Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Вероятные угрозы

Проекты начинают идеалисты, а продолжают обычно прагматики со значительно сниженным уровнем целей и с совершенно иными ценностями. Помимо очевидных преимуществ, проект «Государевы дети» содержит в себе и потенциальные угрозы.

Начнем с наиболее простых. Понятно, что монополия на новые педагогические технологии долго не удержится страной-разработчиком. Неизбежно заимствование этих технологий странами, стремящимися усилить собственные позиции за счет роста численности и улучшения качества населения. Небольшие, но активные этнокультурные группы будут стремиться расширить свое присутствие, нарушая сложившееся этнокультурное равновесие. Характер и последствия борьбы за количество и качество населения мы сейчас даже не можем себе представить.

Но гонка воспитательных технологий – это еще не все. Появятся соблазны контролировать не только количественный и качественный состав населения, но и его культуру и историю. Ведь представления об истории, целях и задачах нации и государства легко внедряются в сознание «государевых детей». Исторические фантазии на манер Носовского и Фоменко могут быть признаны нормативной историей. Вместо популяции свободных и творческих людей можно получить нечто прямо противоположное.

Многое зависит от характера правящей элиты в период действия проекта «Государевы дети». Можно выделить три варианта возможного развития событий.

Первый. Равновесная культурная ситуация, когда «государевы дети» становятся частью общества и на эту программу распространяются обычные культурные нормативы. Это возможно в случае выполнения двух условий – равновесия власти и общества, когда проект открыт и доступен общественному контролю, и соответствия интеллектуального уровня правящей группы уровню самого проекта, осознания элитой его перспектив и опасностей.

Второй. К власти приходит элитарная пассионарная группа с Большой Задачей, соизмеримой по масштабу с Большими Задачами XX века. «Государевы дети» становятся материалом для формирования нового человека, соответствующего этой Большой Задаче. Пока видится лишь одна Большая Задача, для решения которой «государевы дети» могут послужить своего рода строительным материалом, – радикальное изменение соотношения свободной творящей воли человека и формирующей его культуры. Построить новое здание содружества ясного и творческого сознания и новых культурных форм на опустошенной культурной деградацией территории – вполне достойная Большая Задача, оправдывающая идею целенаправленного производства соответствующей генерации людей.

Третий. К власти приходит субпассионарная группа с культурным уровнем ниже соответствующего уровня «государевых детей». В этом случае в ее руки попадает мощнейший инструмент использования сильных технологий во имя слабых целей. Именно это – правление элит, масштабы намерений которых ниже реального статуса государств, – мы видим сейчас в России и других постсоветских странах, наблюдая, как властвующие группировки пытаются сохранить свое господство над высокоразвитыми культурными системами, апеллируя к демократическим механизмам и одновременно снижая уровень критичности широких масс, примитивизируя их потребности. Творческое меньшинство при этом изолируется в локальных культурных оазисах, утрачивает свое влияние на социокультурные и политические процессы. В таких условиях проект «Государевы дети» обернется своей противоположностью – целенаправленным снижением уровня активности населения в результате формирования механизмов негативного управления культурой.

Это угрозы. Но угрозы сопровождают любое начинание. Осознание угроз – а их на самом деле гораздо больше, чем кажется поначалу, – позволяет разрабатывать и способы их преодоления. Выживают только те, которые не боятся рисковать.

Война за выживание

Начать можно с отработки новых педагогических технологий в нескольких реально существующих домах ребенка. Но для этого такие учреждения должны быть выведены из-под существующей юрисдикции. Современные детские дома, как уже отмечалось, в основном «производят» социально неадаптированных людей. Но это в том числе и следствие отсутствия педагогических технологий. Зачаточные технологии, позволявшие формировать полноценных членов общества в СССР, существовали во времена Макаренко, но и они – в случае их заимствования – нуждаются в радикальном пересмотре.

Новые технологии должны по всем параметрам превосходить существующие естественные – в значительной степени уже разрушенные – практики семейного воспитания. Никакие моральные соображения не могут служить основанием для отказа от противостояния стремительному разрушению культуры. Деградация естественных начал зашла на Западе слишком далеко и приближается к аналогичному уровню у нас. Когда умирает естественное, смерти может противостоять не искусственное, а только сверхъестественное. И эту методологию сверхъестественного действия нужно разрабатывать. Если нам суждено жить в этом мире, то только воля к осознанному управлению социальными процессами, в том числе и демографическими, может дать нам такую возможность.

Демографическая проблема – комплексная проблема. Она не решается за счет ограниченных и локальных мер. Повторим еще раз: решение демографической проблемы – это война за выживание. На войне все средства хороши. Перед лицом такой угрозы, как гибель, средства должны оцениваться не по их соответствию тем или иным представлениям и нормам, а только по их эффективности. Но прежде, чем такую войну начинать, нужно сформировать хотя бы зачатки элиты, способной отстаивать свои приоритеты и реально влиять на ход событий. Если страна захочет жить – такая элита возникнет. Если нет – никакие «государевы дети» не помогут.

 

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS