, слева – Бахус.

IX

Спуститесь через жирандоль, которую увидите по пути к Сатурну. Поверните назад и пройдите к королевскому острову.

X

Выйдите на шоссе, где с двух сторон фонтаны, и обойдите большой участок: когда будете внизу, сделайте остановку, чтобы посмотреть на водоемы, статуи и портики.

XI

Потом дойдите до маленькой аллеи, которая идет к Аполлону, и снизу войдите в галерею, обойдите ее и выйдите из нее через аллею, которая ведет к колоннаде. Многие сады Версальского парка, более или менее интимные или оживленные с помощью статуй и фонтанов, были местами для проведения праздников, легких завтраков и др.

XII

Войдите в колоннаду. Пройдите в среднюю часть, где осмотрите колонны, барельефы и водоемы. При выходе остановитесь и идите далее в сторону королевской аллеи.

XIII

Спуститесь к Аполлону. Там остановитесь, чтобы осмотреть фигуры, вазы королевской аллеи, Латону и замок, увидите также канал. Если захотите увидеть в тот же день зверинец и Трианон, посмотрите, прежде чем смотреть остальные фонтаны.

XIV

Войдите в маленькую аллею, которая ведет к Флоре. Пройдите в купальни Аполлона и прогуляйтесь, чтобы посмотреть статуи, кабинеты и барельефы.

XV

Пройдите мимо Ланселота. Поверните назад. Осмотрев его, выйдите вниз.

XVI

Войдите в зал Совета. Поднимитесь к Флоре и поверните назад.


 

XVII

Пойдите к горе. Вернитесь к маленькой аллее, которая поворачивает, перед тем как привести к центру Звезды. И когда будете там, обойдите гору.

XVIII

Пойдите потом к Церере, чтобы попасть в театр. Посмотрите на фонтаны Аркадии.

XIX

Выйдите через нижнюю часть северной лестницы и войдите в Марэ. Обойдите его.

XX

Выйдите к трем фонтанам поверху, спуститесь и, смотрев трехступенчатые фонтаны, выйдите через аллею, которая ведет к Дракону.

XXI

Обойдите вокруг Дракона и осмотрите фонтаны и владения Нептуна.

XXII

Пойдите к триумфальной арке. Обратите внимание на разнообразие фонтанов, струй, водные поверхности, котлованы, фигуры и различные водные эффекты.

XXIII

Выйдите от Дракона, пройдите аллеей Детей. И когда будете на камне между нижними водоемами, повернитесь, чтобы бросить взгляд на все фонтаны Нептуна и Дракона; затем продолжите путь, поднимаясь по вышеназванной аллее.

XXIV

Остановитесь внизу у водоема и посмотрите барельефы и остальные фонтаны.

XXV

Затем пройдите к пирамиде, где остановитесь на минуту. А потом снова поднимитесь к замку по мраморной лестнице перед стыдливой Венерой. Наверху лестницы обернитесь, чтобы увидеть северный цветник, статуи, вазы, пирамиды и все, что можно увидеть от Нептуна, а потом выйдите из сада через ту же дверь, что и вошли.

Если захотите увидеть в тот же день зверинец и Трианон, остановившись предварительно у Аполлона, поднимитесь на судно, чтобы пойти в зверинец. Поднимаясь на амфитеатр, сделайте остановку, чтобы посмотреть на канал и то, чем он заканчивается со стороны Трианона.

Пройдите в центральный зал. Войдите во все дворы, где есть животные. Потом снова поднимитесь на судно, чтобы пройти в Трианон. Прибыв, поднимитесь по сходным, остановитесь наверху. Увидите три фонтана, канал и край стороны зверинца. Пойдите прямо к центральному фонтану нижнего цветника. Оттуда покажется дом. Пойдите посмотреть его внутри. Войдите в перистиль. Там откроется вид на проспект. А из сада увидите двор. Потом посмотрите все остальное в доме до зала в верхней части галереи. Вернитесь через тот же зал в конце галереи, чтобы попасть к источникам. А потом пройдите в галерею, чтобы дойти до лесистого Трианона. Пройдите на террасу верхнего каскада. А потом выйдите через зал в конце галереи со стороны леса. Пройдите по террасе до угла, откуда виден канал. Поверните потом к кабинету в конце флигеля, откуда видны замок, лес и канал. Выйдите и пройдите вдоль здания до центральной аллеи. Когда будете в центре дома, увидите чащу леса, Большой фонтан и водоем сквозь стволы деревьев. Спуститесь к цветнику, остановитесь внизу темной аллеи, чтобы посмотреть окружающие фонтаны. Пройдите к фонтану, который находится в маленькой роще, и к нижнему каскаду. Поднимитесь вдоль аллеи. А потом пройдите через нижний цветник по аллее, которая ведет к подкове. Спуститесь оттуда, чтобы сесть в лодки и направиться к Аполлону. А потом вновь пройдите по аллее, которая ведет к Флоре. Пройдите в купальни Аполлона и осмотрите таким образом остальное, что описано выше.

 

Людовик XIV