Четверг, 24 Августа, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Приватизация в России: новая попытка раздела старого наследства
Игорь Зуев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №8, декабрь 2013, стр. 208

Игорь Зуев – эксперт латвийского банка Rietumu

 

Одним из последних масштабных проектов по изменению структуры российской экономики является программа приватизации государственных активов. Со времен распада Советского Союза нынешняя волна приватизации станет второй по масштабу и затронет системообразующие отрасли – планируется реализация госимущества стоимостью более одного триллиона рублей.

Все это, естественно, вызывает горячие споры как в экспертных кругах, так и среди чиновников. Высшее руководство страны уже заявило о стремлении не повторить ошибок «шальных девяностых» и провести продажу госсобственности наиболее прозрачным, справедливым и выгодным для государства способом. Однако опасения о рецидивах таких ошибок первой волны приватизации начала 1990-х по-прежнему сохраняются.

Первая волна: две «Волги» за ваучер

14 августа 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С этого момента начался первый этап приватизации, который получил название «ваучерного» или «чекового». Организаторам той приватизации предстояло решить непосильную задачу – передать в частные руки все госпредприятия, равномерно распределив их между гражданами России.

Предстояло приватизировать 25 тысяч госактивов, взяв их балансовые данные за 1984 год, и поровну распределить их между 150 миллионами граждан, проживавших на тот момент в стране. Так получилась номинальная стоимость ваучера в 10 тысяч рублей. Получив ваучер, каждый гражданин, включая пенсионеров и младенцев, мог распорядиться им следующим образом: обменять на акции своего предприятия, участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) или просто продать. Основанная масса людей попросту не знала, что делать с ваучерами, и многие их продавали. Примерно 40 миллионов жителей вложились в акции предприятий, 25 миллионов – в ЧИФы.

Тогдашнее законодательство не позволяло гражданам приобретать через ЧИФы контрольные пакеты перспективных предприятий. В результате были куплены неэффективные предприятия, что в итоге привело к ликвидации многих ЧИФов.

России предстояло передать в частные руки тысячи компаний. Аналогов приватизации подобного масштаба в истории не было, за исключением других стран бывшего Восточного блока. Было решено пойти по чешскому пути. Чешское руководство осознало, что заработать на приватизации крайне тяжело, поэтому было решено передать госсобственность в руки граждан, которым в дальнейшем и надлежало определять судьбу экономики. Были введены приватизационные чековые книжки, и каждый житель мог принять участие в нескольких аукционах, которые проводил единый центр приватизации в Праге. В России чешская модель была немного усовершенствована, а полномочия по проведению аукционов переданы в том числе региональным органам по управлению госимуществом.

Выдача ваучеров гражданам РФ началась 1 октября 1992 года во всех отделениях Сбербанка страны. Наблюдался бурный ажиотаж, люди часами стояли в очередях. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи госпредприятий, в 1993 году это число выросло до 88,6 тысячи, а в 1994-м и вовсе перевалило за 100 тысяч. В частные руки были переданы и предприятия так называемой малой приватизации (магазины, кафе, рестораны и т.п.). Этот процесс завершился к концу 1994 года.

В ноябре 1992 года было подписано Положение о порядке проведения чековых аукционов. В первых рядах приватизируемых оказались владимирский завод «Автосвет», струнинский хлопчатобумажный комбинат «Октябрь», пермский «Моторостроитель» и ряд других. Дальше приватизационная волна накрыла страну. Если в декабре 1992 года аукционы проходили только в 8 регионах России, то в мае 1993 года – уже в 70. К концу апреля их состоялось уже более тысячи, и были проданы акции таких крупных предприятий, как Волгоградский и Владимирский тракторные заводы, «Ростсельмаш», ЗиЛ, «Уралмаш». В дальнейшем в среднем в месяц проходило около 500 аукционов.


Доля поступлений от приватизации в доходах федерального бюджета (%)
Источник: Министерство финансов РФ

Даже идеологам программы чековой приватизации было очевидно, что самостоятельно российские граждане стать хозяевами собственной страны не сумеют. Помочь им были призваны чековые инвестиционные фонды, которые должны были создаваться на определенный срок (до 1999 года), а затем преобразовываться в обычные фонды или акционерные общества, став, таким образом, еще и основой для создания в стране рынка коллективных инвестиций. Инициатива вызвала живой интерес. По данным ФКЦБ (предшественник ФСФР), в 1994 году действовало 662 ЧИФа, а их акционерами стали около 25 миллионов человек – более 16 процентов населения страны в то время.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 926 гостей онлайн