В.П. Шанцев: «“Труды и дни” нижегородцев»
Интервью губернатора Нижегородской области Валерия Павлиновича Шанцева альманаху «Развитие и экономика»
Источник: альманах «Развитие и экономика», №6, июнь 2013, стр. 188
– Валерий Павлинович, когда речь заходит о нижегородской земле и ее исторической роли для России, в первую очередь на ум сразу приходит День народного единства 4 ноября, напрямую связанный с нижегородским ополчением Минина и Пожарского. Что означает этот праздник лично для Вас и для всех нижегородцев?
– Сам я родился в селе Сусанино, в прошлом – Молвитино, Костромской области. Для меня начало XVII века – это история моей малой родины, непростое время для страны, которую пытались разодрать на части иностранные интервенты. В Москве сидели польско-литовские шляхтичи, семибоярщина, государство на глазах разрушалось. Должна была появиться сила, которая бы это все преодолела. И она появилась – без каких-то указов или приказов. Рядом с Молвитино, откуда я родом, есть село Домнино – вотчина Романовых, где жил будущий царь Михаил Федорович. Отряд интервентов шел к Домнино, чтобы не допустить на престол династию Романовых, однако Михаила вовремя перевезли в Ипатьевский монастырь под Костромой. Поляки схватили старосту села Ивана Сусанина и сказали: «Веди нас к Романову». И он повел их через домнинские болота. Если говорить о Нижегородском ополчении, 400-летие которого мы отметили в 2012 году, то оно интересно тем, каким образом в то время формировалась сила, которая привела к началу восстановления государственности. Судьба меня привела в Нижний Новгород на должность губернатора в 2005 году. Этот год стал для меня знаковым: уже в современной истории копия знаменитого памятника Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса была установлена в Нижнем Новгороде, и я открывал этот памятник. Нижегородское ополчение совершило историческую миссию. Именно Нижний Новгород стал местом, откуда пошел призыв и куда начали стекаться добровольцы со всей Руси. К ним примыкали и татары, и башкиры, и мордва, и марийцы, и чуваши, и вотяки. Независимо от национальности и вероисповедания люди собрались, пошли на Москву и выиграли сражение.
– Как возникла идея возродить праздник?
– В 2001 году нижегородская общественность решила проводить акцию «Алтарь отечества». Собрались добровольцы и повторили тот же путь, что и ополчение в давние времена: через Кинешму, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Такую акцию стали проводить ежегодно. В 2003 году ее участники обратились с предложением, что было бы неплохо 22 октября по старому стилю или 4 ноября по новому стилю, то есть день, когда ополчение вступило в Москву, сделать государственным праздником. Нижегородская инициатива получила поддержку, и в 2004 году Госдума приняла решение, чтобы день 4 ноября стал нашим общенациональным праздником – Днем народного единства. А в 2005 году, как я уже говорил, у нас в Нижнем Новгороде был установлен памятник Минину и Пожарскому. Его история тоже интересна. Первоначально Мартос делал памятник именно для нижегородцев, но тогда было принято решение поставить его в возрождающейся после нашествия Наполеона Москве, а нам прислали стелу. Она стоит у нас в нижегородском кремле напротив здания областного правительства. Установленная же в Нижнем Новгороде копия памятника Минину и Пожарскому на 5 сантиметров меньше по ширине и высоте памятника в Москве, но значение ее от этого меньше не становится.
– К памятным датам принято открывать знаковые объекты. Эта традиция была продолжена в регионе 4 ноября 2012 года?
– Действительно, ежегодно к 4 ноября мы у себя в области ежегодно стараемся вводить в строй самые знаковые объекты. Так, в ноябре 2008 года на родине Кузьмы Минина в Балахне был открыт культурный центр – Дом Москвы, где разместились краеведческий музей, библиотека, киноконцертный и спортивный залы. 4 ноября 2009 года в Нижнем Новгороде ввели в строй автодорожную часть метромоста через Оку. В 2010-м открыли очень важную для областного центра объездную дорогу с метромоста на главную транспортную артерию нагорной части – проспект Гагарина – и ввели в эксплуатацию реконструированный окский Канавинский мост. В 2011 году значимым событием для всех нижегородцев стало открытие после реконструкции Окского съезда, вдвое увеличившего пропускную способность Молитовского моста. В 2012 году – к 400-летию ополчения – в течение всего 4 ноября с утра до вечера мы открывали важные для города объекты – всего более тридцати. Как известно, нижегородское ополчение шло в Москву под знаменем иконы Казанской Божией Матери, поэтому еще в 2005 году в Нижнем Новгороде был заложен камень под строительство храма Казанской Божией Матери, и 4 ноября 2012 года мы торжественно открыли этот храм. Еще одно знаковое событие – открытие Зачатьевской башни Нижегородского кремля. В 2015 году мы будем отмечать 500-летие каменного Нижегородского кремля, который выдержал 28 осад, и неприятель ни разу его не взял. Но можно сказать, что наш кремль боролся не только с врагами, но и с природой. Он расположен не на плоской площадке, а на пересеченной местности с серьезными грунтовыми водами. Двести лет назад сильный оползень разрушил кремлевскую стену и уничтожил Зачатьевскую башню – одну из самых красивых и мощных. С тех пор кремль стоял разомкнутый, что приводило в недоумение туристов. Мы к 400-летию ополчения восстановили стену и Зачатьевскую башню, воссоздав первоначальный облик кремля в виде замкнутого каменного пояса. Мне удалось одному из первых пройти по верху стены двухкилометровым маршрутом. Ощущение, конечно, не для слабонервных – местами встречаются ступеньки до полуметра высотой, но защитники тех лет перемещались по ней достаточно свободно.
– Но главным событием для горожан наверняка стал пуск метро в верхнюю часть города?
– Конечно же, главным событием к юбилейной дате стало открытие станции метро «Горьковская» – первой в нагорной части города: до этого метро работало только в нижней заречной части, не неся серьезной транспортной нагрузки. Мы соединили станцию «Горьковская» со станцией «Московская»: поезд между ними идет всего 6 минут (по сравнению с часом или полутора часами стояния в автомобильных пробках на мосту эти считанные минуты – настоящий праздник), пассажиропоток в метро сразу увеличился в несколько раз. Станция «Горьковская» получилась очень красивая (во время строительства примером для нас служило московское метро). Потолок ее похож на крылья буревестника, стены отделаны мозаикой и мрамором. Думаю, эта станция может стать таким же местом притяжения туристов, как и наша канатная дорога через Волгу из Нижнего Новгорода на Бор, которую мы открыли в начале прошлого года и покататься на которой теперь приезжают к нам даже из соседних регионов. Для меня как для губернатора строительство метро было приоритетным, так как пробки в центре города стали доходить до уровня московских. Также мы ввели в строй в полном функциональном объеме 1350-метровый метромост через Оку двойного назначения: поверху идет наземный транспорт, а внутри – метро. Одновременно с этим открыли эстакаду от метромоста через железную дорогу на Московское шоссе. Кроме этого, сдали в эксплуатацию новый микрорайон «Седьмое небо» – 18 жилых домов с детским садом, торгово-развлекательным и физкультурно-оздоровительным комплексами. В 2012 году у нас в регионе стало уже 24 новых физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК). Каждый наш ФОК – это 6 тысяч квадратных метров под крышей: взрослый и детский бассейны с элементами аквапарка, большой спортзал для игровых видов спорта, площадка с искусственным льдом, зал для единоборств, залы хореографии и тренажеров, кинотеатр на 80 мест. Рядом – футбольное поле с искусственным газоном. 4 ноября мы также открыли после реконструкции и одну из самых красивых улиц Нижнего Новгорода – Рождественскую, – где расположены исторические здания купеческих усадеб, торговых представительств, банков с красивыми фасадами, украшенными лепниной и скульптурами. Мы сделали там пешеходную зону, оставив одну трамвайную линию, где как элемент туристического маршрута ходит ретротрамвай. Мы открыли площадь перед Зачатьевской башней, реконструировали полтора километра Нижневолжской набережной, установили балюстрады, сделали пешеходную дорожку, красивые фонари, лавочки, урны. Хотим в перспективе сделать такой всю десятикилометровую набережную.
– Валерий Павлинович, если говорить о сегодняшних экономических реалиях, в чем Вы определяете основные премущества нижегородского региона для привлечения инвестиций?
– По оценкам независимых экспертов, Нижегородская область стабильно входит в первую десятку российских регионов, наиболее привлекательных для инвесторов. Одним из конкурентных преимуществ Нижегородской области является ее уникальное географическое расположение в центральной части России, всего в 400 километрах от Москвы, на пересечении двух международных транспортных коридоров – Европейского № 2 и «Север–Юг». У нас с Москвой регулярное авиасообщение, а по железной дороге на высокоскоростных поездах «Сапсан» и «Ласточка» путь из Москвы в Нижний Новгород занимает менее 4 часов. Фактически область является одним из крупнейших транспортно-логистических узлов страны. Помимо развитой сети областных автомобильных и железных дорог, плотность которых соответственно в 5 и 3 раза больше средней по России, мы обладаем двумя мощными транспортными узлами – международным аэропортом и крупным речным портом, имеющим по внутренним водным артериям выход во все моря, омывающие европейскую часть России. В полной мере возможности нашей развитой транспортной системы могут оценить представители бизнеса: Нижегородская область находится в центре самого большого рынка сбыта в России с самой высокой покупательной способностью. В радиусе 500 километров от Нижнего Нвгорода проживают около 43 миллионов человек, а в радиусе 1000 километров – около 84 миллионов, что превышает показатели Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на отсутствие богатых природных ресурсов, наша область традиционно входит в число наиболее экономически развитых регионов России. Наш регион – один из крупнейших центров научно-исследовательской мысли и инновационной деятельности, промышленного производства, один из лучших по количеству трудовых ресурсов и их компетенции, на что неизменно обращают внимание все инвесторы при размещении у нас своих производств. Это очень важно для инвестора! Нижегородский крупный бизнес отличается высоким уровнем дифференцированности, что повышает устойчивость региональной экономики к негативным явлениям в отдельных отраслях.
– Какие отрасли промышленности наиболее развиты в регионе?
– Основу нашей промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли (70 процентов): машиностроение и металлообработка, химическая, нефтехимическая и топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов, а также деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.
– Насколько развита транспортная система в Нижегородской области? Что делается для ее улучшения?
– Мы уделяем особое внимание развитию и модернизации транспортно-логистической системы в Нижегородской области, тем более что актуальность данной темы возросла в связи с включением Нижнего Новгорода в список городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 года. Работа в этой сфере осуществляется по многим направлениям: совершенствуется автодорожная инфраструктура, продолжается строительство метро, оптимизируются пассажирские перевозки. Среди последних знаковых событий, как я уже говорил, открытие в 2012 году в Нижнем Новгороде первой в нагорной части города станции метро – «Горьковской». Теперь метрополитен пришел из нижней заречной части областного центра в верхнюю. В связи с подготовкой нашего региона к чемпионату мира по футболу и строительством стадиона нами принято решение о продлении Сормовско-Мещерской линии метро до станции «Стрелка». Правительство региона реализует областную целевую программу «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области», в рамках которой осуществляется финансирование содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог. Для успешного развития области в целом необходимо надежное транспортное сообщение между правобережной и левобережной территориями региона, географически разделенными рекой Волгой. Оно пока в нашей области осуществляется по единственному на 300-километровом участке течения Волги совмещенному железнодорожно-автомобильному мостовому переходу. В настоящее время завершена разработка проектной документации на строительство дополнительного моста через Волгу на автодороге Нижний Новгород – Киров: 23 ноября 2012 года на заседании инвестиционного совета были выделены земельные участки под строительство этого мостового перехода. Строительство моста начнется в текущем году. Кировское направление – одно из самых проблемных мест в городе с точки зрения пропускной способности. Новый мост и развязки значительно снизят транспортную напряженность на данном участке. Проект должен быть реализован к 2016 году. Специалисты считали: пропускная способность здесь увеличится втрое.
Одновременно с возведением моста продолжается строительство объездных дорог областного центра. Через Нижний Новгород проходят значительные потоки транзитного движения, достигающие по разным направлениям 35 процентов общего потока автотранспорта. Поэтому продолжается строительство третьей очереди первого пускового комплекса Южного обхода Нижнего Новгорода, ввод его в эксплуатацию позволит вывести за пределы областного центра транзитный транспорт с направления Москва–Казань. Планируется продолжение строительства автодороги Р-152 Шопша – Иваново – Нижний Новгород. Ввод ее в эксплуатацию обеспечит возможность беспрепятственного движения транзита в обход городов Балахны и Заволжья, а также дамбы Горьковского водохранилища в направлении северных и северо-западных регионов России.
– Какие иностранные инвесторы наиболее активны в Вашем регионе?
– Правительство Нижегородской области проводит активную работу по расширению сотрудничества с зарубежными партнерами. Основная доля иностранных инвестиций приходится у нас на создание современных, высокотехнологичных производств. Если взять последнюю пару лет, то, к примеру, в 2011 году на территории области открылись следующие основные новые производства всемирно известных компаний:
- завод «Шотт Фармасьютикал Пэккэджинг» в городе Заволжье (компания «Шотт АГ» специализируется на разработке и производстве продуктов, материалов и систем из специального стекла), объем инвестиций в это предприятие составил 600 миллионов рублей;
- предприятие компании «Либхерр» по производству строительной техники и авиакомпонентов, общий объем инвестиций по проекту составил 11,5 миллиарда рублей;
- завод компании «Валео» по производству автокомпонентов для российских и зарубежных автопроизводителей, объем инвестиций по проекту в 2011–2012 годах – 315 миллионов рублей;
- был заложен первый камень в строительство предприятия компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», объем инвестиций по проекту – свыше 3 миллиардов рублей.
В 2012 году зарубежные инвесторы также открыли у нас в регионе несколько предприятий, например:
- 7 июня компания «Юнилин» ввела в строй производство напольных покрытий (ламината) в городе Дзержинске, объем инвестиций – 2 миллиарда рублей;
- 18 июля компания «Ондулин» открыла вторую линию по производству кровельных материалов, объем инвестиций – 1 миллиард 45 миллионов рублей;
- 17 сентября в Заволжье открылся новый завод по производству автокомпонентов компании «Леони», объем инвестиций – 1 миллиард 47 миллионов рублей;
- 24 сентября там же, в Заволжье, компания «Фройденберг Политекс» открыла третью линию производства нетканых полотен для дорожного и железнодорожного строительства, объем инвестиций – 814 миллионов рублей.
В результате запуска только этих четырех предприятий было создано более 2 тысяч новых рабочих мест. Уже в текущем 2013 году, 26 января, в Дзержинске была открыта фабрика по производству виниловых обоев компании «А.С. и Палитра». Создано 110 рабочих мест, общий объем инвестиций составил 1 миллиард 39 миллионов рублей. Планируется, что продукция фабрики будет продаваться во всех регионах России. 5 февраля 2013 года на Горьковском автомобильном заводе открылось производство полного цикла автомобилей Chevrolet Aveo в рамках сотрудничества «Группы ГАЗ» и компании General Motors. Ожидается, что ежегодный объем производства составит около 30 тысяч седанов и хэтчбэков Aveo. Автомобили будут продаваться на российском рынке. Инвестиции сторон в развитие производства ГАЗ под проект выпуска Chevrolet Aveo составили 29 миллионов долларов. А 29 апреля 2013 года в Балахне открылась фабрика по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства «Реттермайер РУС Продуктион». Планируемый объем инвестиций по проекту – около 400 миллионов рублей.
– Какие меры предпринимаются на региональном уровне, чтобы привлечь иностранные компании и помочь им обосноваться в области? Существует ли специальная структура регионального уровня, которая осуществляет помощь иностранным инвесторам?
– Инвестиционный климат в нашей области оценивается многими международными агентствами как очень благоприятный, риски у нас минимальные. С целью снижения административных барьеров у нас в регионе внедрена прозрачная и четкая схема взаимодействия власти и инвестора по принципу «одного окна». В отличие от большинства регионов России в Нижегородской области создано профильное министерство инвестиционной политики, все проекты рассматриваются на заседаниях специально созданного инвестиционного совета при губернаторе. Подобный подход оправдывает себя, что подтверждается официальной статистикой. В 2011 и 2012 годах мы получили объемы иностранных инвестиций по одному миллиарду долларов ежегодно. И это не просто какие-то запланированные инвестиции, а уже реализованные в виде строительства новых заводов, установки нового оборудования. На сегодняшний день объем инвестиций по проектам, одобренным в ходе заседаний инвестсовета, приближается к 1,8 триллиона рублей. Всего было рассмотрено более 6 тысяч инвестиционных проектов, по ним планируется создать более 202 тысяч новых рабочих мест. За всеми этими цифрами – конкретные предприятия, живые люди. Вот, например, под Дзержинском мы не так давно запустили сначала первую очередь завода «Либхерр», а сейчас уже строится вторая – для производства авиакомпонента для аэробусов А-360, землеройной и строительной техники. Таких заводов в России больше нет! Или вот совместно с «Даниэли» заложили новый завод по производству металлургического оборудования, построили сверхсовременный литейно-прокатный комплекс.
– А какие вопросы чаще всего задают инвесторы? Наверняка спрашивают про льготы?
– Все зарубежные инвесторы, как правило, задают традиционные стандартные вопросы. Прежде всего их интересует уровень бюрократизации и коррупции. И поэтому, здесь я еще раз повторюсь, с первых дней мы твердо определились, что будем предельно открыты для инвесторов, поэтому и работаем в режиме «одного окна». Это значит, что у нас инвестор не ходит, ничего не согласовывает, он просто обезличенно сдает заявку на предоставление земельного участка и через 10 дней приходит на инвестиционный совет, докладывает свой бизнес-план в присутствии представителей всех согласующих, разрешающих и тому подобное организаций. И если объективно все в порядке, они говорят: «Этому проекту быть». Я сам являюсь председателем инвестсовета, и через строго определенное время (у нас максимальное время – 104 дня, если это самый сложный случай: с обременениями, правами третьих лиц) мы вручаем так называемую красную папку, где весь пакет разрешительных документов. Проектируй и строй. И все это знают. Мы часто проводим различные презентации нашего региона – надо к себе заманивать, надо объяснять. Приезжаем как-то в посольство Бельгии в Москве – они собирают бизнесменов, свой актив, ассоциации промышленников, торгово-промышленные палаты, чтоб быстрее информация расходилась о том, что есть такая Нижегородская область. И вот один из присутствующих встает и говорит: «А как у вас там с уровнем бюрократии и коррупции?» Я даже ответить не успел – поднимает руку представитель компании «Данфосс» и говорит: «Не бойтесь, в этом регионе вас будут подталкивать, чтоб вы быстрее реализовали свой инвестиционный проект». Что же касается нашего областного инвестиционного законодательства, то оно признано одним из лучших в России. У нас действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области». Инвесторам, реализующим приоритетные для Нижегородской области проекты, предоставляется нефинансовая и финансовая поддержка – налоговые льготы, компенсация части процентной ставки по кредитам. Если положена по закону льгота – допустим, по налогу на прибыль на период строительства завода и его эксплуатации в течение 5–7 лет, – то предприниматель 25 процентов налога на прибыль не платит. Это реально.
– Что Вы ожидаете от инвесторов?
– Прежде всего мы нацелены на взаимовыгодное сотрудничество. Как я уже говорил, мы максимально открыты для инвесторов, но это не значит, что мы готовы выполнять любую их прихоть. В случае если инвестор начинает требовать необоснованные преференции и льготы, мы ему отказываем. Потому что уверены, что на наши площадки придут надежные партнеры с адекватными требованиями. Именно поэтому мы приветствуем не сиюминутные и точечные решения, а системные, кластерные. Кроме того, мы ожидаем от инвесторов выполнения обязательств, которые были на них возложены. К сожалению, бывает и так, что инвестор оказался некредитоспособен или не смог добыть те ресурсы, на которые рассчитывал и имел предварительные подтверждения. Даже в этом случае мы стараемся идти навстречу инвестору, продлеваем сроки реализации проекта. Но в конечном итоге мы все-таки хотим видеть результат использования земельных участков, которые мы предоставляем инвесторам. К примеру, если мы выдали землю инвестору под строительство завода, значит через заявленные сроки мы должны увидеть построенный завод, а не строительный забор. Нижегородцы уже давно зарекомендовали себя как надежные деловые партнеры, и я с большим удовольствием приглашаю к нам всех, которые заинтересованы в развитии бизнеса, во взаимовыгодном сотрудничестве во всех сферах экономики, культуры, науки и туризма.
– Раз уж Вы упомянули туризм, нельзя не признать, что Нижегородская область обладает колоссальным историческим и культурным потенциалом. Вот мы начали с темы 400-летия Нижегородского ополчения, но в ближайшие годы регион ожидают еще два не менее значимых события.
– Действительно, нынешнее пятилетие в плане истории для нижегородцев особое: череда юбилеев такого рода – и 400-летие Нижегородского ополчения, и 300-я годовщина со дня основания Нижегородской губернии, и 500 лет нашему каменному кремлю в 2015 году – это события, которые выпадают раз в сто лет. Поэтому сегодняшнее поколение нижегородцев в этом плане счастливое. Про предстоящий юбилей кремля мы уже говорили. А в 2014 году будет отмечаться 300-летие Нижегородской губернии. 26 января 1714 года Петр I – император-реформатор, много сделавший в России для развития и промышленного производства, и науки, и государственного устройства, – выпустил в свет указ, в котором написал: «Нижегородской губернии быть особо». Что он имел в виду под словом «особо», все трактуют по-разному. Но с тех пор нижегородская земля и обладает этим особым статусом. Мы считаем, что особую роль Нижегородская губерния играла, когда была форпостом, обороняя восточные границы государства, одно время она даже была кормилицей, а в годы Великой Отечественной войны – арсеналом Победы. Именно по указу Петра I наш регион, объединяющий русские земли Волго-Окского междуречья с городами Нижний Новгород, Арзамас, Балахна, в начале XVIII века впервые обрел административную самостоятельность, став полноправным субъектом Российской державы. Прошедшие с тех пор три столетия подтвердили правильность этого государственного решения и позволили всесторонне раскрыть экономический и духовный потенциал нижегородского региона, вписавшего славные страницы в историю России. Предстоящий юбилей дает возможность вновь вспомнить «труды и дни» нижегородцев, сохраненные архивными документами и народной памятью. Создание губернии привело в XVIII веке к бурному развитию хозяйства. Одним из наиболее известных промыслов было производство поташа – химиката, употребляемого в стекольном производстве, мыловарении, красильном деле, изготовлении пороха. В большом количестве его производили в Арзамасском уезде, а потом через Архангельск вывозили за границу. Соляным промыслом славилась Балахна, в которой также получило развитие деревянное судостроение. В Лыскове жили искусные кузнецы, плотники, горшечники, портные. Далеко за пределы края выходила слава о павловских литейщиках и оружейниках. Кожевенным промыслом занимались жители села Богородское с прилегавшими деревнями. В Городецкой волости возник большой якорный завод, а около Воротынца – чугунный и железный заводы. Самым крупным промышленным центром края стал губернский город Нижний Новгород. Это был центр канатного производства, судостроения, металлообработки. Мастера-судостроители участвовали в подготовке волжского флота для перевозки артиллерии и боеприпасов в Азов. Металлисты отливали колокола и якоря, изготавливали ружейные замки. Здесь были созданы и успешно работали кирпичный, гончарный, стальной, а также кожевенные, солодовенные, пивоваренные заводы, фабрика парусных полотен. Все эти производства в Нижегородской губернии развивались и оставались конкурентоспособными и позднее. И в связи с грядущим юбилеем у нас будет прекрасный повод вспомнить все памятные вехи нижегородской истории.
– Помогает ли богатая история области привлекать туристов?
– Вы знаете, у нас в Нижнем Новгороде около 600 памятников истории, культуры, архитектуры. Благодаря этому ЮНЕСКО включила Нижний в число ста городов, имеющих особую ценность для всего цивилизованного человечества. Поверьте, нам есть что показать. Один только нижегородский кремль, который мы недавно отреставрировали, чего стоит! А есть ведь еще Дивеевский и Макарьевский монастыри, знаменитая Нижегородская ярмарка, о которой знают во всем мире, знаменитые народные художественные промыслы Нижегородской области, включая хохлому, есть второй по величине в Европе цирк и многое другое. До 1991 года Горьковская область была полностью закрыта для иностранных туристов. Даже теплоходы с ними по Волге проходили ночью с закрытыми иллюминаторами, потому что это был центр оборонно-промышленного комплекса. Когда я в 2005 году приступил к исполнению обязанностей губернатора, то убедился, что даже в России многие люди не представляют, что такое Нижний Новгород, путают с Великим Новгородом. Мы ездили на все крупные форумы, конгрессы, выставки, делали презентации в посольствах, торгово-промышленных палатах, целенаправленно вели эту деятельность. Конечно, история и традиции играют большую роль. Если есть глубокие исторические корни и административная воля для развития туризма, то туристы едут. Для себя мы обнаружили целый ряд жемчужин, о которых знают во всем мире, а для нас никакой ценности с точки зрения туризма они не представляли. Например, история про Китеж-град. У нас в Воскресенском районе есть озеро Светлояр. По преданию, этот город находился рядом с озером. Мы там сейчас заканчиваем строительство оптического театра, чтобы посредством лазерных технологий показывать объемный Китеж-град. Естественно, там нужны дороги и инфраструктура. Есть древний город Городец – он всего на 5 лет моложе Москвы, и основал его тот же князь Юрий Долгорукий. Городец сегодня зовут городом ста музеев. Там действительно около ста музеев различных направлений. Очень красивая архитектура, красивые улицы, фасады домов, художественные промыслы. Мы там построили город мастеров в виде древней княжеской деревянной усадьбы, где можно поучаствовать в мастер-классах, приобщиться к этому наследию. Как только мы его построили, сразу в несколько раз увеличился поток туристов. Городецкая художественная роспись – это исторический русский народный промысел, удивительная доставшаяся нам из глубины веков красота. Совершенно неописуемый и по внешнему виду, и по вкусу городецкий пряник. Кроме того, мы восстановили Феодоровский монастырь, где закончил свою жизнь Александр Невский. В Городце стоит ему памятник. Мы чтим этого великого полководца, гражданина – одного из спасителей нашей русской земли, потому что в тот исторический период была очень страшная ситуация: с запада – немцы, ливонцы, с востока – татаро-монголы. На два фронта воевать было крайне сложно. Он как политик и полководец не проиграл практически ни одного сражения. Еще пример – все знают хохлому, это визитная карточка России. Настоящий поселок Хохлома находится в Нижегородской области, и единственная фабрика золотой хохломы расположена в городе Семенове. Мы там построили музейный комплекс, и за два года поток туристов туда увеличился в четыре раза. Или взять Чкаловск – это родина летчика Валерия Чкалова, совершившего первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс, и родина знаменитого «горьковского гипюра». Большое Болдино – родовое имение Пушкиных, где великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным было создано более 60 его лучших произведений. В Гагинском районе у нас есть усадьба Шереметевых, мы ее тоже реставрировали. И такие знаковые объекты можно перечислять долго – их в нашей области очень много. У нас успешно реализуется программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области». Только за последние два года количество туристов в регионе увеличилось почти на четверть (23 процента) – до 715 тысяч человек в 2012 году. Приток иностранных туристов сегодня также постоянно растет. В ноябре 2012 года в Нижнем Новгороде открылся первый в регионе туристический информационный центр. Его работа также способствует притоку к нам туристов. Там на русском, английском, немецком, французском языках вам предоставят все сведения об объектах культурного наследия и памятниках природы региона, туристических маршрутах, транспортных услугах, гостиницах, культурных и спортивных событиях в жизни города и области. Со всеми основными туристическими достопримечательностями нижегородского края и новостями туризма можно познакомиться и на официальном сайте – www.volgatourism.ru. Нижегородская область – регион с богатой историей и красивой природой, действительно являющийся жемчужиной туризма. Так что, пользуясь случаем, приглашаю всех читателей альманаха «Развитие и экономика» посетить нашу нижегородскую землю!
Интервью подготовил
Олег Сухонин